«Маленькие дети – большие манипуляторы!»


Ким Юлия Николаевна
педагог-психолог Карагандинская область г.Сатпаев КГКП ясли – сад №29«Балдәурен»

Как бы было прекрасно, если бы все мальчики и девочки всегда хорошо себя вели и делали только то, что им разрешают родители и воспитатели. Тогда детей никогда бы не пришлось ругать и наказывать. К сожалению это невозможно: идеальных людей нет, и дети – не исключение.

Часто наши дети заставляют нас делать то, что желают они, даже если мы этого не хотим. Например, ребенок начинает истерику, крик. В этом случае мы вспоминаем известное выражение: «Чем бы дитя не тешилось – лишь бы не плакало» и  даем ему то, чего он так хочет. Или же чадо занимает позицию «подлизы» и уговорами, поцелуями, объятиями получает желаемое. Возможны и другие варианты поведения детей для получения желаемого: протесты, ультиматумы, капризы, ложь и т.д.

Не раз мы слышали: «Если хочешь что-то изменить в мире – начни с себя!». В нашем случае правильно сказать так: если хочешь изменить отношение детей к себе, то сам начни относиться к ним по-другому. Причина, по которой ребенок  начинает манипулировать родителями одна: поведение и отношение взрослого. Дети чувствуют слабое место родителей, которым в последующем и воспользуются для достижения своих желаний. Чтобы понять плохое поведение ребенка и как вести себя с ним, нужно обратить внимание на то, как он ведет себя с вами.

Вспышки плохого поведения детей, их манипуляций , зачастую, происходят, если ребенок устал, голоден, разочарован.

Чаще всего, такое поведение возникает как ответ на какой-либо запрет взрослых (нельзя играть в луже, не бери чужие вещи без спроса) или на отказ купить игрушки, конфеты.

Иногда подобная вспышка может стать следствием конфликта со сверстниками: например,  если кто-то из детей отбирает у ребенка игрушку, а он не знает, что сделать в данной ситуации, как привлечь внимание взрослых, как выразить свою обиду.

Психологи выделяют 4 наиболее существенные причины, лежащие в основе нарушения поведения:

1.                Ребенок хочет обратить на себя внимание;

2.                Не хочет подчиняться взрослым;

3.                Хочет одержать верх над ними;

4.                Мстит взрослым за то, что не любим и обижен.

В некоторых случаях вспышки плохого поведения детей являются физиологической и психологической нормами развития. Подмечено, что плохое поведение детей появляется в следующие периоды развития: два-три года, пять лет, семь-восемь, в подростковом периоде.

В эти тяжелые периоды дети пытаются заявить о своей индивидуальности и провести незримую черту между собой и окружающими. В эти критические возрастные периоды речевое развитие детей не соответствует их эмоциональному развитию. Ребенок не может представить в словесной форме происходящие в нем перемены, выразить свои чувства и желания. Так же в эти возрастные периоды нервная система детей более чувствительна, более ранима.

Манипуляции истериками – это практика, от которой нужно как можно быстрее избавляться..

Не позволяйте малышу собой манипулировать, иначе это не закончится никогда даже, когда ребенок повзрослеет. Можете поступить следующим образом:

– Лучшая тактика при истеричных манипуляциях – лишить маленького актера зрителей, в частности, тех, на кого эта манипуляция рассчитана. Отойдите в сторону и покажите, что вам не нравятся такие способы достижения целей. Скажите ребенку прямо, что готовы обсудить ситуацию после того, как он успокоится, и ждите успокоения.

– Присядьте возле ребенка, посмотрите ему в глаза и спокойным уверенным голосом скажите, что вам не нравится его поведение, но вы понимаете его негодование и причину слез. Соучастие очень хорошо избавляет от истерик.

Когда ребенок поймет, что вы тоже хотите побыть вместе с ним вместо того, чтобы вести его в садик, но вынуждены идти на работу, ведь так нужно, то его истерики почти наверняка пройдут.

– Молча пожалейте ребенка и предложите другое решение конфликтной ситуации. Например, если ребенок плачет и топает ногами, так как не хочет идти домой, а хочет гулять на улице еще долго, то предложите погулять подольше на выходных или поиграть дома вместе в какую-то игру.

– Переключите внимание ребенка на другие вещи. Просто покажите что-то интересное, спросите о чем-то, предложите что-то сделать вместе. Маленькие дети быстро забывают, из-за чего они капризничали, если увлеклись чем-то новым.

– Рассмешите ребенка или сделайте что-то необычное, что развеселит его. Ни что так, ни помогает бороться со слезами, чем положительные эмоции и смех.

Любите своего малыша, учитесь его понимать и принимать его плохое настроение, негодование, злость. Он такой же человек, как и вы, только гораздо меньше и ранимее.

– Не манипулируйте детьми. Когда вы оказываете на них психологическое воздействие  – вы даете им пример для подражания. Ведь дети наше с вами отражение. Тем самым вы заставляете их искать ответные способы психологической защиты.

– Станьте для ребенка не просто родителями, а друзьями. Заслужите его доверие, общайтесь на равных, помогайте советом и делом. Будьте сдержаны, терпимы и открыты.

– По пустякам не ругайте детей. Скандалы на пустом месте могут породить обман и недоверие

– Необходимо четко расставить границы дозволенного и объяснить, как проступать нельзя!

– Честно признавайте свои ошибки, просите прощения, если виноваты.

Помните, что дети имеют право плакать, что-то просить и чего-то не хотеть. А будут они это делать редко или часто – зависит от вашего поведения. Удачи вам на пути укрощения строптивых капризуль!

Использованная литература:

·                     Галина Данилова. “Манипуляции – нет!”

·                     Елена Перепелицина “Воспитание детей – рискованное дело!”

·                     Любовь Щербатова “Злое искусство манипулирования”

·                     С. Биддалф “Нестандартные родители”

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *