Технологическая карта интегрированной организованной учебной деятельности для средней группы «Зимняя сказка»


Кузнецова Вера Адамовна
воспитатель ГККП «Ясли-сад № 16 акимата города Костаная отдела образования города Костаная»

Білім саласы / Образовательная область: «Познание». «Творчество», «Здоровье», «Коммуникация», «Социум».

Интеграция. Ознакомление с окружающим миром. Рисование. Развитие речи.

Мақсаты / Цели: продолжать учить детей замечать красоту зимнего пейзажа;                                         уточнить знания детей о зимних природных явлениях, взаимосвязью их с жизнью человека;                                                                                                                                      вызвать у детей положительный эмоциональный отклик на явления природы, используя знания детей, обогащать активный словарь детей;                                                                                       учить детей рисовать в новой нетрадиционной технике – свечой по мокрому; совершенствовать умение рисовать гуашевыми красками;                                                                                                      развивать у детей воображение, умение передавать колорит зимы;                                              развивать мышление, слуховое и зрительное внимание, связную речь;                                                                воспитывать любовь к музыкальным  произведениям,  любознательность, интерес к познанию своего ближайшего  окружения и его отражению в рисунке.

Сөздік жұмыс / Словарная работа: белоснежное убранство, иней, вьюга, щиплют, узоры, свеча.

Технологиялық жөнінде қамтамасыз ету / технологическое обеспечение: ТРИЗ, игровые, здоровьесберегающие (технология музыкального воздействия), информационно – коммуникативная технология, познавательно – исследовательcкая, личностно – ориентированная, развивающая (карточки Ж.А. Караева).

Билингвальді компонент / Билингвальный компонент: қыс – зима,  қар – снег,  аяз – мороз,  айшық – узор.

Сабаққа дайындық және алдын ала жұмысы / Предварительная работа и подготовка к занятию:

– чтение русской народной сказки «Снегурочка»;                                                                                                 – чтение художественных произведений о зиме;                                                                                                  – просмотр сказки «Снежная Королева»;                                                                                                                                                                                                                       – разучивание новогодних песенок и стихов, поговорок, пословиц и примет о зиме;                         – рисование в нетрадиционной технике – по мокрому листу бумаги.

Әрекет кезеңдері

Этапы деятельности
Педагогтың басқаруы әрекеті

Управленческие действия педагога
Балалардың әрекеті         Деятельность детей
I кезең /

I этап: Мотивациялық қозғаушы

Мотивационно-побудительный
Побуждение ребенка к процессу деятельности: звучит музыка И.Шварца «Зима».

– Как вы думаете, какое время года слышится в этой музыке?

– Какие картинки зимы вы представили?

Создание проблемной ситуации: появление грустной Снегурочки (девочки из старшей группы).

Обращает внимание детей на ее печальный вид.

– Ребята, давайте спросим у Снегурочки, что с ней случилось?

Снегурочка: «Пришла к нам в гости  Зимушка – Зима, но коварная Снежная Королева решила завладеть ее красотой и увезла ее к себе в ледяной дворец (слышится мелодия метели, на экране – Снежная Королева).                                       Работа с презентацией (слайд №1).

-Теперь никто не узнает и не увидит, как красива Зима.

-Ребята, я думаю, мы с вами  постараемся  и сделаем все для  возвращения Зимы».

– Ребята, как нам помочь Зимушке – Зиме? Как ее вернуть?

– Да, ребята! Нам придется сегодня рассказать  о зиме много интересного, описать ее красоту, показать, как красиво она вместе с Морозом рисует на окнах узоры.
Проявляют интерес

к  красивой зимней музыке.

Строят предположение о  природе музыки, высказывают их.

Вспоминают из прошлого опыта.

Эмоционально приветствуют гостью, в виде речевых реплик.

Проявляют любопытство и сочувствие. Рассматривают возникший образ злой Снежной Королевы.

Обсуждают возникшую проблему.

Принимают решение оказать помощь Зиме.

Размыщляют, высказывают свои предположения.

Соглашаются с предложением.
II кезең /

II этап:

Проблемалық -іздеуші           Проблемно-поисковый
1.Ориентирование детей на разрешение проблем:

– Ребята, посмотрите на экран (изображение слайдов  с зимними пейзажами).

-Какое время года изображено? (слайд №2).

–  А как вы догадались?

– Очень красива зима в своем белоснежном убранстве (слайд №3).                                                -Если светит солнце, тихо идет снег, какая это зима?

– Ребята, вы, любите погулять вечером с родителями? (слайд №4).                                            -Какое время суток изображено на следующем слайде?

–  Зима приходит не только в города и села (слайд №5).                                                                   – Что еще покрыто снегом?

– Иногда вместо снега на деревьях можно увидеть иней (слайд №6).                                             Мы как будто попали   в сказочный домик Снегурочки. Как можно назвать эту картину?                – Зима бывает разная (слайд №7).                              Дует холодный ветер, начинается вьюга, снежинки  щиплют щеки, нос. Мерзнут руки, ноги. Подберите слова для такой зимы.

– Зима – чудесное время года!                                       За ее красоту люди  придумали ей ласковые названия. Какие?

Игра с колокольчиком (слайд №8).

– Художники, композиторы, поэты и писатели воспевают зиму в своих произведениях.                     О зиме есть много загадок и пословиц, поговорок, примет. Говорить вы будете тогда, когда услышите около себя звон  колокольчика.

Колокольчик ледяной

Он всегда, всегда со мной,

Динь – дон, динь – дон.

Предлагает отгадать загадки о зимних явлениях.                                                              *Запорошила дорожки,                                                      Разукрасила окошки,                                          Радость детям подарила                                        И на санках прокатила.

*Он пушистый, серебристый,                                          Но рукой его не тронь:                                         Станет капелькою чистой,                                       Как поймаешь на ладонь.                                           *Все его зимой боятся –                                         Больно может он кусаться.                                  Прячьте уши, щёки, нос,                                           Ведь на улице …                                                                                                                                                                                                     Покружилась звездочка.                                                 В воздухе немножко,                                                       Села и растаяла                                                                   На моей ладошке.                                                               *И не снег, и не лед,                                                           А серебром деревья уберет.                                          *Солнце выглянет – заплачет,                                         Солнца нет – слезинки прячет.                                                    *Прозрачен, как стекло,                                                                                              А не вставишь в окно.                                              Физминутка «С неба падают снежинки».

 

С неба падают снежинки,                                                                 Как на сказочной картинке.

Будем их ловить руками.                                                   И покажем дома маме.                                                  А вокруг лежат сугробы,                                                     Снегом замело дороги.                                                               Не завязнуть в поле чтобы,                                                    Поднимаем выше ноги.                                                      Вон лисица в поле скачет,                                            Словно мягкий рыжий мячик.                                         Ну, а мы идем, идем.                                                           И к себе приходим в дом.

Просит отгадать еще одну загадку.                                      *Какой это мастер                                                       На стекла нанес                                                                  И листья, и травы,                                                                И заросли роз.                                                             Снегурочка: «Ребята, Снежная Королева отпустит Зимушку – Зиму   если вы нарисуете для нее морозные узоры на окнах.                                  Вы согласны!».

Пальчиковая гимнастика «По снегу пальчики гуляли».                                                По снегу пальчики гуляли,

А вторые догоняли,

А четвертые пешком.

Пятый пальчик поскакал,

Поскользнулся и упал.

Звон колокольчика.                                  Колокольчик ледяной

Он всегда, всегда со мной,

Динь – дон, динь – дон,

Обращает внимание на узоры на стеклах.

Релаксация  (слайды №9 – №11, включить звук).

– Закройте глаза (звучит музыка) и представьте, что ночью, во сне, вы встали с кровати, подошли к окну, приоткрыли штору и увидели чудесную картину, на ней сказочной красоты узоры.                                                               Запомните свою картину, полюбуйтесь ею.               А теперь откройте глаза и начинайте рисовать. А помощником для вас будет музыка.                        (Во время работы звучит музыка П.И.Чайковского из альбома «Времена года»). Предлагает подойти  к столу, на котором лежат “оконные рамы”.                                                                 Приглашает детей к сотрудничеству.                                                         С помощью ваты смачивает лист бумаги, на котором уже нанесен узор свечой (дети этого не видят). Потом губкой наносит краску синего, фиолетового цвета.                                                                                                         Пока не высохла краска, весь рисунок посыпает солью.                                                                Пока подсыхает соль, предлагает поиграть.               Звон колокольчика.                                  Колокольчик ледяной

Он всегда, всегда со мной,

Динь – дон, динь – дон,                            Дидактическая игра «Четвертый лишний».       Снегурочка: Ребята,  помогите исправить ошибки.                                                             Необходимо назвать  лишнюю картинку, неподходящую к зиме, и почему (картинки  на интерактивной доске).                                                    1. Три фото с зимними  пейзажами и одно фото с изображением осени  (слайд 12).                                   2.  Детские развлечения: дети катаются на санках,  лепят снежную бабу,                               купаются в море, играют со снегом  (слайд 13).                                                                    3. Предметы одежды: варежки, шапка, шорты, шарф (слайд 14).                                                                      4. Спортивное снаряжение: коньки, санки, лыжи, велосипед (слайд 15).                                                                                                                                              2. Психолого-педагогическое сопровождение ребенка в процессе деятельности.

Помогает детям отвечать наводящими вопросами.

Поощряет желание дать оценку действиям детей.
Включение детей в процесс деятельности.

Обращают внимание на экран, проявляют интерес к зимним пейзажам, внимательно рассматривают.

-Изображена зима.

-Всюду лежит снег.                  На земле, на деревьях.

-Снежная, добрая, ласковая и др.

-Вечер, ночь.

– Горы, крыши домов. Дома как будто утопают в снегу.

-Сказочная, волшебная, красивая и др.

– Суровая, холодная, злая, вьюжная, колючая.

– Зимушка-зима, гостья – зима, зима – волшебница и др.

Воспринимают информацию педагога, знакомятся с правилами игры.                             Вспоминают приметы, пословицы, поговорки.                 Зима без снега – лето без хлеба.                                         Зима лето пугает, да все равно тает.                                               Зимой собаки валяются – быть метели.                                             Если зимою тепло – летом холодно.                                      Больше снега – больше хлеба.                                        Кошка – в печурку, стужа – на двор.                                        Зима снежная – лето дождливое.

Слушают  внимательно загадки.

Задумываются, вспоминают, что бывает зимой.

Размышляют, делают умозаключение.

Отгадывают: зима, снег, мороз, снежинка, лед.

Выполняют движения четко проговаривая слова.

Поднимают руки над головой и делают хватательные движения, словно ловят снежинки.

Ходьба на месте, колени высоко поднимаются.

Имитируют движение лисицы.

Прыжки на месте.

Размышляют. Делают умозаключение.

Отгадывают: мороз.

Пальцы рук сжаты в кулак, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются по столу.                            Ритмичные движения по столу указательных пальцев.                       Движения средних пальцев в быстром темпе.                    Медленные движения безымянных пальцев по столу. Скользящие движения мизинцев по поверхности стола.                                        Стук кулаками по поверхности стола.

Ждут следующего задания.

Рассматривают красивые морозные узоры на окнах. Закрывают глаза, расслабляются.

Проявляют фантазию.

Рассматривают оконные рамы из бумаги.

На протяжении всей работы дети принимают активное участие: помогают смочить ватой листы бумаги, дополняют мелкие элементы узора (точки, круги, завитки и др.).

Исследуют соль руками, посыпают, наблюдая, что получается.

Рассматривают изображения на доске.

Находят и желающие дети  вырезают лишнюю картинку.                            Остальные дети на игровизоре зачеркивают лишний предмет.                  Одобряют.

Обращение ребенка за необходимой помощью к взрослому.

Отвечают с помощью воспитателя.

Пытаются оценить  деятельность детей в игре.
III кезең /

III этап:

Рефлексивті

түзету

Рефлексивно-корректирую

щий
Анализ результатов деятельности детей:                 По окончании игры Снегурочка оценивает получившиеся узоры (слайд 16).                                                      – Дети, обратите внимание, снежные узоры на окнах не похожи друг на друга.                                  – Что можно увидеть в окнах?

– Ребята, Снежная Королева довольна вашей работой сегодня.

-Послушайте музыку. Так же ли она звучит, как в начале, когда вы увидели Королеву?

– Она вернула нам красавицу Зиму, давайте пойдем на прогулку и полюбуемся ею еще раз (слайд 17).                                                          Рефлексия «Какая зима?».                                              Снегурочка угощает детей снежками (конфетами).
Осознание ребенком результатов своей деятельности.

Рассматривают результаты своей работы.

Фантазируют: «В наших окнах можно разглядеть снежную  еловую веточку,  луну,  новогоднюю игрушку и т.д.).

Слушают продолжение музыки «Времена года».                                   Отмечают прекрасное, доброе звучание.

Закрепляют на прогулке признаки зимы. Радуются поощрению.
Болжамды нәтиже / Предполагаемый результат:                                                                                  Қайталайды / Воспроизводят: зимние природные явления, взаимосвязь их с жизнью человека, навыки рисования гуашевыми красками.

Түсінеді / Понимают: как замечать красоту зимнего пейзажа, отображать его в рисунке.

Қолданады /Применяют: умение передавать колорит зимы новой нетрадиционной техникой рисования  – свечой по мокрому;

Умение связно передавать посредством речи красоту зимнего пейзажа.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *