«Работа с родителями по развитию духовно – ценностных ориентаций ребёнка»


Лихтенвальд Лариса Владимировна
воспитатель КГУ «Детский сад №62 для детей с нарушениями речи» акимата города Усть-Каменогорска

На дошкольные учреждения в современных условиях возлагаются очень ответственные социальные задачи – воспитывать и готовить к жизни новое поколение людей –  разумных, творческих, деятельных, эрудированных, компетентных, развивающих себя и мир. Надо приложить много усилий и  упорного труда, чтобы вывести на жизненную дорогу ребёнка. Задача трудная, но выполнимая.

Родители доверяют нам  самое дорогое, что у них есть, это своих детей. Дети находятся в детском саду почти целый день, мы за ними наблюдаем , мы видим их развитие и рост, обучаем и воспитываем их. Потом дети возвращаются в свой дом, в свою семью. А что их ждёт дома? Какая у них семья? Как ребёнку живётся дома с родной семьёй?

Эти дети пришли к нам в педагогическое учреждение. Это наши дети, и мы должны знать, как они живут и развиваются не только в детском саду, но и дома, в кругу семьи. Для нас с вами важно выяснить социальную среду развития и воспитания ребёнка, его семью, родителей, окружение, биологические особенности членов семьи, социальное положение родителей. От всего этого зависит, получат ли  подкрепления   усилия, прилагаемые нашими педагогами или наоборот они будут блокироваться.

Ребёнок  рождается  и первое воспитание получает в семье, где он растёт. Семья играет важную роль в формировании личности ребёнка и его познавательного развития.  Нравственное воспитание детей во многом зависит от нравственной же культуры родителей. Ребёнка воспитывает дух семьи, её направленность, сильно влияет домашнее окружение: как много в доме книг, журналов, развивающих игр, каков общий порядок в доме, трудолюбие семьи, контакт с родителями, участие их в познавательном развитии  детей, уровень культуры и образованности родителей, разнообразие окружающей среды. Влияют и социально – экономические факторы семьи, повседневный быт, широта интересов родителей, насыщенность содержания семьи в целом.

В повседневном общении с семьёй малыш учится познавать мир, подражает членам своей семьи, разделяет настроение своих родителей. В семье ребёнок приобретает первый жизненный опыт, усваивает нормы поведения. Семья – первая школа ребёнка. Ведь каждый ребенок- это особый мир и познать его может только тот, кто умеет вместе с малышом разделить его огорчения и тревоги, его радости и успехи

У каждой семьи свой микроклимат, от которого во многом зависит эффект педагогического воздействия. Ребёнок более податлив  воспитательным  влияниям, если растёт в атмосфере дружбы, доверия и взаимных симпатий.

Как показывают многочисленные  исследования и наш с вами педагогический опыт, в спокойной обстановке  и малыш спокоен, ему свойственно чувство защищенности, эмоциональная уравновешенность.

При недоброжелательном микроклимате в семье и безразличном  отношении к ребёнку, у него чаще всего бывают срывы в поведении, агрессия, идёт торможение в развитии. Многие отклонения зарождаются в семье или связаны с ней, вызваны недостатком семейного воспитания.

Подрастая, ребёнок попадает в детский сад- который берёт на себя функцию организованной подготовки детей к взрослой жизни. Где всё тщательно продуманно для полноценного развития ребёнка. Где есть опытные педагоги, которые организовывают всю познавательную деятельность детей, а иногда и родителей.

Мы все с вами видим, что дети стали более тяжёлыми, родители тоже все изменились. Нам надо прежде всего начать работу с родителями и использовать все существующие формы работы: беседы – консультации (индивидуальные и коллективные), семинары, консультации психологов. Надо донести до родителей, что воспитание ребёнка и организация его жизнедеятельности начинается с воспитания  прежде всего самих себя, с организации жизни семьи. Ведь по данным исследования, работающая женщина в сутки уделяет вниманию детей 6 минут, а в выходные дни 30 минут. Идёт деформация семейного воспитания. Мы должны помочь семье и родителям.

Мы сетуем на детей, на их плохую успеваемость, раздражительность, а ведь надо в первую очередь заглянуть в семью, где живут и воспитываются наши дети, и тогда мы получим ответы на многие волнующие нас вопросы.

Алгоритм  этой работы:

1.     Первоначально провести беседу с родителями о ребёнке, его поведении, характере, привычках, способностях и темперамент.

2.     Посещение семьи ребёнка, знакомство с бытовыми условиями, наличие и обустройство игрового уголка, межличностные отношения в семье, какое положение ребёнок занимает в семье.

3.     Провести анкетирование, через которое можно узнать о семейных традициях, взаимоотношениях, поощрениях, связь со старшим поколением, приоритеты семьи.

4.     На основе полученных данных составить социальный паспорт семьи.

На основе собранных сведений педагог оценивает дальнейший объём работы, продумывает формы и методы для работы с семьёй и ребёнком, предусматривая все ожидаемые трудности.

Мы хотим поделиться комплексом мер, используемых в нашей работе:

1.     Проводим постоянные беседы – коллективные и индивидуальные.

2.      Приглашаем родителей на занятия, чтоб они могли видеть, как и чему обучается ребёнок в педагогическом учреждении.

3.     Пишем в тетрадях каждую неделю домашнее задание, для того, чтоб родители лишний раз поговорили с детьми, вместе позанимались и знали, что происходит в детском саду, прочитали предлагаемую нами литературу, художественное слово, советуем куда сходить, на что обратить внимание. Всё это мы связываем с нашими текущими темами обучения, для закрепления материала дома с родителями

4.     Проводим регулярные  разнообразные тематические собрания, в первую очередь не забывать, что вы семья и всё надо делать вместе, дружно с детьми.

Рекомендуем совместно посещать выставки, музеи, театры, прогулки в парк  и на природу за город, при этом наблюдать за проявлениями природы и рассуждать вместе с детьми. Слушать классическую музыку, какие мультфильмы лучше не смотреть, а какие можно, и на какие компьютерные игры обратить внимание.

5.     Регулярно обновляем родительский уголок: консультациями, памятками, правилами воспитания, мудрые мысли великих педагогов и мыслителей.

6.     Идёт постоянная индивидуальная работа психолога с детьми и консультирование родителей. Все узкие специалисты знают особенности наших проблемных детей  и к каждому из них свой особенный и индивидуальный подход.

7.     Регулярно и активно внедряем в  работе с детьми приёмы и методики с опорой на различные виды деятельности: предметно – практическую, игровую, трудовую и  все виды продуктивной деятельности.  В этом нам помогает  оккупационная терапия, которая связана с воздействием  на ребёнка  разных средств искусства и различных лечебных  методик,  таких как: агротерапия, зоотерапия, музыкотерапия, арт – терапия, изотерапия, цветотерапия, куклотерапия, книготерапия, сказкотерапия, пескотерапия, оригами

8.     В группе мы постоянно слушаем расслабляющую музыку, есть уголок уединения(дети его очень любят), постоянно проводим нравственные и познавательные беседы.

9.     Большая роль отводится целепологанию – раскрытию перед ребёнком позитивных, реальных и конкретно для него жизненных целей.

10.                       Идёт постоянное привлечение родителей к жизни детского сада, это работа всего комплекса: совместные спортивные праздники, ярмарки, экскурсии, походы и развлечения.

11.                       Приобщаем детей к пластам культуры этноса, общества, мира в целом. Пласты культуры: бытовая, физическая – здоровье своё и других, духовная, интеллектуальная, материальная, экономическая, патриотическая, нравственная – отношение к себе, социуму и природе.

Всё это делается через блоки воспитания «Я и моя семья», «Мир взрослых», «В среде сверстников», «Мир предметов», «Я иприрода»

Обычно многие это понимают и прислушиваются к нашим советам, звонят домой, рассказывают, делятся впечатлениями. До сих пор со многими выпускниками и их родителями мы тесно общаемся, родители говорят «спасибо», что они получили толчок и сигнал, задумались о своём воспитании детей, есть теперь стремление и цель. Всё это они записывают в нашу « Книгу отзывов и предложений».

Мы даём родителям понятие, что такое:

Познавательное воспитание – целенаправленное, систематическое воздействие на личность ребёнка с целью  её всестороннего развития, способность активно воспринимать и оценивать окружающий мир.

Познавательное развитие – развитие задатков  и способностей, формирование культур, развитие  восприятия  людей и окружающей действительности, произведения искусства, формирование умений и культура социального поведения.

То, что мы заложим в ребёнка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.

Всякое содействие и помощь в воспитании и обучении, развитии подрастающего поколения, должны идти на благо нашего государства, для будущего нашей страны, Это есть практический ответ на одну из важнейших концепций об образовании, заложенных в перспективную программу «Казахстан   2050»

Список используемой литературы:

1. Галко Е. Н. Семейный клуб как средство социализации ребёнка : дис. канд. пед. наук : 13.00.01. – Великий Новгород, 2003. – 154 с.

2. Харчев А. Г., Мацковский М. С. «Современная семья и её проблемы» М., 2013 г.

3.  Островская Л.Ф. Беседа с родителями о нравственном воспитании дошкольника. – М, – 2009 г

4.   Н.В.Микляева. Создание  условий  эффективного  взаимодействия с семьей». Айрис-пресс. Москва 2008.

5.  Гаранина Т.П. Семейные традиции и их роль в воспитании детей. – Минск, 1998 г

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *