Проект: «Музыкотерапия»


Акселеуова Ж.О

 Музыкальный руководитель КГКП я/с № 15 «Акку» город Караганда

Введение

 

Одной из наиболее острых и актуальных проблем не только для психологов, педагогов, но и для общества в целом является эмоциональные нарушения детей. В последнее время отмечается резкий рост числа детей с разными формами нарушений  психо эмоциональной сферы. В дошкольные учреждения приходит всё больше детей с ярко выраженной гипер активностью, психосоматическими заболеваниями; дети порой бывают замкнутыми, тревожными, застенчивыми. Эмоции помогают познавать мир во всем великолепии. Эмоции обусловливают яркость и полноту наших восприятий, они влияют на скорость и прочность запоминания. Они стимулируют деятельность нашей фантазии, придают нашей речи убедительность, яркость и живость. Нарушения эмоциональной сферы не позволяет стать полноправной личностью.

В нормативных документах Республики Казахстан в области образования  говорится о развитии творческих, духовных и физических возможностях детей дошкольного возраста, формировании прочных основ нравственности и здорового образа жизни, обогащении интеллекта путем создания условий для развития индивидуальности [1].

Коренное обновление содержания воспитания и обучения в дошкольных учреждениях    обусловлено    новой    образовательной    политикой    суверенной Республики   Казахстан,   направленной   на   возрождение   духовной,   культурно-созидающей   роли   системы   образования   в   обществе.    Новые   социально-экономические    отношения    в    стране    вносят    значительные    изменения    в формирование и развитие подрастающего поколения. В этой связи основной задачей общественности, семьи и детского сада является    воспитание    гармонически    развитой    личности [2].

Дошкольное образование является первой ступенью в образовании, поэтому роль детского сада и школы как базового звена образования чрезвычайно важна. Способность образовательного учреждения достаточно гибко реагировать на запросы общества, сохраняя при этом накопительный положительный опыт, имеет очень большое значение.

Поэтому на современном этапе выдвигаются задачи изучения психологических условий, вызывающих эти явления. Особенно важным являются изучение эмоциональных нарушений в дошкольном возрасте. Так как нарушения находятся на стадии своего становления, еще можно предпринять своевременные меры.

Недостаточное исследование агрессии и тревожности в дошкольном возрасте затрудняет определение их влияния на дальнейшее развитие ребенка. Например, тревожность, как устойчивая характеристика, диагностируется уже в трехлетнем возрасте, что и определяет необходимость создания эффективного метода её  коррекции. Именно в младшем возрасте, когда детская психика очень гибка и пластична, психологическая работа наиболее эффективна.

В дошкольном возрасте одним из наиболее эффективных методов является музыкотерапия. Музыкальную терапию широко применяют во многих странах мира для лечения и профилактики широкого спектра нарушений, включая и эмоциональную нестабильность.

Цель: развивать эмоционально-волевую сферу детей дошкольного возраста посредством музыкотерапии.

Исходя из поставленной цели, реализуются следующие задачи.

Задачи:

1. Воспитывать культуру слушания музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость на художественный образ.

2. Пробуждать у дошкольников средствами музыки потребность в творческой деятельности, выражать своё отношение к миру.

3. Способствовать снятию нервно-психического напряжения посредством музыки в процессе движения и слушания музыки.

4. Прививать навыки расслабления при помощи музыки, способствовать коррекции психо эмоциональной сферы.

Итак,  прослушивание музыкальных произведений композиторов-классиков воспитывает у ребёнка культуру восприятия музыкальных произведений, эмоциональное и сознательное восприятие  музыкальных образов. В этом случае у детей обогащаются представления о выразительных средствах музыки, таких как тембр, регистр, динамика, развивается способность сравнивать звучание различных инструментов, активизируется познавательная деятельность детей.

Музыка помогает ребенку накопить опыт ориентации в жанрах и стилях музыки, средствах музыкальной выразительности, музыкальных формах, инновационной специфике музыки разных композиторов. Побуждает  к творческой деятельности, использованию на занятиях произведений других видов изобразительного искусства и художественной литературы.

Слушание и все элементы упражнений в музыкотерапии могут служить не только как средство развития музыкальных и двигательных способностей детей на занятиях, но и как игровой тренинг психических поцессов: внимания, памяти, воли, творческого воображения и фантазии, а также как средство расслабления, переключения внимания или повышения психофизического тонуса  в самых различных формах организации.

Это способствует общему оздоровлению, улучшению самочувствия, поднятию настроения, повышению работа способности педагогического процесса в детском саду.

Такой метод дает возможность применения музыки в качестве средства, обеспечивающего гармонизацию состояния ребенка: снятие напряжения, утомления, повышение эмоционального тонуса, коррекция отклонений в личностном развитии ребенка и его психоэмоциональном состоянии.

 

 

 

1 Историко-теоретические и организационные основы музыкотерапии детей дошкольного возраста

 

В Государственном Общеобязательном Стандарте Образования Республики Казахстан по дошкольному воспитанию и обучению   говорится, что дошкольное воспитание и обучение как первый уровень системы непрерывного образования создает условия для формирования и развития личности ребенка, способного успешно адаптироваться в современном постоянно меняющемся мире. Многочисленные психолого-педагогические  исследования проведенные ведущими учеными и практиками, доказали, что именно дошкольный возраст является определяющимусловием интеллектуального, личностного, социального и эмоционального развития человека.

Музыка – одно из богатейших и действенных средств эстетического воспитания. Она обладает большой силой эмоционального воздействия и поэтому является важным средством формирования идейных убеждений, нравственных и эстетических идеалов. Вот почему музыкальному воспитанию подрастающего поколения уделяется такое большое внимание.

Музыка как вид искусства напрямую обращен к эмоциональному миру, чем и объясняется огромная сила ее воздействия на духовный мир ребенка. Прежде всего, эта удивительная способность отображать переживания людей в разные моменты жизни и делает музыку совершенно исключительным средством развития личности дошкольника, его способностей. Яркие музыкальные произведения, выражающие мир больших мыслей и глубоких чувств человека, способные вызвать эмоциональный отклик, воздействуя на эстетическую сторону души, становятся источником и средством воспитания. Еще одна особенность – воздействие на человека с самых первых дней его жизни. Все это делает музыкальное искусство мощнейшим средством воспитания и развития личности ребенка.

Музыкальное искусство – один из специфичных и сложных видов искусства. Специфичность заключена в использовании особых средств выразительности – звука, ритма, темпа, силы звучания, ладо-гармонической окраски. Сложность состоит в том, что звуковой образ, созданный с помощью перечисленных средств выразительности воспринимается и трактуется каждым слушателем по-своему, индивидуально. Из всего многообразия художественных образов, музыкальные образы наиболее сложны для восприятия, особенно в дошкольном возрасте, так как они лишены непосредственности как в изобразительном искусстве, не имеют конкретности как литературные образы. Однако музыка – мощнейшее средство воздействия на внутренний, духовный мир ребенка, формирования представлений об основных этических и эстетических категорий. Воспитательные возможности музыкального искусства поистине неограниченны, так как в музыке отражаются практически все явления окружающей нас действительности, особо концентрируя нравственные переживания человека. Гармоничность музыкально-эстетического воспитания достигается лишь в том случае, когда используются все виды музыкальной деятельности, доступные дошкольному возрасту, активизируются все творческие возможности растущего человека. Вместе с тем, усложняя педагогические задачи, нельзя злоупотреблять особой детской восприимчивостью[3].

Известно, что дошкольное детство – период, на протяжении которого ведущую роль в психическом развитии ребенка играет эмоциональная сфера, а музыка – искусство эмоциональное по самому своему содержанию. Исследования Б.В. Асафьева, Л.С. Выготского, Б.М. Теплова, Е.В. Назайкинского и др. показали, что музыкальное искусство представляет неисчерпаемые возможности для расширения и обогащения эмоционального опыта, в нем кристаллизуется богатство интонаций, выражающих разнообразные оттенки чувств и переживаний [4].

Эмоции влияют на все психические процессы: на чувства, восприятие, воображение, мышление, волю, память. Радостное, счастливое настроение ребенка является основой его физического и психологического здоровья, доброжелательного отношения к людям, окружающему миру.

Поэтому проблема эмоционального самочувствия детей в семье и дошкольном учреждении является одной из самых актуальных, так как положительное эмоциональное состояние относится к числу важнейших условий развития личности.

О сильнейшем воздействии музыки на организм человека знали еще в древние времена и использовали ее в различных целях. Культуру, какой бы страны мы ни взяли, везде можем найти сведения об использовании музыки, в основном в целях нормализации душевного состояния людей, т. е. в психотерапевтических целях.  В Китае и Индии, Египте и древней Греции врачи и жрецы, философы и музыканты использовали музыку для врачевания. Шаманы при заклинаниях обязательно использовали пение, ритуальные танцы. При этом ритм музыки, танца поддерживался игрой на барабанах.

Уже  у первого общепризнанного теоретика музыки древнегреческого философа Пифагора мы находим описание того, каким образом музыка может влиять на эмоциональное состояние человека. Одним из важнейших понятий в этике Пифагора была – способность человека находить верный ритм во всех проявлениях жизнедеятельности – пении, игре, танце, речи, жестах, мыслях, поступках, в рождении и смерти. Через нахождение этого верного ритма человек, рассматриваемый как своего рода микрокосмос, мог гармонично войти сначала в ритм полисной гармонии, а затем и подключиться к космическому ритму мирового целого. От Пифагора пошла традиция сравнивать общественную жизнь, как с музыкальным ладом, так и с музыкальным инструментом. По свидетельству одного из продолжателей философа – Ямвлиха, Пифагор говорил о воспитании при помощи музыки, тех или иных мелодий и ритмов, откуда происходит врачевание человеческих нравов и страстей, и восстанавливается гармония душевных способностей в том виде, как они были сначала.

Вслед за Пифагором Аристотель полагал, что способность музыки воздействовать на душевные состояния слушателей связана с подражанием тому или иному характеру: музыкальные лады существенно отличаются друг от друга, так что при слушании их у вас появляется различное настроение, и мы далеко не одинаково относимся к каждому из них; так, например, слушая одни лады, мы испытываем более жалостное и подавленное настроение, слушая другие, менее строгие лады, мы в нашем настроении размягчаемся; иные лады вызывают в нас по преимуществу среднее, уравновешенное настроение; последним свойством обладает, по-видимому, только один из ладов, именно дорийский. Что касается фригийскго лада, то он действует на нас возбуждающим образом. С точки зрения Аристотеля, для воспитательных целей лучше всего подходит дорийский лад, которому свойственна наибольшая стойкость и который отличается по преимуществу мужественным характером[5].

Согласно А. Кирхеру, психотерапевтические возможности музыки заключались в ее посредничестве между музыкой сфер  и той, которая заключена в движении физиологических процессов в теле. Приводя в соответствие последнюю с первой, музыка оказывает оздоравливающее воздействие.

Немецкий музыкальный теоретик Маттесон писал, что назначение музыки первоначально в том состояло, чтобы содержать нашу душу в сладком покое, или, если она утратила последний, вновь успокоить и удовлетворить ее.

Входя в новое тысячелетие, мы оставляем за собой  эпоху, когда врачи диагностировали заболевание и предписывали лечение, а пациенты  механически повиновались им.  Мы можем использовать музыку для того, чтобы стать чувствительнее к ритмам своего организма.

Слово «музыка» происходит от  греческого корня (мюзе). Специалисты по мифологии говорят, что девять муз,  небесных сестер, правящих пением, поэзией, искусством и наукой, были рождены от Зевса и Мнемозины, богини памяти; таким образом, музыка- это дитя естественной любви, обладающая грацией, красотой и необычными целебными  свойствами, которые неразрывно и изначально  связаны  с божественным порядком и памятью о нашей сути и судьбе. Терапия – в переводе с греческого «лечение». Таким образом, термин «музыкотерапия» обозначает использование музыки в целях восстановления и укрепления здоровья. О лечебных свойствах музыки китайские мудрецы писали еще до нашей эры. Древняя китайская теория музыки ориентировалась на пятиступенный звукоряд, который отождествлял ноту с одним из пяти элементов (огнем, водой, деревом, землей и металлом) [6].

Западные учёные, проведя многочисленные исследования и эксперименты, пришли к убеждению: некоторые мелодии обладают сильным терапевтическим эффектом. Духовная, религиозная музыка восстанавливает душевное равновесие, дарит чувство покоя. Если сравнивать музыку с лекарствами, то религиозная музыка – анальгетик в мире звуков, она облегчает боль. Пение весёлых песен помогает при сердечных недугах, способствует долголетию. Но самый большой эффект на человека оказывают мелодии Моцарта. Этот музыкальный феномен, до конца ещё не объяснённый, так и назвали – «эффект Моцарта» [7].

Музыкотерапия — это лекарство, которое слушают. В настоящее время в большинстве стран мира музыкотерапия занимает достойное место. Особая роль ей отводится в воспитании детей дошкольного возраста.

История развития музыкотерапии в нашей стране не столь богата, но все же и у нас имеются свои достижения в этой области. На кафедре физиологии университета Дружбы народов и кафедре рефлексотерапии Московского стоматологического института проводились исследования, в результате которых было установлено, что 12 звуков, из которых состоит октава, гармонично связаны с 12 системами нашего организма. Органы при направленном воздействии на них музыкой, пением приходят в состояние максимальной вибрации. В итоге укрепляется иммунная система, улучшается обмен веществ, активнее идут восстановительные процессы, и человек выздоравливает[8].Итак, музыкотерапия является интереснейшим и перспективным направлением, которое используют во многих странах в лечебных и оздоровительных целях.  В 1997 году Михаилом Львовичем Лазарев – заведующим лабораторией валеологии Московского института повышения квалификации работников образования, действительным членом Академии педагогических и социальных наук, национальным координатором Российского отделения Европейской сети школ формирования здоровья была создана программа «Здравствуй» (программа формирования здоровья детей дошкольного возраста), в которой музыке отводится центральное место, так как  именно в ней заложен колоссальный потенциал для оздоровления [9].

Во-первых, музыка воздействует на многие сферы жизнедеятельности через три основных фактора: вибрационный, физиологический и психологический:

1. Вибрационный фактор музыки является стимулятором обменных процессов на уровне клетки. Сегодня научные исследования показывают, что с помощью вибрации можно воздействовать даже на процесс катализа, подбирая точную вибрацию и стимулируя деятельность отдельных ферментов. Более того, звуковой вибрационный фактор через звуки имени ребенка в буквальном смысле слова формирует его организм. Каждое имя имеет свой набор звуков, создающих уникальное вибрационное поле.

2. Физиологический фактор музыки способен изменять различные функции организма, такие как дыхательная, двигательная, сердечно-сосудистая.

3. Психологический фактор через ассоциативную связь, медитацию способен значительно менять психическое состояние ребенка.

Во-вторых, музыка имеет фундаментальные начала всего живого: ритм, мелодию и гармонию. Она учит ребенка чувствовать ритмы жизни, гармонизует его собственные биоритмы, позволяет почувствовать себя частью космоса, выйти за пределы своих личных проблем.

В-третьих, музыка позволяет дозировать психофизическую нагрузку, начиная с прослушивания нежных звуков и доходя до мощных ритмов аэробики и танцев. Разные виды музыки воздействуют на различные функции организма. Например,  при нарушении дыхательной функции можно использовать духовые инструменты, при нарушении мелкой моторики пальцев – клавишные инструменты, при психоневрологических нарушениях – прослушивание музыки. Важно отметить, например, что дыхательная  музыкотерапия позволяет детям заниматься оздоровлением, не замечая процесса лечения.

В-четвертых, музыка позволяет совершенствовать дыхательную функцию опосредованно. Например, играя на духовом инструменте, ребенок должен подчинить свое дыхание тому размеру, который заложен в пьесе. Это справедливо и для других нюансов музыки.

Следует отметить, что эмоции тесно связаны с дыханием. Например, радость сопровождается дыханием в 17 вдохов в минуту, активная грусть- 20 вдохов в минуту, страх –60 вдохов, гнев – 40 вдохов.В соответствии с этим, влияя на ритм дыхания через музыкальную фразу, мы можем моделировать эмоциональное состояние ребенка.

В-пятых, музыка, оживляя эмоциональную сферу, восстанавливает иммунобиологические процессы.  Имеется в виду, что при снижении эмоционального тонуса или при наличии негативных эмоций снижается иммунитет человека, и он чаще болеет.

Кроме того, специально подобранная музыка дозированно тренирует эмоциональный мир ребенка и повышает уровень имунных процессов в организме, т. е. Приводит к снижению его заболеваемости. Музыку можно использовать и в реабилитации ребенка вследствие ее связи с правым полушарием мозга, ответственным за образное восприятие. Активизация деятельности правого полушария при музицировании, создание музыкальных образов приводит к оживлению эмоциональной сферы, что в свою очередь, гасит доминантный очаг возбуждения, связанный с болезнью. Прослушивание медитационной музыки восстанавливает естественное физиологическое дыхание.

В григорианских песнопениях используются ритмы естественного дыхания, что позволяет добиться ощущения пространственной расслабленности. Они хорошо подходят для тихих занятий и медитации, могут снизить стресс.

Медленная музыка в стиле барокко (Бах, Гендель, Вивальди, Корелли) дает ощущение устойчивости, порядка, безопасности и создает духовную стимулирующую среду, которая подходит для занятий или работы.

Классическая музыка (Гайдн и Моцарт) отличается ясностью, элегантностью и прозрачностью. Она способна повышать концентрацию, память и пространственное восприятие

Музыка романтизма (Шуберт, Шуман, Чайковский, Шопен и Лист) подчеркивают выразительность и чувственность, часто пробуждают индивидуализм, мистицизм. Ее лучше использовать для того, чтобы активизировать симпатию, страстность и любовь.

Музыка импрессионистов (Дебюсси, Равель, Фавр) основана на свободно текущих музыкальных настроениях и впечатлениях. Она вызывает приятные образы, как в сновидениях.

Джаз, блюз, регги и другие музыкальные формы могут  поднять настроение и вдохновить, дать выход радости, рассеять печаль, повысить общительность.

Румба, маранга, макарена обладают живыми ритмами и импульсивностью, что повышает сердцебиение, делает дыхание более частым и глубоким, заставляет все тело двигаться, самба, тем не менее, отличается редкостным свойством возбуждать и успокаивать одновременно.

Поп-музыка, а также народные мелодии провоцируют телодвижения, создают ощущения благополучия.

Рок-музыка в исполнении таких гениальных артистов, как  Элвис Пресли или Стинг может пробудить чувства, стимулировать активные движения, снять напряжение, ослабить боль и снизить неприятный эффект громких и резких звуков, присутствующих в окружающей среде. Эта музыка также способна создать напряжение, вызвать диссонанс, стресс и боль в организме.

Спокойная фоновая музыка или современные оркестровки, в которых нет четких ритмов, усиливают состояние расслабленной готовности.

Музыка в стиле панк, рэп, хип-хоп может перевозбудить нас, повысить активность.

Религиозная и обрядовая музыка может успокоить нас и привести в состояние умиротворенности.

2  Планирование занятий  по развитию эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста посредством  музыкотерапии.

Современный ребенок живет в мире, сложном по своему содержанию и тенденциям социализации. Это связано, во-первых, с темпом и ритмом информационно-технологических преобразований, предъявляющих к растущим людям новые требования. Во-вторых, с насыщенным характером информации, которая создает массу «шумов», глубинно воздействующих на ребенка, у которого нет выработанной четкой жизненной позиции. В-третьих, с экологическим и экономическим кризисами, поразившими наше общество, что вызывает у ребенка чувство безнадежности и раздражения. Среди детей существует мнение, что взрослые говорят неправду, что сейчас каждый живет для себя, старается извернуться, обмануть другого. Данной убежденности способствует безответственная деятельность некоторых средств массовой информации, а также поток кино- и телефильмов, заполненных сценариями обмана, насилия, научающих ребенка агрессивности. В результате для большинства детей характерна неразвитость нравственных представлений, эмоциональная грубость, потребительская ориентация, агрессивный способ самоутверждения, что связано, в частности, с повышенной внушаемостью и подражательностью. Каждый ребенок – это неповторимый мир. Расхождение между стремлениями ребенка, связанными с осознанием своих возможностей и положением ребенка, зависимого от воли взрослого, вызывает существенное углубление кризиса самооценки, интенсифицируя квазипотребности, квазиинтересы растущего человека. По мере его взросления изменяется характер и особенности видения себя, восприятие окружающих, изменяются мотивы и степень их адекватности общественным потребностям.

Доктор медицины Сергей Шуршаджан и его коллеги провели исследования влияния вокалотерапии на легкие и на другие жизненно важные органы. По результатам исследований они пришли к выводу, что звук, зарождающийся во время пения, только на 15 – 20 процентов уходит во внешнее пространство. Остальная часть звуковой волны поглощается внутренними органами, приводя их в состояние вибрации. Звучание больных органов отличается от звучания здоровых. Это неправильное звучание можно скорректировать, научив человека правильно петь, и, кроме получаемого от этого удовольствия, приводить в порядок свой организм без помощи лекарств. Музыкальная терапия вообще и вокалотерапия в частности – редкое по доступности средство для включения резервных возможностей организма и развития его защитных функций.

Сергей Шуршаджан утверждает, что хорошие оперные певцы – люди физически здоровые и, как правило, долгожители. Примадонны редко выходят на пенсию. Если бы в школах вместо непонятных уроков музыки вводились уроки классического пения, больных детей у нас было бы гораздо меньше [10].

Музыка, являясь формой духовного освоения действительности, через отражения многообразия жизненных явлений в звуковых образах выполняет особую задачу художественного познания мира, поэтому она занимает значительное место в системах общего образования, единой целью которых является воспитание разносторонней личности, обладающей не только разнообразными знаниями, умениями и навыками, но и богатым внутренним миром. А.Л. Готсдинер отмечает, что жизнь без искусства не формирует и не воспитывает человека целостного, всесторонне и гармонично развитого [11].

О.П. Радынова указывает на то, что именно в детстве формируются эталоны красоты, усваиваются эстетические категории, накапливается опыт эстетической деятельности. В связи с этим О.П. Радынова считает необходимым приобщение ребенка к миру общечеловеческих ценностей средствами музыкального искусства как главное условие его духовного становления [12].

Трудно переоценить влияние музыки на человека. Это живое неисчерпанный источник вдохновения. Музыка может предоставить удовольствие, но также одновременно может вызвать сильное душевное переживание, пробудить к размышлению, открыть неизвестный мир фантазий.
Неисчерпаемые возможности музыки влиять на внутренний мир ребенка особо выделяют методику музыкотерапии по ряду других терапевтических методик.
Композитор Дмитрий Кабалевский так определил роль музыки в формировании личности, что музыка, как любое искусство, помогает детям познавать мир, воспитывает детей. В процессе музыкальных занятий открываются широкие возможности для всестороннего развития детей. Эмоциональная сила музыки, содержание песен, которые слушают и исполняют дети, способствуют формированию основ нравственно-эстетических качеств.

Ребенок-дошкольник приобщается к искусству исходя из своих личных особенностей, своих чувств, своего творчества, эмоционального контакта с произведением искусства.

Эмоции влияют на все психические процессы: на чувства, восприятие, воображение, мышление, волю, память. Радостное, счастливое настроение ребенка является основой его физического и психологического здоровья, доброжелательного отношения к людям, окружающему миру.
В настоящее время для  педагогов современного общества, остро встала проблема роста количества детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушениями в поведении, а также в психическом и личностном развитии. Сегодня в детских садах над данной проблемой работают психологи, воспитатели и другие специалисты. Многие ищут новые нетрадиционные методы и модели психолого-педагогической помощи детям.

Музыкотерапия – это метод, использующий музыку в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях, а также для лечения различных соматических и психосоматических заболеваний. Идея музыкотерапии очень стара. Использование музыки в лечебных и профилактических целях известно, по меньшей мере, 2500 лет. В.М. Бехтерев считал, что с помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденные темпераменты и растормозить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения [13]. Г.П. Шипулин еще в 1928 г. отметил благотворное влияние ритмических упражнений на детский коллектив с повышенной нервной раздражительностью.

Работая в детском саду, можно наблюдать, что многие дошкольники не могут самостоятельно справиться с нервно-психическими нагрузками, которые они испытывают в дошкольной организации и дома. Именно это приводит многих детей к различным отклонениям в поведении. И педагоги должны всеми возможными средствами решать эти проблемы. Одним из таких средств является музыкотерапия, которая представляет собой совокупность приемов и методов, способствующих формированию богатой эмоциональной сферы, и практических занятий и упражнений, способствующих нормализации психической жизни ребенка. Музыкотерапия предусматривает как целостное и изолированное использование музыки в качестве основного и ведущего фактора взаимодействия (музыкальные произведения), так и дополнение музыкальным сопровождением других профилактических приемов (психогимнастика, логоритмика).

Для детей дошкольного возраста характерна повышенная  рассеянность, утомляемость, они с трудом сосредотачиваются, быстро становятся вялыми и раздражительными, и  поэтому требуется немало выдумки и фантазии, чтобы вовремя использовать и применить тот или иной наглядный материал, который  бы  увлёк ребёнка.  Данная технология даёт возможность облегчить детям процесс восприятия музыки, помогает лучше её понять. Поэтому важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, поощрять желание малыша быть  похожим на других, разбудить его фантазию, попытаться максимально реализовать его способности. Для того чтобы ребёнок проявлял творчество, необходимо обогатить его жизненный опыт яркими художественными впечатлениями,  ведь чем богаче опыт малыша, тем ярче будут его творческие проявления.

Исходя из вышесказанного  следует вывод: при помощи музыкотерапии можно моделировать эмоции; поднять настроение, снизить чувство тревожности; у неуравновешенных детей сформировать чувства внутреннего покоя, радости, положительные эмоции; желание общаться друг с другом. Занятия с использованием музыкотерапии прививают навыки расслабления, развивают нравственно-коммуникативные качества, создают положительный эмоциональный фон.

Воспитатели, специалисты и музыкальные руководители, зная детей, их интересы, индивидуальные особенности, стремятся сделать каждый день пребывания детей в детском саду радостным и содержательным. С целью формирования оптимистического и жизнеутверждающего мировоззрения дошкольников, гармонизации их внутреннего мира, умения радоваться жизни в детском саду, музыкальным руководителем вместе с воспитателями и специалистами было принято решение обратиться к музыкотерапии.

Взяв во внимание создавшееся противоречие между возможностями                   музыкотерапия (воздействием музыки  на эмоции человека)  и большим  процентом  детей с эмоциональными нарушениями, мы пришли к выводу о возможности разработки системы занятий по музыкотерапии с целью преодоления  нарушений эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста.

Список используемой литературы:
1. Брусиловский Л.С. Музыкотерапия: Руководство по психотерапии / Под ред. В.Е.Рожнова. – М., 1985. – 138с.

2. Ворожцова О.А. Музыка и игра в детской психотерапии. – М.: Изд. института психотерапии, 2004. – 87с.

3. Дубровина И.В. и др. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми / И.В. Дубровина, А.Д. Андреева, Е.Е. Данилова, Т.В. Вохмянина. – М., 1998. – 170с.

4. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития., 1996. – 148с.

5. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика: Учеб. Пособие для студ. муз. фак. высш. пед. учеб. заведений / Д.К. Кирнарская Н.И. Киященко, К.В. Тарасова и др.; Под. ред. Г.М. Цыпина – М., Издат. центр «Академия», 2003.

6. Брусиловский Л.С. Музыкотерапия: руководство по психотерапии. – Ташкент, 1985..

7. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия. – М., 2000

8. Бочкарев Л.П. Психология музыкальной деятельности. – М.: Ин-т психологии, 1997. – 134с.

9. Иванченко Г.В. Психология восприятия музыки: подходы, проблемы, перспективы. – М.: Смысл, 2001. – 153с.

10. Мальцев С.М. О психологии музыкальной импровизации.- М.: Музыка, 1991. – 96с.

11. Зотова О.И. Проблемы отклоняющегося поведения // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. Отв. ред. Е.В. Шорохова. – М.: Наука, 2009.

12. Смирнова Е.О. Психологические особенности и варианты детской агрессивности.// Вопросы психологии.- 2009.- №1.

13. Румянцева Т.Р. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии // Вопросы психологии. – 2010. – № 1.

14. Смирнова Е.О. Психологические особенности и варианты детской агрессивности.// Вопросы психологии.- 2009.- №1.

15. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. – Мн.: Ильин, 2009. – 115с.

16. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М.: Знание, 1986. – 132с.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *