Открытое занятие «Дюймовочка»
Доленко Юлия Анатольевна
воспитатель класса предшкольной подготовки ГУ «Карабалыкская средняя школа имени А. Кунанбаева отдела образования акимата Карабалыкского района»
Цель: Занятие направленно прежде всего на развитие речи детей. Сюжетная канва сказки на одном занятии позволяет применить инсценирование, закрепить диалогическую речь, звуковую культуру речи, используя невербальные методы работы, а главное воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, доброжелательность.
Задачи: 1.Закрепить умение детей использовать в речи эпитеты, характеризующие героев, составлять небольшие описательные рассказы о животных, использовать в речи диалоги, инсценировать произведение;
2.Формирование доброты, отзывчивости, умение прийти на помощь к тому, кто в ней нуждается (Ласточка – Дюймовочка, Дюймовочка – Мышь).
Оборудование: костюмы героев, бутафорский цветок (тюльпан, ромашка), болото, украшенное кувшинками и камышами.
Словарная работа: дюйм.
Билингвальный компонент: mouse – мышь, frog- лягушка.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята! Сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте их поприветствуем.
– Сәлеметсіз – бе! Здравствуйте! Good morning!
Ребята, сегодня мы с вами отправимся в сказочное путешествие. Но прежде чем мы это сделаем, давайте вспомним:
Беседа «О весне».
– Какое у нас сейчас время года?
– А как мы узнаем, что у нас сейчас весна?
– Какой сейчас месяц?
– Какой день недели?
– Какое же число?
Воспитатель: А сейчас мы отправляемся в гости к Дюймовочке.
Звучит музыка, появляется ласточка.
Воспитатель: Здравствуй, ласточка! Ты сегодня не одна, а с ребятами. Вы все такие необычные (в костюмах героев). Из какой вы сказки? («Дюймовочка»). А кто написал эту сказку? (датский сказочник Г. К. Андерсен). Давайте вспомним начало этой сказки. Дети рассказывают.
В далекой стране, у синего моря жил – был добрый Сказочник. Он понимал язык зверей и птиц. Они рассказывали ему различные истории. Одну такую историю рассказала ему острокрылая Ласточка. «Жила – была одинокая женщина, не было у неё детей, и пошла она к доброй волшебнице…».
Появляется девочка в костюме доброй феи.
Добрая фея: «Я дала доброй женщине ячменное зернышко. Это зернышко она посадила в цветочный горшок, а из него вырос чудесный цветок. Вдруг в нем, что-то щелкнуло, он раскрылся и из него вышла чудесная девочка, она назвала ее Дюймовочкой» (из бутафорского цветка появляется Дюймовочка).
Воспитатель: 1. Почему девочку назвали Дюймовочка? (её рост 2.5 см – дюйм).
2. Какая она была? (маленькой, крошечной, малюсенькой, небольшой, крохотной).
Из – за цветка появляется жаба.
Жаба: Ква – ква – ква. Какая славная девочка. Она будет отличной женой моему сыночку. Пойдем в болото.
Дюймовочка: Я не пойду с вами.
Жаба: Я покажу тебя сыночку, вот он обрадуется. (Зовет сына). Сын, вот тебе невеста.
Жаба – сын: Квакс – квакс, брекекекс. Какая славная, красивая девочка. Она очень мила.
Жаба: Привяжу тебя покрепче к кувшинке, чтоб ты не убежала. Мы сейчас придем, ты жди.
Воспитатель: Автор говорит, Жаба – безобразная и сынок – безобразный, как по – другому можно сказать о них? (ужасный, мерзкий, некрасивый, отвратительный).
Нужно спасать дюймовочку из болота. Кто прилетел к ней на помощь? (Мотылек)
Под музыку появляется мотылек, предлагает Дюймовочке свою помощь, спасает ее, и они «улетают» из болота, навстречу выходит Майский жук.
Майский жук: Очаровательная девочка! Хоть и не похожа на ж-жука! Эй, соседи, все сюда!
Смотрите, у нее только две нож-ж-жки! У нее нет щупальцев!
Жу – жу – жу, жу – жу – жу,
Я на ветке сижу,
Я на ветке сижу,
Звук ж твержу!
Воспитатель: Не понравилась им Дюймовочка. Жук посадил ее на ромашку и улетел. Осталась она одна.
Физминутка: «Четыре шага»
Воспитатель: Прошло теплое лето. Наступила холодная осень. Пошла девочка искать приют на зиму. В поле она увидела нарку, там жила полевая мышь.
(Далее идет свободный диалог Полевой мыши и Дюймовочки. Полевая мышь предлагает Дюймовочке остаться у нее зимовать).
Воспитатель: Вам понравилась Полевая мышь? Какая она? (добрая, ласковая, отзывчивая, приветливая, не жадная и т.д.)
Воспитатель: А тем временем стало совсем холодно. Вот полетели первые снежинки. Птицы улетели в теплые края. А вот Ласточка. Почему она не улетела?
Дети смотрят пантомимический рассказ Ласточки о том, что она не могла улететь в теплые края (используется невербальный метод). Посмотрев пантомиму, дети рассказывают о переживаниях Ласточки.
Воспитатель: А тем временем в норке Полевой мыши ждали важного гостя.
Полевая мышь:
Жду к себе соседа я, крот ученый, важный.
Он жених такой прекрасный, он жених такой прекрасный.
Будешь ты ему женой.
Воспитатель: Скоро придет сосед – Крот. Как вы его себе представляете?
Дети дают короткий описательный рассказ.
Крот больше мыши, у него широкий нос, острые зубы, слепые глаза, шуба у него черная, красивая, блестящая, похожа на бархат, он важный.
Крот:
Я богатый крот и важный, Землекоп такой отважный,
Я прорыл тоннель большущий, чтоб вас в гости пригласить.
Я ученый крот и важный, я богатый и отважный,
Поскорей ко мне пойдем, угощу я вас чайком.
Воспитатель: Крот приглашает Дюймовочку и Полевую мышь в гости. Дюймовочка по дороге видит замерзшую Ласточку.
Дюймовочка: Бедная птичка! Замерзла совсем, я тебя согрею, ты будешь снова, как и прежде порхать и чудесные песенки распевать! (Укрывает птичку).
Воспитатель: Ребята, а как бы вы поступили на месте Дюймовочки? (Дети дают ответы. Подходят к Ласточке, стараются ее укрыть, согреть, покормить).
Ласточка: Твить – твить – твить! Спасибо тебе Дюймовочка! Спасла ты жизнь мою, тебе добром я отплачу. Спасибо и вам ребята, хорошо иметь друзей, которые не бросят в беде.
Дети поют песню «Дружба крепкая не сломается…» на музыку Ю. Чичкова и «улетают» вместе с Ласточкой.