Методическая разработка урока по применению методов интерактивного обучения


Сембаева Гульмира Маратовна
преподаватель специальных дисциплин Павлодарский экономический колледж Казпотребсоюза

 Данный предмет был выбран для изучения с использованием методов интерактивного обучения, так как умение программировать на объектно-ориентированном языке программирования очень обширно и актуально на данном этапе времени. Обучающимся необходимо изучить достаточно большой объем материала, научиться создавать проекты в среде Delphi. Кроме этого постоянное развитие вычислительной техники, приводит к развитию языков программирования.

Интерактивные методы строятся на схемах взаимодействия “преподаватель = учащийся” и “учащийся = учащийся”. То есть теперь не только преподаватель привлекает учащихся к процессу обучения, но и сами учащиеся, взаимодействуя друг с другом, влияют на мотивацию каждого учащегося. Преподаватель лишь выполняет роль помощника. Его задача — создать условия для инициативы учащихся.

Задачи интерактивных методов обучения:

·      Научить самостоятельному поиску, анализу информации и выработке правильного решения ситуации.

·      Научить работе в команде: уважать чужое мнение, проявлять толерантность к другой точке зрения.

·      Научить формировать собственное мнение, опирающееся на определенные факты.

Методы и приемы интерактивного обучения:

·      Мозговой штурм — поток вопросов и ответов, или предложений и идей по заданной теме, при  котором анализ правильности/неправильности производится после проведения штурма.

·      Кластеры, сравнительные диаграммы, пазлы — поиск ключевых слов и проблем по определенной мини-теме.

·      Упражнение «Четыре стихии».

·      – “Четыре стихии”- это земля, вода, воздух, огонь. Если я скажу “земля” – вы приседаете на корточки и дотрагиваетесь руками до пола. Если я скажу “вода” – вы вытягиваете руки вперед и совершаете плавательные движения. Если скажу “воздух” – вы поднимаетесь на носочки и поднимаете руки вверх, глубоко вдыхаете. Если я скажу “огонь” – вы вращаете руками в локтевых и лучезапястных суставах.

Урок преподаватель начал с целевой установки; роль изучения данной темы в будущей профессии техника-программиста; мотивации познавательной деятельности: Сообщение темы урока. Постановка учебно-воспитательных целей. Профессиональная направленность темы. Порядок изучения темы. Критерии оценки деятельности учащихся.

Контроль знаний проводится в форме тестирования.

Актуализация проводится с использованием элементов мозгового штурма.

Далее рассматриваются узловые вопросы урока:

1.  Понятие меню. Виды меню (составить кластер)

2.  Компоненты и методы работы с меню (заполнить таблицу)

Метод изложения: методы интерактивного обучения, объяснительно-иллюстративный, самостоятельная работа, исследовательская работа

Первичная проверка понимания: учащимся предлагается составить кластер и заполнить таблицу.

Применение.

а) формируемые умения и навыки: формирование умения правильно выбирать компоненты по заданному условию задачи; рационально располагать их на форме; умение описывать свойства и события для каждого компонента, используя Инспектор объектов.

б) способы получения обратной связи: разработка приложения

в) тип самостоятельной работы:

І уровень
ІІ уровень
ІІІ уровень
Определить компоненты и свойства компонентов формы по заданному условию
Для компонентов формы установить соответствующие свойства в Инспекторе объектов
Для компонентов формы указать какие  события должны быть описаны
Преподаватель подводит итоги работы группы и отдельных учащихся, задает домашнее задание.

 

 

 

План занятия
Предмет
Алгоритмизация и программирование
Дата

Группа

Тема
Работа с меню

Вид занятия
Урок

Тип урока
комбинированный урок

Методы обучения и активизации учащихся:
Методы интерактивного обучения, объяснительно-иллюстративный, самостоятельная работа, исследовательская работа

Цели урока:

– образовательные:
Дать характеристику понятия меню, охарактеризовать основные компоненты работы с меню, их свойства и методы.

– развивающие:
–     развитие аналитического мышления;

–     развитие инициативы;

–     развитие коммуникативно-технических умений;

–     развитие умений частично-поисковой познавательной деятельности

– воспитательные:
–     воспитание мотивов труда, добросовестного отношения к труду;

–     воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям;

–     воспитание дисциплинированности;

–     воспитание эстетических взглядов

Квалификационные требования:

– должны знать:
Назначение компонентов меню, свойства компонентов меню, методы компонентов меню, использование компонентов меню при проектировании задач.

– должны уметь:
Проектировать задачи; уметь использовать компонентов меню  при проектировании задач.

Внутрипредметные и межпредметные связи:

Предмет «Объектно-ориентированное программирование»

Тема «Работа с меню»
Обеспечения урока:

ТСО
Электронный учебный материал для мультимедиа проектора, ПК

Наглядные пособия:
РМ «Работа с меню»
Содержание урока:

 

I.    Организационный момент

Приветствие, психологический настрой учащихся
II. Целевая установка урока.
III.            Мотивация познавательной деятельности.
Сообщение темы урока.

Постановка учебно-воспитательных целей.

Профессиональная направленность темы.

Порядок изучения темы.

Критерии оценки деятельности учащихся.

IV.           Контроль знаний
ü тест
V.  Актуализация опорных знаний учащихся:

1.     Понятие меню
2.   Виды меню

VI.           Сообщение новых знаний:

Вопросы (методы изложения, методы закрепления):

 

3.  Понятие меню. Виды меню (составить кластер)

4.  Компоненты и методы работы с меню (заполнить таблицу)

 

Физминутка

Закрепление темы:

Решение задачи с использованием компонентов меню

VII.        Подведение итогов урока.
VIII.      Домашнее задание: доработать проект
Составил преподаватель:                                                               Г.Сембаева

 

Приложение 1

1.     Свойство WordWrap имеется у компонента:

A) SpeedButton

B) ListBox
C) *Label
D) MainMenu
E) StringGrid

2.     Компонент, который представляет собой ряд панелей, отображающих полосу состояния в стиле Windows

A) TabControl
B) PageControl
C) ScrollBar
D) TrackBar
E) *StatusBar

 

3.     Изменение свойств компонентов на стадии разработки программы производится в ….

A) Image Editor
B) *Object Inspector
C) Code Editor
D) Project Options
E)  Property Editor

4.     Укажите, какое расширение имеет файл с исходным текстом программы.

А) .dfm

B) *.сpp

C) .bpr

D) .dcu

E) .exe

5.     Укажите какое расширение имеет файл проекта

А) .dfm

B) .сpp

C) *.bpr

D) .dcu

E) .exe

6.     Обработчик события – это…

A) Особая структура, имеющая в своем составе описание типов, констант и переменных
B) *Свойство процедурного типа, которые будут вызываться в момент наступления события
C) Процедуры и функции описанные внутри класса предназначена для операции над полями
D) Особая структура имеющая в своем составе поля, методы и свойства
E) Процедура, выполняющая щелчок мышкой

 

7.     Вкладка Properties в Object Inspector необходима для…

А) Определения процедур обработки событий

В) Сохранения проекта

С) Установки свойств проекта

D) Ввод текста программы

Е) *Изменения свойств компонентов

8.     Главное меню создается с использованием компонента:

A)  *MainMenu
B)   BreakMenu
C)   ItemMenu
D)  PopupMenu
E)   ShortMenu
9.     Инспектор объектов – это

A)  Основной инструмент, с помощью которого открывается контекстное меню
B)   *Основной инструмент, с помощью которого задаются свойства компонентов и обработчики событий
C)   Основной инструмент, с помощью которого задаются связи компонентов
D)  Основной инструмент, с помощью которого задаются визуальные и невизуальные  компоненты
E)   Основной инструмент, с помощью которого открываются свойства объектов
10.            Какой компонент используется для работы с  комбинированным списком:

A)  Memo
B)   *СomboBox
C)   Label
D)  Edit
E)   ListBox

11.            С помощью какого свойства главного меню  устанавливается то, что помечен пункт или нет (MainMenu):

A)  Caption

B)   *Checked

C)   Enabled

D)  Items

E)   Visible

12.            Переключатель с независимой фиксацией

A)  Memo

B)  СomboBox

C)  *CheckBox

D)  RadioBox

E)   ListBox

13.            Какой компонент используется для работы с  простым списком

A)  Memo

B)  СomboBox

C)  Label

D)  Edit

E)   *ListBox

14.            Что описывает свойство Caption компонента TButton:

A)  Положение левой границы кнопки

B)  Положение правой  границы кнопки

C)  *Строку текста, отображаемой на кнопке

D)  Определяет шрифт текста на кнопке

E)   Отображает серым цветом кнопку

15.            Какой компонент используется для работы с многострочным редактором:

A)  *Memo

B)  MaskEdit

C)  Label

D)  Edit

E)   LabeledEdit

16.            Меню – это …

A)  Список команд

B)  Основной инструмент, с помощью которого открывается контекстное меню

C)  Основной инструмент, с помощью которого открываются свойства объектов

D)  *список объединенных по функциональному признаку пунктов, каждый из которых обозначает команду или вложенное меню (подменю).

E)   Список меню

17.            На какой странице палитры компонентов размещены компоненты MainMenu или PopupMenu:

A)  Additional

B)  *Standard

C)  Win32

D)  System

E)   Data Controls

18.            Переключатель с зависимой фиксацией

A)  Memo

B)  СomboBox

C)  CheckButton

D)  *RadioButton

E)   ListBox

19.            Компонент ввода данных с использованием шаблона:

F)   Memo

G)  *MaskEdit

H)  Label

I)      Edit

J)     ListBox

20.            С помощью какого свойства главного меню  устанавливается признак видимости пункта меню(MainMenu):

A)  Caption

B)  Checked

C)  Enabled

D)  Items

E)   *Visible

21.            С помощью какого свойства устанавливается количество колонок таблицы в StringGrid:

A)  *ColCount

B)  RowCount

C)  Cells

D)  FixedCols

E)   FixedRows

22.            С помощью какого свойства устанавливается  количество зафиксированных слева колонок таблицы в StringGrid:

A)  ColCount

B)  RowCount

C)  Cells

D)  *FixedCols

E)   FixedRows

23.            С помощью какого свойства устанавливается  шрифт, используемый для отображения содержимого ячеек таблицы в StringGrid:

A)  ColCount

B)  Font

C)  *Cells

D)  FixedCols

E)   FixedRows

24.            С помощью какого свойства устанавливается количество строк таблицы в StringGrid:

A)  ColCount

B)  *RowCount

C)  Cells

D)  FixedCols

E)   FixedRows

25.            С помощью какого свойства устанавливается  количество зафиксированных сверху строк таблицы  в StringGrid:

A)  ColCount

B)  RowCount

C)  Cells

D)  FixedCols

E)   *FixedRows

Приложение 2

Работа с меню

Меню представляет собой список объединенных по функциональному признаку пунктов, каждый из которых обозначает команду или вложенное меню (подменю). Выбор пункта меню равносилен выполнению соответствующей команды или раскрытию подменю.

Обычно в приложении имеется главное меню и несколько контекстных (всплывающих или локальных) меню. Главное меню используется для управления работой всего приложения, каждое из контекстных меню служит для управления отдельным интерфейсным элементом.

Пункт меню представляет собой объект типа TMenuItem. Основные свойства пункта меню:

–       Bitmap типа TBitmap – определяет изображение пиктограммы, размещаемое слева от заголовка пункта меню;

–       Break типа TMenuBreak – задает, разделяется ли меню на колонки. Свойство Break может принимать одно их трех значений:

·         mbNone – меню не разделяется (по умолчанию);

·         mbBreak – пункты меню, начиная с текущего, образуют новую колонку;

·        mbBreakBar – пункты меню, начиная с текущего, образуют новую колонку, которая отделена линией.

–       Caption типа String – содержит строку текста, отображаемую как заголовок пункта меню. Если в качестве заголовка указать символ «_», то на месте соответствующего пункта меню отображается разделительная линия. При этом, несмотря на отображение линии, свойство Caption по-прежнему имеет значение «_».

–       Checked типа Boolean – определяет, является ли пункт выделенным.

–       Count типа Integer – задает количество подпунктов в данном пункте меню.

–       Enabled типа Boolean – определяет, активен ли пункт.

–       Items типа TMenuItems – является массивом подпунктов текущего пункта меню.

–       RadioItem типа Boolean – определяет вид отметки, появляющейся в заголовке пункта меню.

–       ShortCut типа TSortCut – определяет комбинацию клавиш для активизации пункта меню.

–       Visible типа Boolean – определяет, виден ли пункт на экране.

Основным событием, связанным с пунктом меню, является событие OnClick, возникающее при выборе пункта с помощью клавиатуры или мыши.

Для создания меню при разработке приложения используется Конструктор меню. Меню также можно создавать или изменять динамически – непосредственно в ходе выполнения приложения.

Главное меню

Главное меню располагается в верхней части под ее заголовком и содержит наиболее общие команды приложения. Главное меню представлено компонентом MainMenu.

Контекстное меню

Контекстное (всплывающее) меню появляется при нажатии правой кнопки мыши и размещении указателя на форме или в области некоторого управляющего элемента. Обычно контекстное меню  содержит команды, влияющие только на тот объект, для которого вызвано это меню, поэтому такое меню также называют локальным.

Контекстное меню представляется компонентом PopupMenu. Его основными свойствами являются следующие:

□ AutoPopup типа Boolean – определяет, появляется ли контекстное меню при щелчке правой кнопки мыши и размещении указателя на компоненте, использующем это меню.

□ Alignment типа TPopupAlignment – определяет место появления контекстного меню по отношению к указателю мыши.

Конструктор меню

Для создания и изменения меню в процессе разработки приложения предназначен Конструктор меню (Menu Designer). Запуск Конструктора меню можно выполнить по команде Menu Designer… контекстного меню компонента MainMenu или PopupMenu, а также с помощью двойного щелчка мыши на этих же компонентах. Компоненты MainMenu и PopupMenu размещаются на странице Standard Палитры компонентов.

Наименование пункта меню задается путем присваивания нужного значения его свойству Caption.

Динамическая настройка меню

С помощью Конструктора создание и настройка меню ведется при создании приложения. Кроме того, меню создавать или изменять динамически непосредственно при выполнении приложения. Например, можно:

□ создавать новое меню любого типа удалить его;

□ заблокировать или разблокировать отдельные пункты;

□ сделать пункт меню видимым или невидимым;

□ добавить или удалить пункт меню;

□ установить или убрать отметку пункта;

□ переключить форму с одного главного меню на другое;

□ выполнить соединение двух меню.

Эти возможности обеспечиваются установкой свойством пунктов меню требуемых значений и вызовом соответствующих методов.

Для добавления пунктов меню используются методы Add и Insert, а для удаления – метод Delete.

Процедура Add (Item: TMenuItem) добавляет определяемый параметром Item элемент в конец меню, которое вызвало этот метод. Если меню не существовало, то оно создается.

Процедура Insert (Index: Integer; Item: TMenuItem), в отличие от предыдущего метода, добавляет новый пункт меню не в конец, а на указанную позицию в массиве элементов меню, определяемую параметром Index.

Процедура Delete (Index: Integer) удаляет указанный пункт меню. Если удаляемый пункт имеет подпункты, то они также удаляются.

Таблица Свойства класса раздела Главного меню TMenuItem

Свойство
Описание свойства
AutoHotKeys
Автоматическая установка горячей клавиши пункта
Bitmap
Рисунок пиктограммы пункта меню
Break
Признак начала новой колонки при mbBreak или mbBarBreak
Caption
Отображаемый заголовок пункта меню
Checked
Признак контролируемого пункта меню при true
Default
Признак установки значения по умолчанию
Enabled
Признак включения
GroupIndex
Индекс в группе меню с зависимыми переключателями
HelpContext
Номер ID контекста соответствующего справочного файла проекта,

вызываемого на экран нажатием F1
Hint
Подсказка пункта
ImageIndex
Номер пиктограммы раздела в хранилище ярлыков ImageList
Name
Наименование раздела
RadioItems
Признак наличия точечного переключателя
ShortCut
Комбинация акселераторных («горячих») клавиш вызова пункта
SubMenuImages
Ссылка на хранилище изображений ярыков ImageList
Tag
Хранит целочисленное значение как часть Главного меню
Visible
Признак видимости пункта на Главном меню при true
Описание алгоритмов работы пунктов меню производится в обработчике события OnClick.

Приложение 3

Работа с меню

1.  Оформить кластер

2. ?2 Задание. Изучи материал и заполни таблицы:

1. Свойства компонентов

Название компонента
Вкладка
Свойства компонента и назначение
Тип компонента

MainMenu
Standard
Caption содержит строку текста, отображаемую как заголовок пункта меню.
String

1. Методы компонентов

Название метода
Назначение метода
Приложение 4

Задача. Разработать приложение:

Главное меню имеет следующую структуру (в скобках указаны названия пунктов – значения свойства Name элементов):

□ Управление цветом формы

·         Красный

·         Синий

□ Управление пунктами

·         Отметка

·         Блокировка

·         Видимость

·         Название пункта

·         Исходное положение

□ Выход

Управление цветом формы состоит в его изменении на красный, синий. Управление пунктами меню заключается в появлении и устранении в заголовке отметки (Отметка), блокировке и разблокировке (Блокировка), скрытии пункта меню и его отображении (Видимость), изменении названия (Название пункта).

Два компонента – форма Form1 и надпись Label1 – имеют контекстные меню.

Контекстные меню PopupMenu1 для формы Form1 состоит из трех пунктов и по своему содержанию и функциональному назначению дублирует пункт Управление цветом формы главного меню; отличие заключается в названиях пунктов. Обработчики события выбора элемента меню вызывают метод Click соответствующего пункта главного меню.

Контекстное меню PopupMenu2 для надписи Label1 имеет следующую структуру:

□ Изменить

·         Название надписи

·         Цвет

□ Переместить

·         Влево

·         Вправо

□ Исходное состояние

Форма приложения содержит надпись Label1, главное меню MainMenu1, два контекстных меню PopupMenu1 и PopupMenu2, а также стандартный диалог ColorDialog1 выбора цвета.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *