«Формирование ключевых компетенций при подготовке специалистов нефтегазовой отрасли» Презентация и доклад


Аманова Бибигуль Нагашебайевна
старший преподаватель кафедры «Техника и технологии»,  (1категории) Западно-Казахстанский инновационно-технологический университет  (Уральск)

Главной целью своей педагогической деятельности считаю создание благоприятных условий для воспитания компетентного студента, путём раскрытия его индивидуальных возможностей через личностно – ориентированный подход.

Моя педагогическая деятельность строится на принципах формирования следующих ключевых компетенций у студентов:

·                     учебно-познавательные компетенции: научить планировать, анализировать, делать самооценку, самостоятельно добывать знания;

·                     информационные компетенции:  учить самостоятельно готовить сообщения, проекты с использованием различных источников информации, поиск и отбор необходимой информации, её преобразование, сохранение и передача;

·                     коммуникативные компетенции: воспитывать умение общаться со сверстниками и взрослыми людьми, работать в группе, коллективе, отстаивать, цивилизованными способами свою точку зрения, слушать и слышать других.

Моя система работы предусматривает формирование у студентов устойчивого интереса к дисциплинам, активизация познавательной деятельности, выявление и развитие их  творческих  способностей, интереса к профессии.  Ведь именно на занятиях спецдисциплин реализуется основное направление процесса воспитания в колледже: формирование казахстанского патриотизма, гражданственности, толерантности, духовно – нравственной, социально – активной личности.

Достижение поставленной цели вижу в индивидуализации и дифференциации образовательного процесса, путём внедрения методов и приемов современных образовательных технологий: личностно-ориентированный подход в обучении, метод проектов, информационно-коммуникационные технологии обучения [1].

Для этого в своей работе я опираюсь на следующие методы обучения:

Игровой метод – все игры в целом, это:

– разнообразие в формах урока

– выявление интереса к избранной специальности

– ожидание чего-то нового

– закрепление знаний и умений

Студенты при проведении игр более активны, заинтересованы, лучше успевают, меньше устают. Остановимся на конкретных примерах, разработанных мною игр.

При изучении  дисциплины «Эксплуатация нефтяных и газовых скважин»  провожу следующие игры:

1. Игра “Лучший техник-технолог” – Слайды

Игра проводится по дисциплине: «Эксплуатация нефтяных и газовых скважин» с целью:

•      Контроля учебной деятельности

•      Закрепления и активизации основных понятий и навыков

•      Повышения познавательной мотивации

•      Воспитания лидерских качеств

1 тур

Технология и техника добычи               10         20       30       40       50

нефти и газа

Подземный ремонт скважин                10         20        30       40       50

Методы искусственного                       10         20        30       40       50

воздействия на залежи

Геолого-физические                               10         20        30       40       50

характеристики залежи

Студенты на свое усмотрение выбирают вопрос из представленных разделов, правильный ответ соответствует количеству выбранного балла (чем больше баллов, тем сложнее вопрос).

Вопросы 1 тура:

Технология и техника добычи нефти и газа:

10 – элемент фонтанной арматуры, который предназначен для регулирования режима работы фонтанной скважины и ее дебита

20 – Виды ШСН

30 – На какие два вида по конструкции делится фонтанная арматура

40 – Скважина, в которую закачивают воздух

50 – Утолщенная муфта, которая перекрывает межтрубное пространство на половину (т.е. на 50%)

Подземный ремонт скважин:

10 – На какие два вида подразделяется ремонт скважин

20 – К какому ремонту относят работы в стволе скважины

30 – К какому ремонту относят смену фонтанного и газлифтного оборудования

40 – Предназначение элеватора и спайдера

50 – Как называется устройство для исправления дефектов в эксплуатационной колонне

Методы искусственного воздействия на залежи:

10 – Основные три вида заводнения

20 – Механические методы воздействия на пласт

30 – В каких случаях применяют СКО

40 – Какой кислотой воздействуют на пласт, состоящий из терригенных пород

50 – Перечислить основные показатели при расчете ГРП

Геолого-физические характеристики залежи:

10 – К каким породам относят нефть и газ

20 – Какие породы относят к терригенным

30 – Что означает порода-коллектор

40 – Как называется геологическая карта, на которой отмечают давления

50 –  Перечислить геофизические методы исследования

2 тур «Угадай схему!»

Технология и техника           10   20    30

добычи нефти и газа

Подземный ремонт               10    20   30

скважин

Методы искусственного       10     20   30

воздействия на залежи

Задание: Студенты должны определить название схемы и ее предназначение.

Схемы на слайдах.

3 тур

«Магический квадрат»

Задание: найти термины и дать им определение. Слайд.

2. Игра “Эстафета” – разбиваю группу на команды, выдаю задание. Выиграет тот, кто по технологической цепочке быстрее выполнит ра­бочий прием и запустит оборудование в работу. Слайд.

3. Разыгрываю проблемные производственные ситуации. Ставлю перед студентами проблему. Они же проигрывая различные производственные кон­фликтные ситуации, находят различные ответы. В зависимости оттого, что важнее – выиграть время, улучшить качество или затра­тить больше времени, но добиться большей экономии сырья, материа­лов, электроэнергии и т.д. Умение увидеть проблему, поставить во­прос, а затем найти ответ. Слайд.

Очень важно при решении задач не отвергать их неверные ответы, а путем правильно поставленных вопросов, побудить их самих отка­заться от ошибочных суждений. Ведь правильный вывод вызывает же­лание еще более активизировать свою деятельность [3].

4. «Мозговой штурм» – это метод, при котором принимается любой ответ обучающегося на заданный вопрос. Важно не давать оценку высказываемым точкам зрения сразу, а принимать все и записывать мнение каждого на доске или листе бумаги. Участники должны знать, что от них не требуется  обоснований или объяснений ответов [2].

«Мозговой штурм» – это простой способ генерирования идей для разрешения проблемы. Во время мозгового штурма участники свободно обмениваются идеями по мере их возникновения, таким образом, что каждый может развивать чужие идеи. Слайды.

5. Блиц-опрос – зачитывается текст, ответ на который состоит из одно­го слова. Ставятся условия. Чем больше прозвучит ответов, тем боль­ше баллов набирает студент.

Пример: вопросы по дисциплине «Общая нефтяная и нефтепромысловая геология»:

•      На какой стадии происходит падение добычи нефти …

•      Какая вода содержится в нефтяной и газовой залежи…

•      Как называется скважина, в  которую  закачивают газ или воду, для ППД ….

•      Прострел отверстий в колонне и цементном кольце для получения притока нефти и газа называется …

•      Цилиндрической формы образец горной породы , извлекаемый в процессе бурения скважин …..

•      Нижняя  часть  пласта  называется …

•      Какой кислотой определяют карбонатность породы …

•      Прибор для определения диаметра ствола скважины …

•      Геофизический метод исследования, основанный  на различной степени естественной радиоактивности горных пород …

•      Совокупность залежей нефти и газа, расположенных в пределах одной  площади называются …

6. Графический диктант – зачитываю заранее подготовленный текст из 10 пунктов. Если студент согласен с формулировкой текста, то ста­вится знак + плюс, если нет, то – минус. В результате получается цепочка знаков. Затем на доске зарисовываю правильный рисунок. Студент самостоя­тельно сверяет его со своим ответом и ставит себе оценку.

Пример: вопросы по дисциплине «Общая нефтяная и нефтепромысловая геология»

1.     Разница между пластовым давлением и забойным давлением при котором Рпл больше Рзаб , называется – репрессией?  (-)

2.     Какие скважины по большинству объектов составляют основную часть фонда скважин  – добывающие? (+)

3.     Исследование горных пород с помощью упругих волн в земной коре, искусственно создаваемых в ней путем взрывов спец зарядов называется  – электроразведкой? (-)

4.     При каком режиме нефть под действием силы тяжести передвигается к забоям скважины  – газонапорном? (-)

5.     Количество газа, приведенное к нормальным условиям, приходящегося на      1 куб. м  извлекаемой нефти, называется газовым фактором? (+)

6.     Расстояние от кровли до подошвы пласта, называется мощностью пласта? (+)

7.     При n =1 до 4, в формуле CnH2n+2, парафиновые углеводороды являются  – жидкостями?  (-)

8.     Прибор для измерения кривизны ствола скважины, называется инклинометр?  (+)

9.     Основной состав нефти – углерод и сера? (-)

10.                        Горные породы, обладающие способностью вмещать нефть, газ, воду  и отдавать их  в промышленных количествах при разработке, называются коллекторами? (+)

Ответ на слайде.

7. Ролевая игра «Кастинг – прием на работу специалиста». Студентами составляются вопросы, тесты для приема на работу, выбирают директорат нефтяной компании  и безработных. «Безработные» составляют резюме и проходят собеседование, отвечая на вопросы теста.

Пример: по изученным темам «Фонтанного способа эксплуатации» проводится ролевая игра. Компания «КПО б.в.» набирает специалистов  на работу.

Психологический тест

Вопросы
Да
Нет
1) Представьте себе такую сцену: во время работы на рабочем месте ПДК сероводорода значительно повысилось и ваш коллега начал терять сознание. По ТБ положено немедленно покинуть рабочую зону. Ваши действия?

2) Может ли неудача в проявлении инициативы заставить вас больше никогда этого не делать

3) Стараетесь ли вы избегать острых дискуссий

4) С кем вы предпочитаете работать

А) с покорными людьми

Б) независимыми и самостоятельными людьми

5) Если то, что вы наметили, не дало ожидаемых результатов, то вы:

А) возложите ответственность на другого

Б) сами доведете начатое дело до конца

6) Случалось ли вам по личной инициативе организовывать различные мероприятия, спортивные  и т.д.

7) Находясь на собрание, высказываете ли вы свое мнение, проявляете инициативу

8) Испытываете ли вы необходимость в советчике, который мог бы направлять вашу  активность

9) Считаете ли вы себя нерешительным человеком

10) Часто ли вам приходится убеждать кого-либо в чем то.

Часто ли удается убедить?

Вопросы для собеседования на профессиональные знания:

1)  Почему вы выбрали нашу компанию?

2)  Кем бы вы хотели у нас работать?

3)  Виды инструктажа по ТБ

4)  Опасные и вредные вещества на производстве в нефтегазовой отрасли

5)  Какие индивидуальные средства защиты необходимы на производстве нефтегазовой отрасли

6)  Предназначение фонтанной арматуры

7)  Виды фонтанной арматуры

8)  Перечислить оборудование фонтанной арматуры

9)  Перечислить основные расчетные показатели  при подборе оборудования фонтанной арматуры

10) Виды осложнений при фонтанном способе эксплуатации

8. Игра в “Небылицы” – зачитываю заранее составленные тексты, со­держащие “небылицы”. Кто больше заметит неточностей, получит по­ложительную оценку.

Например:  по теме «Оборудование ШСНУ»

1. Штанговые скважинные насосы делятся на вставные, невставные, «полувставные».

2. В наземное оборудование ШСНУ входит: станок-качалка, электродвигатель, кривошип, шатун, балансир, устьевой сальник, «штанговый скважинный насос», устьевая обвязка и тройник

3. Изменение длины хода штанги можно регулировать  – «сменой шкива на валу электродвигателя на больший или меньший диаметр».

4. Изменение частоты качаний в минуту достигается – «перестановкой пальца кривошипа в то или иное отверстие» и т. д.

9. Игра “Что? Где? Когда?” – проводится работа в малых группах, при закреплении пройденного материала.

10. Составление кроссвордов, фил фордов, ребусов. Слайды.

11.                        Видеозаписи устройств оборудования и основных механизмов.

Рефлексия

Студентам предлагается оценить урок по предложенным параметрам:

•      Насколько понятным оказался материал сегодняшнего занятия?

Совсем непонятно               12345678910            Очень понятным

•      Насколько интересно прошли для вас данные занятия?

Совсем неинтересно            12345678910            Очень интересно

В  какой степени может оказаться полезным вам материал, изученный на сегодняшних занятиях?

Совсем неполезен                 12345678910            Очень полезен

•      Оцените сами степень усвоения вами материала, изучавшегося на сегодняшнем занятии.

Совсем не усвоил                  12345678910            Очень хорошо усвоил

Одним из ключевых ориентиров  в процессе обучения студентов специальности  являются практические навыки, получаемые во время прохождения учебной и производственной практик

Китайская пословица гласит: «Услышал-забыл, увидел-запомнил, сделал-понял».

Во время прохождения учебной практики студенты изготовляют макеты, элементы оборудования, стенды, учебные плакаты. Слайды.

Взаимодействие образования и производства играют большую роль в подготовке будущего специалиста. Практические и профессиональные навыки наши студенты получают во время прохождения производственных практик. Слайды.

Учебная конференция – это организационная форма обучения обеспечивает педагогическое взаимодействие преподавателя и студентов при их максимальной самостоятельности, активности, инициативе. Конференция, как правило, проводится с несколькими учебными группами и представляет собой особую конструкцию обучения, направленную на расширение, закрепление и совершенствование знаний [1].

Например, на «неделе кафедры» мною организована конференция на тему: «Экологические проблемы нефтегазодобывающих районов Казахстана».

Главное в конференции – свободное, откровенное обсуждение проблемных вопросов. Слайды.

Метод проектов и экспериментов – студенты объединяются в небольшие группы, проводят исследования или эксперименты при лабораторном занятии. Эта аналитическая работа включает в себя несколько этапов, которые позволяют улучшить навыки логического мышления, максимально раскрывают творческие возможности учащихся и стимулируют их к научно-исследовательской работе [2].

Например:  эксперименты с «Неньютоновскими жидкостями», «Ламинарный и турбулентный режимы жидкости», «Исследование горных пород (образцов керна) на пористость и проницаемость» и т.д. Слайды.

Метод проектов широко используется при дипломном проектировании.

Заключение

Применение информационно-коммуникативных компетенций позволяет делать занятия  не похожими друг на друга. Это чувство постоянной новизны способствует поднятию интереса к учению, при этом я вижу горящие глаза студентов, их готовность к творчеству, потребность в получении новых знаний, профессиональных навыков и ощущение самостоятельности.

Список использованной литературы

 

1.  Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании:

Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 2003

2.    Использование современных информационных и коммуникационных

технологий в учебном процессе: учебно-методическое пособие / Авторы-

составители: Д.П. Тевс, В. Н. Подковырова, Е. И. Апольских, М. В.

Афонина. – Барнаул: БГПУ, 2006

3.    Любин М.Я. Воспитание интереса к профессии у учащихся

М.Я. Любин М. Высшая школа 1985.- 250с

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *