Статья «Экологическое воспитание дошкольников через проектную деятельность»


Музафарова Ольга Васильевна
воспитатель дошкольного учреждения КГУ « Детский сад №62 для детей с нарушениями речи» акимата  города Усть-Каменогорска

 

Аннотация: В информационно-творческом проекте участвовали воспитанники старшего дошкольного возраста и родители детей. Содержание проекта направлено на изучение особенности жизни птиц нашего города в зимний период, на формирование бережного и заботливого отношения к ним в этот период.

 

В современных условиях, когда сфера воспитательного воздействия значительно расширяется, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. С принятием законов   Республики Казахстан «Об охране окружающей среды» и «Об образовании» созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения. Соответствующие постановления Правительства Республики Казахстан возводят экологическое образование в раздел первостепенных государственных проблем. Указанные документы подразумевают создание в Республике Казахстан системы непрерывного экологического образования, первым звеном которого является дошкольное воспитание.

В дошкольном возрасте закладывается фундамент конкретных представлений о природе, формируются основы экологического сознания.

Дети познают мир, стараясь потрогать его, попробовать на вкус. Но вокруг них много нового, непонятного, потрогать которое невозможно. И порой эта область знаний становиться им малоинтересна, так как «не даётся в руки».

Часто во время прогулки с ребятами, к нам на участок прилетают голуби, воробьи, синицы. Реакция у детей непредсказуема. Кто-то замирает и начинает наблюдать, но чаще всего найдётся тот ребёнок, который побежит и спугнёт гостей. На вопрос: «Зачем ты так сделал?», ребёнок не может дать ответа.  Вот и возникла идея – познакомить ребят с птицами поближе,  научить детей наблюдать и  заботиться о них. Больше всего забота нужна птицам в холодное время года, поэтому тема «Зимующие птицы нашего города», была выбрана не случайно. Реализация проекта  позволит расширить и углубить знания детей о птицах нашего региона, послужит формированию бережного отношения к птицам, осознанию того, что необходимо ухаживать за пернатыми в самое трудное для них время года.

Проект осуществлялся  в тесном  взаимодействии с родителями, это позволило стимулировать интерес детей к помощи пернатым друзьям. С целью привлечения родителей к участию в проекте провели консультацию  с предварительным анкетированием «Птицы нашего региона»,  а затем, на начальном этапе, совместно  разработали  план реализации проекта. На основном практическом этапе создали творческие  лаборатории и разработали задания для ребят:

«Орнитологи»  – собирали  информацию о зимующих птицах: наблюдали  за птицами, прилетающими на территорию детского сада и дома, изучали их размер, окраску оперения, издаваемые звуки. Подготовили  мини – энциклопедию  «Почему так птиц назвали»;

«Исследователи»  – раскладывали корм для птиц в кормушки, на ветки, на землю, изучали и делали выводы, какая птица что предпочитает. Ягоды рябины и боярышника привлекают самых красивых зимних обитателей – снегирей. Арбузные и дынные семечки любят синицы и дятлы. Кусочки сала годятся не всем птицам. Сало любят синички. Только сало не должно быть не  солёным. Овёс и подсолнечник охотно съедают синицы, воробьи.

Свои исследования  ребята фиксировали в «Календаре наблюдения», обобщения результатов  провели в  викторине «Меню для  птиц»;

«Художники» – наблюдали за птицами, свои наблюдения отражали в рисунках и  фотографиях. Организовали выставку рисунков и поделок, собрали фотоколлекцию «Птицы нашего участка»;

«Литераторы» –  в группе подготовили  книжную выставку о птицах,

подобрали загадки, стихотворения, произведения о птицах,  создали папку передвижку «Этих птиц мы знаем, любим, охраняем»;

«Конструкторы» – были организаторами  творческого конкурса «Птицеград», изготовление кормушек из разного материала. Готовые  кормушки развесили  на территории детского сада и на аллеях города;

 

Заключительный  этап был проведен  в форме ярмарки под названием   «Птичий базар».

Ребята, совместно с родителями, представили  сообщения о птицах нашего города, организовали выставку поделок и рисунков, подвели итог творческого конкурса на лучшую кормушку. А на заседании круглого стола «Как зимой помочь птицам»,  разработали памятку «Как кормить птиц» и поместили ее в «Уголке природы».

Памятка.

1.   Кормушка должна быть удобна и безопасна для птиц (плотное крепление, никаких острых краёв и глубоких щелей).

2.  Место для кормушки можно найти где угодно (на дереве, на веранде, на заборе).

3.  Повесь кормушку так, чтобы туда могли попасть  птицы.

4.  Кормушка должна быть  с крышей и бортиками или стенками.

5.  Чем разнообразнее будет угощение в кормушке, тем больше разных птиц прилетит в «столовую».

6. Нельзя кормить птиц солёными продуктами и ржаным хлебом (это смертельно опасно для них).

7. Кормушку необходимо не только пополнять пищей, но и регулярно очищать от снега и мусора.

8. Кормление птиц следует проводить до того времени, пока температура воздуха не станет положительной. Как только растает снег и лед, птицы сами смогут находить себе пропитание

В создании необходимых условий для реализации проекта принимали активное участие родители: совместный сбор материалов, изготовление поделок, кормушек, подготовка выставок. Вся эта деятельность помогла сплотить коллектив  и вовлечь родителей в воспитательный процесс, этим самым  дала возможность  мама и папам  осознать необходимость учить детей   не только наблюдать за птицами, но и воспитывать желание  ухаживать за птицами, помогать им, что естественно сказалось на результатах проекта.

 

·         У детей расширился кругозор  о зимующих птицах (какие птицы прилетают на участок, внешний вид, чем питаются);

Ожидаемый результат реализации проекта подтвердился, поставленные задачи выполнены.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *