Открытый урок по внеклассному чтению «В Дружбе – наша сила!»
Кулешова Елена Александровна
учитель начальных классов г. Тараз, СШ № 32 им. Ч. Уалиханова
Цель: 1. Формировать нравственные качества личности через чтение художественных произведений.
2. Способствовать формированию дружного классного коллектива.
Задачи урока:
Образовательные – формирование представления детей о дружбе, о решающей роли ее в жизни детей, о настоящей дружбе. Определение различий в понятиях «привязанность» и «настоящая дружба»;
Воспитательные – воспитание чувства ответственности, доброжелательности, уважения друг к другу.
Развивающие – развитие навыков сотрудничества друг с другом. Формирование духовно – нравственных качеств.
Форма проведения: разговор – рассуждение с игровыми моментами (составление пословиц, формулирование правил дружбы)
Методы урока:
По источнику получения знаний:
¾ Словесные
¾ Наглядные
¾ Практические
Оборудование: доска, карточки для индивидуального задания, дом Дружбы (из картона), фото, буквы.
Формы работы:
¾ Коллективная
¾ Фронтальная
¾ Индивидуальная
Ход урока:
I. Организационный момент:
Вступительное слово учителя. Актуализация темы.
Психологический настрой.
Заливистый школьный звонок
Позвал опять нас на урок
Будьте все внимательны,
А еще старательны.
– Ребята, сядьте удобнее.
– Готовы к уроку?
Дети: Долгожданный дан звонок
Начинается урок
Мы отличный дружный класс
Все получится у нас
Давай – те скажем мы себе
Я все знаю, все смогу
Я друзей не подведу
Опрос домашнего задания:
Учитель: Вступление
– Ребята, сегодня у нас пройдет необычный урок. Нам предстоит открыть одну очень важную тайну, но мы должны немного потрудиться – построить дом. И это будет не просто дом, а мирный дом.
Учитель: – Многие из вас наверняка видели, как строятся дома?
Учитель: – А теперь скажите. Какие материалы нужны для постройки дома?
Учитель: – С чего начинают строить дом?
Учитель: – В основание любого здания закладывается фундамент. А чтобы постройка не разрушилась и послужила людям не один год, фундамент должен быть прочным, так как он держит на себе все здание. Давайте заложим фундамент.
Игра. Загадки, в отгадках заберем первую букву и выстроим фундамент
В школьной сумке я лежу,
Как ты учишься – скажу. (Дневник) – (Первая буква «Д», вставляем ее)
Моя подружка так живет
С утра она чернила пьет
Потом я ей даю тетрадь
Она по ней идет гулять. (Ручка, Р)
Я уроки посещаю
И всегда ношу дневник
Сам себя я называю
Школьник или…….. (Ученик, У)
Учитель ставит нам отметки,
Всегда все справедливо, метко.
В дневник их выставляет нам,
Себе фиксирует в …… (Журнал, Ж)
Черные, кривые, от рожденья все немые,
Станут в ряд – сейчас заговорят. ( Буквы, Б)
Нарисую лето, маму и себя
На мне – панаму.
Море, радугу и дом
Все хранит в себе…… (Альбом, А)
Учитель: Итак, фундамент получился – что у нас получилось – слово ДРУЖБА.
Что такое дружба? Каждый знает
Может быть, и спрашивать смешно
Ну а все же, что обозначает
Это слово? Значит что оно?
Ответы детей:
Дружба – это то, что делает мир прекраснее, а человек – лучшее, доброе, терпимее.
Дружба – это поддержка, это братство, это сила!
Дружба – это светлое, веселое и волшебное.
Дружба нужна всем, даже тем, кто отрицает, и маленькому и старому и богатому человеку!
Дружба – это взаимопомощь и понимание.
Учитель:
– Я надеюсь, наш фундамент нашего дома будет крепким, прочным, так как он основан на дружбе. Но это не весь дом. Давайте построим стены, которые будут у нас из бревен. А бревна у нас не простые, с секретом. У меня есть одна половина пословиц, а вам надо добавить вторую, прочитать и объяснить ее.
Дети собирают бревна:
Нет друга ищи,………………(а нашел, береги).
Не имей сто рублей,………………(а имей сто друзей).
Старый друг лучше…………(новых двух).
Крепкую дружбу и ………….(топором не разрубишь).
Человек без друзей, ……..(что дерево без корней).
Учитель: – Молодцы, наш домик с пословицами на половину построили. Что еще не хватает
Дети: – Крышу!
Учитель: – Правильно! Крышу! А чтобы собрать ее, надо выполнить следующее задание.
Я вам буду показывать слова, а вы будете выбирать только те, которые помогают дружбе, и будете говорить да, а которые мешают, говорить нет.
(Дети работают со словами).
Доверие – да
Обиды – нет
Взаимопонимание – да
Вежливость – да
Драки – нет
Грубость – нет
Обзывание – нет
Сотрудничество – да
Доброта – да
Упрямство – нет
Чувство юмора – да
Учитель: – Итак, посмотрите из слов, которые нам помогают дружбе мы построили крышу. Итак, фундамент крепкий есть, прочные стены стоят, крыша готова. Не хватает двери! А чтобы поставить дверь, давайте послушаем стихотворение о дружбе.
1 стихотворение:
Кто верит в дружбу горячо,
Кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадет,
В любой беде не пропадет,
А если споткнется вдруг,
То встать ему поможет друг!
Всегда в беде надежный друг
Ему протянет руку.
Учитель: – Как поступают настоящие друзья?
Ученики (ответы)
2 стихотворение:
Дружит с солнцем ветерок,
А роса – с травою,
Дружит с бабочкой цветок,
Дружим мы с тобою.
Все с друзьями пополам
Поделить мы рады!
Только ссориться друзьям
Никогда не надо!
Учитель: – Какое слово чаще всего звучало в стихотворении?
Ученики: – Слово «Дружба»
Учитель: – Значит дружба, и друзья нужны каждому человеку.
– А теперь посмотрите на наш дом ДРУЖБЫ и подумайте: в чем же заключается наша тайна, когда мы все вместе трудились и строили его дружно, не спорили и не мешали друг другу.
Дети: – Конечно в дружбе.
Учитель: – но у нас еще осталась одна проблема дом есть, а дверь закрыта, нам ее надо открыть. А чтобы ее открыть мы должны послушать, что говорится о дружбе в художественных произведениях и что полезного для себя вы узнаете. (Чтение по ролям из книги М. Пляцковского «Урок дружбы»)
Учитель: – Какой урок дружбы получил. Чик (Не надо быть жадиной)
Учитель: – еще послушаем пересказ Басни Толстого «Два товарища»
Учитель: – Можно ли назвать героя другом, который сбежал и бросил своего товарища?
Учитель: – Итак, дом готов, дверь стоит, но она закрыта, нам надо ее открыть, а чем открыть дверь? – Ключом. А ключ у нас будет Игра – «Угадайка», если правильно отгадаете, то дверь откроется. Давайте вспомним примеры дружбы в литературных произведений (я читаю, а вы слушайте внимательно и отгадывайте)
Собрались однажды четыре музыканта, подружились. Вместе концерты давали, вместе разбойников прогоняли,… Назовите музыкантов – друзей? (бременские музыканты)
Какая девочка выручила своего друга из ледового плена? (Герда)
Этот герой произносил: « Я – самый больной в мире человек! Ему дали лекарство, а он в ответ произнес: « Друг спас жизнь друга». О ком идет речь? Какое лекарство дал другу? (Карлсон)
Какие два друга лежали на песке и пели песню о солнышке? ( Львёнок и Черепаха)
У девочки с голубыми волосами было много друзей, но один был рядом всегда). Кто он? (Артемон)
К первыми из животных показал пример обитателям джунглей в том, что с человеческим детенышем можно дружить? (Волк). Назовите друзей Маугли?
Учитель: – Молодцы, отгадали правильно, значит, дверь наш дом открывается (на двери написан номер 2)
Учитель: – Вот и закончилась наша стройка. Посмотрите, какой у нас замечательный домик, – с названием ДРУЖБА. Наверное, вы желаете в нем поселиться?
Дети: – ДА!
Учитель: – а как мы это сделаем, а выход простой, возьмите свои сердечки с фотографией и поселитесь в доме.
Учитель: – Как хорошо, когда в нашем доме много жильцов! Много друзей!
II. Подведение итогов. Рефлексия.
Учитель: – В чем же вы видите силу настоящей дружбы, дружбы между вами?
«Без дружбы не может жить ни один человек. Дружба – это взаимоотношения между людьми, общение. Другу ты можешь рассказать историю, поделиться секретом, открыть свою тайну. Друг никогда не бросит тебя в беде, поможет, чем сможет, пожалеет, развеселит. Цените и любите дружбу!
Песня о дружбе:
Дружба крепкая не сломается,
Не расклеится от дождей и вьюг.
Друг в беде не бросит, лишнего не спросит,
Вот что значит настоящий верный друг.
Друг в беде не бросит, лишнего не спросит,
Вот что значит настоящий верный друг.
Учитель: Надеюсь, что сегодняшний открытый урок, поможет вам стать более дружными.