Использование информационных технологий как инструмента развития мотивации на уроках юридических дисциплин


Баданина Марина Александровна
преподаватель общественно – правовых дисциплин
Павлодарского экономического колледжа Казпотребсоюза

На сегодняшний день важным условием развития человечества является информатизация образования. Для развития единой информационной образовательной среды в обществе реализуются материальные и организационные предпосылки. Данная среда является своеобразным проводником обучаемых для изучения основ информационной культуры и создает условия для развития содержания образования, модернизации инновационных технологий в образовании.

Основной целью образования  в Республики Казахстан в новом столетии становится не простая совокупность знаний, умений и навыков, а основанная на них личная, социальная и профессиональная компетентность, умение самостоятельно добывать анализировать и эффективно использовать информацию для принятия грамотных управленческих решений, умение рационально и целесообразно жить и работать в быстро меняющемся мире.

Современные психологи и педагоги сходятся во мнении, что качество выполнения деятельности и её результаты зависят, прежде всего, от побуждения и потребностей индивида, его мотивации. Проблема мотивации в учении возникает по каждому предмету. Существует проблема мотивации изучения юридических дисциплин в средне-специальном заведение (колледже). До момента изучения юридических дисциплин и в самом начале у учащихся, как правило, высокая мотивация. Им хочется знать ответы на вопросы об уголовной ответственности, из области семейных отношений, участвовать в судебных процессах. Но вот начинается процесс овладения уголовным правом, уголовным процессом, финансовым правом, банковским правом и др., и отношение учащихся меняется. Ведь этот процесс предполагает период накопления «строительного материала» (познание понятий, терминов), преодоления разнообразных трудностей, что отодвигает достижение целей, о которых мечталось. В результате уменьшается мотивация, пропадает активность, снижается в целом успеваемость, которая, в свою очередь, негативно влияет на мотивацию. А впоследствии, уже будучи взрослыми, сожалеют по поводу упущенного, возникает недовольство не только собой, но главным образом постановкой обучения.

Расценивая мотивацию как важнейшую пружину процесса овладения юридическими дисциплинами, обеспечивающую его результативность, нужно иметь в виду следующее: мотивация – сторона субъективного мира учащегося, она определяется его собственными побуждениями и представлениями, осознаваемыми им потребностями. Отсюда все трудности вызова мотивации со стороны.преподаватель может лишь опосредованно повлиять на неё, создавая предпосылки и формируя основания, на базе которых у учащихся возникает личная заинтересованность в работе.

Использование ПК на уроках юридических дисциплин показало, что меняется отношение учащихся к предмету, студенты не боятся проявлять свою инициативу в решении предлагаемых заданий, высказывать свое собственное мнение, стремятся овладеть программным материалом на более высоком уровне, чтобы справиться с заданиями теста на компьютере.

Однако, как показала практика, используя информационные технологии в учебном процессе, не стоит делать это эпизодически, бессистемно, иначе они не повлияют на результаты обучения. Следует также помнить, что применение информационных технологий в учебном процессе не должно заменять традиционные методы и приемы обучения.

Управление обучением с помощью компьютера приводит к повышению эффективности усвоения, активизации мыслительной деятельности учащихся. В обучающих программах могут быть использованы разнообразные формы наглядности, которые способствуют различные способы организации и предъявления теоретического материала в виде таблиц, схем, опорных конспектов и так далее. И демонстрирует не только статичную информацию, но и различные языковые явления в динамике с применением цвета, графики, эффекта мерцания, звука, пиктографии, «оживления» иллюстраций и так далее (это качественно новый уровень применения объяснительно-иллюстративного и репродуктивного методов обучения). Использование тестов помогает не только экономить время учителя, но и дает возможность учащимся самим оценить свои знания, свои возможности.

Применение компьютерных технологий по специальности «Правоведение» осуществляется по многим специальным дисциплинам.Начиная со второго курса обучения, учащиеся познают первые навыки, необходимые для будущего квалифицированного юриста. В первом семестре начинается изучение теории государства и права, делопроизводства, логики, истории государства и права РК.

К примеру, проанализируем применение компьютерных технологий на уроках «Делопроизводство». Трудно представить какой либо вид деятельности в современном бизнесе, не связанный с оформлением, получением и хранением документов. Начиная с регистрации предприятия, предприниматель приступает к документированию своей работы. И на протяжении всей своей деятельности он сталкивается с вопросами делопроизводства. Порой правильное оформление одного документа является трудноразрешимой задачей, отнимающей много времени.

Для того чтобы правильно, верно, точно, а самое главное быстро и качественно набрать необходимый текст на уроках применяется программа «Stamina». Клавиатурный тренажер Stamina – это эффективная программа для освоения слепой машинописи. После прохождения полного курса обучения можно не глядя на клавиатуру быстро набирать различные документы.

Как показала практика применения данной программы (по итогам двух аттестаций): Аттестация №1 – средний балл – 3,6; качественная успеваемость – 58,  а при аттестации №2 -средний балл – 3,9; качественная успеваемость – 72.

Инновационные технологии можно применять на любом уроке и не только преподавателем, но и в первую очередь самими учащимися. Так на уроке «Основы права» по специальности «Финансы» учащимся было предложено выполнить практическую работу с применением компьютерных технологий в виде научного проекта (Тема:Правоохранительные органы РК).

Учащимся было предложено использованиепростейшего и общедоступного инструментального средства- РоwerPoint. Несмотря на простоту работы, это приложение обладает большим арсеналом средств, позволявющих:

-создавать слайды с различной разметкой, фоном, цветовой схемой, шаблоном оформления;

-размещать на слайдах текст, рисунки, автофигуры, звуковое сопровождение, таблицы, объекты других приложений, видеофайлы, примечания и различные элементы панели Рисование;

-осуществлять настройки: смены слайдов (по щелчку или автоматически), презентации (управляемый докладчиком или полный экран), анимации для объектов на слайдах, звуковых эффектов.

Таким образом, сделав все  необходимые настройки, можно реализовать пошаговое объяснение материала с голосовым сопровождением, с интерактивными кнопками перехода со слайда на слайд с ссылками на видеофайлы.

Данную практическую работу выполняли две группы 2-11Ф и 2-12Ф, учащиеся группы 12-Ф выполнили работу с помощью программы РоwerPoint. В результате проведенного анализа былиполучены следующие данные:

 

группа Кол-во человек Средний балл Качественная успев Абсолютная успеваемость
11-Ф 23 3.4 49 100
12Ф 23 3.9 77,5 100

 

Применение компьютера помогает осуществлять разноуровневое обучение. Дифференцированный подход на уроках организационно состоит в сочетании индивидуальной и групповой форм работы. Необходимость организации групповой дифференцированной и индивидуально дифференцированной форм деятельности учащихся следует из требований развивающего характера обучения и принципа индивидуального подхода к каждому ученику с целью максимального его развития.

Таким образом, суть дифференцированного подхода заключается не в облегчении содержания материала, а в нахождении пути, по которому должен учащийся прийти к конечной цели, то есть к самостоятельному выполнению задания.

На уроках «Гражданское право», «Уголовное право», «Криминалистика», «Уголовно-процессуальное право» и др. используется интерактивная доска, которая позволяет не только использовать на уроках видеоматериалы, учебные фильмы, но и также использовать возможностиАСTIVstudio.

ACTIVstudio2 и ACTIVprimary дают возможность учащимся стать активными участниками процесса обучения за счет предоставления дополнительного, и визуально более разнообразного образовательного материала.

Программное обеспечение ACTIVstudio2 имеет набор необходимых функций, которые может использовать как искушенный пользователь, так и новичок.

Настраиваемая панель инструментов позволяет работать максимально удобно в зависимости от уровня подготовки. ACTIVstudio2 имеет следующие дополнительные инструменты: «Телеграфная лента», «Распознавание» от руки написанного текста или нарисованных фигур, «Масштаб страницы», цифровые/аналоговые «Часы» с установками отсчета времени в прямом и обратном направлении, «Устройство записи флипчарт» для записи и последующего воспроизведения всех действий на страницах флипчарта.

Например, очень эффективны следующие инструменты:

-использование слоев: правильные ответы будут отражены поверх круга, а неправильные – скрыты за кругом. Учащиеся выбирают верные документы и переносят их в круг, если учащийся ошибается, то название документа скрывается за кругом;

-волшебные чернила. Учащиеся записывают пропущенные слова, а потом проверяют правильность написания, стереть ответ можно только с помощью инструмента Волшебные чернила, но они стирают только то, что находится на верхнем слое;

-техника – бери и тяни и др.

Анализ успеваемости учащихся за два года показал, что применение на уроках информационных технологий способствовало улучшению знаний учащихся по юридическим дисциплинам.

Использование новых технологий на уроке, базирующихся на применении компьютера – это не дань моде, а необходимость, т.к. они способствуют совершенствованию практических умений и навыков; позволяют эффективнее организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения; контролировать деятельность каждого, значительно увеличить темп работы (за небольшой промежуток времени учитель может проверить как теоретические знания учащихся по данной теме, так и практические.

Очень важно, что учащиеся работают с увлечением на любом этапе урока, и это поддерживает интерес к предмету в целом, активизируют познавательную деятельность учащихся.

Компьютер позволяет усилить мотивацию учения и улучшить усвоение учебного материала, он потребует от учащихся применения знаний на практике, что так необходимо для выработки умений и навыков. Наконец, использование компьютера даёт возможность качественно изменить самоконтроль и контроль за результатами обучения, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом, а также своевременно корректировать и обучающую деятельность и деятельность учения.

 

Литература

  1. Глушаков С.В., Мельников И.В. Персональный компьютер. Учебный курс. – Харьков: Фолио, 2000. – 499 с.
  2. Информационные технологии в педагогическом образовании, Киселев Г.М., 2012
  3. Жумагулова С. К., Абилдаева Г. Б., Шакирова Ю. К. Влияние развития информационных технологий на процесс обучения // Молодой ученый. — 2014. — №16. — С. 50-53.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *