Обучающее занятие по привитию социально-бытовых навыков «В мире бытовой техники»


 Каримова Каламкас  Амангельдиновна
 воспитатель КГУ «Детский дом «Үміт»

Концептуальной  идеей занятия по теме “В мире бытовой техники” является идея необходимости подготовки воспитанниц детского дома к успешной социализации в обществе и быту. В нынешнее время проблема социально-бытового развития воспитанников детских домов все чаще обсуждается педагогами, воспитателями и является одной из наиболее актуальных проблем. Социально-бытовое развитие воспитанников необходимо рассматривать как результат влияния различных факторов. Социальный опыт приобретается воспитанником в общении и зависит от разнообразия социальных отношений, которые ему предоставляются ближайшим окружением. Усвоение ребенком бытового опыта, накопленного предшествующими поколениями, происходит только в совместной практике и общении с другими людьми. Именно так ребенок овладевает новыми знаниями и умениями; у него формируются собственные убеждения, духовные ценности и потребности.

В современном бурном ритме жизни бытовая техника позволяет быстро и эффективно справляться с домашними делами. Зачастую она полностью выполняет работу за человека. Именно это стало актуальностью данного занятия, ведь каждая воспитанница –   это будущая хозяйка и в будущем эти знания им обязательно пригодятся.

Формирование основ безопасности и жизнедеятельности воспитанниц является также актуальной и значимой проблемой, поскольку обусловлена объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения в быту и социуме.

Важно не только оберегать  от опасности, но и готовить их ко встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать навыки безопасного поведения в быту совместно со взрослыми, которые выступают для ребенка примером для подражания.

Цель:

Сформировать у воспитанников представление о бытовой технике и ее назначении; познакомиться с разнообразием бытовой техники, развить у воспитанников социально-бытовые знания, умения и навыки.

Обучающая: познакомить воспитанников с понятием современная бытовая техника, ее назначением;

Развивающая: развивать интерес к бытовой технике, расширять кругозор воспитанников; наблюдательность, самоконтроль;

Воспитательная: воспитывать бережное и осторожное отношение к бытовым электроприборам, бережное отношение к электроэнергии.

Комплексные задачи:

– обобщить знания воспитанников о видах и назначении электроприборов, используемых человеком в быту;

–  расширить представления об их устройстве;

– развивать познавательную активность, интерес к окружающим нас предметам;

– расширить представления о видах техники, правилах использования;

–  формировать навыки безопасной работы с электроприборами;

–  развивать у воспитанниц навыки совместной деятельности;

–  развивать творческие способности, воспитывать умение выполнять коллективную работу;

– воспитывать умение аккуратно обращаться с бытовыми приборами;

– продолжать развивать у детей внимательность и аккуратность в процессе работы с бытовой техникой;

– учить  рассуждать, высказывать свою точку зрения.

Предполагаемый результат:

–  повышение интереса к окружающим бытовым электрическим приборам;

–  получение как можно больше знаний по назначению электроприборов;

–  использование полученных знаний на практике;

–  бережное  отношение к бытовой технике;

–  изменение отношения воспитанников к своей безопасности и здоровья.

Тема : “В мире бытовой техники”

Форма: обучающее занятие

Дата  проведения: 8.12.2017.

Цель: сформировать у воспитанников представление о бытовой технике и ее назначении; познакомить с разнообразием бытовой техники , развить у воспитанников социально-бытовые знания, умения и навыки.

Комплексные задачи :

  1. Расширить представления детей о назначении бытовой техники;
  2. Развивать познавательную активность, интерес к окружающим нас предметам;
  3. Расширить представления о видах техники, правилах использования;
  4. Формировать навыки безопасной работы с электроприборами;
  5. Развивать у воспитанниц навыки совместной деятельности;.
  6. Развивать творческие способности, воспитывать умение выполнять коллективную работу;
  7. Воспитывать умение аккуратно обращаться с бытовыми приборами.
  8. Продолжать развивать у детей внимательность и аккуратность в процессе работы с бытовой техникой;
  9. Учить рассуждать, высказывать свою точку зрения;
  10. Воспитывать интерес к занятию посредством активных форм работы на занятии.

Участники занятия :  воспитанницы группы №1 “Сымбат”.

Предварительная работа : экскурсия в магазин бытовой техники, беседа с девочками, практическая работа с приборами для кухни, знакомство  с правилами безопасности.

Оборудование: проектор, презентация “Сравнение бытовой техники разных времен”, видеоролики: “Экскурсия”, “Видеоотчет”, “Опасность электроприборов”, бытовые приборы, предметы для практической части (блендер, ингредиенты для приготовления коктейля, стаканы, трубочки), карточки.

Приглашённые гости : педагоги детского дома и дома юношества .

Ход занятия

I блок. Мотивационный. Введение в тему

Звучит песня «До чего дошёл прогресс»

из кинофильма «Приключения Электроника»

 

До чего дошел прогресс,

До невиданных чудес,

Опустился на глубины

И поднялся до небес.

Позабыты хлопоты,

Остановлен бег,

Вкалывают роботы,

А не человек.

До чего дошел прогресс,

Труд физический исчез,

Да и умственный заменит

Механический процесс.

Воспитатель:

 – Здравствуйте уважаемые педагоги, милые мои   девочки! Сколько раз, включая стиральную машинку, компьютер или другие бытовые приборы я слышу от своей старенькой бабушки:

«Раньше мы все делали вручную, отбеливали, вываривали, полоскали, резали. Столько электроэнергии экономили, все успевали. А молодежь сейчас разленилась, испортилась»

Вопрос для размышления:  Как вы думаете, почему она так говорит?

\ ответы детей\

Воспитатель: Ученые стараются облегчить труд человека, дать ему больше времени для отдыха, занятий любимым делом. Для этой цели придуманы электробытовые приборы, бытовая техника,  в своем роде домашние роботы. В современном бурном ритме жизни бытовая техника позволяет быстро и эффективно справляться с домашними делами. Зачастую она полностью выполняет работу за человека.  Сегодня я приглашаю вас в увлекательный мир бытовой техники, без которых  не может обойтись ни один человек.

Или я не права? \ ответы детей\

Воспитатель  обращает внимание детей на слайды  с изображением бытовой техники и просит детей их назвать. Назовите, что  вы видите на слайдах и отметьте их главное назначение.

  1. Электрическая лампа нужна для того, чтобы давать свет.
  2. Холодильник нужен для хранения продуктов.
  3. Пылесос помогает убирать квартиру, удаляет пыль.
  4. Стиральная машина предназначена для стирки белья.
  5. Утюг – для глажения одежды.
  6. Электроплита – для приготовления пищи.
  7. Фен – для сушки волос.
  8. Миксер – для приготовления кремов.

Скажите пожалуйста,  проживая  в условиях детского дома, наша  семья пользуется этими бытовыми приборами? Можно ли обойтись без этой бытовой техники? \ответы детей\   Конечно же, нет!    Кстати  на слайде пропущены некоторые виды бытовой техники, которая есть в нашем доме. Что мы пропустили? \Телевизор, кулер, компьютер, музыкальный центр, ноутбук \

Посмотрите даже в нашей маленькой семье  столько разной бытовой техники

Очень любим дом мы свой,

И уютный, и родной.

Но не каждый бы сумел

Переделать массу дел.

Нужно дома нам убрать,

Приготовить, постирать,

А еще белье погладить…

Как со всей работой сладить?

И чудесно, что сейчас

Есть помощники у нас.

Труд они нам облегчают,

Время наше сберегают.

В жизнь человека постепенно внедряются  всё новые и  новые  виды  техники, облегчающие  труд современного  человека. В этом мы убедились, когда посетили  большой магазин  по продаже бытовой техники  «Сулпак». Давайте вспомним как это было.

Просмотр видео ролика

Скажите пожалуйста, кто представлял нам бытовую технику?

\ продавец-консультант\ В чём заключаются обязанности продавца – консультанта?

Приходя в любой магазин по продаже бытовой технике вы можете получить консультацию  о том  или ином виде товара.  Должностные обязанности продавца консультанта примерно выглядят следующим образом:

Консультирование покупателей по ассортиментному ряду товара, помощь в выборе продукции;

Маркировка товара, его прием и учет;

Распаковка и выкладка товара;

Участие в дизайнерском оформлении торгового зала;

Обязательное знание всех функций  предложенного товара.

История утюга \ слайд с древними приборами\

Общество, в котором живет человек, постоянно развивается, а вместе с ним усложняется и совершенствуется техника. Послушайте, какой долгий путь прошел, например, утюг, которым мы привыкли пользоваться. Давным-давно, постирав свою одежду в реке, люди ее отжимали, встряхивали, чтобы она  разгладилась, потом сушили, но не пересушивали, чтобы легче было гладить. Гладили следующим образом: клали одежду под что-нибудь тяжелое на какое-то время или наматывали ее на гладкую палку, а затем разматывали, и так несколько раз, пока одежда не разглаживалась. Но таким способом нельзя было хорошо разгладить одежду, оставалось много складок. Да и трудно было несколько раз наматывать и разматывать — уставали руки. Люди заметили, что одежду может хорошо разгладить какой-нибудь тяжелый предмет, к тому же горячий, и придумали угольный утюг. Это железная коробка  в которую  накладывали горящие угольки. Угольки нагревали утюг и им гладили одежду и другие вещи.

Но так как утюг с углем был не очень удобен, и углями можно обжечься, а еще они быстро остывали, угли могли упасть на одежду и прожечь ее, мог возникнуть пожар, люди придумали другой утюг. Его сделали из тяжелого металла, утюг ставили на огонь, нагревали, а затем гладили. Но этот утюг был неудобен: он был тяжелым, долго нагревался и быстро остывал.

Человек постоянно стремился как-то облегчить свой труд и придумал сделать новый утюг. Когда появилось электричество, люди догадались, что утюг можно нагревать электрическим током. Теперь у нас усовершенствованные утюги — с регулятором, с отпариванием. Теперь можно гладить различные ткани легко и быстро. Вот до чего человек смог додуматься!  Итак, что мы узнали  о технике, облегчающей жизнь человека?

Давайте посмотрим наш фотоотчёт (видео с готовки)

Видеоотчет                                             

II блок.  Практико-ориентированный

Итак, что мы узнали  о технике, облегчающей жизнь человека? Предлагаю вам разделиться на подгруппы  и мы с вами играем в игру –  «Экзамен»!

Для каждой команды у меня есть карточки с заданиями.

1 Подгруппа

 По целевому назначению бытовые приборы имеют определённую  классификацию. Перечислите их .

Измерительные приборы:

Вычислительная техника:

Техника для уборки дома:

Мелкая бытовая техника для ухода за внешностью:

Для механической и  термической обработки продуктов:

2 Подгруппа

По целевому назначению бытовые приборы имеют определённую  классификацию. Перечислите их.

Техника для ухода за одеждой:

техника для создания комфортного микроклимата:

Техника для отдыха и развлечения:

Для сохранения продуктов:

Для приготовления напитков:

Девочки выполняют задание . \3 минуты – секундомер \

 Воспитатель: Молодцы, девочки. Я вижу, что экскурсия пошла нам на пользу. Бытовые приборы настолько прочно вошли в нашу жизнь, что мы уже не знаем, как обходиться без них. Бесполезных электронных помощников не бывает – все они сделаны, чтобы облегчить нам наш быт и сделать пребывание в доме более комфортным. А без некоторых видов бытовой техники вообще не обойтись – они обязательно должны быть в доме.

Продолжаем нашу игру – «Экзамен».

Назовите общий признак у данных предметов.

Вопросы первой подгруппе: \на слайд\

  1. Мясорубка, кухонный процессор, кофемолка. (Они измельчают продукты)
  2. Электрочайник, кофеварка, электросамовар. (С их помощью можно быстро приготовить горячие напитки)
  3. Стиральная машина, пылесос. (Они облегчают домашний труд)
  4. Холодильник, погреб, лед. (Сохраняют холодными продукты)

Вопросы  второй  подгруппе:

  1. Веник, щетка, пылесос. (С их помощью можно сделать уборку)
  2. Фен, полотенце, ветер (С их помощью можно высушить волосы)
  3. Бра, фонарик, свеча. (Светят в темноте)
  4. Электроплита, газовая плита, микроволновая печь. (С их помощью можно приготовить еду)

Вопрос нашим гостям:

Радиоприемник, книга, телевизор. (С их помощью можно узнать много нового)

Вопрос  детям: Как вы думаете, девочки  без чего нельзя обойтись на кухне? Что называют «помощниками на кухне»?  Какой бытовой прибор называют королевой кухни? Какие плиты бывают?

Мини – выставка

Воспитатель: Обратите внимание на нашу мини – выставку. Каждая хозяйка мечтает об этой чудо технике. А давайте обратимся к нашим гостям.  Какая техника, облегчающая труд женщины есть в вашем доме?

Вот видите наши педагоги тоже всё знают о бытовой технике. Пригласите по одному человеку в свою команду, чтобы вместе найти ответ на вопрос:

–  Как вы думаете какие есть плюсы и минусы бытовой техники в доме?

Мы получили ответы на наши вопросы, давайте вернёмся к нашей игре.

 

 Задание:  Показать и рассказать, что такое блендер.

  1. Виды
  2. Назначение

\ после ответов детей  воспитатель коротко рассказывает о других  бытовых приборах \

Замечательно. Теперь пришло время сдать экзамен на практике.  Лучший знаток бытовой техники из каждой команды готовит свой коктейль. Ведь у нас гости.

Приготовление, угощение коктейля

 Воспитатель: пока наши гости наслаждаются вкусными коктейлями, предлагаю посмотреть  видео ролик.

Видео ролик

“Опасность при использовании электробытовых приборов”

 Воспитатель: Говоря о пользе бытовой техники нельзя забывать  о правилах работы с  ними.

Все бытовые электроприборы включают в сеть при помощи соединительного электрошнура и штепсельной вилки.

Для того чтобы электроприборы надолго оставались нашими друзьями, и приносили пользу, нужно соблюдать элементарные правила безопасности.

Игровая ситуация со стиральной машинкой.

 Ш блок.  Рефлексивный экран. Синквейн

1-ая строка – одно слово, понятие, название темы (чаще всего это имя существительное);

2-ая строка – два слова, характеризующие данное понятие (имена прилагательные);

3-я строка – три слова, показывающие действие понятия (глаголы);

4-ая строка – четыре слова, помогающие логически завершить мысль / короткое предложение, показывающее отношение автора к теме (возможно одно предложение из четырех слов, два словосочетания или четыре отдельных слова);

5-ая строка – одно слово, синоним темы, вывод, обычно имя существительное, через которое человек выражает свои чувства, эмоции, ассоциации, связанные с данным понятием.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *