«Новые подходы в преподавании и обучении»


Шанатова Разия Абисовна
учитель русского языка и литературы Акмолинская область, Жаркаинский район, Тасоткельская основная школа

Общие цели: Оказать содействие участникам занятия в понимании «диалогового

обучения»  и в применении данного модуля в учебном процессе

Ожидаемые результаты: Участники занятия познакомятся с одним из семи модулей

«Новые подходы в обучении и преподавании» и поймут важность

применения данного модуля в учебном процессе, будут понимать,

как надо формировать группы, разрабатывать правила работы в

группе, распределять роли, будут знать 3 типа бесед

Ключевые идеи: Диалоговое обучение

Малые и большие группы.

Спор.

Кумулятивная беседа.

Исследовательская беседа.

Материалы и оборудование: Муляжи фруктов, пирожных, корзинок, маркеры, листы

бумаги А1, стикеры, раздаточный материал по теме

«Методические приемы», «Правила деления на группы», «Три

типа бесед».

Ход занятия

Этапы проведения

Время

Действия преподавателя и участников

Приветствие

1 мин

Преподаватель с доброжелательным настроем приветствует участников

Игра «Ледокол»

1 мин

Участники встают в круг, затем по очереди говорят свое имя и прилагательное, начинающееся на 1 букву своего имени: например, меня зовут Ирина, я- интересная)

Изучение раздаточного материала и обсуждение вопросов по нему

10 мин

Преподаватель просит участников изучить материал и ответить на вопросы: Как они понимают определение диалог, в чем разница между 3 типами бесед, используют ли они работу в группах на своих уроках и каким образом

Разминочное упражнение

3 мин

Преподаватель предлагает участникам встать и спеть песню «Меня укусил гиппопотам» с движениями

Деление на группы, разработка правил работы в группе и распределение ролей

4 мин

Преподаватель предлагает взять муляжи пирожных, фруктов, корзинок и разделиться на группы, затем участники разрабатывают правила работы в группе и распределяют роли: спикер, таймер, дизайнер, лидер

Составление кластера

10 мин

Преподаватель предлагает участникам занятия задания

1 группа – составить кластер по теме «Диалог», ответив на следующие вопросы Кто участвует в диалоге? Что могут делать ученики? Где происходит? Почему применен диалог? Когда происходит диалог?

2 группа – составить постер по теме «Активный класс», оказывает содействие в выполнении данного задания

Презентация своих работ

5 мин

Участники каждой группы презентуют свои работы другим участникам (аплодисменты каждой группе)

Стратегия «Похвальный бутерброд»

6 мин

Преподаватель объясняет стратегию (1 кусочек хлеба – это за что можно похвалить, начинка- что можно улучшить, добавить, 2 кусочек –пожелание) Каждая группа идет к другой и дарят свои «Похвальные бутерброды

Подведение итогов мастер – класса

5 мин

Участники пишут «Я поняла, что…»« Я затрудняюсь…»)

 

Теоретическая часть: Теоретическая основа 7-модульной Кембриджской Программы строится на конструктивистской теории обучения, которая базируется на утверждении о том, что развитие мышления у учащихся происходит в условиях взаимодействия имеющихся знаний с новыми, либо со знаниями, полученными в классе из различных источников: от учителя, сверстников, из учебников.

Вся наша педагогическая работа основана на диалоговом обучении. Диалоговое обучение предполагает сообучение, когда ученики и учитель являются субъектами учебного процесса. Диалоговое обучение основано на прямом взаимодействии учеников с опытом своих друзей, большинство упражнений обращается к опыту самого ученика.

Как вы думаете, между кем в классе может происходить диалог?

Диалог может происходить между учителем и классом, учителем и группой учеников, ученика с учеником, учителя с учеником.

В своей работе я внедряю все идеи 7 модулей, но особый акцент делаю на модуль «Новые подходы в преподавании и обучении», а именно «Диалоговое обучение». Так как я являюсь учителем английского языка, то главной задачей ставлю перед собой не только научить детей читать, писать, применять грамматические правила, а научить детей говорить, развить их коммуникативные навыки.

Для внедрения идей Программы в своей преподавательской деятельности я часто использую парную и групповую формы работы. Использование на уроках тактики «ученик-ученик» позволяет в более точном оценивании понимания учащихся, потому что, имеется возможность слушать обсуждение учеников, вступать в разговор со всеми учащимися, а не только с теми, кто поднимал руку. Учащиеся получают возможность поговорить друг с другом, обсудить заданный вопрос, обменяться мнениями, выразить свое согласие или несогласие. В процессе общения у детей появляется возможность обосновывать свое мнение.

Успех диалогической беседы заключается в правильной постановке вопросов. На своих уроках, используя Таксономию Блума, составляю такие вопросы, которые не только раскрывают и поясняют основную тему урока, но и развивают мышление каждого ученика:

1.Оценку чего-либо: судить, выбирать, расценивать, определять, подсчитывать, измерять

2. Синтез чего-либо: формулировать, обучать, разрабатывать, развивать, предлагать,

создавать.

3.Анализ чего-либо: формулировать, обучать, разрабатывать, развивать, предлагать,

создавать.

4.Применение знаний: демонстрировать, назначать, выполнять, применять, использовать,

заниматься.

5.Понимание темы: пересматривать, обсуждать, располагать, объяснять, рассказывать.

6. Знание темы: вспоминать, определять, перечислять, повторять, называть, рассказывать.

7.Немаловажным фактором при диалоге является умение учителя ожидать ответ ученика

до 7 секунд.

Одна из форм развития коммуникативных навыков — это ролевая игра. Данная форма работы очень нравится детям, потому что ситуации, разыгрываемые по разным темам, так или иначе связаны с их реальной жизнью, здесь они могут показать примеры из собственной жизни. Например, одно из заданий на уроке по теме «Еда» — каждая группа должна представить рецепт своего блюда. Во время выполнения этого задания необходимо найти оптимальное решение: это задание требует усвоения большого количества новых слов, креативности, слаженной работы всей группы.

Диалоговое обучение позволяет обогащать устную и письменную речь учащихся, пополнять активный запас слов. Например,  перед учениками я поставила вопросы о том, как они понимают слово «Семья».  Используя  стратегию «Мозговой штурм», я  создала проблемную ситуацию  в классе,  предложив им  вопросы, касающиеся принципов критического мышления и диалогового обучения: Как вы представляете, какая музыка может звучать, когда речь идет о семье? Какая погода может сравниться с семьей? Как вы думаете, а какими красками можно «нарисовать» семью ?

Учащимся нравится работать в группах. Анализируя анкеты, я  сделала следующие выводы: 66 % учащихся отмечают, что во время уроков слушали своих товарищей, 52 % отметили, что стали внимательнее, многое запомнили на уроках, много думали, 82 % учеников отметили, что время на уроке проходит быстро. Такие отзывы радуют, понимаешь, что ученики изменились благодаря новым подходам в преподавании и обучении,   они ценят  помощь друга, подсказку, активно участвуют в учебном процессе.

Таким образом, хотелось бы отметить, что эффективными методами в развитии диалогового обучения является групповая работа, работа в парах, ролевая игра. Чтобы добиться результативности работы, детям надо активно обсуждать, анализировать, делать выводы, и всю эту работу провести в определенное время. При работе в группах, если хотя бы один ученик останется в стороне, группа не сможет добиться желаемого результата. А при работе в парах — такое отстранение от работы одного из участников вообще не приведет к положительному результату. То есть, активное взаимодействие через диалог помогает детям усвоить тему более простыми методами.

Изучая предмет в ходе диалога, учащиеся развиваются интеллектуально, учатся совместной работе в кругу сверстников, развиваются когнитивно (познавательно),эмоционально, социально, эмоционально. Наблюдая работу в группе, я убедилась в том, что ученики разного интеллектуального уровня и способностей могут друг друга слушать, исправлять ошибки, высказывать свои идеи при создании кластеров, анализировать изученный материал, делать выводы. Более сильные учащиеся помогают слабым ученикам, которые берут пример с сильных учеников, они равноправны в своих действиях. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет получать новые знания, развивает познавательную деятельность, ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих проблем, саморегуляции.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что диалог на уроке — это особая коммуникативная атмосфера, которая помогает ученику развивать свои интеллектуальные и эмоциональные свойства личности, это способ отношений, это форма взаимодействия, позволяющая искать истину вместе. В диалоге проявляются важнейшие формы человеческих отношений, такие как взаимоуважение, взаимообогащение, сопереживание, сотворчество. В дружественной атмосфере учащиеся обогащают друг друга новыми мыслями, раскрывают свой творческий потенциал. Использование на уроках диалогового обучения способствует формированию умения определять и отстаивать свою позицию, развивает умения ораторского мастерства и лидерские качества.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *