Статья «Экологическое воспитание дошкольников через проектную деятельность»
Музафарова Ольга Васильевна
воспитатель дошкольного учреждения КГУ « Детский сад №62 для детей с нарушениями речи» акимата города Усть-Каменогорска
Аннотация: В информационно-творческом проекте участвовали воспитанники старшего дошкольного возраста и родители детей. Содержание проекта направлено на изучение особенности жизни птиц нашего города в зимний период, на формирование бережного и заботливого отношения к ним в этот период.
В современных условиях, когда сфера воспитательного воздействия значительно расширяется, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. С принятием законов Республики Казахстан «Об охране окружающей среды» и «Об образовании» созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения. Соответствующие постановления Правительства Республики Казахстан возводят экологическое образование в раздел первостепенных государственных проблем. Указанные документы подразумевают создание в Республике Казахстан системы непрерывного экологического образования, первым звеном которого является дошкольное воспитание.
В дошкольном возрасте закладывается фундамент конкретных представлений о природе, формируются основы экологического сознания.
Дети познают мир, стараясь потрогать его, попробовать на вкус. Но вокруг них много нового, непонятного, потрогать которое невозможно. И порой эта область знаний становиться им малоинтересна, так как «не даётся в руки».
Часто во время прогулки с ребятами, к нам на участок прилетают голуби, воробьи, синицы. Реакция у детей непредсказуема. Кто-то замирает и начинает наблюдать, но чаще всего найдётся тот ребёнок, который побежит и спугнёт гостей. На вопрос: «Зачем ты так сделал?», ребёнок не может дать ответа. Вот и возникла идея – познакомить ребят с птицами поближе, научить детей наблюдать и заботиться о них. Больше всего забота нужна птицам в холодное время года, поэтому тема «Зимующие птицы нашего города», была выбрана не случайно. Реализация проекта позволит расширить и углубить знания детей о птицах нашего региона, послужит формированию бережного отношения к птицам, осознанию того, что необходимо ухаживать за пернатыми в самое трудное для них время года.
Проект осуществлялся в тесном взаимодействии с родителями, это позволило стимулировать интерес детей к помощи пернатым друзьям. С целью привлечения родителей к участию в проекте провели консультацию с предварительным анкетированием «Птицы нашего региона», а затем, на начальном этапе, совместно разработали план реализации проекта. На основном практическом этапе создали творческие лаборатории и разработали задания для ребят:
«Орнитологи» – собирали информацию о зимующих птицах: наблюдали за птицами, прилетающими на территорию детского сада и дома, изучали их размер, окраску оперения, издаваемые звуки. Подготовили мини – энциклопедию «Почему так птиц назвали»;
«Исследователи» – раскладывали корм для птиц в кормушки, на ветки, на землю, изучали и делали выводы, какая птица что предпочитает. Ягоды рябины и боярышника привлекают самых красивых зимних обитателей – снегирей. Арбузные и дынные семечки любят синицы и дятлы. Кусочки сала годятся не всем птицам. Сало любят синички. Только сало не должно быть не солёным. Овёс и подсолнечник охотно съедают синицы, воробьи.
Свои исследования ребята фиксировали в «Календаре наблюдения», обобщения результатов провели в викторине «Меню для птиц»;
«Художники» – наблюдали за птицами, свои наблюдения отражали в рисунках и фотографиях. Организовали выставку рисунков и поделок, собрали фотоколлекцию «Птицы нашего участка»;
«Литераторы» – в группе подготовили книжную выставку о птицах,
подобрали загадки, стихотворения, произведения о птицах, создали папку передвижку «Этих птиц мы знаем, любим, охраняем»;
«Конструкторы» – были организаторами творческого конкурса «Птицеград», изготовление кормушек из разного материала. Готовые кормушки развесили на территории детского сада и на аллеях города;
Заключительный этап был проведен в форме ярмарки под названием «Птичий базар».
Ребята, совместно с родителями, представили сообщения о птицах нашего города, организовали выставку поделок и рисунков, подвели итог творческого конкурса на лучшую кормушку. А на заседании круглого стола «Как зимой помочь птицам», разработали памятку «Как кормить птиц» и поместили ее в «Уголке природы».
Памятка.
1. Кормушка должна быть удобна и безопасна для птиц (плотное крепление, никаких острых краёв и глубоких щелей).
2. Место для кормушки можно найти где угодно (на дереве, на веранде, на заборе).
3. Повесь кормушку так, чтобы туда могли попасть птицы.
4. Кормушка должна быть с крышей и бортиками или стенками.
5. Чем разнообразнее будет угощение в кормушке, тем больше разных птиц прилетит в «столовую».
6. Нельзя кормить птиц солёными продуктами и ржаным хлебом (это смертельно опасно для них).
7. Кормушку необходимо не только пополнять пищей, но и регулярно очищать от снега и мусора.
8. Кормление птиц следует проводить до того времени, пока температура воздуха не станет положительной. Как только растает снег и лед, птицы сами смогут находить себе пропитание
В создании необходимых условий для реализации проекта принимали активное участие родители: совместный сбор материалов, изготовление поделок, кормушек, подготовка выставок. Вся эта деятельность помогла сплотить коллектив и вовлечь родителей в воспитательный процесс, этим самым дала возможность мама и папам осознать необходимость учить детей не только наблюдать за птицами, но и воспитывать желание ухаживать за птицами, помогать им, что естественно сказалось на результатах проекта.
· У детей расширился кругозор о зимующих птицах (какие птицы прилетают на участок, внешний вид, чем питаются);
Ожидаемый результат реализации проекта подтвердился, поставленные задачи выполнены.