«Использование игровых технологий на музыкальных занятиях с детьми дошкольного возраста»


Токарева Наталья Александровна
музыкальный руководитель ГККП детский сад № 5 «Алтын бесік» Атбасарского района г. Атбасар

                                                                       «Кем бы ни стал в дальнейшем ребенок

                                                                        – музыкантом или врачом, ученым или

                                                                        рабочим, задача педагога – воспитать в

                                                                        нем творческое начало, творческое

                                                                        мышление. В индустриальном мире

                                                                        человек инстинктивно хочет творить и

                                                                        этому надо помочь».

                                                                                                                            Карл Орф.

 

 

Я выбрала это выражение потому что оно как раз подходит к моей теме, к нашей ситуации в целом и к жизни каждого ребенка в частности.  Музыка сопровождает людей в течении всей жизни,с музыкой связаны все самые важные моменты нашего существования. Она помогает выразить свою радость и печаль, успех, радость и боль.

Знаете ли вы что

Музыка предотвращает потерю слуха. Эксперимент показал, что музыканты слышат лучше, чем  те люди, которые никогда не увлекались музыкой.

Знаете ли вы что

Музыка лечит сердце, помогает пациентам, которые восстанавливаются после сердечного приступа или операции на сердце. Доказано, что приятная музыка способствует оздоровлению сосудистой системы.

Знаете ли вы что

Прослушивание музыки во время спортивных тренировок повышает результативность на 20%. Этот эффект можно сравнить с применением допинга.

Знаете ли вы что

Музыка улучшает память и умственные способности. Чем больше слушаешь музыку, тем лучше результат.

Представьте себе, что  мы можем на своих занятиях объединить занятия музыкой, добавив к ним игровые технологии  и самые современные методы и подходы.

Представьте, что мы можем улучшить восприятие ребенка, его мироощущение и мировосприятие.

Не надо представлять, ведь мы уже делаем все это вместе с вами!!

Развитие системы дошкольного воспитания и обучения является приоритетным направлением государственной политики Республики Казахстан. Качественное дошкольное образование и развитие способностей детей имеет важное значение для общества, так как дети – будущий интеллектуальный потенциал страны.

Осознавая, что дошкольное детство – это не подготовка к школе, а самостоятельный период развития человека, новый Стандарт ставит иные цели: создание полноценного пространства развития ребенка и организацию комплексного сопровождения его индивидуального развития, способствующего благоприятной социализации и усвоению им ключевых компетентностей, базирующихся на общечеловеческих и национальных ценностях. Стандарт предусматривает воспитание творческой личности, способной к позитивным отношениям в социуме на основе формирования компетентности ребенка.

 

Компетентность – это уровень развития, необходимый для самостоятельного решения возникающих познавательных проблем, определения своей позиции, позволяющий человеку адекватно выполнять нормы и правила жизни в обществе. Ребенок должен научиться сам планировать свою деятельность, ставить цель, находить способы ее достижения. У дошкольника должна быть сформирована способность к смене социально-культурных позиций, произвольность действий. Я хочу обратить ваше внимание на то как мы с вами находили и придумывали  образы и сюжеты для игры. Мы в нашем детстве играли всегда и везде! Главными героями наших игр было все!!! Вспомните!!! Палочки веточки камни картошка!!! А сегодня при наличии самых ярких и разнообразных игрушек, которыми завалены комнаты у детей, многие из них не могут вовлечь себя в игру. Они не могут придумать сюжет игры. Не умеют создать волшебный завораживающий мир сказки внутри своего пространства. Это может быть следствием появления большого количества гаджетов вокруг нас. И наша с вами задача – быть не теми педагогами которые высыпают кубики на ковер и призывают детей строить замок. Мы должны сами садиться на ковер и строить замок вместе с ними.

Последние социологические исследования детей показывают что ребенок в возрасте 6- 8 лет  может распознать более 1000 популярных брендов но знает всего лишь 8 названий овощей.  Точно так же и с играми. Дети знают около 20 игр онлайн но всего лишь 3-5 обычных нормальных игр в общении.

Новизна Образовательного Стандарта дошкольного детства РК состоит в том, что основу образовательной деятельности дошкольных организаций определяет не деятельность педагога, регламентируемая базисным учебным планом, а ребенок, как субъект педагогического процесса. Ведущей формой деятельности детей становятся не традиционные занятия, а игра.

Наш новый Стандарт Образования выделяет «Творчество» в отдельную образовательную область, а «Музыка» является её составной частью. Формирование творческой компетентности стало приоритетной задачей музыкального руководителя. Реализация данной задачи требует новых подходов, основанных на использовании современных и инновационных технологий.

Игровые технологии широко применяются в дошкольном возрасте, так как игра является ведущей деятельностью в этот период. Ролевой игрой ребенок овладевает к третьему году жизни, знакомится с человеческими отношениями, начинает различать внешнюю и внутреннюю сторону явлений, открывает у себя наличие переживаний и начинает ориентироваться в них.

Игра наряду с трудом и ученьем – один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.

По определению, игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:

·          развлекательную (это основная функция игры – развлечь, доставить довольствие, воодушевить, пробудить интерес); мы должны научит детей проводить время с игрушками и друзьями а не с телефоном и планшетом;

·          коммуникативную: освоение диалектики общения; мы с вами знаем что дети учатся активно играть друг с другом примерно к 3 годам. Они активно общаются и наша задача помочь им с этим;

·          самореализации в игре как полигоне человеческой практики; дети должны на практике игры отработать и испробовать те жизненные истории и ситуации которые еще только произойдут возможно в их жизни.

·          игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;  мы с вами часто замечаем что есть дети которые отличаются от других. Наша задача помочь им развить свою индивидуальность или же научиться сосуществовать рядом с другими детьми. Мы видим что кто то лидер по природе а кто то застенчив и тих.  Именно игра поможет нам показать в чем сильные стороны их особенностей!!!

·          диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;  выявив особенности ребенка мы можем в процессе игры мягко корректирыать что то!!!

·          функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

·          межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;

·          социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития. Две эти последние функции очень важны. Именно мы учим детей жить в поликультурном  и многонациональном мире. Учим их толерантности и уважительном отношении к каждому человеку.

Детское музыкальное творчество может проявляться во всех видах музыкальной деятельности: в восприятии музыки, в пении, ритмике, игре на музыкальных инструментах. И чтобы учебная деятельность была интересной для детей, чтобы, ненавязчиво, легко и просто рассказывая им о музыке, научить их слышать, видеть, понимать, сочинять, импровизировать, фантазировать, использую в своей работе разные инновационные технологии:

·        игровые (непосредственная образовательная деятельность, праздники, развлечения, спектакли, кружковая работа);

·        здоровьесберегающие (дыхательная, пальчиковая, артикуляционная гимнастика, музыко-терапия, элементы самомассажа);

·        атр-технология (совокупность методов и приемов раздичных видов искусства);

·        технология проблемного обучения;

·        информационно-компьютерные технологии (использование

Технических Средств Обучения и мультимедийных презентаций в образовательной деятельности).

Место и роль игровой технологии, ее элементов в учебном процессе во многом зависят от понимания учителем функции игры. Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленного построения их программ, сочетания их с обычными дидактическими упражнениями.

 

Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным.

Музыкальное занятие – это основная организационная форма по осуществлению задач музыкального воспитания и развития детей.

На музыкальных занятиях осуществляется разностороннее воспитание:

·     Умственное: дети получают знания о различных сторонах  и явлениях окружающей действительности, т.е знания о временах года, о праздниках и трудовых буднях людей. Систематизируется жизненный  опыт.

·     Нравственное-волевое: воспитывается чувство любви к матери, Родине, формируются навыки культурного поведения (в организационных моментах), воспитывается умение слушать, петь, плясать в коллективе. Целеустремленно  заниматься, умение доводить начатое дело до конца, преодолевать трудности

·     Физическое:  в танцах и играх формируются определенные двигательные навыки, развивающие определенные группы мышц.

·     Эстетические: чтобы уметь слушать и понимать музыку, нужно  ее  чувствовать, познают прекрасное.

·     Певческие навыки:  чистота интонирования, дыхание, дикция, слаженность певческих интонаций.

Музыкальное занятие состоит из нескольких разделов:

1. Вводная часть:  движения в различных построениях  (колонны, шеренги, звенья, пары, по кругу), ходьба, бег, танцевальные шаги (поскок, прямой, боковой галоп, дробный, хороводный шаг и пр.). Движения под музыку создают бодрое, веселое настроение, способствуют улучшению осанки, координации рук и ног.

2. Слушание музыки

3. Пение и песенное творчество

4. Обучение игре на детских музыкальных инструментах

5. Танец

6. Игра

Подача материала на музыкальных занятиях осуществляется нетрадиционным методом, который строится на образно-игровом видении, то есть создаётся правдоподобная предметная среда: дети приходят не в музыкальный зал, а либо во Дворец Снежной Королевы или в Цирк, попадают в музыкальный парк города Гармония или переносятся в космическую галактику. И для этого у нас много различного реквизита, декораций, пособий, позволяющих перенестись в сказочную реальность.

В основе каждого музыкального занятия обязательно лежит: либо игровой сюжет, либо сюжет по сказке или литературному произведению, либо занятие – путешествие. Все части занятия выстраиваются в разной последовательности, варьируются, но между собой логически взаимосвязаны.

Музыкально-дидактические игры – важное  средство развития музыкальных способностей дошкольников. Я всегда использовала их в своей практике  и сочла нужным систематизировать их применения.

 

Цель:

Формирование у детей музыкальных способностей в доступной игровой форме – посредством  музыкально – дидактических пособий и игр.  Использование в играх всех видов музыкальной деятельности :    пение, слушание, музицирования, движение под музыку и т.д. Побуждение к самостоятельным действиям (играм) за рамками музыкальных занятий.

Задачи:

1.     Приобщать детей к музыкальной культуре, расширять их музыкальный кругозор.

2.     Развивать музыкально-сенсорные способности, активизировать слуховое восприятие детей.

3.     Формировать знания о средствах музыкальной выразительности и свойствах музыкального звука (высота, тембр, громкость, длительность), умение различать их в предлагаемых музыкальных произведениях.

4.     Прививать интерес к самостоятельной музыкальной деятельности (игровой, исследовательской, исполнительской).

Организация  работы проводится по трем направлениям:

1.     Групповая и индивидуальная работа с детьми.

2.     Взаимодействие и просветительская работа с родителями.

3.     Совместная работа педагогов ДОУ.

Этапы   реализации педагогической технологии:

Создаём условия для реализации этапов педагогической технологии.

Обогащаем опыт детей новыми музыкальными впечатлениями и образами в ходе слушания муз. произведений; обогащаем сюжеты игр сюжетами муз. повествования; обучаем детей умениям переноса муз. сюжета в игру,       с последующим развитием.

Осуществляем итоговую диагностику.

Результаты  использования игровых технологий в работе:

1.     Дети легче усваивают и запоминают материал занятия;

2.     Дети получают удовольствие от игры, проявляют желание повторить

их  в самостоятельной деятельности;

3.     В процессе игр дети приобретают специальные знания, умения навыки.

Повышается  уровень развития у детей познавательной активности.

Игровые технологии могут быть направлены и на развитие внимания.

К примеру, игровая ситуация на внимание: “Найди свой домик», «Найди свою матрешку», «Собери цветок» (дети собирают  определенного цвета). Или игра “Найди ошибку”, где взрослый специально допускает ошибку в своих действиях (к примеру,  на березе появляются листочки клена с плодами яблок), а ребенок должен это  заметить. Или при слушании «Колыбельной музыки»  игрушка, пришедшая на занятие,  начинает весело плясать и маршировать и, наоборот,  во время веселой – спать.

Игровые технологии помогают в развитии памяти, которая так же, как и внимание постепенно становится произвольной. В этом детям помогают игры  драматизации, музыкальные игры.

Игровые технологии способствуют развитию мышления ребенка.

Как мы знаем, что развитие мышления ребенка происходит при овладении тремя основными формами мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным и логическим.

На развитие образного и логического мышления направлены многие дидактические игры. «Музыкальная поляна», «Музыкальный домик», «Звенящие колокольчики», «Подбери музыку» и др. Логическое мышление формируется в процессе обучения ребенка умению рассуждать, находить причинно-следственные связи, делать умозаключения.

С помощью игровых технологий развиваются и творческие способности ребенка. В том числе, речь идет о развитии творческого мышления и воображения. Использование игровых приемов и методов в нестандартных, проблемных ситуациях, требующих выбора решения из ряда альтернатив, у детей формируется гибкое, оригинальное мышление. Например, на занятиях сочиняя музыкальные истории, сказки воспитанники получают опыт, который позволит им играть затем в игры- придумки, игры – фантазирования.

Таким образом, игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.

В своей работе использую театрально-игровую деятельность, которая обогащает детей в целом новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, театру, формирует диалогическую, эмоционально-насыщенную речь, активизирует словарь, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка.

Анализируя конечный результат опыта работы,  можно увидеть уверенный рост уровня развития музыкальных  способностей. Это подтверждается следующими фактами: в старшей группе «Інжу».

Высокий уровень развития составил 32%, а в начале года он составлял 16%;

Средний уровень развития творческих способностей составил 64%в начале 68%.

Снижение показателя среднего уровня произошло за счет уменьшения низкого уровня развития.

Анализ показал, что ребята стали более ритмичны. Так дети, которые в начале года выполняли задания с моей помощью и не с первого раза, к середине года показали отличные результаты. У всех ребят улучшилась музыкальная память, дети стали более эмоциональными.

Подводя итоги сказанного, можно сделать вывод, что использование игровых технологий в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения положительно влияет на качество образовательного процесса и позволяет осуществлять текущую коррекцию его результатов, так как обладает двойной направленностью: на повышение эффективности воспитания и обучения детей и на снятие отрицательных последствий образования.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *