Новые подходы в обучении и преподавании на уроках физической культуры


Бардина  Елена Николаевна
учитель физической культуры КГУ «Новопокровская средняя школа» Бородулихинский район, Восточно-Казахстанская область

В нашем современном мире постоянно идут инновационные процессы. Они затрагивают различные области, в том числе и образование. Особенно важными становятся вопросы инноваций в педагогическом образовании, от которого зависит подготовка специалистов для всех других областей. Сегодня мы должны стремиться к достижению нового качества образования, что соответствует главной политики Республики Казахстан в области образования. Говоря сегодня о современном школьнике, мы подразумеваем под этим понятием конкурентоспособную, личностно-ориентированную, высокоразвитую личность, способную к социализации и адаптации в обществе, человека, умеющего не просто вбирать информацию, но и перерабатывать ее таким образом, чтобы она была полезна и применима на практике. Исходя из этого, учитель должен ставить перед собой цель не передать готовые знания ученику, а научить его самостоятельно учиться. Создать такую среду обучения, при которой учащиеся будут активно принимать участие в образовательном процессе, формировать свои знания и понимание того, для чего им это необходимо, где и как, с какой целью они смогут применять полученные знания и навыки в практической деятельности. Поэтому учитель в настоящее время становится ключевой фигурой модернизации казахстанского образования, акцент ставится, на его профессионализм,  мастерство.

Требования к образованию меняются, меняются и учителя. Настало время стать учителем новой формации. Научить ребёнка учиться – вот основная задача современного учителя. Пришло время пересмотреть свои подходы к обучению. Внедрение новых подходов обучения является важной задачей образовательного процесса.

В своей практике я особое внимание уделила  внедрению модуля  «Новые подходы в преподавании и обучении», где я так же могла внедрить такие направления как «Диалоговое обучение», «Работа в группах».

В ходе диалогового обучения обучающиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими учащимися. Идея  этого модуля на уроке физической культуры прослеживаются от начала урока до его завершения, потому что многие виды деятельности проходят через диалог и беседу. Например, на первом этапе урока, для актуализации знаний, определения новой темы, где я задаю наводящие вопросы ученику, если ученик, которому задавался вопрос, затрудняется ответить, то другие ребята  приходят к нему на помощь. При объяснении новой темы, нового упражнения, новой игры, ученики тоже принимают участие. Подобный вид работы не только дает возможность учащимся  найти ответ, но и  заставляет их думать,  развивает мышление.

Свой урок стараюсь построить урок так, чтобы дети из молчаливых слушателей превратились в активных участников учебного процесса. Стремлюсь овладеть навыком передачи информации учащимся кратко, несколькими фразами суть задачи или ситуации, тем самым ненавязчиво  включаю учащихся в диалог. В помощь  этому могут служить средства наглядного обучения: видео, презентации, слайды, плакаты, таблицы, схемы, которые ученики не только просматривают, но и комментируют. После демонстрации упражнений, я  делаю опрос:

– Какая цель этой игры, упражнения, комбинации;

– Почему  выполняются так, а не иначе;

Естественно, что каждый вопрос требует устного ответа, я не тороплюсь отвечать на вопросы детей: « А что это? Для чего? Зачем мы это делаем?» Вместо четкого ответа я озадачиваю учеников: « А как вы сами думаете?» Вспыхивают обсуждения, которые в ходе разговора приводят к выводам. Диалог, деловой спор провожу по разным поводам.  Например, спрашиваю каковы ваши ощущения, уточняю самочувствие организма,  что мешает, если резервы. Словарный запас учеников увеличивается при знакомстве со спортивной терминологией (фол, аут, упоры, вбрасывание,  колонна, строй, шеренга).

Для меня и для учащихся диалог является средством деятельности: для учителя – средством обучающей деятельности, для ученика – учебной. Диалог помогает мне узнавать, насколько учащиеся усвоили пройденный материал, на каком уровне они находятся в процессе своего обучения. При организации диалогового обучения все учащиеся вовлечены в учебный процесс. На таких уроках ученики больше думают, чаще говорят, у них формируется мышление и речь. В результате дети открывают и осваивают новое знание, учатся применять их на практике. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что диалог на уроке — это особая коммуникативная атмосфера, которая помогает ученику развивать свои интеллектуальные и эмоциональные свойства личности. В диалоге проявляются важнейшие формы человеческих отношений, такие как взаимоуважение, взаимообогащение, сопереживание, сотворчество.

Одной из главных целей организации групповой работы является развитие мышления учащихся. Работа в группе помогает ребёнку осмыслить учебные действия. Поначалу, работая совместно, учащиеся распределяют роли, определяют функции каждого члена группы, планируют деятельность. Позже каждый сможет выполнить все эти операции самостоятельно. Кроме того, работа в группе позволяет дать каждому ребенку эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие вообще не могут включиться в общую работу класса. Разделение класса на группы – это важный момент в организации работы. Способов разделения существует множество, и они в значительной степени определяют то, как будет протекать дальнейшая работа в группе, и на какой результат эта группа выйдет. По желанию, по определенному признаку, который  задается либо учителем, либо любым учеником. Так же можно разделиться по первой букве имени  в соответствии с тем, в какое время года родился, по цвету глаз и так далее. По выбору «лидера», педагога. Создавая пары, группы, я старалась как можно чаще менять их состав, для того, чтобы учащиеся могли взаимодействовать друг с другом.

Работу в группах очень хорошо применять на уроках гимнастике, в круговой тренировке. На уроках гимнастике разделив класс на группы,  дать задание придумать и представить свой вариант разминки на разные группы мышц. Учащиеся  в группе определяют, кто и на какие группы мышц будет показывать упражнения, кто будет комментировать показ. Класс делится на группы, каждой группе дается творческое задание, составить акробатическое соединение из ранее выученных элементов. Показ акробатических соединений  группами на оценку. Учащиеся в группе распределяют роли: кто из детей будет из группы показывать, кто – объяснять последовательность выполнения, кто – анализировать и оценивать. Одна группа показывает акробатическую комбинацию, другая группа оценивает в качестве жюри. С применением группового метода в круговой тренировке повышается роль учащихся, так как они не только выполняют упражнения, но еще контролируют и помогают другим учащимся в процессе выполнения упражнений. При делении смешанных групп, учащихся разной физической подготовленности, учащиеся со слабой  физической подготовленностью тянуться за учащимися  сильными, а сильные помогают слабым, и создается здоровое соперничество.

 

Использование обучения в группе наряду с традиционными методами позволяют учителю существенно улучшить качество обучения. Объединенные для выполнения задания в группы учащиеся получают новые возможности для обучения и воспитания. Увеличивается вероятность того, что они выскажутся. Общаясь друг с другом, дети развивают умение слушать, думать и работать вместе. Это становится дополнительным мотивом для учебы. Учитель способствует общению учеников друг с другом, и тем, самым, не только эффективному обучению, но и выработке личностных и социальных навыков.

Применяя новые подходы в преподавании, разработанных НИШ совместно с Кембриджским университетом, позволяет нам формировать компетентностно-ориентированную личность, в том числе коммуникативную и социально-адаптированную.

 

 

Используемая литература

 

 

1. Руководство для учителя, АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012.
2. Интернет ресурсы http://www.dslib.net/teoria-vospitania/gorbich.html
3. Программа курсов повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан, АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012.

4. Апанасенко Г.Л. Физическое развитие детей и подростков. – Киев: Здоровье, 1985..

5. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий, – М.: НИИ школьных технологий, 2006.

6. Витковская И. М. Как организовать групповую учебную работу младших школьников// Начальная школа. – 1997. – №12.

7. Романова Е. В. Групповые взаимодействия – эффективная форма организации учебного процесса// Начальная школа.- 2007

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *