«Бақташы»
Счастливцева Валентина Федоровна
учитель биологии Мамлютская школа-гимназия №1
Цели урока: знают роль витаминов в обмене веществ, классификацию витаминов, рациональное использование витаминов.
Оборудование: таблицы, презентация , информационные листы.
Ход урока:
1.Организационный момент
2.Актуализация опорных знаний
Индивидуальная работа в тетрадях для самостоятельных работ.
1.Решите биологические задачи:
– Вычислите свою суточную потребность в воде, если суточная потребность в ней для взрослого человека равна 40 г. на 1 кг. массы тела.
-Анализ крови показал, что у животных после кормления в вене, входящей в печень, содержится 0,3%, а в вене, выходящей из печени, -0,12% глюкозы. Сделайте соответствующие выводы из приведённых фактов.
2.Проблемные вопросы:
1).При откорме свиней использовали корм, богатый углеводами. Однако, несмотря на отсутствие жиров, у животных образовался толстый слой подкожного жира. Почему?
2).Белую мышь кормили исключительно белками и не давали ей углеводов. После смерти мыши в её печени был обнаружен гликоген. Объясните.
Фронтальный опрос.
1.Какие вещества поступают в наш организм? (Вместе с пищей мы потребляем белки, жиры и углеводы).
2.Зачем они нужны в организме? (Они служат строительным материалом и источником энергии).
3.Что такое обмен веществ? Как он называется по другому? (Обмен веществ или метаболизм – это совокупность процессов поступления, преобразования и выделения веществ организмом).
4.Какие стадии включает обмен веществ? (Обмен веществ включает подготовительную, основную и заключительную стадии).
5.Какие виды обмена составляют основную стадию? (Основная стадия состоит из пластического и энергетического обмена).
6.Что такое пластический обмен? (Совокупность реакций образования органических веществ и клеток называется пластический обмен).
7.В чем суть и значение энергетического обмена? (Энергетический обмен даёт организму энергию, которая выделяется при окислении веществ, поступивших в клетку).
8.Как связаны между собой пластический и энергетический обмен? (В результате пластического обмена синтезируются ферменты, которые ускоряют все химические реакции в клетке, в том числе и реакции окисления, в результате которых, выделяется энергия, необходимая для синтеза веществ).
3.Изучение нового материала.
Вы хорошо представляете себе суть процессов обмена веществ. На сегодняшнем уроке мы с вами изучим ещё одну группу веществ без которых обменные процессы в организме невозможны.
О каком веществе можно сказать : «Мал золотник, да дорог!»
Да, конечно же-это витамины. Запишите тему сегодняшнего урока: «Витамины».
Вместе с учащимися ставим цель урока.
2.Объяснение новой темы: ( историческая справка) ( слайд 4)
Мы будем изучать 4 витамина А, В, С, D.
Витамины образуются растениями или животными и должны поступать в организм в микроскопических количествах для продолжения жизненных процессов.
Работа в группах.
1 группа . Витамин А
2 группа . Витамин В
3 группа. Витамин С
4 группа. Витамин Д
Учащиеся составляют постеры. ( используют материал учебника, материал информационного листа, презентацию)
Защита постеров.
По мере защиты постеров учащиеся должны заполнить таблицу.
Витамин
Название витамина
К какой группе витаминов относится
В каких продуктах содержится
Заболевание при нехватке витамина
3. Первичное закрепление.
Работа в парах. Составить рецепт весеннего салата, сказать какие витамины находятся в пищевых продуктах.
Домашнее задание: § 50.Дописать в таблице витамины Е,К,В6,В12
4. Рефлексия:
Оцените свою работу (на стикерах)
Памятка
Наше занятие подошло к концу, и Я хочу сказать…
– Мне больше всего удалось …
– За что я могу себя похвалить?
– За что я могу похвалить коллег в своей группе?
– Что я приобрёл?
– Что меня удивило?
– Для меня было открытием то, что …
– Что, на мой взгляд, не удалось? Почему? Что учесть на будущее?