«Традиции народной культуры и музыкальное образование». Доклад


Аюбеков Рустем Серикович

преподаватель музыкального отделения Торгайского гуманитарного колледжа им. Н. Кулжановой

История и культура народа имеет разнообразные формы. В первую очередь, это живой родной язык, как средство продолжения этно-культурной традиции. Есть, однако, и такой совершенно уникальный инсточник сохранения самобытности народа, его духовно-культурных достижений, как фольклор. Фольклор является величайшим достижением национальной культуры каждого народа, выступая важным средством кристаллизации духовной культуры; он выражает вкусы, склонности, интересы народа. Содержание фольклора, его отдельные жанры и произведения составляют жизнь народа, его миропонимание, нравственно-этические, социально-исторические, политические, философские и художественно-эстетические взгляды.  Д.С.Лихачев писал: “Массовой культуре, с завидной энергией вторгающейся в нашу жизнь, следует противопоставить высокую культуру, имеющую народную, эмоциональную основу – в том одна из задач эстетического и нравственного воспитания”.

О тесной связи национальной культуры и дальнейшим формированием общества писал О.Сулейменов “Культурное прошлое – неотъемлемая часть нашего настоящего, и возможно, продвижение в будущее, как-то связано с приближением нашим к тому, от чего стремимся скорей отказаться. Речь идет о народной культуре, о той целостности, где эстетические формы предметов быта неразрывно связаны с их функциональной предназначенностью, где эстетическое естественно перерастает в этическое и является основой социального проектирования”.  Понятие “культура” имеет множество определений, каждое философское направление выстраивало свою модель мира и определяло место культуры в ней согласно созданной системе. Эстетическая культура формируется в процессе эстетического воспитания.

Большое внимание этому вопросу уделялось в трудах Н.К.Крупской, А.В.Луначарского, П.П.Блонского, В.Н.Щаской, А.С.Макаренко. В Казахстане специалисты выделяют разные виды фольклора: словесный, музыкальный, декоративно-прикладной, изобразительный, танцевальный и др. Концептуальное значение в определении теоретической позиции автора имели исследования, посвященные проблемам изучения и возрождения традиций народно-художественной культуры Э.А.Алексеева, Т.И.Баклановой, Б.Г.Ерзаковича, А.В.Затаевича, А.К.Жубанова, Б.И.Каракулова, С.А.Елемановой, Л.В.Шаминой. В ряде исследований 30-80-х годов затронуты проблемы изучения народно-песенного фольклора в системе казахского музыкального образования /О.Байдилдаев, М.Х.Балтабаев, В.М.Миненко, Б.Г.Гизатов, А.А.Ахметова, Р.Р.Джердималиева, Г.Ж.Карамолдаева и др/. но при изучении фольклоpa недостаточно используется его музыкально-эстетический потенциал отсутствует научно-обоснованная система в музыкальном развития и воспитания детей.  Детский фольклор закладывает основы не только эстетического, но и нравственного воспитания.

Психология детей, основные законы детской логики, восприятия окружающего мира – все это учтено в детском фольклоре, в педагогическом опыте народа. Существует много трактовок понятия фольклор. Выработанное в результате длительного обсуждения ученых в ЮНЕСКО определение этого термина звучит так: “Фольклор /в более широком смысле – традиционная народная культура./ – это коллективное и основанное на традициях творчество групп или индивидов, определяемое надеждами и чаяниями общества, являющееся адекватным выражением их культурной и социальной самобытности; фольклорные, образцы и ценности передаются устно путем имитации или другими способами; к формам фольклора, наряду с другими, относятся язык, литература, музыка, танцы, игры, мифология, ритуалы, обычаи, ремесла, и другие виды искусства”.

Развитие национальной культуры в условиях многонационального Казахстана предполагает лишь один путь реализации общенациональных интересов: обеспечить равенство народов населяющих республику при интегрирующей роли казахской нации с сохранением этохудожественной культуры всех народов. С.Ш.Аязбекова определила особенность казахской музыкальной культуры XX века как диалог с другими культурами “не только внутри различных компонентов и уровней казахской культуры, но и в более широком общегуманитарном значении взаимосвязей и исторической взаимообусловленности духовных сокровищ Востока и Запада” , обнаружила в ней черты “динамической культуры” /Б.М.Берштейн/ или “бикультуры” /М.М.Бахтин/.

В современных условиях значительно повышается роль музыкального воспитания во всестороннем развитии личности. Предмет “Музыка” в общеобразовательной школе призван формировать эстетическую и духовную культуру, высокие нравственные качества, что невозможно без знания фольклора, приобщающего ребенка к национальной культуре и истории народа. Развитие чувства сопричастности традициям и духовным ценностям Родины, познание исторических и национальных особенностей своего народа облегчает знание и понимание национальных культур других народов, способствуя тем самым межнациональному общению. Фольклор, вобравший в себя народную мудрость, моральные и нравственные идеалы, воплотившиеся в целую систему художественных образов, играет огромную роль в развитии духовности детей. Обрядовые песни, игры, танцы, народные сказки, малые фольклорные жанры – это то неоценимое богатство, которое способно помочь ребёнку преодолеть скованность, застенчивость, стать творческой личностью. Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь детей.

Литература:

1.     Абай Кунанбаев. «Айттым сәлем, қаламқас» ред. Б.Г. Ерзакович Алматы, «Өнер», 1986

2.     Абай Кунанбаев. Энциклопедия. Алматы, «Атамұра», 1995

3.     М. Ауэзов. Абай Кунанбаев. Статьи и исследования. Алма-ата, 1967

4.     М. Ахметова. Песня и современность. Алма-Ата, «Наука», 1969

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *