Элективный курс «Задачи с модулями»
Қалматаева Балауса Бахытжанқызы
преподаватель математики ГККП “Кентауский многопрофильный колледж”
Пояснительная записка.
Основная функция курсов по выбору в системе предпрофильной подготовки по математике – выявление средствами предмета математики направленности личности, её профессиональных интересов.
Предметно-ориентированные курсы являются пропедевтическими по отношению к профильным курсам по математике, которые имеют более высокий уровень. Присутствие таких курсов в учебном плане учащегося повышает вероятность того, что выпускник после 9-го класса сделает осознанный и успешный выбор профиля, связанного с математикой.
Программы предметно-ориентированных курсов по выбору включают углубление отдельных тем базовых общеобразовательных программ по математике, а также изучение некоторых тем, входящих за их рамки.
Курс «Задачи с модулями» дополняет базовую программу, не нарушая её целостность.
Основная задача обучения математике в школе заключается в обеспечении прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования, а также в профессиональной деятельности, требующей достаточно высокой математической культуры.
Для жизни в современном обществе важным является формирование математического стиля мышления, проявляющего в определённых умственных навыках. В процессе решения задач с модулями в арсенал приёмов и методов человеческого мышления естественным образом включаются индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ, классификация и систематизация, аналогия.
Как известно, в настоящее время практика вступительных экзаменов оторвалась от школы, настолько велики «ножницы» между требованиями, которые предъявляют к своему выпускнику школа, и требованиями, которые предъявляет к своему абитуриенту вуз, особенно вуз высокого уровня.
Очевидно одним из способов устранения указанных «ножниц» является изучение данного курса, посвященного трудным вопросам школьной математики, связанными с модулями.
Задачи, предлагаемые в данном курсе, интересны и часто не просты в решении, что позволяет повысить учебную мотивацию учащихся и проверить свои способности к математике, позволяет подготовить учащихся к поступлению в ВУЗ, тем самым исключая противоречие между требованиями системы высшего образования и итоговой подготовкой выпускников учреждений среднего образования. Вместе с тем, содержание курса позволяет ученику любого уровня активно включаться в учебно-познавательный процесс и максимально проявить себя: занятия могут проводиться на высоком уровне сложности, но включать в себя вопросы, доступные и интересные всем учащимся.
Изучение элективного курса способствует процессу самоопределения учащихся, помогает им адекватно оценить свои математические способности, обеспечивая системное включение ребёнка в процесс самостоятельного построения знаний.
Цель данного курса перейти от репродуктивного уровня усвоения материала к творческому. Научить применять знания при выполнении нестандартных заданий. При решении таких задач школьники учатся мыслить логически, творчески. Это хороший материал для учебно-исследовательской работы, что является пропедевтикой научно-исследовательской деятельности.
Основная задача курса как можно полнее развить потенциальные творческие способности каждого слушателя, не ограничивая заранее сверху уровень сложности задачного материала. Решение задач способствует систематическому углублению изучаемого материала и развитию навыка решения сложных задач.
Основная цель данного курса – подготовить учащихся таким образом, чтобы они смогли в жесткой атмосфере конкурсного экзамена успешно справиться с задачами, содержащими модули.
Основные задачи данного курса:
− углубить знания по математике, предусматривающие формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету;
− выявить и развить их математические способности;
− расширить математические представления учащихся о приёмах и методах решения задач с модулями;
− повышение уровня математического и логического мышления учащихся;
− развитие навыков исследовательской деятельности,
− обеспечить подготовку к поступлению в вуз и продолжению образования;
− обеспечить подготовку к профессиональной деятельности, требующей высокой математической культуры.
Работа элективного курса строится на принципах:
− научности;
− доступности;
− опережающей сложности;
− вариативности;
− самоконтроля.
Формы контроля.
− Рейтинг – таблица
− Уроки самооценки и оценки товарищей
− Презентация учебных проектов
О том, что учащийся должен будет представить учебный проект по теме курса, нужно проинформировать его заблаговременно, познакомив с формами такого рода деятельности.
Для того чтобы урок – презентация получился интересным, виды проектов должны соответствовать уровню и интересам учащихся, а также должны быть интересными по форме и содержанию.
Работы могут быть как индивидуальные, так и парные, групповые. Данный урок можно провести в виде конкурса, где победителей определят сами учащиеся.
Административной проверки усвоения материала курса не предполагается, соответствующие задачи не будут включаться в административные контрольные работы.
В технологии проведения занятий присутствует этап самопроверки, который представляет учащимся возможность самим проверить, как ими усвоен изучаемый материал.
В свою очередь учитель может провести обучающие самостоятельные работы, которые позволят оценить уровень усвоения вопросов курса.
Формой итогового контроля может стать обучающая самостоятельная работа, собеседование или тестовая работа.
Требования к уровню подготовки учащихся:
− должны иметь элементарные умения решать задачи повышенного по сравнению с обязательным уровнем сложности;
− точно и грамотно формулировать изученные теоретические положения и излагать собственные рассуждения при решении задач;
− правильно пользоваться математической символикой и терминологией;
− применять рациональные приемы тождественных преобразований;
− использовать наиболее употребляемые эвристические приемы.
