«Заюшкина избушка»; Открытое занятие по драматизации
Рудя Ирина Николаевна
Воспитатель детский сад ТОО «Малинка»
Программные задачи:
Систематизировать знания детей о русских народных сказках. Научить инсценировать русскую народную сказку «Заюшкина избушка»; включать в диалог детей элементы образной, эмоциональной стороны языка. Дать элементарные представления об игре в театр.
Формировать у дошкольников умение смотреть на себя со стороны, изображая разные характеры и поступки (взаимопомощь, поддержку, хитрость и др). Развивать умение строить взаимодействие и общение друг с другом с учетом возрастных особенностей.
Воспитывать артистические качества, раскрывать творческий потенциал детей, вовлекая их в различные театрализованные представления. Предоставлять детям возможность выступать перед сверстниками, родителями и другими гостями.
Ход занятия.
Звучит музыка из телепередачи «В гостях у сказки».
Сказочница: (воспитатель)вместе с детьми входит в зал.
Сказочница. Все девчонки и мальчишки
Как известно, любят книжки,
Любят сказки, любят песни.
А чтоб было интересней
Сказки вспомним мы сейчас.
Сказочница. Ребята, на какие две большие группы делятся все сказки?
Дети. Народные и авторские.
Сказочница. Какие русские народные сказки вы знаете?
Дети («Колобок», «Маша и Медведь», «Теремок», «Лисичка со скалочкой», «Лисичка-сестричка и Волк», «Снегурочка и др.)
Сказочница. Назовите, пожалуйста, авторские сказки.
Дети называют («Дюймовочка», «Конек-Горбунок», «Царевна-лягушка» и др.
Сказочница. Молодцы ребята, много сказок вы знаете.
Сказочница: Ребята, а кто то из вас был в театре? (Ответы детей) А что такое театр? А для чего театр нужен людям? (Ответы детей) (подводит итого услышанному: «Во все времена люди приходили в театр отдохнуть. Туда приходят с семьей, с друзьями. Театр помогает людям быть добрее и лучше. В театре живет волшебная сказка.) И сегодня на нашем занятии мы попробуем научиться стать актерами.
Сказочница: Для начала мы потренируем наше лицо, чтобы оно могло изобразить все наши чувства. Я превращу вас в гномиков.
Волшебной палочкой вращаю,
Всех вас в гномов превращаю.
Гномы, в зеркало вглядитесь,
Все как один развеселитесь! (Дети изображают радость, веселье)
Ну-ка, хватит веселиться,
Нужно всем вам разозлиться! (Дети изображают злость)
Ну, нельзя же вечно злиться,
Предлагаю удивиться! (Дети изображают удивление)
А такое развлечение:
Покажите огорчение. (Дети изображают огорчение)
Артикуляционная гимнастика.
1. «Качели». Рот слегка приоткрыт. Кончиком языка касаемся то верхней, то нижней губы.
2. «Часики». Рот приоткрыт. Кончиком языка поочередно касаемся левого и правого уголка губ.
Воспитатель: А еще артисты должны правильно дышать и уметь говорить и громко и тихо. Давайте потренируемся вместе.
Игра «Гудок»
Дети стоят в ряд лицом к воспитателю и поднимают руки через стороны вверх, прикасаются ладонями, но не производят хлопка. Затем медленно опускают через стороны вниз. Одновременно с опусканием рук дети произносят звук «У» сначала громко, а затем постепенно все тише. Опустив руки, замолкают. Вначале воспитатель сам показывает действия, затем со всеми детьми.
Сказочница: А теперь отгадайте загадку: Мирно зайчик жил косой
В своей избушке лубяной.
Только хитрая лиса
Его из дома прогнала.
О какой сказке идёт речь?
Дети называют сказку «Заюшкина избушка».
Сказочница. Ребята, я хочу предложить вам поиграть в театр, в сказку «Заюшкина избушка». Поиграем?
Дети. Да.
Сказочница. Для начала мы должны распределить роли. Вспомним, какие персонажи встречаются в сказке «Заюшкина избушка»?
Дети. Лиса, заяц, петух, собака, волк, медведь.
Сказочница. Итак, кто хочет исполнить роль лисы? Зайчика? Петушка? Собаки? И т. д. (Распределение ролей).
Сказочница. Роли распределены, артисты готовы. Зрители, подойдите к кассе, купите билеты и займите, пожалуйста, места в зрительном зале. Уважаемые гости и дети – зрители! Предлагаем вашему вниманию русскую народную сказку «Заюшкина избушка».
Закройте глаза и представьте, что вы попали в сказочный лес.
(Звучит музыка, дети закрывают глаза и оказываются в импровизированном лесу).
(Игра – драматизация «Заюшкина избушка».)
Сказочница. Жили-были лиса и заяц. У лисы была избушка ледяная, а у зайчика лубяная. Пришла весна. Пригрело солнышко. Под тёплыми весенними лучами избушка у лисы растаяла, а у зайца стоит, как ни в чем не бывало. Попросилась лиса к зайчику погреться, да и выгнала его из его же собственной избушки.
Слышится плач зайчика. Зайка сидит на пеньке и «плачет».
Сказочница. Бежит собака.
Собака. Ав-ав-ав! О чем зайчик плачешь?
Заяц. Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна, у лисы избушка растаяла. Попросилась она ко мне погреться, да меня и выгнала.
Собака. Не плачь, заяц. Я её выгоню!
Сказочница. Пошла собака к избушке и стала гнать лису.
Собака. Ав-ав-ав! Пойди, лиса, прочь! Ав-ав-ав!
Лиса (в окошке) Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!
Сказочница. Испугалась собака и убежала. А заяц по-прежнему сидит на пеньке и плачет. Идет мимо волк.
Волк (участливо). О чём, заяц, плачет?
Заяц. Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна, у лисы избушка растаяла. Она попросилась ко мне погреться, да меня, же и выгнала.
Волк. Не плачь, заинька. Я её выгоню!
Заяц. Нет, не выгонишь. Собака гнала – не выгнала, и ты волк не выгонишь.
Волк. Нет, выгоню!
Сказочница. Подошёл волк к избушке и стал гнать лису.
Волк. Пойди, лиса, вон!
Сказочница. А лиса волка ничуть не испугалась.
Лиса (в окошке) Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!
Сказочница. Испугался волк и убежал в лес. Идёт мимо зайца медведь.
Медведь (участливо). О чём, зайчик, плачешь, о чём горюешь?
Заяц. Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы – ледяная. Пришла весна, лисья избушка растаяла. Попросилась ко мне погреться, да меня и выгнала.
Медведь (важно). Не плачь, зайчик! Я её выгоню!
Заяц. Нет, медведь, не выгонишь. Собака гнала – не выгнала, волк гнал – не выгнал, и ты, медведь, не выгонишь.
Медведь (упрямо). Нет, выгоню!
Сказочница. Подошел медведь к избушке и стал гнать лису.
Медведь (рычит). Пойди, лиса, вон! Не-мед-лен-но!
Сказочница. А лиса не испугалась.
Лиса (в окошке). Как выскочу, как выпрыгну, полетят клочки по закоулочкам!
Сказочница. Испугался медведь и убежал. Идёт мимо зайца петух.
Петух. Ку-ка-ре-ку! (Участливо) О чём, зайка, плачешь?
Заяц. Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна, у лисы избушка растаяла. Она попросилась ко мне погреться, да меня, же и выгнала.
Петух. Я её сейчас выгоню! Я – храбрый петух! Ку-ка-ре-ку!
Сказочница. Подошёл петух к избушке и стал гнать лису.
Петух. Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи! Уходи, лиса, с печи!
Лиса. Шубу надеваю…
Петух. Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плечи, хочу, лису, посечи! Ступай, лиса, из заюшкиной избушки!
Сказочница. Испугалась лиса и убежала. И стали заяц и петух жить да поживать вместе в заюшкиной избушке. Вот и сказке конец!
Вы скажите мне, друзья, понравилась вам сказка?
Дети. Да!
Сказочница. Вспомните, какой был петушок в сказке?
Дети. Добрый, отзывчивый, смелый, отважный, бесстрашный.
Сказочница. Ребята, русский народ сложил о своих героях такую пословицу. Послушайте. Дружба заботой да подмогой крепка. Как вы понимаете смысл этой пословицы?
Дети. Дружить – значить помогать друг другу, заботиться друг о друге.
Сказочница. Молодцы, ребята!
Со сказкой жалко нам прощаться
И с зайкой расставаться.
Но не будем унывать,
Сказку будем в гости ждать!
Сказочница. А теперь, уважаемые гости, зрители и артисты, просим вас посетить наш театральный мини-буфет. Сегодня угощение – бесплатно.