«Цветотерапия, как здоровьесберегающая технология, используемая в работе с детьми дошкольного возраста».


                                                     Нейверт Галина Сергеевна

учитель изобразительного искусства Северо-Казахстанская область район им.Г.Мусрепова КГКП д/с «Дюймовочка»

Цвета действуют на душу,

они могут вызывать чувства,

пробуждать эмоции и мысль.

И.В.Гете.

 

 

Эмоциональное и физическое благополучие ребенка зависит от того, что его окружает. Это не только предметно-развивающая среда, но и мы – взрослые.  Именно мы должны создать все условия для разностороннего развития личности. Многолетние наблюдения и практический опыт работы показали, что цвет, по своему воздействию на организм человека имеет колоссальное значение. Цвет служит мощным стимулятором эмоционального и интеллектуального развития детей. Необходимо учитывать, что дошкольное детство является еще и периодом интенсивного сенсорного развития. Ведь дети по своей природе более восприимчивы к многоцветью нашего мира и особо остро в нем нуждаются. Поэтому цвет для ребенка – особая «палочка-выручалочка» в любых критических ситуациях. Именно это должно побуждать нас к использованию в работе метода цветотерапии.

Цветотерапия – это способ корректировки психоэмоционального состояния ребенка при помощи определенных цветов. Это особая методика, основанная на влиянии фотонов цвета различной длины волны на мозг ребенка. Благодаря такой простой методике, воздействию определенного цвета на ребенка, можно добиться значительных результатов в лечении апатии, раздражительности, чрезмерной активности и даже начинающейся детской агрессии.

Знакомство с цветом начинается с первых лет жизни ребенка. С года до трех лет дети учатся узнавать и называть красный, желтый, зеленый, синий цвета – основные спектра.  С трех до пяти лет детей нужно знакомить с дополнительными (промежуточными) цветами: оранжевый, голубой, фиолетовый, черный и белый; с пяти до семи лет – с бордовым, серым, сиреневым, коричневым, розовым. Со средней группы детского сада детей знакомят с оттенками, насыщенностью цвета (составление цветных узоров, панно из разных мозаик, геометрических фигур по образцу, по инструкции, по замыслу).

Детей старшего дошкольного возраста знакомят с теплыми и холодными цветами:

Теплые- красный, оранжевый, желтый, желто-зеленый. Самым теплым цветом является оранжевый.

Холодные цвета – голубой, синий, фиолетовый. Самый холодный –синий, нейтральный цвет – зеленый.

Обычно дети называют своими любимыми цветами красный, зеленый или желтый – это свидетельствует о том, что ребенок нормально развивается, ему интересно все новое, яркое и необычное, он динамичен и не останавливается в своих исследованиях мира ни на минуту. А вот любимый белый или черный цвет могут сказать о том, что ребенок немного замкнут и ему вполне комфортно в одиночестве. Цветотерапия для детей как раз и направлена на то, чтобы вернуть ребенка в счастливый мир детства и радости.

Успокоить ребенка и избавить его от тревоги и смятения поможет созерцание голубого, синего или фиолетового цветов. Эти цвета, кроме всего прочего, по данным исследователей способны снижать кровяное давление, и даже болевые ощущения.

Лечить ребенка зеленым цветом рекомендуется тогда, когда он переутомился или находится на грани нервного срыва. Однако, если ребенок слишком противится этому цвету, не нужно настаивать – зеленый цвет в избытке может вогнать в тоску и вызвать головную боль.

Желтый и оранжевый цвета используют в случаях, когда ребенок чем-то расстроен и не может успокоиться. Эти цвета как нельзя лучше подходят для того, чтобы вернуть улыбки на лица детей.

Желтый цвет излучает счастье и радость, он может улучшить зрение и помогает в укреплении нервной системы. Преобладание желтого цвета убирает плохие мысли и улучшает настроение.

Оранжевый цвет помогает стимулировать аппетит и улучшает пищеварение, так же положительно     воздействует на работу щитовидной железы.

Красный цвет входит в основу цветотерапии, от него как будто исходит тепло, он оказывает положительный эффект при простуде, помогает восстанавливать процесс обмена веществ и стимулирует сердечную активность. Но при длительном воздействии на ребенка, может оказать переутомление и вызвать раздражение.

 

Также детей необходимо учить сопоставлять цвет предметов, объектов с цветом натуральных предметов. Знакомить с цветовым кругом.

Знакомство детей с цветом осуществляется на непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений, изодеятельности, в наблюдениях, рассматривании иллюстрации и картин, продуктивной деятельности, в игровой деятельности. Особое место отводится дидактическим играм и упражнениям, которые нужно включать и в ОУД.

История цветотерапии уходит в далекое прошлое, а в современное время она официально признана медициной. Цветотерапию использовали ещё в Древнем Египте: в чашу с фруктовым напитком добавляли драгоценные камни того же цвета, что и фрукты, из которых напиток был приготовлен. Так лечили от болезней. Современная наука подтвердила лечебные свойства цветов.

Первым положительное и отрицательное влияние цвета на психику человека обнаружил Гете, заложив, таким образом, основы современной цветотерапии. Он отмечал: «Цвета действуют на душу: они могут вызывать чувства, пробуждать эмоции и мысли, которые нас успокаивают и волнуют, порождают печаль и радость». А также в «Учении о цвете» писал: «Цвет – это продукты света, что вызывают эмоции». Когда мы говорим «почернел от горя», «покраснел от гнева», «позеленел от злости», «посерел от страха», то не воспринимаем эти слова буквально, а интуитивно связываем эмоциональные переживания человека со способностью выразить их цветом. В. Бехтерев утверждал: «Умело подобранная гамма цветов способна благотворно влиять на нервную систему лучше, чем некоторые микстуры».

Сейчас сложилась целая научная теория влияния цветов на психофизиологическое состояние человека. В психодиагностике существуют «цветные методы», позволяющие составить портрет личности, определить ее актуальное психофизиологическое состояние и т.п. «Покажи мне свои любимые цвета – и я скажу тебе, кто ты», – примерно так говорил выдающийся швейцарский врач и психолог Макс Люшер, разрабатывая известный цветной личностный тест.

Дети очень восприимчивы и впечатлительны, они требуют к себе особо бережного отношения, поэтому в группах нужно стараться создать максимально комфортную обстановку, в первую очередь это касается интерьера группы, где ребенок проводит достаточно много времени. В прямом смысле следовать пословице: «Дома и стены помогают». Предпочтение лучше отдавать теплой цветовой гамме помещения группы. Дети в детском саду постоянно ощущают на себе воздействие замкнутого пространства, поэтому зонирование помещения проходит еще и с помощью цвета. Например, в спальне – успокаивающие и расслабляющие нежно-розовые или салатные цвета, в групповой комнате – бежевые и светло-зеленые оттенки стен и нежный зелено-бежевый цвет штор на окнах создает атмосферу уюта и тепла, а в раздевалке, где требуется активность детей – яркие шкафчики и цветные панно. Кроме этого, детей в группе окружает разнообразный яркий и красочный дидактический материал, к которому дети имеют свободный доступ и могут самостоятельно его использовать.

 

В своей работе можно использовать различные дидактические методики, игры и пособия. Например, выбор цвета карандаша для закрашивания своего имени в известной мере характеризует самооценку ребёнка. Игра «Цветные феи» (покрывала феи) способствует развитию цветовосприятия и цветоощущения, слухового и зрительного внимания. Очень хорошо поможет снизить эмоционально-психическое и телесное напряжение, а также создать положительный настрой такие игры, как «Сухой дождь», «Зажги радугу», «Коврик настроений» – утром каждый ребенок помещает свою фотографию в цветной кармашек, который соответствует его настроению и эмоциональному состоянию. В течении дня он может самостоятельно переместить свою фотографию на другой квадратик, если у него поменялось настроение. А вечером перед уходом можно провести беседу о прошедшем дне и о переменах в настроении, почему они произошли. Это прекрасная возможность для педагога скорректировать индивидуальную работу с детьми, уделив больше внимания ребенку, который чем-то огорчен или расстроен. Главная задача воспитателя, создать благоприятные условия для детей, чтобы они уходили домой в хорошем настроении и с радостью шли в детский сад.

Проведение «Разноцветных недель» позволит расширить представления детей о разных цветах. Это можно сделать групповой традицией. Например, окрашивание каждого дня недели в радужный цвет. Каждому цвету посвящается весь день. Цвет присутствует в оформлении группы, в элементах одежды, игрушках, салфетках заданного цвета, выставка предметов определенного цвета. Заранее договариваясь с родителями о том, какого цвета одежда предпочтительнее в этот день. Чтобы не перегрузить детей цветом, все предметы насыщенных густых оттенков выставляются на 2-3 часа, а предметы нежного приятного оттенка на целый день. Также можно провести, например, «желтое» занятие:

А все вместе это позволяет нам совершенствовать коммуникативные навыки у детей, развивать у них фантазию и творческое воображение. Работать с детьми можно как в группе, так и индивидуально. Групповые и индивидуальные занятия различаются как по целям, так и по процедуре и приемам работы. Есть задачи, которые эффективно решаются в ходе встреч один на один – снятие эмоционального напряжения, преодоление негативизма, коррекция страхов, устранение различных барьеров и пр. А группа сверстников дает возможность удовлетворить потребность во взаимодействии с детьми, научиться учитывать мнение других и отстаивать свое, проявлять активность, сдерживаться и пр.

Используя представленные игры, можно корректировать поведение детей, их настроение, эмоциональное состояние, т. е. создавать благоприятный психологический климат в детском коллективе. Все это, в конечном итоге, благотворно влияет и на физическое здоровье детей.

 

Среди взрослых широкое распространение получили раскраски в виде мандал — это рисунок, состоящий из мелких повторяющихся сегментов, каждый из которых окрашивается в свой цвет. Во время работы по закрашиванию фрагментов рисунка вы успокаиваетесь, обдумывая события своей жизни, заряжаетесь теми цветами, которые используете в процессе.

Разрисовывание мандал детьми – урок, который научит способности быть наедине самим с собой, проявляя фантазию, но при этом не выходя за рамки. Подобные занятия тренируют усидчивость и аккуратность, чувство ритма, гармонии и чувство порядка, математического мышления. По сравнению со взрослыми они имеют простые орнаменты, крупные детали и забавные рисунки.

И под конец, несколько несложных рекомендаций, позволяющих сохранить Вам душевный комфорт и физическое здоровье: почаще встречайте рассветы и всматривайтесь в закаты, смотрите на свет горящей свечи. Также благотворное влияние на организм оказывает и созерцание красот природы – лесов, морского пейзажа (вспомните о целебном влиянии зелёных и голубых тонов на психику человека). Зимой или в ненастье поудобнее устройтесь с чашечкой травяного чая у камина (летом у костра) и, наслаждаясь теплом и покоем, смотрите на пылающие языки огня…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *