Доклад «Роль групповой работы на уроках русского языка и литературы»


 Балыкбаева Сара Кабдулбаровна
 учитель русского языка и литературы КГУ «Средняя общеобразовательная школа № 15» г.Семей ВКО РК

Аннотация:

Выступление по данной теме предусматривает работу учителя-предметника и  поэтапную  подготовку учащихся  к групповой работе. В  работе представлены разные формы и методы деятельности из опыта работы учителя. Я думаю ,что   каждого   учителя   постоянно волнует вопрос: почему один и тот же материал учащиеся воспринимают по-разному: одни схватывают на лету, а другим требуется на это не урок и не два. Как сделать так, чтобы сильные не сидели без дела, а учащиеся средних способностей не только не отставали, но и проявляли     интерес к предмету.Поэтому эффективность групповой работы в процессе обучения не раз доказывалась на практике.

По сравнению с традиционной индивидуальной и фронтальной формой обучения групповая деятельность учащихся на уроке в качестве необходимого условия предполагает повышение роли педагога в организации всего учебно-воспитательного процесса. В связи с этим при формировании учебных групп  и непосредственной работе с ними учитель должен учитывать целый  ряд самых разнообразных факторов.

Приведу несколько примеров групповой формы работы на уроках русского языка и литературы из моей «методической копилки».  На  уроках  включаю игровые моменты по группам  :  «Орфографическая эстафета», «Четвертое лишнее», «Кто больше», «Кто быстрее», «Подбери пару»,   «Назовите одним словом».

Например, при изучении темы «Словообразование» группы получают карточки со словами «пол», , «кар», «та», «оса» и т.д. Сгруппировав их попарно, можно образовать новые слова. Побеждает тот, кто сделает это быстрее. «пол» «оса» «кар» «та». Учащимся нравится « орфографическая эстафета».  Например, повторяем   тему «Ь после шипящих в различных частях речи». Первой группе досталась тема «ь в существительных», второй группе – «ь в глаголах», третьей группе –« ь в наречиях» и т.д. Листочек эстафеты, который берет консультант у учителя, уже задает тему или алгоритм правила, а учащиеся по очереди записывают слова-примеры к своей теме.

Основная цель групповой работы – развитие мышления учащихся.

Организуя групповую работу на уроках я стараюсь :

активизировать навыки самостоятельной учебной деятельности,

развивать умения успешного общения,

совершенствовать межличностные отношения в классе,

способствовать активному включению каждого ученика
в процесс усвоения учебного материала.При групповой форме работы учащихся на уроке в значительной степени возрастает и индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику как со стороны учителя, так и своих товарищей. Причем помогающий получает при этом не меньшую помощь, чем ученик слабый, поскольку его знания актуализируются, конкретизируются, приобретают гибкость, закрепляются именно при объяснении своему однокласснику.

Процесс групповой работы выглядит так:

1. Подготовка к выполнению группового задания.

а) Постановка проблемной ситуации.

б) Инструктаж о последовательности работы.

в) Раздача дидактического материала по группам.

2. Групповая работа.

а) Знакомство с материалом, планирование работы в группе.

б) Распределение заданий внутри группы.

в) Индивидуальное выполнение задания.

г) Обсуждение результатов работы в группе.

д) Обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения ).

е) Подведение итогов группового задания.

3.Заключительная часть.

а) Сообщение о результатах работы в группах.

б) Анализ познавательной задачи, рефлексия.

в) Общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи.

Разделение класса на группы – это важный момент в организации работы. Способов  разделения  класса   на группы существует множество:

По желанию:Ученики делятся по желанию.

Деление  групп по дате рождения (четное, нечетное число)

Деление по цвету: Учащиеся выбирают стикеры, бумажные фигурки   разных цветов.

Деление по форме:Учащиеся выбирают разные формы: круглые, треугольные, квадратные.

Деление по вкусовым предпочтениям:Учащиеся выбирают одну из 5-6 видов конфет, или одну из 5-6 фигурных печенья (буквы, животные).

«Пейзаж»:Учащимся предлагаются две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая — радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению.

По цвету глаз (карие, серо-голубые, зеленые,черные) и так далее.

Также  одной из самых распространенных форм групповой работ    является работа в парах. Чаще всего это пара, образованная из детей, сидящих за одной партой.При работе парами дети приучаются внимательно слушать ответ товарища (ведь они выступают в роли учителя), постоянно готовиться к ответу (для ребёнка очень важно, чтобы его спросили), учатся говорить, отвечать, доказывать. Ребёнок может делать в этот момент то, что в другое время не разрешается – свободно общаться с товарищем, свободно сидеть. Детям такая работа очень нравится.

Ведущую роль в групповой работе играют учащиеся, ее эффективность во многом зависит от усилий и мастерства учителя. Групповой работе   детей  надо сначала научить. Для этого учитель должен потратить время на каких-то уроках. Без соблюдения этого условия групповая работа бывает неэффективна.

Плюсы и минусы групповой работы:

плюсы

– повышается учебная и познавательная мотивация

– снижается уровень тревожности учащихся

– в группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний.

– улучшается психологический климат в классе

минусы:

– групповой работе надо сначала научить

– организация групповой работы требует от учителя особых умений, усилий

– некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников

– для некоторых детей разделение на группы – процесс болезнен

Учащимся необходимо научить соблюдать некоторые правила работы в группе:

·         говорить по очереди;

·         внимательно слушать друг друга;

·         — не перебивать;

·         коллективно обсуждать предложения, идеи и мнения;

·         помогать и просить о помощи;

·         принимать групповые решения и приходить к единому мнению;

·         соблюдать регламент;

·         соблюдать дисциплину

На уроке   при  организационном моменте необходимо :

создание коллаборативной среды.

Для создания психологической атмосферы учитель  проводит игру «Солнечный зайчик».

– Ребята, возьмитесь за руки и улыбнитесь друг другу.  Скажите, что вы сейчас почувствовали?

– Я надеюсь, что это ощущение вы сохраните до конца урока.

Так же необходимо проводить физминутки.

 

Физкультурная минутка.

Раз — поднялись, подтянулись.

Два — согнулись, разогнулись.

Три — в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре — руки шире,

Пять — руками помахать,

А на шесть — тихонько сесть.

 

На уроках так же использую метод  «Ромашку» Блума

Описание: “Ромашка” состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков – шесть вопросов.

При групповой работе можно применить такие методы как «Факт или мнение» , «Карусель»

 

Метод «Факт или мнение»

Формируемые навыки:

– мышления, принятия решений;

– совместной работы.

Сущность метода

Сущность метода состоит в создании условий для размышлений учеников и формулировки заключений о том, является ли полученная ими информация фактом или рядовым мнением, основанным на системе ценностей. В плюралистическом обществе разграничение факта от мнения на основе доказательств является важным навыком. Это непростое задание требует от учеников рассмотрения природы знаний (возможны случаи отсутствия одного конкретного ответа). Ученики работают в группах для обсуждения своих позиций. Результативным подходом к данному заданию станет опрос после выполнения задания.

Метод «Карусель»

Формируемые навыки:

 совместной работы;

 мышления, принятия решений.

Сущность метода

Представляет собой структурированное информационно-познавательное, интеллектуальное задание, аккумулирующее совокупность мыслей, выраженных в различных вариантах ответов учеников по конкретному вопросу. Ученики работают в небольших группах, размышляя, в поисках ответа на конкретно поставленный вопрос. Им предоставляется возможность для совместного оценивания идей других групп и использования их в качестве потенциальной основы для окончательного формирования своих собственных ответов на вопросы.

Метод «Карусель» может служить эффективным инструментом оценивания. Предполагаемые вопросы:

Что нового Вы узнали сегодня?

Что бы Вы сделали иначе?

Так же на уроке  использую метод«Букет настроения».

В начале урока учащимся раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока я говорю: “ Если вам понравился урок, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравился – голубой”. Можно предложить ребятам более разнообразный спектр цветов: красный, желтый, синий. В конце урока собрать цветы в корзинку или вазочку.  Хочу напомнить, какому настроению соответствует какой цвет:

красный – восторженное;

оранжевый – радостное, теплое;

желтый – светлое, приятное;

зеленый – спокойное;

синий – неудовлетворенное, грустное;

фиолетовый – тревожное, напряженное;

черный – упадок, уныние

В конце урока обучающимся предлагается написать «синквейн» на основе изученного
1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;
2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;
3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;
4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы
5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).

При  рефлексии  очень важно знать у учащихся:

Как проходило занятие?

Что было удачно?

Что было неудачно?

Что Вы хотите изменить?

В какой поддержке Вы нуждаетесь?

В ходе групповой  работы ученики выполнив задания, проводят взаимооценивание  по стратегии «2 звезды и 1 пожелание».По методу «Две звезды и одно пожелание» учащиеся  отмечают  лучшие моменты занятия и одно пожелание.

Итак,хочется отметить:групповая работа способствует активизации познавательной деятельности и формированию таких качеств,как взаимоконтроль и взаимопомощь.При систематической  организации групповой работы в учебном процессе учащиеся ощущают радость познания,ощущают в себе чувство уверенности и творческой самостоятельности на уроках.Учителя получают возможность реализовать индивидуальный подход к учащимся. В результате проведения на уроках групповой работы учитель приходит к выводу,что использование данного подхода делает урок наиболее эффективным и интересным для учащихся и улучшает практику преподавания учителя.

Используемая литература:

1.Цукерман Г.А.Введение в школьную жизнь.М.:Новая жизнь.1994

2.Глазкова  А. Организация индивидуальной,групповой,коллективной деятельности. //Начальная школа.1999г №10

3.Курятов В.М.Как организовать обучение в малых группах.СПб.Педагогика.2000

4.Активные методы преподавания и обучения 2012г.

5.Б.С. Блум с соавторами (1956 г.) Иерархия педагогических целей: Пособие Когнитивная сфера, Нью-Йорк: Дэвид МакКей .

6.Г. Кент (1996 г.) Обучение способных учеников, Издательство Пирсон.

М. Лейсестер (2010 г.) Обучение навыкам критического мышления.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *