Уроки фантазии


Альфрейтор Ирина Николаевна
воспитатель Мини-центра «Айдана» при КГУ СОШ №88

Чем заняться с детьми в свободный вечер? Может быть художественным конструированием? Час, отданный этому занятию, станет часом приятного отдыха, полного приключения. Отрешившись от повседневных забот ,вы вместе с ребенком в веселый мир сказочных образов.

Итак, открываем заветную коробку, в которой хранятся, собранные летом сосновые и еловые шишки, желуди, лесные орехи, сухие сучки причудливой формы, разноцветные камешки, бусинки, перышки, косточки вишен, слив, абрикосов, скорлупа грецких орехов, да мало ли что еще…

Вот крупная, зрелая, сосновая шишка, давайте прикрепим к ее основанию подходящую веточку, обмажем ее светлым пластилином и придадим характерный изгиб шеи, сделаем головку, клюв – чем не лебедь! Если шишку покрасить белой краской, сходство еще более усилится.

Такая же шишка может стать и цаплей, если между ее чешуйками вставить перья, пластилином прикрепить две длинные палочки – ноги. Цапля будет лучше смотреться, если вы поставите ее, закрепив пластилином, на кусочек линолеума, обклеенного бархатистой зеленой бумагой. Это будет болотце: зеленые иголки сосны будут изображать осоку, а сухие травинки с метелочкой на конце – камыш. Из яичной скорлупы можно сделать белую лилию, положив в середину желтую бусинку или кусочек желтой шерсти.

Если в вашей коробке найдутся не совсем зрелые, чуть зеленоватые еловые шишки, из них получатся забавные крокодилы. Голову, хвост, лапы вылепите из пластилина, для глаз подберите черные, желтые или ярко-зеленые бусинки. Шишка побольше – мама, поменьше – детеныш.

Скорлупа грецкого ореха напоминает панцирь черепахи. Из пластилина сделайте голову, лапки, а глаза из темных бусинок или каких-нибудь круглых, блестящих семян.

А вот, два ежа встретились на полянке и, кажется, разговаривают: один о чем то спрашивает другого. Один еж смотрит как бы задумчиво вверх, а у другого мордочка чуть наклонена набок. На обоих шапочки – верхушки желудей, а в лапках палки – сухие веточки. Посмотрите на картинки (композиции автора, рисунки художника К.Мошкина) и вы сразу поймете, как сделать такие забавные фигурки.

Из продолговатой полоски коры, снятой с березового полена (с живого дерева кору не снимайте!), можно смастерить туесок, стаканчик для карандашей или настенное кашпо.

Соедините концы полоски и прошейте нитками. К образовавшемуся полому цилиндру нитками или клеем прикрепите картонное донышко, сверху – ручки и туесок готов! Положите в него зеленый мох, веточки брусники или клюкву, орешек, пластилиновый грибок.

Красивым стаканчиком для карандашей будет стеклянная баночка – надо только обернуть ее берестой. Из квадратного куска бересты, сложенного фунтиком и пришитого по диагонали нитками, получится кашпо. В него тоже можно поместить мох, оранжевые или красноватые осенние листья.

На что похожи сухая веточка и этот корень? Поверните их то так, то этак, и, может быть, ребенок увидит в них жирафа, павлина, белочку. Пластилин, кусочки меха, раскрашенные метелки ковыля  помогут добиться большего сходства.

Вспомните с ребенком знакомые сказки. Положите рядом с белочкой горку вишневых косточек или лесных орешков, обернутых золотистой фольгой. Это будут «орешки не простые, все скорлупки золотые» из пушкинской сказки «О царе Салтане».

Можно сделать композицию и по сказке «Колобок», «Курочка Ряба».

Часто одна удачно найденная деталь стимулирует воображение ребенка. Вот, к примеру, засохшая виноградная веточка без ягод. Да ведь это рога оленя! А пустая яичная скорлупа – толстенький поросенок. Скорлупу, из которой аккуратно извлечено содержимое, надо только покрасить розовой краской, прикрепить головку из пластилина и ножки из половинок желудей, оттенить пятачок, маленькие ушки и черные копытца…

Желуди прекрасный материал для конструирования. Коробка спичек, пластилин – и вы можете сделать из желудей фигурки лошади, жирафа.

Соавтором вашего творчества ребенок способен стать уже в три, четыре года. Вначале он с интересом наблюдает за вашей работой, потом начинает помогать, подает нужную деталь, придерживает ее, разминает пластилин, разводит краску. Старшие дети уже сами могут что то подрезать, склеить, предложить какую-то конструкцию.

В ходе такой работы – игры развивается образное мышление ребенка, составляющее основу всякого творчества, происходит знакомство с природными материалами, воспитывается эстетическое чувство, потребность не только видеть вокруг себя красоту, но и самому творить ее.

Уроки фантазии становятся для ребенка и уроками мастерства, терпения аккуратности. Они насыщают, разнообразят его общение с вами и ваше общение с ним, показывая, как много интересного может таить в себе самая простая вещь, если к ней прикоснутся умелые руки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *