«Призвание» эссе


Ветлугина Лариса Юрьевна

воспитатель класса предшкольной подготовки КГУ «Общеобразовательная школа №12» акимата г. Усть-Каменогорска 

Занимать свое место в жизни – большая удача. Жизнь можно считать минимум на пятьдесят процентов успешной, если у человека есть не просто работа, приносящая стабильный доход, но дело, которому не жаль отдавать силы и время. Труд благородный и просветительский.

 

Быть учителем с давних времен считалось престижно и уважаемо, пусть в современном мире и не столь прибыльно, как бизнес или торговля. Учителя и врачи – вот в любые времена необходимые в развитом обществе люди. Уровень ответственности у них одинаков, хотя на первый взгляд может показаться, что это не так. Учителю доверена важная миссия – сформировать личность ребенка, сделать из него грамотного человека, научить думать, познавать мир путем эмпирическим и теоретическим.

Учитель помогает дисциплинировать ум, и во многом закладывает основы того, каким станет ребенок, какую роль он возьмет на себя в будущем. Это колоссальная ответственность, и именно поэтому люди, посвятившие свою жизнь преподаванию и воспитанию детей, сознательно понимают, что их работа никогда не будет отмерена четкими трудовыми часами.

 

Работа учителя продолжается весь учебный год, без выходных и праздников, в любой день недели, ведь уроки – лишь небольшая часть этой, безусловно, интересной, но сложной профессии. Учитель занимается подготовкой и планированием уроков, сбором материала, старается лучше его подать, постоянно контактирует с родителями своих учеников. Вся его жизнь, так или иначе, связана с детьми, и это всегда осознанный выбор. Учителями не становятся “вдруг”. Это призвание, это неприметный талант, включающий в себя и самопожертвование и мудрость.

С трудом учителя мало что может сравниться, поскольку при всей тяжести и нагрузке, отдача всегда соразмерна, а то и превосходит затраченные силы.

 

В не столь давний сложный для нашей страны и других стран СНГ период многие учителя ушли работать в иную отрасль, стараясь выжить и прокормить себя и свои семьи. Кто-то из них сумел преуспеть, и денежный момент, конечно, является в этом главной наградой. Но как часто бывшие учителя, вынужденные работать продавцами в магазинах и на рынках, пробивающиеся в непростом мире малого бизнеса и занимающиеся тем, чем совсем не планировали заниматься, с горечью признают – вслух или про себя – что с радостью отказались бы от всего этого за одну только возможность снова работать с детьми.

 

Кто как не учитель знает, что дети порой бывают совершенно разные, есть и откровенно трудные случаи, но, тем не менее, учить их, помогать им справляться с трудностями, гордиться их успехам, видеть, как из них вырастают достойные люди – вот что не может не радовать сердце любого учителя, для которого его профессия не бремя, а призвание.

 

Может ли каждый учитель со спокойным сердцем сказать, что любит свою работу? Определенно, это трудно.

Мы живем в обществе и не можем быть в нем парией, если выбираем делом всей жизни преподавание. Учитель – прежде всего нравственный ориентир, и не только для детей, которых воспитывает и учит, но и для всех остальных.

 

Человеку присуще желание жить свободно, высказывать свое мнение без страха, но учитель не может открыто придерживаться неформальных взглядов. Не потому что это плохо, а потому что каждый ребенок, каждый маленький гражданин, имеет право свободного выбора, без навязывания ему крайностей и спорных сторон жизни.

Учитель помимо хорошего психолога, должен быть еще и хорошим дипломатом, а зачастую умение дипломатически подходить к тому или иному вопросу в процессе преподавания и воспитания важно не меньше, чем другие обязательные требования данной профессии. С детской непосредственностью ученики задают совершенно разные вопросы, и далеко не всегда ответы они могут получить в семье.

Школа в равной доле является средой их обитания, и в той же степени формирует мировоззрение. Неверно спрашивать только с родителей или только с учителей – эти две силы должны действовать в тандеме. Именно поэтому мудрый учитель должен обладать амбивалентными взглядами и со спокойной рассудительностью как блюсти свой моральный облик, так и следить за нравственным здоровьем своих подопечных.

 

В нулевых классах учитель имеет множество схожих черт с родственником, с мамой, которой детям, проводящим половину дня в школе, так не хватает. Особенно это касается малышей, многие из которых еще “домашние” и никогда не ходили в детский сад. Расположить к себе одного ребенка не сложно, гораздо труднее сделать это в большой группе, где просто нет возможности уделить много внимания каждому. И поэтому именно первый учитель вкладывает в ребенка умение работать в команде, что очень важно как в школьной жизни, так и впоследствии, при получении высшего образования.

 

Недаром считается, что корни всех проблем человека произрастают из детства, и потому для учителя избрать своей специализацией начальную школу – ответственность едва ли не большая, чем у учителей-предметников. Всего лишь учить группку малышей – это полдела. Детей необходимо уметь организовать, заинтересовать, увлечь, внимательно следить за их состоянием, не допуская переутомления, отмечать малейшие негативные аспекты и решать их сразу. Все это требует от учителя приложения едва ли не всех сил, потому что пускать все на самотек в таком деле решительно нельзя.

Помогает справиться с таким грузом, в первую очередь, конечно, искренняя любовь к детям. Не все люди  любят детей, и скорее всего подавляющая часть выпускников педагогических университетов не может похвастаться этой способностью. Её нужно в себе развивать, как любую другую созидательно-положительную черту личности, потому что человек по природе своей скорее добр, чем зол. Любят детей, как правило, те, кто неизменно умеет видеть в жизни и людях что-то хорошее, и это гораздо сложнее, чем привычка видеть мир в негативных красках. Подрастающие дети в той же степени могут быть жестоки, сколь и наивны, маленькие дети крайне редко рано учатся лгать и по-настоящему понимать, что делают что-то со злым умыслом. Задача учителя научить их осознавать ответственность за свои поступки, заложить в них здоровое позитивное восприятие, и постараться помочь тем малышам, кто уже успел столкнуться с негативом, затронувшим детскую душу.

Вот почему в основе отношения любого учителя к ученикам должна быть любовь и добро, как бы это не звучало избито. Дети слишком хорошо чувствуют характер своего наставника, невольно впитывая и копируя его черты и его отношение, что в будущем может сыграть либо положительную роль, либо роковую.

 

Любить свою работу учителю часто бывает трудно по ряду причин. Это и недостаточно высокая оплата труда, особенно в условиях роста цен, это и не всегда гармоничные отношения в рабочем коллективе. Однако каждый учитель способен повлиять на обстановку своим отношением, и возможно именно учитель предшколы в этом смысле наиболее защищен от волн негатива. Его спасает всегда искреннее отношение его детей. Вряд ли еще какая-то работа может одновременно приносить столько усталости и столько радости, ведь предшкола во многом похожа на процесс воспитания собственных детей. Учитель растит их так же, как делает это со своими детьми, и все взрослеющие и переходящие в старшие классы ученики – тоже его дети.

Учитель всегда помнит всех своих детей, всегда хранит их фотографии, поделки, открытки, подарки, и в этом смысле получает самую большую ментальную благодарность, которая греет его, дает силы. Это дороже и важнее денег, потому что за деньги этого не купишь. Именно поэтому так много учителей уходят на пенсию не по возрасту, а гораздо позже, так много учителей, которые долгие годы мирятся с недостаточно высокими зарплатами, продолжая, однако, свой просветительский и воспитательный труд. Так много учителей, получающих удары, терпящих боль и неподобающее отношение от учеников-подростков.

 

В глубине души каждого учителя есть неисчерпаемая чаша терпения и тонкий крепкий стальной стержень, благодаря которым они могут вынести если не все, то очень многое. Это крайне ценное качество, воспитываемое в себе годами, поэтому учителей – бывших или нынешних – всегда видно. Они отличаются совершенно особым подходом к жизни, особой философией.

 

Может ли каждый учитель со спокойным сердцем сказать, что любит свою работу? Скорее всего, он представит череду насыщенных будней,  заполненных не только приятным, но и тяжелым трудом. Он вспомнит ранние подъемы по утрам и бессонницу ночами, длинные вечера, переходящие в ночь, в подготовке к урокам. Он вспомнит много спорных моментов с родителями своих учеников, которых порой так же трудно организовать, как и их детей.

Но так же он вспомнит множество лиц, множество греющих сердце ситуаций, вспомнит цветы и банты на линейке, вспомнит детские слезы и улыбки, первые маленькие успехи своих детей. И почувствует тепло на сердце, осознавая, что занимает свое место в жизни.

А это – большая удача!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *