Открытый урок по внеклассному чтению «В Дружбе – наша сила!»


Кулешова Елена Александровна
учитель начальных классов г. Тараз, СШ № 32 им. Ч. Уалиханова

Цель: 1. Формировать нравственные качества личности через чтение художественных произведений.

2. Способствовать формированию дружного классного коллектива.

Задачи урока:

Образовательные – формирование представления детей о дружбе, о решающей роли ее в жизни детей, о настоящей дружбе. Определение различий в понятиях «привязанность» и «настоящая дружба»;
Воспитательные – воспитание чувства ответственности, доброжелательности, уважения друг к другу.
Развивающие – развитие навыков сотрудничества друг с другом. Формирование духовно – нравственных качеств.
Форма проведения: разговор – рассуждение с игровыми моментами (составление пословиц, формулирование правил дружбы)

Методы урока:

По источнику получения знаний:

¾     Словесные

¾     Наглядные

¾     Практические

Оборудование: доска, карточки для индивидуального задания, дом Дружбы (из картона), фото, буквы.

Формы работы:

¾     Коллективная

¾     Фронтальная

¾     Индивидуальная

Ход урока:

I.                   Организационный момент:

Вступительное слово учителя. Актуализация темы.

Психологический настрой.

Заливистый школьный звонок

Позвал опять нас на урок

Будьте все внимательны,

А еще старательны.

– Ребята, сядьте удобнее.

– Готовы к уроку?

Дети:  Долгожданный дан звонок

Начинается урок

Мы отличный дружный класс

Все получится у нас

Давай – те скажем мы себе

Я все знаю, все смогу

Я друзей не подведу

Опрос домашнего задания:

Учитель:  Вступление

– Ребята, сегодня у нас пройдет необычный урок. Нам предстоит открыть  одну очень важную тайну, но мы должны немного потрудиться – построить дом. И это будет не просто дом, а мирный дом.

Учитель: – Многие из вас наверняка видели, как строятся дома?

Учитель: – А теперь скажите. Какие материалы нужны для постройки дома?

Учитель: – С чего начинают строить дом?

Учитель: – В основание любого здания закладывается фундамент. А чтобы постройка не разрушилась и послужила людям не один год, фундамент должен быть прочным, так как он держит на себе все здание.  Давайте заложим фундамент.

Игра. Загадки,  в отгадках заберем первую букву и выстроим фундамент

В школьной сумке я лежу,
Как ты учишься – скажу.   (Дневник) – (Первая буква «Д», вставляем ее)

Моя подружка так живет
С утра она чернила пьет

Потом я ей даю тетрадь

Она по ней идет гулять.   (Ручка, Р)

Я уроки посещаю
И всегда ношу дневник

Сам себя я называю

Школьник или……..   (Ученик, У)

Учитель ставит нам отметки,
Всегда все справедливо, метко.

В дневник их выставляет нам,

Себе фиксирует в ……  (Журнал, Ж)

Черные, кривые, от рожденья все немые,
Станут в ряд – сейчас заговорят.     ( Буквы, Б)

Нарисую лето, маму и себя
На мне – панаму.

Море, радугу и дом

Все хранит в себе…… (Альбом, А)

Учитель: Итак,  фундамент получился – что у нас получилось – слово ДРУЖБА.

Что такое дружба? Каждый знает

Может быть, и спрашивать смешно

Ну а все же, что обозначает

Это слово? Значит что оно?

Ответы детей:

Дружба – это то, что делает мир прекраснее, а человек – лучшее, доброе, терпимее.
Дружба – это поддержка, это братство, это сила!
Дружба – это светлое, веселое и волшебное.
Дружба нужна всем, даже тем, кто отрицает, и маленькому и старому и богатому человеку!
Дружба – это взаимопомощь и понимание.
Учитель:

– Я надеюсь, наш фундамент нашего дома будет крепким, прочным, так как он основан на дружбе. Но это не весь дом. Давайте построим стены, которые будут у нас из бревен. А бревна у нас не простые, с секретом. У меня есть одна половина пословиц, а вам надо добавить вторую, прочитать и объяснить ее.

Дети собирают бревна:

Нет друга ищи,………………(а нашел, береги).
Не имей сто рублей,………………(а имей сто друзей).
Старый друг лучше…………(новых двух).
Крепкую дружбу и ………….(топором не разрубишь).
Человек без друзей, ……..(что дерево без  корней).
Учитель: – Молодцы, наш домик с пословицами на половину построили. Что еще не хватает

Дети: – Крышу!

Учитель: – Правильно! Крышу! А чтобы собрать ее, надо выполнить следующее задание.

Я вам буду показывать слова, а вы будете выбирать только те,  которые помогают дружбе, и будете говорить да, а которые мешают, говорить нет.

(Дети работают со словами).

Доверие – да
Обиды – нет
Взаимопонимание – да
Вежливость – да
Драки – нет
Грубость – нет
Обзывание  – нет
Сотрудничество – да
Доброта – да
Упрямство – нет
Чувство юмора – да
Учитель: – Итак, посмотрите из слов, которые нам помогают дружбе мы построили крышу. Итак, фундамент крепкий есть, прочные стены стоят, крыша готова. Не хватает двери! А чтобы поставить дверь, давайте послушаем стихотворение о дружбе.

1 стихотворение:

Кто верит в дружбу горячо,

Кто рядом чувствует плечо,

Тот никогда не упадет,

В любой беде не пропадет,

А если споткнется вдруг,

То встать ему поможет друг!

Всегда в беде надежный друг

Ему протянет руку.

Учитель: – Как поступают настоящие друзья?

Ученики (ответы)

2 стихотворение:

Дружит с солнцем ветерок,

А роса – с травою,

Дружит с бабочкой цветок,

Дружим мы с тобою.

Все с друзьями пополам

Поделить мы рады!

Только ссориться друзьям

Никогда не надо!

Учитель: – Какое слово чаще всего звучало в стихотворении?

Ученики: – Слово «Дружба»

Учитель: – Значит дружба, и друзья нужны каждому человеку.

– А теперь посмотрите на наш дом ДРУЖБЫ и подумайте: в чем же заключается наша тайна, когда мы все вместе трудились и строили его дружно, не спорили и не мешали друг другу.

Дети: – Конечно в дружбе.

Учитель: – но у нас еще осталась одна проблема дом есть, а дверь закрыта, нам ее надо открыть. А чтобы ее открыть мы должны послушать, что говорится о дружбе в художественных произведениях и что полезного для себя вы узнаете. (Чтение по ролям из книги М. Пляцковского «Урок дружбы»)

Учитель: – Какой урок дружбы получил. Чик (Не надо быть жадиной)

Учитель: – еще послушаем пересказ Басни Толстого «Два товарища»

Учитель: – Можно ли назвать героя другом, который сбежал и бросил своего товарища?

Учитель: –  Итак, дом готов, дверь стоит, но она закрыта, нам надо ее открыть, а чем открыть дверь? – Ключом. А ключ у нас будет  Игра – «Угадайка», если правильно отгадаете, то дверь откроется.  Давайте вспомним примеры дружбы в литературных произведений (я читаю, а вы слушайте внимательно и отгадывайте)

Собрались однажды четыре музыканта, подружились. Вместе концерты давали, вместе разбойников прогоняли,… Назовите музыкантов – друзей? (бременские музыканты)
Какая девочка выручила своего друга из ледового плена?  (Герда)
Этот герой произносил: « Я  – самый больной в мире человек! Ему дали лекарство, а он в ответ произнес: « Друг спас жизнь друга». О ком идет речь? Какое лекарство дал другу? (Карлсон)
Какие два друга лежали на песке и пели песню о солнышке? ( Львёнок и Черепаха)
У девочки с голубыми волосами было много друзей, но один был рядом всегда). Кто он? (Артемон)
К  первыми  из животных показал  пример обитателям джунглей в том, что с человеческим детенышем можно дружить? (Волк). Назовите друзей Маугли?
Учитель: –  Молодцы, отгадали правильно, значит, дверь  наш дом открывается (на двери написан номер 2)

Учитель: – Вот и закончилась наша стройка. Посмотрите, какой у нас замечательный домик, – с названием ДРУЖБА. Наверное, вы желаете в нем поселиться?

Дети: – ДА!

Учитель: – а как мы это сделаем, а выход простой, возьмите свои сердечки с фотографией и поселитесь в доме.

Учитель: – Как хорошо, когда в нашем доме много жильцов! Много друзей!

II. Подведение итогов. Рефлексия.

Учитель: – В чем  же вы видите силу настоящей дружбы, дружбы между вами?

«Без дружбы не может жить ни один человек. Дружба – это взаимоотношения между людьми, общение. Другу ты можешь рассказать историю, поделиться секретом, открыть свою тайну. Друг никогда не бросит тебя в беде, поможет, чем сможет, пожалеет, развеселит. Цените и любите дружбу!

Песня о дружбе:

Дружба крепкая не сломается,

Не расклеится от дождей и вьюг.

Друг в беде не бросит, лишнего не спросит,

Вот что значит настоящий верный друг.

Друг в беде не бросит, лишнего не спросит,

Вот что значит настоящий верный друг.

Учитель: Надеюсь, что сегодняшний  открытый урок, поможет вам стать более дружными.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *