«Роль этнокультурного компонента в формировании миролюбия учащихся»
Зайнитдинова Зухра Сагитовна, Ломыко Елена Михайловна
учитель русского языка и литературы; директор школы г. Омск Бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №13 им. А.С. Пушкина»
Бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №13 им. А.С. Пушкина», являясь поликультурной, на протяжении десяти лет осуществляет образовательный процесс на основе русского языка и русской культуры, не отторгая учащихся – инофонов от их родной культуры.
В связи с этим, в образовательную систему введены элементы тех культур, представители которых обучаются в образовательном учреждении. Создан целостный педагогический процесс, направленный на духовное становление ученика, побуждающий творить добро, гордиться своей семьей, школой, страной, в которой он живет. Процесс, основанный на региональном и школьном компонентах, реализуется посредством преподавания в школе краеведения, факультативного курса «Татарский язык», создание адаптивных программ по предметам учебного плана, в связи с программой развития школы диалога культур, внеклассных занятий и преподавания ОРКСЭ и ОДНКН.
На уроках краеведения, которое ведется с 1 по 9 класс, у учащихся воспитывается интерес к культуре и истории родного края, понимание необходимости сохранять культурные, исторические памятники, уважение к прошлому, людям; развивается творческий потенциал, формируется умение вести самостоятельную исследовательскую работу.
В школе обучается 29 учеников татарской национальности, 13 из них проживают в семьях смешанных браков. Проведенные исследования показали, что из них родным языком владеют семеро, остальные либо не говорят, а только понимают, либо не говорят и не понимают.
Факультативный курс «Татарский язык», как этнокультурный компонент, не только обучает родному языку, но и развивает познавательную культуру учащихся, формирует их общие учебных умения и навыки, культуру речевого общения, творческие способности, познавательную самостоятельность. Также усиливает интерес к родному языку, культуре своего народа, к его истории, обычаям и традициям.
На занятиях школьники с интересом изучают татарскую грамматику, читают на родном языке, составляют тексты, переводят с русского языка на татарский язык, с татарского языка на русский язык. Читают наизусть произведения татарских поэтов. Знакомятся с легендами и преданиями о походе Ермака, о Сибирском ханстве.
Важную роль в изучении родного языка играет фольклор татарского народа: сказки, пословицы, поговорки, загадки, считалки, игры.
На занятиях особое внимание уделяется играм.
Дети, обучающиеся в школе диалога культур, хорошо знают Абая Кунанбаева, Чингиза Айтматова, Мусу Джалиля, Габдуллу Тукая, Тараса Шевченко, Василя Быкова и многих других поэтов, писателей, мыслителей – исторических личностей разных национальностей. Ежегодно принимают активное участие в праздновании знаменательных дат, связанных с известными именами. Такие праздники оставляют добрые впечатления у всех присутствующих как настоящие праздники души.
Также ребята принимают участие в организации выставок декоративно-прикладного искусства, в интеллектуально – творческих конкурсах, концертах, знакомятся с обрядами и обычаями сибирских народов, участвуют в фестивалях национальных культур, в проведении календарных праздников таких, как «Науруз», «Немецкое Рождество», «Рамадан», «Масленица», «Сабантуй».
Учителя прививают своим воспитанникам чувство национальной гордости, любовь и уважение к своему народу, к своей истории и культуре, к родному языку и национальным традициям.
Ребята ежегодно принимают участие в городских фестивалях исследовательских и творческих проектах, региональных научно – практических конференциях, где становятся призерами.
Ежегодно школьники принимают активное участие в областном конкурсе чтецов татарских, казахских и немецких поэтов, организованном институтом развития образования Омской области, и становятся победителями.
Школа тесно сотрудничает с национальными центрами и коллективами. В областном конкурсе сочинений, посвящённом 180-летию со дня рождения великого казахского ученого, путешественника, просветителя Чокана Валиханова, 4 ученицы заняли призовые места. Также 5 учеников стали призёрами в областном конкурсе сочинений и презентаций, посвященном Алишеру Навои, великому узбекскому поэту.
Отмечено активное участие наших воспитанников в I и II Областных фестивалях языков и культур «Под небом Прииртышья» во многих номинациях. Нельзя не отметить и Международный конкурс, посвященный 55 – летию освоения космоса, где ученик школы стал обладателем Гран – при.
Таким образом, этнокультурный компонент способствует формированию у обучающихся миролюбия, любви к своему краю и бережного отношения к родному языку, истории, культуре своего народа, национальным традициям, а также чувства гордости за свой народ, представителями которых являются учащиеся.