Обучающее занятие по привитию социально- бытовых навыков «Этикет гостеприимства»


 Аширбекова Бахит Мукатаевна
 воспитатель КГУ «Детский дом «Үміт»

Цель: Привитие социально- бытовых навыков

Комплексные задачи:

-Сформировать у воспитанников представление о гостеприимстве, о

правилах этикета.

-Познакомить с разнообразием традиций гостеприимства разных    национальностей живущих в Казахстане;

– Развить у воспитанников социально-бытовые умения и навыки.

-Углубить знания  о правилах этикета  гостеприимства, поведения.     Ознакомить с  обычаями и традициями многонационального  народа нашей страны.

– Научить правильно сервировать и  эстетично  оформлять стол.

– Развивать у воспитанников навыки совместной деятельности;.

 

Участники занятия: воспитанники детского дома .

Приглашённые гости: педагоги детского дома и дома юношества.

Предварительная работа: сбор материала, работа с воспитанниками, эмоциональный настрой на благоприятный ход занятия, работа над слайдовой презентацией, оформление зала.

Оборудование: проектор, слайдовая презентация ” Гостеприимство “, столовые приборы, предметы для практической части (салфетки, чайный сервиз, угощения, национальные блюда)

 

Ход занятия.

 

I блок. Мотивационный. Введение в тему.

Воспитатель: Добрый день уважаемые гости ,дорогие ребята! Я рада видеть вас на открытом занятии  «Этикет гостеприимства». В течение тысячелетий люди искали такие способы и формы общения, при которых всем было бы хорошо, чтобы никто не чувствовал себя неловко. Сложившиеся правила поведения позволяют избежать ненужных конфликтов, помогают людям понять друг друга. Эти правила называют правилами этикета.

Нужно ли в наше современное время обладать хорошими манерами? (проблема).

Воспитанники выдвигают идеи по проблеме (мозговой штурм).

Ребята давайте вместе выведем формулу хороших манер. Обсуждение.

Слайд.

Воспитатель: Образованный и хорошо воспитанный человек всегда был и будет в почете. Тем более в наше время, время глобальных перемен, время, где техника на грани фантастики, время, когда   развивается и совершенствуется бизнес- структура, сервис обслуживания, людей, работа которых связанна с банкетами, церемониями, заключением договоров. Может и вы в дальнейшем, окажитесь в их числе? Кто знает?

Но чтобы достичь таких результатов нужно обладать культурными навыками, ребята. «Тот, кто не приобрел культурных навыков, – груб» -это мудрое изречение в котором есть глубокий смысл поведения человека.

И сегодня наше занятие мы посвятим теме: «Этикет гостеприимства»

слайд .

 

II блок.  Практико-ориентированный

Воспитатель: Любой праздник начинается с приглашения гостей. Уметь принять гостей – большое искусство. Говоря об умении хорошо принимать гостей, мы говорим о гостеприимстве – это национальная черта многих народов.  И так вперед за знаниями.

Гостеприимство – национальная черта многих народов. Принять любого спутника – долг каждого.  «Хлеб – соль бери, правду расскажи», – говорят в народе. При этом не принято расспрашивать гостя, кто он, откуда и куда держит путь, пока он не утолит жажду и голод. Не подать руку человеку в трудную минуту, не пустить на ночлег, не угостить его, считалось зазорным.

Гости бывают званные и нежданные. Не так – то легко семье со скудным достатком принимать гостей – спутников. Вот почему народ полушутя –полувсерьез говорит: «Гость на одну ночь – благо, на две ночи – джут». У казахского народа есть пословицы и поговорки, в которых содержится совет не злоупотреблять великодушием и щедростью хозяев дома («Гость- смирнее овцы»). Не в меру загостившимся визитерам следует прислушаться к совету: «Гость, вспоминай и о своем доме». Если гость не знаком с народной мудростью или не желает следовать этим советам, хозяева дома обязаны ухаживать за гостем до тех пор, пока тот сам не поймет, что пора и честь знать.

Дорогие ребята , давайте обратим внимание на слайд. Здесь вы видите казахское национальное блюдо-бешбармак. Перед уважаемыми гостями хозяева ставят бас табақ, в которых жамбас, конские деликатесы, курдюк, берцовая кость, лопатка, поясничный позвонок. Самому почитаемому человеку подносят голову. Да не потухнет огонь в вашем очаге! Да не покинет счастье ваш дом! Пусть будет богатым ваш дастархан!» – желали казахи друг другу, завершая любую трапезу!

У каждого народа свои традиции и обычаи приема гостей..Ребята давайте посмотрим как встречают гостей у нас в Казахстане. Под единным шаныраком в нашей стране проживают более 130 национальностей.и все живут в мире и согласии.

Показ и обсуждение слайдов.

Ребята,а какие вы знаете традиции.Как бы вы встречали гостей?

Воспитатель: И так мы с вами убедились, что гостеприимство существует с давних времен. Гостеприимство- это радушие к гостям. Обычаи гостеприимства передаются из поколения в поколение.Они так прочно вошли в нашу жизнь ,что в сознании разных народов воспринимаются как нечто должное ,как неотъемлемая часть культуры. ходите другу в гости ,будьте открытыми, приветливыми, дружелюбными. Ведь главное в гостях не застолье, а радость общения .Но все ли из вас сейчас знают как должен вести себя хозяин и как должен вести себя гость.?И что труднее : быть хорошим хозяином или приятным гостем?А кто из вас знает правило гостеприимства. Просмотр слайда. Обсуждение.

Молодцы ребята , а теперь мы с вами подумаем каким должен быть хозяин?  Хозяин должен быть: внимательным,предусмотрительным,щедрым,бескорыстным, тактичным. Вопрос:А кто знает что значит быть внимательным  предусмотрительным,щедрым,тактичным хозяином?

Дети: быть внимательным значит видеть всех гостей ,каждому уделять внимание.

-Предусмотрительным угадывать желание гостей ,по возможности выполнять их.думать не только чем их угостить,но и чем занять.

-Щедрым не жалеть угощения,игрушек .Бескорыстным не требовать благодарности за то ,сделали для гостей.

-Тактичным не замечать промахи гостей,не затевать не приятные разговоры.

– Воспитанным значит быть вежливым, чтобы не случилось ,не показывать гостю плохого настроения.

 

Разобрать ситуацию.

Театр – экспромт «К вам пришли гости».

Дети изображают  . Хозяин небрежно встречает гостей. Делает недовольный вид, бурчит…

Остальные  смотрят и выявляют ошибки.

Обобщают увиденное:

· Каждого гостя вы встречаете… (сами).

· При этом необходимо приветливо… (улыбнуться).

·  Хозяева должны вновь пришедшего гостя с остальными гостями… (познакомить) (слайд).

Ребята  мы с вами теперь знаем каким должен быть хозяин и подумаем  какими человеческими качествами должен обладать гость?

 

Основные правила для гостя.  Слайд

1.Отправляясь в гости будь опрятным и чистым.

2. Приходи точно в назначенное время.

3.Поддерживай общую беседу или игру.

4.Если хочешь что- то посмотреть попроси лб этом хозяев.

5.В гостях долго не  засижывайся.

6.Уходя прощайся со всеми, а затем с хозяевами.

 

1. Приглашение гостей.

Гостей нужно приглашать заранее. Чем много людей прием вы собираетесь сделать, тем раньше следует приглашать на него гостей: за неделю. В любом случае назвать точное время и причину. Известный нам с детства герой мультфильма Винни-Пух поет в своей песенке: «Кто ходит в гости по утрам…». Но он, скорее всего не знал правил этикета. Обычно гостей приглашают на вторую половину дня, чаще на ужин.

Современный этикет рекомендует ходить в гости по приглашению, ведь бывает, что хозяин не готов к вашему приходу ,ведь недаром гласит мудрая пословица «На незваного гостя, не припасена и ложка». Приглашать гостей можно по телефону, письменно или лично.

Воспитатель: – Ребята, а в когда и по какому поводу мы ходим в гости?      Дети: В основном мы ходим в гости на какие – то торжества: дни рождения, юбилеи, праздники,на выходные дни . Ребята сейчас мы с вами проведем небольшую разминку логического характера.

Мозговой штурм

1. Из предложенных вариантов ответов нужно выбрать правильный. (слайд).

Установленный порядок поведения где – либо;

этикет

правило

закон

Национальная черта многих народов;

· радушие

. вежливость

· гостеприимство

На незваного гостя ,не припасена и..:

· тарелка

· ложка

· салфетка.

Молодцы ,  с заданием справились отлично.

 

Сервировка стола к чаю. Слайд.

-Очень важно красиво и правильно накрыть стол – сервировать.

Мы сегодня с вами научимся как правильно сервировать стол к чаю.

Стол ставят в центре комнаты или стены накрывают скатертью. Обратите внимание на слайд.

К чайному столу подаются сладкие блюда торты .пироженное, варенье, конфеты, печенье .

Для сервировки используем десертные тарелки ,вилки, чайные, чашки, блюдца ,ложки.

На растоянии 3 см от края ставим десертную тарелку. Справа кладем нож слева десертную вилку рожками вверх. На десертных тарелках-салфетки.

Эти тарелочки нужны для тортов. Торты раскладываем десертной лопаткой.

Справа ставим чайное блюдце с чашкой ручкой в лево ,  а чайную ложку кладем справа ручкой в лево.

–         А теперь мы сами попробуем накрыть стол к чаю.

–         Ребята посмотрите внимательно как мы с вами сервироали стол .Запомнили? А теперь мы проверим. Дети ставят приборы.

 

Игра   «Найди ошибку»

Дети отварачиваются.Я что то меняю в сервировке.Ребята поварачиваются и исправляют ошибки.

 

-Ребята посмотрите пожалуйста чего не хватает на нашем столе?

-П.равильно.Салфеток

Салфетки –обязательный предмет сервировки стола.Но их надо уметь складывать.Существует много способов складывания салфеток. И сейчас мы с вами потренируемся складывать салфетки.Просмотр видеоролика.

Можно красиво сложить салфетки тремя способами.

– Ребята давайте выберем наиболее лучший способ и попробуем сами сложить салфетки аккуратно и быстро.

 

Воспитанники  работют в группах по четыре человека. Какая команда красиво и аккуратно сложит салфетки и украсит ими стол.

 

Ш блок. Рефлексивный

Воспитатель.

– Ребята что нового вы сегодня узнали для себя ?

-Что значит быть гостеприимным человеком?

-Вы продемонстрировали хорошие знания, теперь вы знаете ,что воспитанному человеку не трудно быть хорошим хозяином и приятным гостем.

-Молодцы!  Наше занятие подошло к своему завершению.

-Спасибо всем за участие!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *