«Единство непохожих» – воспитательный час
Макимова Аймкуль Кайргельдиновна
преподаватель казахского языка и литературы, русского языка и литературы Акмолинский колледж Казахской академии транспорта и коммуникаций им.М.Тынышпаева. г.Астана
Участники: студенты группы специальности 1303000 «Автоматика, телемеханика и управление движением на железной дороге» 4 -курса
Цель: формирование правильного представления о толерантном отношении, углубление понимания его значения; воспитание толерантного отношения, духа терпимости в условиях обучения студентов в многонациональном коллективе учебной группы и колледжа.
Задачи:
·формирование жизненной позиции каждого студента, воспитание гражданского самосознания, духа терпимости, взаимопонимания, бережного отношения к культуре и традициям многонациональных народов Казахстана и других стран;
·активизировать познавательные возможности студентов, сделать общение позитивным, более свободным и непосредственным.
Оборудование классного часа:
·проекционная и компьютерная техника;
·музыкальное оформление;
·фотоматериалы;
Ожидаемые результаты: воспитание толерантного отношения студентов к друг другу, формирование гражданского самосознания, уважения к культуре и традициям многонациональных народов Казахстана.
Эпиграф мероприятия:
«Человек, ненавидящий другой народ, не любит и свой собственный».
Н.Добролюбов
План проведения кураторского часа:
Приветствие.
І.Психологический настрой:
1.1 Упражнение: «Игра в снежки». Цель: настроить коллектив. Инструкция: каждый участник берет белую бумагу, комкает ее как будто в руках только что выпавший снег и бросает его в любого участника. При этом упражнении вы выплескиваете и избавляетесь от всего негативного до начала мероприятия. Избавились от всего ненужного, значит можно начинать наше мероприятие.
1.2 Упражнение: «Снежный ком». Цель: знакомство друг с другом. Инструкция: Устройтесь поудобнее, по очереди будем называть свое имя и прилагательное, отражающее ваше настроение или состояние. Например, Гульден-спокойная. Следующий по кругу должен назвать предыдущего участника, затем себя. При этом упражнении мы характеризуем себя, учимся слушать других и выделять разные качества друг друга.
Включается песня «Родина моя». Только первый куплет (1 мин.) СЛАЙД №1
ІІ. Эмоциональный настрой: Прослушивание песни: «Родина моя» в исполнении С.Ротару. Вступительное слово куратора:
“Я, ты, он, она – вместе дружная страна, вместе – дружная семья, в слове “мы” – сто тысяч “я”! – так оптимистично и жизнеутверждающе начинается некогда очень популярная песня.
Но так поётся в песне, а в жизни все намного сложнее. Не так легко быть объединенными одним “ансамблем” отношений, входя в такие социальные образования, как “страна”, “семья”, “город”, “колледж ”, “группа ”.
К сожалению, дух нетерпимости, неприязни к другой культуре, образу жизни, убеждениям, привычкам всегда существовал и продолжает существовать в наше время как в обществе в целом, так и в отдельных его институтах. Не является исключением и колледж.
В колледжах, группах часто встречается проблема межличностных отношений, в основе которых часто лежат явления нетерпимости.
Проживание в мире и согласии предполагает наличие у каждого таких человеческих качеств, как взаимопонимание, взаимоуважение, ответственность, доброжелательность, сдержанность, уступчивость, коммуникабельность, терпимость….
Отдельно хотелось бы подчеркнуть важность формирования у человека с самого детства такого качества, как терпимость.
У этого слова есть своё понятие – ТОЛЕРАНТНОСТЬ.
ІІІ. 3.1.Сообщение темы и цели. СЛАЙД№2, №3
Тема нашего кураторского часа звучит «Единство непохожих».
Сегодня вы еще раз познакомитесь и углубите свои знания с понятием толерантность; научитесь видеть и ценить межиндивидуальные различия сверстников; сможете убедиться, что, несмотря на то, что все вы разные, в группе может быть дружелюбная, толерантная атмосфера. В начале нашей встречи при знакомстве, вы подчеркивали каждый свою особенность и особенность одногрупника. И поняли, что все мы разные, но мы вместе.
3.2 Стратегия «Мозговой штурм».
– А что такое ТОЛЕРАНТНОСТЬ в вашем понимании?
Мысли вслух студентов.
СЛАЙД№4
После высказываний студентов на слайде ответ: «Толерантность означает способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей, мягко относиться к их промахам, ошибкам»
– А откуда появился этот термин?
Роман: История понятия «толерантность».
Не всем, может быть, знакомо слово толерантность, и на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несет, очень важен для существования и развития человеческого общества. Понятие толерантность имеет свою историю.
СЛАЙД№5 На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор. Он отличается тем, что при разных правительствах оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек талантливый во многих областях, но, более всего, – в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться и при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам.
С именем этого человека и связано понятие “толерантность».
Бибигуль: Этимология понятия “толерантность.
СЛАЙДЫ №6,7,8,9,10,11,12.
Обратимся к этимологии понятия “толерантность”.
– В английском языке понятие “толерантность” имеет три значения: устойчивость, выносливость; терпимость;
– Во французском языке “толерантность” – “уважение свободы другого, его образа мыслей, поведения, политических и религиозных взглядов”.
– В китайском языке “быть толерантным” – “позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других”.
– В арабском языке “толерантность” определяется, как “снисхождение, мягкость, сострадание, терпение, расположенность к другим”.
– В русском языке “толерантность” означает “ терпимость, умение терпеть, принимать и признавать существование кого-либо,примирять, быть снисходительным».
СЛАЙД №13 (этот слайд и остается)
Вывод: Значит, термин “толерантность” объясняется, как терпимость. Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положениям, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.
ІV. Практическая часть:
4.1 Упражнение: Учимся ценить индивидуальность. Ведь мы с вами такие разные…
– А какие мы сами?
– Чем мы отличаемся друг от друга?
-Мы часто хотим быть такими же, как и все остальные, и страдаем, чувствуя, что отличаемся от других. Иногда действительно хорошо, что мы – как все, но не менее важна и наша индивидуальность. Ее можно и нужно ценить. Выполним упражнение «Учимся ценить индивидуальность».
-Каждому из вас предлагается написать о каких-то трех признаках, которые отличают вас от других. Это может быть признание своих достоинств или талантов, жизненных принципов. (Информация должна носить только позитивный характер.)
– Предупреждаю, что записи я зачитаю вслух, а вы должны отгадывать, кто автор утверждений.
Студенты записывают сови признаки и затем они собираются. А куратор зачитывает несколько листочков и студенты отгадывают о ком идет речь.
Вывод: Люди не похожи друг на друга: этим они и интересны друг другу. Мы можем найти нестандартное решение проблемы, мы учимся друг у друга.
Ощущать свою принадлежность к группе, хотеть быть похожим на кого-то, быть принятым своими сверстниками, подражать кому-то, кто в чём-то успешнее тебя- это нормально. Но при этом важно оставаться самим собой: со своими желаниями, целями, правилами, ценностями. Каждый из нас по-своему неповторим. Этим человек отличается от машины. Именно уникальность – важнейшее человеческое достоинство. Именно уникальностью человек привлекателен. Наверно, люди нужны и интересны друг другу именно потому, что они отличаются друг от друга.
4.2 Упражнение «Давайте пофантазируем…»
Представьте, что наступит время, когда все люди на Земле станут совершенно одинаковыми (рост, цвет волос и глаза, одежда, сумма знаний и т. д.)
Мысли вслух студентов.
1. Каким будет этот мир? Как люди в нем будут жить?
2. Хорошо или плохо, что мы все разные?
3. Как жить в мире, где столько разных людей?
Вывод: Различия дополняют и обогащают общество. Чтобы жить в мире, людям надо научиться жить, решая проблемы и задачи на основе сотрудничества.
4.3 Упражнение «Поиск сходства»
Каждая группа должна определить черты сходства.
Вывод. Упражнение эффективно работает на сплочение группы, так как участники начинают более внимательно присматриваться друг к другу и обнаруживают, что сходства между ними гораздо больше, чем они думали раньше.
Обсуждение. Постараться подвести участников к мысли, что, хотя они все такие разные, сходства между ними гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд.
4.4 Упражнение «Превращаем минусы в плюсы»
Команды получают задание на нахождение в отрицательных чертах характера положительные аспекты. Например, скряга – экономный человек. Группа приводит свои примеры и дает свои противопоставления.(Лентяй, безответственный, медлительный, агрессивный, засоня, хитрый, слабохарактерный, болтливый)
Вывод: В отрицательной черте человека можно увидеть положительную сторону и помочь ему измениться в лучшую сторону.
5. Знакомство с видами толерантности.
Понятие толерантность очень широкое, на одной встрече мы не сможем говорить обо всех видах, но давайте хотя бы посмотрим, какие виды толерантности бывают .
СЛАЙД №14.
Как вы думаете, какой вид толерантности нам близок и почему?
Мысли вслух студентов.
СЛАЙД №15. Для того чтобы быть более терпимыми к людям других национальностей, надо много знать об особенностях разных культур, много читать, интересоваться. Прав был критик 19 века Николай Добролюбов, сказавший, что «Человек, ненавидящий другой народ, не любит и свой собственный».
СЛАЙДЫ №16,17. Может ли одна религия мешать другой? Нет. У каждой религии есть свои особенности, и их учения полезны. Нам важно использовать нравственные ценности религий народов, не противопоставлять их, а изучать. Мы живём в одном большом доме –Казахстане. В нашей стране дружат между собой люди более ста национальности. Даже среди нас есть представители разных народов: казахи, русские, немцы, украинцы, татары, курды, дунганы, кумандинец и другие. И религии представителей всех нас призывают людей быть добрыми, уважать друг друга. Что необходимо человеку в эпоху глобализации? Конечно, толерантность.
А теперь давайте послушаем интересную информацию о Толерантности.
Сохраб: СЛАЙД№ 18.
Немецкий художник Хельмут Лангер создал эмблему Толерантности:
·Толерантность – это прощение.
·Толерантность – это сострадание.
·Толерантность – это уважение прав других.
·Толерантность – это сотрудничество.
·Толерантность – это уважение человеческого достоинства.
·Толерантность – это дружба.
·Толерантность – это гармония в многообразии.
·Толерантность – мир и согласие.
·Толерантность – милосердие.
СЛАЙД№19
Жанибек: Толерантность – это понятие встречается каждый день. Оно повседневно. В конце 60-х годов в Германии был создан плакат. Его создавали философы и активисты молодежных движений 1968 года.
Что же собой представляет этот плакат? Это всего семь строчек, написанных как бы от руки.
«Твой Иисус – еврей. Твой автомобиль – японский. Твой кофе – бразильский. Твои цифры – арабские. Твои буквы – латинские. Твоя демократия – греческая. Твой сосед после этого всего – лишь иностранец?»
Концепция плаката заключается в том, что человек всегда пользуется культурными достижениями, опытом других наций (буквы, цифры, демократия);
повседневными трудами других народов (кофе выращивают в одной стране, отпуск проводят в других странах, пользуются автомобилями разных стран). Можно ли при этом смотреть свысока на людей других национальностей и другого цвета кожи?! Конечно, нельзя. Да, мы все разные, но мы едины в том, что все желаем только мира и согласия, добра и уважения.
Сейчас я предлагаю просмотреть видеоклип «Tell Me Why» (исполнитель Declan Galbraith). Мы все изучаем английский язык, и поэтому всё, о чём поёт мальчик, вам будет понятно. Хочу обратить ваше внимание на фон видеоклипа. Это является важным для полного восприятия видеоклипа.
ВИДЕОКЛИП.
Мысли вслух. Обсуждение: Какова основная идея видеоклипа?
Вывод: Быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает. Все – мы разные, но все мы – равные! И мы – одна семья! СЛАЙДЫ № 20,21,22, 23,24
Итак, Толерантность – признание, уважение и соблюдение прав и свобод всех людей без различения социальных, религиозных, этнических и иных особенностей. В последнее время наблюдается катастрофический рост всевозможных форм асоциального поведения. В одних ситуациях человек поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот.
Сценка о терпимом отношении к людям. Роли играют: Арли, Юсуп, Альфия
Идёт плохо одетый мужчина. Идут юноша и девушка. Мужчина падает, травмирует ногу, тихонько стонет, в глазах – слезы.
Девушка: Подожди, я подойду к нему.
Юноша: Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу.(хватает за руку)
Девушка: Отпусти. Видишь, у него сломана нога. Смотри, у него кровь на штанине.
Юноша: А нам-то что? Он сам виноват.
Девушка: Опусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь.
Юноша: Говорю тебе: он сам во всем виноват. Работать надо, а он попрошайничает, ворует, пьянствует. Зачем ему помогать?
Девушка: Я все равно подойду. (вырвала руку)
Юноша: Я тебя не пущу. Ты – моя девушка и не смей общаться со «всякими».
Девушка: Да как ты можешь? Ему больно! (оттолкнула парня и подошла к мужчине) Что с вами? Что с вашей ногой?
Мужчина: Я сломал ее… кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно.
Девушка: Нужно вызвать «скорую». Послушай, у тебя нет «мобильника»? (Парень промолчал) Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу.
Юноша: Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом! (Парень уходит)
Девушка: У вас открытый перелом. Потерпите! Я вызову скорую. (Отходит)
Мужчина: Девушка! Спасибо вам! (Девушка обернулась и улыбнулась) Вы обязательно найдете себе счастье!
Мысли вслух. Обсуждение: Кто поступил благородно? А как бы вы поступили?
Вывод: Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, – это и будет проявление доброты.
Какими же чертами должен обладать толерантный человек? Продолжите фразу: «Я…»
Мысли вслух: СЛАЙД№25
·терпимый и терпеливый;
·считающийся с чужими мнениями и интересами;
·умеющий решать конфликты путем убеждения и взаимопонимания;
·приветливый и заботливый, вежливый и деликатный;
·уважающий окружающих и уважаемый ими;
·уважающий права свои и других, умеющий слушать и слышать;
·заботливый, сострадающий, поддерживающий;
·патриот своего колледжа, города, Казахстана , заботящийся об их процветании;
·человек, берегущий природу и культуру;
·трудолюбивый, успешный, независимый, счастливый.
Мы больше получим, чем отдадим, если будем чаще вспоминать про то, что нас соединяет, про то, что человек становится Человеком только благодаря другому человеку. Нужно относиться друг к другу по-доброму, дружелюбно, терпеливо, уважительно.
СЛАЙД№26. Обратимся к надписи: НЕ ОЦЕНИВАЙТЕ ЛЮДЕЙ, А ЦЕНИТЕ! (Слово – цените”, закрыто.) Пытаемся определить, какое слово закрыто. Мы с вами очень разные. Давайте не оценивать людей, а… СЛАЙД№27, 28.
Наша группа – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили уважение, взаимопонимание и не было бы ссор. А что же для этого нужно?
СЛАЙД№29
Вот такие вертушки мира создают школьники США в День Толерантности ежегодно 16 ноября. Этот праздник был учрежден в 1996 году по решению Генеральной Ассамблеи ООН. День терпимости посвящен соблюдению принятой в 1995 году Декларации терпимости. На каждой вертушке дети пишут свои пожелания. Так давайте напишем на этих вертушках свои пожелания и подарим друг другу: гости нам, мы – гостям.
Пожелания на вертушках. Все участники пишут свои пожелания и затем обмениваются.
СЛАЙД№30,31
Заключение: Невозможно нравится всем, невозможно любить всех, невозможно чтобы все ребята группы были преданными друзьями, потому что у нас разное воспитание, образование, интеллект, желание учиться, потребности, характер, вкусы, темперамент и т.д. Но мы можем жить в согласии друг с другом, ценить друг друга, принимать его таким, какой он есть, т.е. быть толерантными. Человеческое общество разумно и мы должны понимать, что наша сила в единстве, а не в разобщенности. Вас объединяет и молодость, и желание учиться и получить профессию и множество увлечений и интересов. Это единство помогает вам легче жить, учиться и преуспевать. Если мы постараемся применять правила толерантного общения, то приобретем преимущества. Нас сегодня объединила дружба, молодость, профессия, наш колледж! Мы такие разные, но мы все вместе. Единство непохожих – так можно определить нашу сегодняшнюю встречу. И давайте мы пожелаем вместе друг другу только счастья, здоровья, мира и согласия. Будьте толерантны, елины во всем!
Песня «Мы желаем счастья вам» – Ерсін
СЛАЙД№32
Подведение итогов. Мысли вслух. А теперь ваше мнение о нашем празднике.