«Воспитание ребенка в инклюзивной среде»


Урусова Елена Анатольевна
воспитатель – методист ГККП«Ясли – сад № 51»акимата города Костаная отдела образования акимата города Костаная

Современное общество начало XXI века, основанное на современных демократических и гуманистических принципах – это новый этап на пути создания инклюзивного общества, в котором люди независимо от пола, возраст, этнической и конфессиональной принадлежности и возможностей здоровья смогут участвовать в его жизни и вносить в его развитие.

Готовность общества к инклюзии людей с ограниченными возможностями здоровья состоит в понимании осознанном принятии их, изменении жизненных установок и согласии на пересмотр собственной идентичности. В противном случае неизбежно углубление социальной дезадаптации людей с ограниченными возможностями здоровья, рост интолерантности и дискриминации.

Социальные институты инклюзивного общества должны обеспечивать безопасность и равенство его граждан, защищать права и достоинства личности. Реализация права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование  – одна из важнейших задач демографической, социально  – экономической и образовательной политики современного общества.

Однако полноценной реализации инклюзивного подхода к образованию препятствуют не столько отсутствие безбарьерной среды в образовательных учреждениях или неразработанных нормативно – правовых и содержательных аспектов инклюзивного образования, сколько до сих пор существующие  в обществе психологические барьеры, стереотипы и предрассудки. Нормативно – развивающиеся дети и их родители не готовы к инклюзии. К нормативно – развивающимся  детям дошкольного возраста, согласно возрастной периодизации Л.С. Выгодского, Д.Б. Эльконина и международной классификации В. Квинн, относятся дети от 3 до 7 лет, качественно – количественные показатели которых соответствуют средним, полученным при обследовании группы детей того же возраста, пола, культуры.

В современном мире увеличивается численность детей с ограниченными возможностями здоровья, которые испытывают трудности в усвоении образовательной программы. Для них требуется создание специальных условий обучения и воспитания, и возникает необходимость комплексного сопровождения таких детей в условиях образовательных учреждений. Иными словами необходима безбарьерная образовательная среда, которая бы позволила детям с ограниченными возможностями здоровья реализовать в полной мере свои образовательные потребности. В связи с этим возникает необходимость создания инклюзивного образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Когда речь заходит об инклюзивном образовании, с точки зрения родителей многое остаётся расплывчатым и туманным. Особенно, когда говорят о такой его разновидности, как дошкольное образование инклюзивного характера. Инклюзивное дошкольное образование подразумевает совместное обучение в детском саду здоровых детей и детей с особенными потребностями.

Включение детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательный процесс детского сада изменяет, прежде всего, установки взрослых по отношению к детям. До сих пор в педагогической практике привыкли нивелировать эти особенности, потому что управлять похожими детьми проще, чем разными. Особенности детей с ограниченными возможностями нивелировать невозможно, приходится изменять педагогическую практику, чтобы профессионально решать проблемы их образования. Но если мы начинаем создавать особые условия для «особых» детей, то нарушаем принцип равных прав для других детей. Чтобы сохранить его, надо научиться работать со всеми детьми, учитывая их индивидуальные особенности.

Такая установка требует ответов на следующие вопросы:

– Как соединить в педагогической деятельности требования дошкольной программы и особенности разных детей, которые должны ее освоить?

– Как учитывать эти особенности при планировании работы в группе?

– Как сделать качественным образование и социальное взаимодействие детей с учетом их индивидуальных различий?

При таком подходе меняется педагогика в целом, она становится включающей, инклюзивной, не только в том смысле, что особые дети должны быть включены в уже отстроенный процесс трансляции знаний, умений и навыков нормально развивающимся детям, а в том, что образование с учетом индивидуальных различий детей изменяет организацию образовательного процесса. Такое образование требует постоянного творческого вклада от каждого, в творческий процесс образования включаются все его участники – педагоги, родители, дети, администрация.

Каждый педагог детского сада усваивает для себя, что «инклюзивное» образование – это признание ценности различий всех детей и их способности к обучению, которое ведется тем способом, который наиболее подходит этому ребенку. Это гибкая система, где учитывают потребности детей с проблемами развития. Система обучения подстраивается под ребенка, а не ребенок – под систему. Преимущества получают все дети, а не какие-то особые группы или один ребенок.

У педагогов появляется острая необходимость освоить технологии психолого- педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями, повысить гибкость образовательной системы с преобладанием ориентиров на уровне индивидуального развития, включить родителей в образовательный процесс на правах полноценных равных участников. Психолого-педагогическое сопровождение детей предполагает освоение междисциплинарных методов работы специалистов, сотрудничество в образовательной вертикали.

Педагоги  детского сада осваивают и включают в свою деятельность:
– технологии командной работы,
– технологии деятельности педагогов новых форм дошкольного образования,
– технологии коррекционно-развивающей деятельности специалистов,
– технологии диагностики детей с ограниченными возможностями развития,
– технологии преемственности в работе структурных подразделений и инклюзивного детского сада.

Проведены изменения образовательной среды. Планируются и осуществляются продуманные педагогические действия по организации взаимодействия ребенка с ограниченными возможностями с другими детьми. Учитывая, что у многих детей с ограниченными возможностями эмоционально-волевая сфера имеет особенности, воспитатель планирует деятельность, в которой он должен согласовать свои способы управления группой и действия по включению ребенка с ограниченными возможностями в коллектив здоровых детей.

Индивидуальный подход, который применяется в профессиональной деятельности специалистов – психологов, дефектологов, учитывающий особенности детей и подбирающий к ним особые индивидуальные средства и методы развития, является у воспитателей нашего учреждения основным методом воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями.

Каждая из служб детского сада ставит целью привлечение семьи в образовательное пространство. Способами включения родителей являются индивидуальные консультации (по запросу взрослого), мастер-классы или семинары. Родители посещают вместе с детьми групповые занятия, расширяя запас педагогических компетенций, отмечая динамику в развитии ребенка.

Содержанием деятельности воспитателя в инклюзивной группе является:
– обследование детей с ограниченными возможностями развития в начале и в конце учебного года,
– проведение коррекционной развивающей работы на основе рекомендаций специалистов (логопеда, дефектолога, психолога),
– сопровождение детей в ситуации новизны, изменения привычных условий, помощь детям при ориентации в новой ситуации (эмоциональной, поведенческой, когнитивной), помощь детям в разрешении конфликтов,
– осуществление внешнего контроля: помощь вопросом, моделирование ситуации, просьба, позитивное подкрепление.

В процессе создания инклюзивных групп возникает необходимость психолого-педагогического сопровождения деятельности воспитателей этих групп, которая предполагает командную деятельность разных специалистов:

методиста, психолога, дефектолога, спортинструктора, музыкального руководителя, воспитателя, педагогов дополнительного образования.

В детском саду это сопровождение осуществляется в несколько этапов.

Первым этапом психолого- педагогического сопровождения является вхождение воспитателей в инклюзивное образовательное пространство. Этот этап соответствует этапу адаптации воспитателя к новым обязанностям и характеризуется тем, что воспитатель знакомится с детьми и семьей каждого ребенка. Педагог осваивается в новом качестве воспитателя инклюзивной группы, привыкает к новым условиям труда, новым должностным обязанностям, в свою очередь, каждый ребенок и его семья знакомятся с воспитателем и привыкают к нему.

Второй этап психолого-педагогического сопровождения имеет целью методическую поддержку воспитателя на пути к профессиональному и личностному росту. Осваивая новые функции воспитателя инклюзивной группы, консультанта по семейным вопросам, педагог занимается самообразованием. Ведет интегрированную учебную деятельность, проводит различные игры, вводит детей с ограниченными возможностями в детский коллектив по мере их прибытия в детский сад. Разрабатывает методические рекомендации для родителей здоровых детей и детей с ограниченными возможностями развития.

Методическое сопровождение деятельности воспитателя инклюзивной группы на третьем этапе способствует совершенствованию приобретенных навыков специальной помощи детям и личностному профессиональному росту. Воспитатель уже свободно ориентируется в вопросах инклюзивного образования, в особенностях воспитания и образования детей с ограниченными возможностями развития. Он владеет всем коллективом детей с учетом индивидуальных возможностей и потребностей каждого. Умеет самостоятельно грамотно подбирать дидактический материал, донести его до ребенка, методически правильно составляет документацию, самостоятельно грамотно дает советы и рекомендации родителям. Может самостоятельно решить проблему, безболезненно выйти из конфликтной ситуации, владеет своими эмоциями, речью, мимикой, имеет педагогический такт, обладает педагогической зоркостью и педагогическим оптимизмом и т.д. Воспитатель инклюзивной группы нацелен на творческий подход к своей работе, владеет способами самоанализа и саморегуляции. Главным мотивом деятельности на этом этапе является стремление педагога к высоким идеалам «Я – реализации, я – совершенствования».

Четвертый этап во многом по формам, функциям, методам, средствам схож с предыдущим. Воспитатель, находящийся на этапе творческого владения профессией, достигает высоких результатов в педагогической и психологической деятельности, высокого уровня мотивации, он может не только правильно оценить ситуацию, но и предвидеть ее.

Цель психолого-педагогического сопровождения на этом этапе состоит в том, чтобы своевременно сориентировать воспитателя в меняющейся обстановке, в процессе творческого подхода к педагогической деятельности, регулировать психо-эмоциональное состояние воспитателя, предупреждая профессиональное и эмоциональное выгорание. Успех процесса развития ребенка зависит от их профессионализма. Коллектив единомышленников разрабатывает индивидуальный маршрут развивающего обучения детей с особыми потребностями, по необходимости, и для детей с типичным развитием.

Воспитатель создает морально-психологический климат в детском и родительском коллективе, основанный на принятии и понимании проблем, нужд и чаяний ребенка с особенностями в развитии и на желании ему помочь.

Воспитатель помогает ребенку приобщаться к жизни группы через свободную деятельность (игры, общение) и во время учебной деятельности.

Дополнительное образование – одно из мощных средств удовлетворения особых образовательных потребностей детей. В данном случае деятельность педагога заключается в том, чтобы найти те виды коммуникации или творчества, которые будут интересны и доступны каждому из участников группы, и создать условия, в которых ребенок может самостоятельно развиваться во взаимодействии с другими детьми.

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями является комплексной поддержкой ребенка и его родителей в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны специалистов разного профиля, действующих координировано. Вопрос о выборе образовательного и реабилитационного маршрута ребенка с ограниченными возможностями, в том числе об определении формы и степени его интеграции в образовательную среду, решается психолого-медико-педагогическим консилиумом, исходя из потребностей, особенностей развития и возможностей ребенка, с непосредственным участием его родителей. Психолого-педагогический консилиум в детском саду – организационная форма, в рамках которой происходит разработка и планирование психолого-педагогического сопровождения всех участников образовательно-воспитательного процесса. Консилиум объединяет информацию об отдельном ребенке, которой владеют дефектолог, воспитатель, медицинский работник, педагог-психолог. На основе целостного видения проблемы разрабатывается общая педагогическая стратегия работы с отдельным ребенком.

В деятельности консилиума важна не только квалификация состояния ребенка, но и определение основных направлений, форм и методов коррекционно-развивающего процесса. В течение года проводятся плановые (три заседания согласно этапам работы) и внеплановые заседания консилиума. Внеплановые заседания проводятся по запросам специалистов, организующих коррекционно-развивающее обучение детей, а также по запросам родителей воспитанников. Каждый специалист оформляет к консилиуму необходимую документацию. Для детей определяется содержание коррекционно-развивающей работы, направленной на постепенное увеличение меры самостоятельности, подчинение своей деятельности поставленной цели при организующей, стимулирующей помощи взрослого; переключение детей на практическую деятельность с предметами или на другие облегченные задания, подкрепляющие их веру в собственные силы и т.д. Такое обучение дает детям с ограниченными возможностями необходимый опыт коллективной работы, поражений и побед, учит общаться, дружить.

Не менее важным является психолого-педагогическое сопровождение нормально развивающихся детей, вовлеченных в инклюзивное образование. Присутствие в детских коллективах детей, нуждающихся в помощи, становится фактором нравственного воспитания здоровых детей при соответствующем педагогическом сопровождении. Вне зависимости от степени выраженности нарушений развития дети включаются в проведение воспитательных, культурно – развлекательных, спортивно – оздоровительных мероприятий вместе с другими детьми. Дети, сами того не понимая, помогают своим сверстникам с особенностями стать нужными участниками жизни группы, без помощи взрослых, добрым и дружеским отношением. Дети в группе позволяют ребенку с особенностями развития выработать стратегии поведения в общении со сверстниками в разных видах деятельности. Можно сказать, что совместное воспитание и обучение детей с особенностями и без них способствует развитию положительного восприятия особых детей сверстниками и адаптации детей с особыми потребностями к системе общего образования.

Педагоги в инклюзивных группах организуют педагогический процесс, предусматривая каждый шаг, анализируя условия и подбирая средства для реализации инклюзивной практики, используя новые подходы к обучению, применяя вариативные образовательные формы и методы, инновационные технологии обучения и воспитания. Условие успешности развития опыта инклюзивного образования в детском саду – принятие семьи как неотъемлемой развивающей среды, а также включение родителей в педагогический процесс. Для этого специалистами детского сада проводятся консультации и разрабатываются рекомендации для родителей, организуется работа психолого-социальной службы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *