«Роль этнокультурного компонента в формировании миролюбия учащихся»


Зайнитдинова Зухра Сагитовна, Ломыко Елена Михайловна

учитель русского языка и литературы; директор школы г. Омск Бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №13 им. А.С. Пушкина»

      Бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №13 им. А.С. Пушкина», являясь  поликультурной, на протяжении десяти лет осуществляет образовательный процесс  на основе русского языка и русской культуры, не отторгая учащихся – инофонов от их родной культуры.

В связи с этим, в образовательную систему введены элементы тех культур, представители которых обучаются в образовательном учреждении. Создан  целостный педагогический процесс, направленный на  духовное становление ученика,   побуждающий творить добро, гордиться своей семьей, школой, страной, в которой он живет. Процесс, основанный  на региональном  и школьном компонентах, реализуется  посредством  преподавания  в школе краеведения, факультативного курса «Татарский язык», создание  адаптивных программ по предметам учебного плана,  в связи с программой развития школы диалога культур, внеклассных занятий и преподавания  ОРКСЭ и ОДНКН.

На  уроках краеведения, которое  ведется с 1 по 9 класс,  у учащихся воспитывается интерес к культуре и истории родного края, понимание необходимости сохранять культурные, исторические памятники, уважение  к прошлому,  людям; развивается творческий потенциал, формируется умение вести самостоятельную исследовательскую  работу.

В школе обучается 29 учеников татарской национальности, 13 из них проживают  в семьях  смешанных браков.  Проведенные исследования показали, что из них родным языком  владеют  семеро, остальные либо не говорят, а  только понимают,  либо не говорят и не  понимают.

Факультативный  курс «Татарский язык»,  как этнокультурный компонент,   не  только обучает родному языку,  но  и развивает познавательную культуру учащихся,  формирует  их  общие учебных умения и навыки, культуру речевого общения,    творческие способности, познавательную  самостоятельность.  Также усиливает интерес к родному языку,  культуре своего народа, к его истории, обычаям и традициям.

На занятиях  школьники с интересом изучают татарскую грамматику, читают на родном языке, составляют тексты, переводят  с русского языка  на татарский  язык, с  татарского  языка на русский язык.  Читают наизусть произведения татарских поэтов.  Знакомятся с  легендами и преданиями о походе Ермака,  о Сибирском ханстве.

Важную роль в изучении родного языка играет фольклор татарского народа: сказки, пословицы,  поговорки, загадки, считалки, игры.

На занятиях особое внимание уделяется  играм.

Дети, обучающиеся в школе диалога культур, хорошо знают Абая Кунанбаева, Чингиза Айтматова, Мусу Джалиля, Габдуллу Тукая, Тараса Шевченко, Василя Быкова  и многих других поэтов, писателей, мыслителей – исторических личностей  разных национальностей.   Ежегодно  принимают активное участие в праздновании знаменательных дат, связанных с известными именами. Такие праздники  оставляют добрые впечатления у всех присутствующих как настоящие праздники души.

Также ребята принимают участие в организации выставок декоративно-прикладного искусства, в интеллектуально – творческих конкурсах,  концертах,  знакомятся с обрядами и обычаями сибирских народов, участвуют в фестивалях национальных культур, в проведении календарных праздников таких, как «Науруз», «Немецкое Рождество», «Рамадан», «Масленица», «Сабантуй».

Учителя   прививают своим  воспитанникам чувство национальной гордости, любовь и уважение к своему народу, к своей истории и культуре, к родному языку и национальным традициям.

Ребята ежегодно принимают участие в городских фестивалях исследовательских и творческих проектах, региональных научно – практических конференциях, где  становятся призерами.

Ежегодно   школьники принимают активное участие в областном конкурсе чтецов татарских, казахских и немецких поэтов, организованном  институтом развития образования Омской области,  и становятся победителями.

Школа тесно сотрудничает с  национальными центрами и коллективами.  В областном конкурсе сочинений,  посвящённом 180-летию со дня рождения  великого казахского ученого, путешественника, просветителя Чокана  Валиханова,  4 ученицы  заняли  призовые  места.  Также 5 учеников стали призёрами в областном  конкурсе  сочинений и презентаций, посвященном Алишеру Навои, великому  узбекскому поэту.

Отмечено активное участие наших воспитанников в I  и  II Областных фестивалях языков и культур «Под небом Прииртышья» во многих номинациях. Нельзя не отметить и  Международный конкурс, посвященный 55 – летию освоения космоса, где ученик школы стал обладателем Гран – при.

Таким образом,   этнокультурный  компонент   способствует  формированию  у обучающихся миролюбия,  любви к своему краю и  бережного отношения к родному языку, истории, культуре своего народа, национальным традициям, а также  чувства гордости за свой народ, представителями которых являются  учащиеся.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *