«Мой первый учитель – МАМА»


Слобода Наталья Валериевна
учитель-логопед ГУ «Средней школы №1 им. Н.Островского» города Степногорска

В семье появился малыш! Это очень светлое, чудесное, волнительное и в то же время ответственное событие. Всем хочется, чтобы малыш рос здоровым, красивым, умным, добрым, с интересом познавал окружающий мир, учился.

Первый и самый главный человек в жизни ребёнка – мама. Именно ей предстоит заботится о полноценном росте и развитии маленького человека. В её заботливых, ласковых, нежных руках находится его настоящее и будущее. Чтобы в будущем ребёнок стал успешным, активным, самодостаточным, необходимо с первых дней жизни приступить к развитию малыша.

В настоящее время очень актуальна проблема речевого развития детей. В исследованиях, опубликованных в специальной литературе, сообщается о замедленном темпе интеллектуального и физического развития. Высокий процент детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста имеют отклонения в речевом развитии. Не устранённые своевременно речевые нарушения, приводят в дальнейшем к школьной неуспеваемости, так как структурные компоненты речи недостаточно сформированы – это нарушение произношения звуков или их смешения, замены, когда один звук заменяет одновременно два или несколько звуков данной или близкой фонетической группы. Нарушение слоговой структуры речи – повторяя трёх-четырёхсложные слова, дети нередко сокращают количество слогов, искажают их в речи. Лексический запас ограничен ситуативно-бытовой тематикой – в словаре недостаточно слов, обозначающих признаки, качества, состояния действий и предметов, преобладают глаголы и существительные. В свободных высказываниях преобладают простые распространенные предложения, сложные конструкции почти не употребляются, дети не используют простые предлоги. Достаточно часто встречаются ошибки в согласовании числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Отмечаются трудности в понимании или недостаточное понимание, а значит и владение  логико-грамматическими структурами, которые выражают причинно-следственные, пространственные, временные отношения. Эта совокупность пробелов в развитии фонетики, лексики и грамматического строя у детей проявляются более отчётливо при обучении в школе, создавая большие трудности в овладении чтением и письмом, иностранными языками и другими учебными предметами.

Речь – это инструмент развития высших отделов психики. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов (восприятия, воображения, памяти, мышления). Поэтому следить за развитием речи важно с младенчества, когда появляются первые голосовые реакции — крик и плач. В дальнейшем путём подражания перенимаются и такие элементы звучащей речи, как интонация, темп, ритм. Чтобы ваша речь способствовала развитию речи малыша, она должна быть внятной, с выразительной интонацией, содержать простые фразы и многочисленные повторы.

Оказать помощь малышу в стимулировании речевой активности помогут такие приёмы: находясь недалеко от малыша, говорите вслух о том, что думаете, видите, слышите, чувствуете.

В повседневной жизни описывайте все действия ребёнка, как бы подсказывая ему слова, выражающие то, что он видит, слышит, ощущает. Это будет обогащать и расширять его сначала пассивный словарь.

Очень часто взрослые, общаясь с ребёнком, довольствуются его жестами и мимикой или подстраиваются под речь малыша и начинают «сюсюкаться» с ним, например, малыш просит кушать, показывая пальчиком на столовые приборы. В этой ситуации не следует спешить, сделайте вид, что вы не поняли просьбу малыша и предложите ему что-нибудь другое. Первой реакцией ребёнка будет возмущение непонятливостью взрослого, но с другой стороны, это будет мотив, стимулирующий назвать нужный предмет или выразить своё желание. При этом взрослый эмоционально комментирует все сказанное малышом.

Под рукой мамы должны быть потешки, игровые песенки, пальчиковые игры, они доставляют малышу огромную радость, удовлетворяют их потребность в тактильном и эмоциональном контакте – дети любят, когда их держат за руки, гладят, прижимают, и всё это сопровождается ласковым взглядом, словом, улыбкой мамы. Ребёнку понравится, если  режимные моменты – пробуждение, купание, приём пищи, умывание – сопровождать потешками, присказками. Общаясь с ребёнком мама должна сопровождать свои действия речью. При этом речь взрослого строится в форме диалога, в котором он задаёт вопрос и сам же на него отвечает. Выполняя режимные моменты, необходимо использовать различные приговоры, тактильные игры («Водичка, водичка, умой моё личико», «Носик с носиком встречался», «Есть у ёжика щетинка»).  К 5-6 месяцам ребёнок пытается подражать движениям губ взрослого. Речь взрослого должна звучать чётко, внятно, понятно и служить образцом. Желательно, чтобы малыш видел ваш артикуляционный аппарат, наблюдал за его движениями, работой. Поэтому, во время общения привлекайте внимание ребёнка к своему лицу.

На ранних этапах становления речи, ребёнок овладевает мимикой, жестикуляцией, звукоподражанием и слово – не самый лёгкий способ выразить свои мысли. Игры с водой, песком, глиной, рисование, лепка, конструирование, аппликация помогут ребёнку в развитии не только речевых способностей, но и сенсорных, которые в свою очередь формируют мыслительную деятельность. Во время таких манипуляций, экспериментов ребёнок знакомится с материалом, изучает его свойства – происходит обогащение его опыта. В этом возрасте дети легко способны представить себя самолётом, кошечкой, палку – лошадкой, стул – автомобилем. Эту способность перевоплощения необходимо использовать в игре с детьми, развивая их фантазию, любознательность, наблюдательность, умение сочувствовать, сопереживать. Любой результат продуктивной деятельности ребёнка можно превратить в интересный рассказ, использовать для игры.

На своевременное развитие речи влияет состояние мышц речевого аппарата, для этого можно использовать игры с губами, щёчками, языком: «цокает лошадка», «часики», «печём блинчики», «надуваем шарики» (щёки), показать лягушку – тянем губки к ушкам – улыбаемся, подражаем слонику – складываем губы трубочкой. И конечно же, переход от жидкой пищи к твёрдой, от процесса сосания к процессу жевания должен быть своевременным и постепенным. Потому что долгое принятие «блендерной», перетёртой пищи тормозит развитие жевательных, артикуляционных мышц, так как не происходит их «тренировки». Долгий отказ ребёнка от твёрдой пищи может служить сигналом о нарушении тонуса мышц речевого аппарата.

Уважаемые мамы, будьте внимательны!  Развитие речи теснейшим образом связано с формированием мышления. Поэтому задержка речевого развития свидетельствует во многих случаях о проблемах в развитии. Неполноценное развитие речи отражается на формировании психо-эмоционального мира ребенка. Возникающие затруднения в общении с окружающими создают препятствия для своевременного формирования познавательных процессов, влияют на эмоционально-волевую сферу. Под воздействием речевого дефекта может возникнуть ряд вторичных отклонений: нарушение внимания, памяти, проблемы поведения и т.д. Поэтому так важно уделять внимание речевому развитию ребенка и стимулировать его путем постоянного общения с малышом. Очень часто родители занимают выжидательную позицию, если ребёнок не говорит или говорит плохо, теряя драгоценное время. Обнаруженная на раннем этапе проблема поддается более легкому исправлению и не оказывает губительного влияния на формирование личности маленького человека.

Что в поведении малыша должно насторожить родителей: общая вялость (проснувшись и при переодевании не потягивается, ножки всё время подтянуты к животику, ручки согнуты и скрещены на груди, кулачки стиснуты), сонливость, отсутствие плача, нежелание сосать грудь. Или наоборот, ребёнок чрезмерно эмоциональный и раздражительный – часто и долго кричит, плачет, болезненно активен, и стать причиной обращения к специалисту.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *