Глагол как часть речи.
Смагулова Гулнар Кабдешовна
Рудный қаласы әкімдігінің №7 мектеп-гимназиясы орыс тілі пәнінің мұғалімі
Цель: познакомить учащихся с новой частью речи – глаголом.
Задачи:
– совершенствовать навык распознания глаголов среди других частей речи;
– коррекция мышления через игру «Подбери глагол».
– прививать интерес к предмету через использование наглядности, коррекционных игр и загадок.
Оборудование:
– Презентация;
– таблица «Склонение местоимений»;
– сказка «Глагол и его друзья»;
– рисунок Глагола;
– слова о глаголе;
– мяч;
– 2 листа со словами для игры «Подбери глаголы»;
Ход урока
Орг. момент.
Итак, друзья, внимание –
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь по удобнее –
Начнем скорей урок!
Повторение изученного.
1. – Послушайте загадку:
Вместо имени предмета
Говорим мы слово это,
То они, оно, она –
Всем известные слова.
Это без сомнения,
Слова – … (местоимения)
2. Вопросы для повторения.
– Что такое местоимение?
– Что обозначает местоимение?
– Как изменяются местоимения? (По лицам, по числам, по падежам, по родам в 3 лице)
– Что можете сказать о написании местоимений с предлогами? (Местоимения с предлогами пишутся раздельно; к местоимениям 3 л. с предлогами добавляется н)
Гимнастика для пальцев рук.
Упр. «Разминаем кулачки»
Упр. «Игра на пианино»
Орфографическая минутка.
Классная работа.
– Списать с карточки текст и поставить местоимения из скобок в нужном падеже. Указать падеж местоимений.
Предлагаемый текст.
Концерт пианиста (я) понравился. Его игра произвела на (я) прекрасное впечатление.
Введение в тему.
Чтение грамматической сказки учителем «Глагол и его друзья».
Сказка «Глагол и его друзья»
Жил-был глагол. Каждый раз он сам себе задавал один и тот же вопрос.
-Что делать? -спросил глагол.
-Рисовать или считать? Может книжку почитать? – спросил себя глагол однажды.
-Что можно сделать из бумаги и картона? -спросил глагол у существительного.
-Аппликацию.- ответил тот.
-А чей этот зонт? -сказал глагол.
-Мой! Красивый! – сказало с гордостью прилагательное.
– Ну почему же я не могу назвать себя красивым? Скажите, пожалуйста, дорогие друзья!
– Скажите, какие части речи вам встретились в этой сказке?
– Кто был главным действующим лицом?
Игра с мячом «Подбери слово»
– Я называю вам слово – глагол, а вы должны подобрать противоположное по значению.
Стоять- идти
Говорить- молчать
Плакать- смеяться
выключить -включить
раскрыть – закрыть
Любить- ненавидеть
Строить-ломать
Зацвести- отцвести
Брать- отдавать
Пришел-ушел.
Вывод: Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы Что делать? Что сделать? и другие Слайд 8.
Закрепление.
Игра «Образуй глагол»
Учитель вывешивает существительные, и ученики образуют от них глаголы.
Лётчик – летает Будильник – будить
отдых – отдыхает деление – делить
грызун – грызёт дружба – дружить
подкова – подковывает постель – постелить
свет – светит шалунья – шалить
шумный – шумит укус – укусить
чисто – чистит посылка – посылать
Рефлексия.