В результате изучения данного курса учащиеся
должны знать:
− прочно усвоить понятие модуль числа;
− алгоритмы решений задач с модулями;
− свойства решений уравнений, неравенств и их систем;
должны уметь:
− уметь решать линейные, квадратные уравнения с модулем;
− уметь решать линейные, квадратные неравенства с модулем;
− строить графики уравнений, содержащие модули;
− находить корни квадратичной функции;
− строить графики квадратичных функций;
− исследовать квадратный трехчлен;
− знать и уметь применять нестандартные приемы и методы решения уравнений, неравенств и систем.
Содержание обучения.
1. Решение задач с модулем. (10 часа).
Модуль действительного числа. Геометрическая интерпретация. Линейное уравнение, содержащее абсолютную величину. Уравнение и неравенства вида .
График функции Построение графиков функций, связанных с модулем.
Методы решения уравнений вида: где – любое действительное число,
Графическое решение неравенства , где – любое действительное число.
Методы решения уравнений вида:
Методы решения неравенств вида:
Графическая интерпретация.
Методы решения неравенств вида: .
Квадратное уравнение, содержащее абсолютную величину. Метод замены переменной. Решение уравнений.
2. Нестандартные методы и приемы решения уравнений, неравенств и систем, содержащих модули. (7 часа).
Графические и аналитические методы. Классификация задач. Свойства решений уравнений, неравенств и их систем.
Свойства функций в задачах с модулями. Схема исследования функций. Область значений функции.
Презентация учебных проектов
Учебно-тематический план.
№
п/п
Тема
Кол-во
часов
Виды деятельности учащихся
Решение задач с модулями (10 ч)
1.
Модуль действительного числа. Геометрическая интерпретация. Линейное уравнение, содержащее абсолютную величину. Уравнение и неравенства вида , , .
3
Беседа, лекция
2.
График функции , . Построение графиков функций, связанных с модулем.
2
Практикум
Тренажер
3.
Решение уравнений и неравенств различных видов, содержащих модули. Графическая интерпретация.
3
Беседа, лекция
Творческое исследование
4.
Квадратное уравнение, содержащее абсолютную величину. Метод замены переменной. Решение уравнений.
2
Практикум
Тренажер
Самостоятельная работа
Нестандартные методы и приемы решения уравнений, неравенств и систем, содержащих модули (7 ч)
1.
Графические и аналитические методы. Классификация задач.
3
Беседа, лекция
2.
Свойства решений уравнений, неравенств и их систем. Свойства функций в задачах c модулями.
3
Творческое исследование
Практикум
3.
Презентация учебных проектов
1
Конкурс
Список основной литературы.
1. Мордкович А.Г. Алгебра 8. – М.: Просвещение, 2003.
2. Мордкович А.Г. Алгебра 9. – М.: Просвещение, 2003.
3. Галицкий М.Л., Гольдман А.М., Звавич Л.И. Сборник задач по алгебре 8-9 класс. – М.: Просвещение», 2001.
4. Егерман Е. Задачи с модулем. 9-10 классы. Математика. – №23. – 2004. – С.18-20.
5. Егерман Е. Задачи с модулем. 10-11 классы. Математика. – №25-26. – 2004. – С.27-33.
Дидактический материал.
1. С помощью графиков докажите, что уравнение имеет два корня. Найдите меньший корень этого уравнения.
2. Постройте график функции и найдите наибольшее значение данной функции на отрезке .
3. Постройте график функции и найдите наименьшее значение функции на интервале (-2;+ ).
4. Решить уравнение:
a) ;
b) ;
c) ;
d) .
5. Найдите на координатной прямой ( в декартовой системе координат ) точки, удалённые от точки М(4;0) на расстояние 7.
6. Решите неравенство: <3.
Решение. Данное неравенство равносильно системе двух неравенств:
.
Ответ: .
7. Решите неравенство: .
8. Решите неравенство: .
Решение. Решая уравнения и получаем точки 1 и 3, которые делят прямую на три промежутка: , и . Решим неравенство на каждом из этих промежутков.
На промежутке : .
На промежутке : – решения нет.
На промежутке : .
Ответ: .
Неравенства, содержащие переменную под знаком модуля.
В этом случае целесообразно применять так называемый «классический» способ раскрытия модуля:
9. Решите неравенство: .
Решение. Рассмотрим случай , т.е. . Тогда неравенство имеет вид
С учётом условия , получаем .
Если , то ; тогда
С учётом условия получаем
Объединяя результаты обоих случаев, получаем окончательный ответ.
Ответ:
Задания для самостоятельной работы.
1. Ответ: (-
2. 2< Ответ:
3. 2 Ответ:
4. 3 Ответ: .
5. Ответ: .
6. Ответ:
7. Ответ:
8. Постройте графики функций:
a) ;
b) ;
c) .
Введение элективного курса «Задачи с модулями» необходимо учащимся в наше время, как при подготовке к ЕНТ, так и для продолжения образования в вузе. Владение приемами решения задач с модулем можно считать критерием знаний основных разделов школьной математики, уровня математического и логического мышления. Решение задач, уравнений с модулями, открывает перед учащимися значительное число эвристических приемов общего характера, ценных для математического развития личности, применяемых в исследованиях и на любом другом математическом материале. Именно такие задачи играют большую роль в формировании логического мышления и математической культуры у школьников, Поэтому учащиеся, владеющие методами решения задач с модулями, успешно справляются с другими задачами.