: «Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»


Кузнецова Вера Адамовна
воспитатель ГККП «Ясли-сад № 16 акимата города Костаная отдела образования города Костаная»

С чего начинается Родина?
С картинки в твоем букваре,  – слайд №2
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе,
А может она начинается
С той песни, что пела нам мать, – слайд №3
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять.                                                                                                                             C чего начинается Родина?

Музыка: В. Баснер
Слова: М. Матусовский
Слайд №4
Актуальность темы:                                                                                                                              В последнее время в людях пропало чувство гордости за свою Родину, за свой народ. Появилось равнодушное отношение друг к другу. Детям стали чужды такие понятия, как милосердие, сочувствие, доброта, понимание. У каждого человека есть Родина.  Именно от того, какой  она предстанет перед дошкольником, какие эмоции, чувства  вызовет, насколько обогатит детскую фантазию, зависит становление его гражданской позиции, патриотизма. И какие бы перемены не происходили в обществе, нравственно – патриотическое воспитание имеет все большее значение и в настоящее время становится приоритетной государственной задачей.  Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина – Казахстан, она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее, кто прилагает усилия, чтобы она стала еще краше, богаче, стала бы могучей державой. И каждому из нас надо уметь быть ей полезным. А для этого надо много знать и уметь; с детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, детского сада, города, а в дальнейшем – и на благо всей страны. Знакомство с большой Родиной – Казахстаном – является одной из основных  ступеней  нравственно – патриотического воспитания детей. Если человек заботится о Родине – значит, он является ее сыном, значит Казахстан для него – Родина.

Чувство Родины…. Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе.

Слайд №5

Д.С.Лихачев писал: «Любовь к родному краю  родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу , к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».

Нельзя пробудить чувство Родины без восприятия и переживания окружающего мира. Пусть в сердце малыша на всю жизнь останутся воспоминания о маленьком уголке далекого детства. Пусть с этим уголком связывается образ великой Родины».                                 И хотя многие впечатления еще не осознаны детьми глубоко но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности  патриота.                  В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к патриотическому воспитанию, которые не казались бы ребенку чрезмерно назидательными.

Слайд №6                                                                                                                                           Главной целью нашего дошкольного учреждения  в патриотическом воспитании дошкольников выступает закладывание основ нравственной личности с активной жизненной позицией  и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми; воспитание  достойных будущих граждан Казахстана, патриотов своего Отечества.

Работа по нравственно-патриотическому воспитанию включает целый комплекс задач:                                                                                                                                                                   -создать развивающую среду группы для более целостного восприятия детьми малой Родины;                                                                                                                                                        -развивать эмоционально – ценностное отношение к семье, дому, детскому саду, улице, городу через сотрудничество  воспитателя, семьи и детей;                                                                                                                                                                                                                                                   -формировать любовь к родному городу, интерес к прошлому и настоящему через знакомство с достопримечательностями г. Костаная;                                                                          -формировать толерантное отношение к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям;                                                                                                    -воспитывать  любовь к родному краю, к Родине (представление о стране, городах, столице, символике государства;                                                                                                                       – развивать интерес ребенка к своим правам;                                                                                       -воспитывать  любовь и бережное отношение к родной природе.

Для  полной  реализации поставленных задач по нравственно – патриотическому  воспитанию в своей работе нами  используются  разнообразные  методы и приемы с учетом психологических особенностей дошкольника (эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, глубина и обостренность первых чувств, незнание истории, непонимание социальных явлений и др.).

Слайд №7

Методы и приёмы работы с дошкольниками по нравственно – патриотическому

воспитанию.

1.Целевые прогулки и экскурсии с организацией

наблюдений, позволяющих видеть трудовую жизнь жителей города, изменения в жизни и облике города и наблюдений за окружающим миром, стимулирующих детское художественное творчество.

2. Рассказ, объяснения воспитателя в сочетании с обязательным показом нужных

объектов.

3. Беседы с детьми с использованием детских художественных произведений,

репродукций, слайдов, картин, иллюстраций и т.д. с последующим обсуждением.

4.Разучивание с детьми песен, стихотворений, пословиц, поговорок, чтение

художественной литературы и произведений фольклора, прослушивание

музыкальных произведений, знакомство с народным творчеством и народной

культурой.

5.Привлечение детей к посильному общественно полезному труду в ближайшем для

детей окружении (труд на участке детского сада, совместный труд с родителями по  благоустройству территории детского сада и т.д.).

6. Поощрение детей за инициативу и стремление самостоятельно поддерживать

порядок в ближайшем окружении, за бережное отношение к общественному

имуществу, за добросовестное выполнение поручений, за хорошее поведение в  общественных местах.

7.Личный пример воспитателя, любящего свою работу, свой город, свою улицу, и

принимающего  активное участие в общественной жизни.

 

 

Слайд №8

Всю работу по нравственно – патриотическому воспитанию мы разделили на несколько блоков

– «Моя семья»;

-«Детский сад»;

-«Мой  город, в котором я живу»;

-«Казахстан – Родина моя» (столица, другие города, символика);

-«Права ребенка» (конвенция о правах ребенка.)

Большая роль в воспитании нравственно – патриотических чувств отводится предметно-развивающей  среде группы, в создании которой  активно участвуют родители.                     Для успешной реализации системы патриотического воспитания детей в группе имеется патриотический  уголок, который помогает нам педагогам знакомить детей с историей, достопримечательностями, животными и растениями родного края, с государственными символами родной страны, с казахскими традициями и обычаями, традициями и обычаями людей, живущих в Казахстане.

Уголок объединяет в себя несколько центров.

Слайд №9

Центр «Человек в истории и культуре»:                                                                                   – Куклы в национальных костюмах;                                                                                                         – Макет юрты;                                                                                                                                                -Дастархан;                                                                                                                                                   -Сундук с изображением казахского национального орнамента;                                                                                     -Фигурки животных Казахстана;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               – «Словарь казахских слов по лексическим темам»;                                                                               – Альбом «Традиции и обычаи разных народов»;                                                                                  –Казахские народные сказки и сказки других народов;                                                                                 -Альбом «Пословицы и поговорки, загадки разных народностей;                                                                                                                                             -Картотека картинок по лексическим темам;                                                                                                                                                                                                                                              -Альбом «Архитектурные постройки столицы Астана»;                                                                                      – Н/п игры «Мы разные, но мы вместе», «Разрезные картинки», «Казахская семья», «Родство и занятия», «Эволюция транспорта», «Эволюция обычных вещей».

Центр «Изобразительная деятельность»:                                                                                                                   -Картотека казахских национальных узоров»;                                                                                      -Картотека  картинок народно-прикладного искусства: «Хохлома», «Гжель», «Дымковская игрушка»;                                                                                                                                      Н/п игры «Русские узоры», «Народные промыслы».

Центр «Библиотека»:                                                                                                                                               -Казахские, русские, украинские  народные сказки, потешки;

-Произведения казахских, русских писателей;

-Произведения зарубежных писателей;

-Портреты казахстанских, русских и зарубежных писателей;

-Произведения о ВОВ.

 

Центр «Музыкальная гостиная»:

-Картотека народных хороводных игр;

-Портреты русских, советских и зарубежных композиторов

-Музыкальная коллекция «Детские песни», классические музыкальные произведения.

Центр «Казахстановедение»:                                                                                                   -Символы РК (флаг, гимн, герб);                                                                                                                            -Портрет Президента РК Н.А. Назарбаева, его биография;                                                                                                                                                                                  -Альбом «Моя Родина – Казахстан»;                                                                                                                           -Серия книг «Сен білесен бе» («Казахская национальная одежда», «Казахские орнаменты», «Казахская домашняя утварь», «Заповедники Казахстана», «Казахские национальные игры», «Обряды казахского народа –«Малыш родился»», «Ювелирные изделия», «»Животные Казахстана».                                                                                                                                                                                                                                       -Картотека «Достопримечательности Костаная»;                                                                                              -Альбомы Мир, который я люблю», «Дом, в котором я живу»;                                                                                                               «Наша Армия», «Великая Отечественная Война»;

Демонстрационный материал:                                                                                                              В различных центрах группового помещения представлены настольно-печатные игры патриотического содержания: «Государственные праздники», «Моя семья», «Мой дом», «Спасатели», «Уроки этикета».                                                                                                            Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Почта», «Театр», «Бюро путешествий», «Военные учения», «Разведчики».                                                                                                                 Видеоролики «Праздники нашего детского сада».

 

Известный педагог В. А. Сухомлинский отмечал: “ В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу добрых чувств”.

Первую школу добрых чувств дети проходят в семье. Ведь семья – это маленький коллектив, основанный на принципах сотрудничества и взаимопомощи, где дети учатся искусству жить среди людей, любить их, ощущая на себе и проявляя к другим внимание и доброе отношение.

Слайд №10

В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Так, Я. А. Коменский назвал материнской школой ту последовательность и сумму знаний, которые получает ребенок из рук и уст матери.

Уроки матери – без перемен в расписании, без выходных и каникул.                                 Чем многообразнее и осмысленнее становится жизнь ребенка, тем шире круг материнских забот. Поэтому работу с семьей мы строим  таким образом, что родители являлись  равноправными участниками развивающего процесса.

Родители помогают в оформлении портфолио ребенка, генеалогического дерева, семейных альбомов; рисования портретов папы ко Дню защитника Отечества, мамы на 8-е Марта; участвуют в праздниках, в конкурсах, выставках; изготовлении костюмов, атрибутики и т. д.

Во время организованной учебной  и свободной деятельности, знакомя  детей с семейными ценностями, традициями  побуждаем детей рассказывать о своей семье по темам: «Моя семья», «Семейный праздник», «Любимые занятия моей семьи», «Я хочу быть похожим на своих родителей» и др.

Знакомим детей с произведениями детской художественной литературы: Я.Аким «Моя родня», А.Барто «Вовка – добрая душа», Е. Благинина «Вот какая мама», М. Турежанов «Помощь», А.Кайранов «Бабушка», А.Сухомлинский «Моя мама пахнет хлебом».

Тема семьи проходит через все виды творческой деятельности детей: в лепке «Украшение в подарок маме»;  в аппликации «Декоративный текемет для мамы»; в  рисовании «Я и моя мама»;  в музыке: слушание произведений В. Моцарт «Колыбельная», Л.Бетховен «Лунная соната», заучивание песен о маме, папе, бабушке, дедушке.

Для дополнения  знания у детей о самих себе, о своей семье нами оформлена картотека дидактических, словесных, сюжетно – ролевых игр: «Кто, где работает?», «Кем быть?», «День рождения», «Встреча гостей», «Дарю, получаю подарки» и др.

 

« Моя малая родина…

У каждого человека она своя,

Но для всех является той путеводной звездой,

которая на протяжении всей жизни,

определяет очень многое,

если не сказать все!»

 

Одним из эффективных средств воспитания положительного отношения к Родине является непосредственное участие ребёнка в жизни своего города, края, страны.                             Если мы хотим, чтобы дети полюбили свою Родину, свой город, нам нужно показать их с привлекательной стороны. Ведь именно от того, каким предстанет перед дошкольником его родной город, какие эмоции и чувства вызовет, насколько обогатит детскую фантазию, в конечном итоге зависит становление его гражданской позиции и патриотизма.

Слайд№11                                                                                                                                       Для малыша город конкретизируется улицей, т.е. он осознает себя, прежде всего жителем своей улицы. Двор, улица, на которой живет ребенок, могут способствовать закреплению чувства привязанности и ощущения «собственности» (мой дом, моя улица). Но это не приходит само по себе. Если родители гуляют с детьми во дворе, на своей улице, показывают малышам, что им самим нравится и двор и улица, если у ребенка есть свои любимые места во дворе и на улице, то можно рассчитывать на то, что он будет привязан к местам своего детства.
Очень полезна детям информация об их улице: ее название, что на ней расположено, какой ходит транспорт, как связана эта улица с той, на которой находится детский сад, можно ли пройти до него пешком, или надо ехать.

Родителями нашей группы были  сделаны фотографии прогулки детей. К фотографиям дети проявили большой интерес, затем они соревновались в рассказах «Чья улица лучше всех».

Для того, чтобы дошкольное учреждение помогало воспитанию патриотических чувств, очень важно, чтобы ребенок полюбил свой детский сад, чтобы жизнь детей в нем была интересной, насыщенной, эмоциональной.

Слайд  №12

Происходит это в том случае, если мы воспитатели с уважением относимся к каждому своему воспитаннику, знаем  его достоинства и способствуем их развитию в процессе игр, праздников, интересных занятий. В саду, в группе, на участке у каждого ребенка, как правило, есть любимое место, место для игры, для уединения. Нам педагогам следует бережно относиться к этому и даже поддерживать право ребенка на свою территорию (так же следует уважать право ребенка на собственность).

Слайд №13
Большое значение в патриотическом воспитании дошкольников играет

непосредственное участие их в праздниках. В праздниках,  которые мы проводим в детском саду, отражаются разные темы: это общественно – политические праздники,

гражданские и народные.  В результате такой работы у детей возникает чувство

сопричастности к важным событиям, происходящим в стране.

Слайд №14                                                                                                                                                         Чтобы дети почувствовали свой город, им нужно о нем рассказать и показать его.

Планируя  знакомство своих воспитанников с малой Родиной,  мы познакомили детей с легендой о двух сестрах Кост и Анай, в честь которых назван наш город, с легендой о реке Тобол, провели беседы:  «Мы славим  город свой», «Вот и улицы Костаная» был разработан цикл занятий «Наша Родина – Казахстан», «Дружный Казахстан»,                                 «Я маленький гражданин своей страны», «Наурыз – праздник обновления». Наши дети активно участвуют в жизни города.  Это конкурс рисунков ко Дню города,  «Красота родной природы», музыкальные фестивали «Мы дети Казахстана», «Под единым шаныраком».

 

 

Тема малой Родины прозвучала в творческих рассказах детей «Город, в котором я живу», «Чем помочь родному городу?»                                                                                                  Большое внимание уделяем чтению произведений детской художественной литературы казахстанских авторов  Дмитрий Снегин «Песня о моем городе», Кабдыкарим Идрисов «Мой край», Джамбул Джабаев «Казахстан».

Их повествования не просто реальные, но еще и удивительные, воспитывающие свободу сознания, особенно в разговоре о главном – Родине, о труде, о духовном и нравственном в человеке.

Дети  проявляют большой интерес к пословицам  и поговоркам,  заучиванию стихотворений  о родине на казахском языке.

Одним из основных методов работы являются экскурсии, целью которых является формирование общих представлений о  достопримечательностях, определяющих облик нашего города и умения видеть его  красоту.  Но условия детского сада не всегда позволяют обеспечить непосредственное восприятие социальной жизни. И здесь на помощь могут прийти родители.                                                                                                    Слайд №15 (посещение музея)

С  целью знакомства с историческими местами города, достопримечательностями, мемориалом Славы, памятниками погибшим воинам; посещением краеведческого музея мы очень часто привлекаем  родителей для проведения экскурсий со своими детьми.

Не всегда  возможны  экскурсии в больницу, в пожарную  часть, милицию и пр. Вот здесь, мы используем «виртуальные экскурсии».  Они дают возможность посетить недоступные места, предложив уникальное путешествие.

Предъявление информации на экране компьютера вызывает у детей огромный интерес, несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, обладает стимулом познавательной активности детей. Видеофрагменты позволяют показать те моменты из окружающего мира, наблюдение за которыми вызывает затруднения.

Очень интересны для детей презентации, сделанные вместе с родителями: «Где работает моя мама».  Информация, представленная  на экране, вызывает у детей огромный интерес и желание представить всем свою работу. Для эффективности образовательного процесса по ознакомлению дошкольников с малой родиной в большом объеме использовали  информационно-коммуникационные  технологии, для подбора иллюстративного,  дополнительного познавательного материала и создания презентаций.

Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет тема «Защитники  Отечества». Эта тема очень любима детьми, тем более что основную массу наших воспитанников составляют мальчишки. Песни этой тематики легко запоминаются ребятами. Особенно популярны у них “Бравые солдаты”, муз. А.Филиппенко и “Будем в армии служить”, муз. Ю.Чичкова. Они написаны в темпе марша, содержание их созвучно с желанием ребят быть сильными и смелыми как защитники нашей Родины.                                                                                                             Слайд №16

К 75 – летию победы над фашистской Германией  в нашей группе была проведена  тематическая неделя «По страницам Великой Победы». Я поделилась впечатлениями о посещении Брестской крепости, Мамаева Кургана о том, какой ценой досталась победа нашему народу в этой страшной войне.

Познакомила детей с подвигом казахстанцев в Великой Отечественной Войне: это пулеметчица Маншук Маметова, снайпер Алия Малдагулова, летчик Л.Беда,  герои – панфиловцы, которым посвящены эти строки.

 

Отныне помнит
Подмосковный лес
Бесстрашие советского солдата –
Бои за Дубосековский разъезд!
Их было Двадцать восемь,
Двадцать восемь
Защитников
Своей родной земли.
Шёл мокрый снег…
И с дальних
Дымных просек
На их окопы
Танки грозно шли.

Была проведена совместно с родителями творческая гостиная «Дети рисуют войну».

Дети с большим желанием принимали  активное участие во всех  мероприятиях.

Слайд №17

Эмоциональный отклик у детей   вызвал торжественный праздник

«Память сильнее времени»,  который посетили  дети со своими родителями, возложили  цветы в знак благодарности  погибшим воинам.

Очень важно именно в дошкольном возрасте посеять живое семя памяти о героическом

подвиге нашего народа в те годы, и лелеять ростки памяти о предках, подвести ребёнка к

пониманию, что мы победили, потому что любили свою Отчизну и Родина чтит героев,

отдавших жизнь за мир на земле.

 

Важным условием патриотического воспитания, воспитания  любви к родному краю

является воспитание любви к природе. Знакомя  детей с природой родного края, мы

решаем не только природоохранные задачи, но и воспитываем любовь к каждому объекту

природы.

Формирование бережного отношения к природе сочетаем с воспитанием любви к

родному городу, с желанием работать вместе по его благоустройству.

Труд дошкольника невелик и несложен, однако он необходим для формирования его личности. Мы приучаем  детей добросовестно относиться к своей работе, добиваться поставленной цели, воспитываем уважительное отношение к общественному добру, к природе нашего края.

 

Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Казахстан – единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина. Работая в блоке «Казахстан – Родина моя» мы поставили  цель: Воспитывать у детей любовь к большой, многонациональной Родине – Казахстану.

Патриотическое воспитание многогранно по содержанию и мы свою работу строим

с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с ГОСО, с учётом  возрастных возможностей и индивидуальных особенностей воспитанников.

Работая в  блоке «Казахстановедение», знакомим детей с государственной символикой страны (флаг, герб, гимн), столицей страны – Астана. Через беседы «Родная страна – Казахстан», просмотр видеоролика «Это все Казахстан», рассматривание государственной символики, слушание гимна Казахстана, проведение государственных и народных праздников   формируем уважительное отношение к государственным символам, понимание того, что государственные символы призваны объединять жителей одной страны, даем  представление о многообразии традиций.                                                                                              В своей работе мы использовали разные дидактические игры: «Собери флаг и герб  страны»,  «Узнай наш флаг (герб)»,  «Определи национальность и найди картинку», «Одень куклу в народный костюм», «Назови предмет быта» и другие.  В группе появилась картотека игр и этюдов на формирование умений толерантного взаимодействия с «миром людей», пополнилась картотека народных пословиц и поговорок, картотека подвижных игр народов Казахстана.

Воспитание патриотизма, толерантности в сфере межкультурной коммуникации проходит в нашей группе  через знакомство с традициями, языком, культурой казахского народа и людей других национальностей, населяющих Казахстан,  через  знакомство с фольклором народов Казахстана (обряды, традиции, знакомство с музыкальными народными инструментами: добра, кабыз, балалайка, гармонь), через проведение государственных и традиционных праздников «День независимости РК», «Праздник единства народов Казахстана», «День языков»,  «День благодарности»,  «Наурыз мейрамы», «Новый год», «8 марта», через  игры: «Народы мира», «Оркестр народных инструментов», «Хоровод дружбы.

Играя с детьми в дидактические, словесные, сюжетно– ролевые, творческие  игры, даем представления о других крупных городах Казахстана. Дети не только называю их, но  знают, что Караганда богата – углем, Рудный – железной рудой, в Кокчетаве находится национальный природный парк «Бурабай», который привлекает туристов  красотой  озер, рек и лесов.

Постепенно ребенок понимает, что он – частица большого коллектива детского сада, затем школы,  и всей страны – Казахстан.

Слайд №18

Ребенок приходит в этот мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь, здоровье, будущее, целиком зависят от мира на Земле, от родителей, от действий других взрослых людей. Ребенок верит в их любовь и доброе отношение, и очень надеется на их защиту.               К счастью, человечество не осталось равнодушным к проблемам детей и были разработаны следующие документы, касающиеся прав детей: «Конвенция о правах ребенка», «Закон о правах ребенка в республике Казахстан».

Особое внимание в рамках нравственно – патриотического воспитания  мы уделяем теме прав  ребенка. Процесс познания правовой культуры находит выражение в разнообразных формах деятельности детей: игровой, художественно – игровой, драматизаций, продуктивной, трудовой деятельности.

Дошкольники осваивают нравственные нормы через поисково – эспериментальную, проблемную и продуктивную деятельность. Дети, независимо от возраста, включаются в решение простых творческих задач: отгадать, отыскать, раскрыть секрет, составить, смоделировать, видоизменить, сочинить.

Вся запланированная работа способствует тому, чтобы ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превратился в активного участника. Несмотря на всю сложность темы, при обучении детей применяем  разнообразные методы и приемы:                    -использование сюжетов хорошо известных сказок (иллюстрации, видео, аудиокассеты, диафильмы);
-решение проблемных задач, поиск решений от своего имени или имени героя: Если бы я был гадким утенком … , Если бы я поймал золотую рыбку … , Если бы я вдруг превратился в …;                                                                                                                                                       -чтение произведений детской художественной литературы: сказка «Воробьишко»                          М. Горького, «Золушка» Ш. Перро, «Морозко» русская народная сказка, «Кукушка» ненецкая  сказкуа последующим обсуждением;                                                                                       -дидактические игры: “Чьи права нарушены?”, “Назови права героев”, “Выбери право”, “Кто больше?”, “Назови – не ошибись!”, “Я начну, а ты продолжи”, “Спасите Чипполино”, “Как исправить Бармалея?”, “Помогите Буратино”, “Найди ошибку и исправь”, “Выбери нужный ответ”, “Подбери пословицы к картинкам”, “Какими правами пользовались персонажи?”

Форма занятий подвижная и меняется в зависимости от поставленных задач. Занятия включают нравственные задачи, так как любая учебная ситуация должна нести в себе момент воспитания. Основной принцип в работе – дать ребятам возможность познавать окружающий мир на их собственном опыте в конкретных делах, поступках.  Большую часть времени мы посвящаем практике: сюжетно-ролевым и другим творческим играм, практическим делам, различным творческим конкурсам, соревнованиям, а также беседам, рассказам, спорам, учитывая при этом эмоциональное восприятие.

В совместной и индивидуальной деятельности с детьми использую устный народный фольклор, шутки, юмор, песни. Это помогает в решении конфликтов, снимает детскую агрессию, воспитывает в детях дружелюбие, умение прощать, видеть свои ошибки, следовать общепринятым нормам поведения.

Проводим с детьми беседы «Кто сильнее, тот уступит», «Умеешь сам, научи другого»,   “Кто такой настоящий друг?”, “Помогаем дома маме”,  “Смелые первые, а вторые?».                                                                                                                                             Это помогает детям в дальнейшем анализировать, какое право было нарушено и что потребуется в дальнейшем, чтобы его не нарушать. В повседневной жизни дети пользуются своими правами, ссылаясь на  рассказ “Права ребенка” А.Усачева.                                                                                                      В своей работе я учитываю право ребенка быть таким, каков он есть со всем набором личностных качеств, учитываю сложившийся социальный опыт ребенка, наличный “фонд его действенных знаний, умений, навыков”.

В рамках родительского собрания обсуждаем такие темы: «Знаем ли права своих детей», «Понимаем ли мы друг друга», «Возраст – какой он?», предлагаются  вопросы для обсуждения о знании прав и достоинств ребёнка.  У многих родителей вызывают интерес памятки: «Поощрения или наказания ребёнка в семье», «Не требуйте от детей идеальности», «Как хвалить или наказывать ребёнка», потому, что часто сталкиваясь с проблемами родители не знают, как правильно поступить в сложившейся ситуации.

Большую пользу приносят педагогические беседы с родителями, консультации.              Планируя тематику бесед, стремимся охватить по возможности все стороны воспитания.  В результате беседы родители получают новые знания по вопросам обучения и воспитания дошкольника.

Слайд №19

Исходя из опыта работы по нравственно – патриотическому воспитанию, можно сделать вывод: дошкольникам особенно старшего возраста, доступно чувство любви к семье, детскому саду, родному городу, родной природе, к своей Родине Казахстан.  Надеюсь, что эти нравственные качества будут сопровождать наших воспитанников всю жизнь. А это и есть начало патриотизма, который рождается в процессе целенаправленного воспитания

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *