Урок- экскурсия «Здравствуй, Осень!»


Евсейчик Светлана Владимировна

учитель КПП «Нежинской средней школы»

Цель: Воспитание эстетических чувств и эмоциональной отзывчивости на красоту родного края. Формирование действовать по указанной  инструкции.

Задачи: Расширить представления о сезонных изменениях в природе, о взаимосвязи различных явлениях, происходящих в природе осенью.

Продолжение знакомства с представителями растительного мира родного края. Развивать наблюдательность.

Воспитатель: Ребята, к нам в гости прилетела птица, а с птицей было письмо и карта.

Воспитатель:  Давайте почитаем.

«Здравствуйте, ребята! Пишут вам жители парка — растения!  Мы знаем, что совсем недавно вы все «отдыхали, грелись на солнышке, купались в речке, бегали по зеленой травке среди ярких цветов и зеленых деревьев, любовались  бабочками и стрекозами, слушали веселое щебетание птиц. За лето вы подросли, стали здоровее, сильнее, умнее. И с нами — растениями парка — тоже произошли изменения. Хотите узнать, какие ? Приходите к нам в парк, сами все увидите и, наверное, догадаетесь, почему улетают птицы и куда прячутся насекомые. Мы будем очень рады встрече с вами. Надеемся, что наш наряд вам понравится и что вы, захотите рассказать об этом «своим родителям и всем знакомым, нарисовать наши портреты ».

Предлагаю рассмотреть карту экологической тропы, обращаю  внимание детей на условные обозначения остановок. Обговариваем предстоящий маршрут:

«Выйдем за ворота детского сада. Перейдем автомобильную дорогу , пройдем мимо магазина ,дома культуры , зайдем в парк».

Идем по намеченному маршруту, проговаривая направления движения, на остановках, выполняя задания.

Проводится игровое упражнение «Расскажи, что слева, расскажи, что справа».

Воспитатель: Какого цвета осеннее небо?

Дети: Осеннее небо серое, солнце спрятано за облаками

Воспитатель: Назовите деревья, которые вы видите.

Дети называют знакомые деревья,  можно познакомить детей с новыми названиями.

Проводится подвижная игра «Беги к своему дереву» (цель — закрепление названий деревьев).

Воспитатель: Где цветы, которые вы видели летом?

Дети: Цветы завяли.

Воспитатель: Чем покрыта земля?

Дети: Земля покрыта опавшими листьями.

Воспитатель: Откуда они?

Дети: Листья опали с деревьев.

Воспитатель: Какие деревья сбросили листья?

Дети: Лиственные.

Подвижная игра «Ветер и листья»

Дети слушают слова, которые произносит воспитатель. Когда  воспитатель  произносит слово «ветер», дети начинают кружиться; при слове «листья» разбе­гаются в разные стороны, приседают.

Воспитатель: Какого  цвета осенние листья?

Дети: Осенние листья желтые, красные, оранжевые, есть и зеленые.

Воспитатель: Какого цвета осенний парк?

Дети: Разноцветный.

Обращаю внимание детей на красоту природы в парке, на яркость красок осенней листвы, отмечаем, что большинство листьев желтого цвета. Сообщаю детям, что желтый — любимый цвет осени.

Дыхательные упражнения («Птицы летят», «сдуй листик», «ворона», шарик»)

Просит детей вспомнить летний пейзаж и сказать, какие изменения они заметили в осенней природе.

Дети вместе с воспитателем устанавливают последовательную цепочку взаимосвязанных явлений: солнце слабо греет — стало холоднее — листья желтеют — дует холодный ветер — с деревьев срывает желтые листья — деревья становятся голыми — насекомые прячутся от холода внутрь деревьев — птицам нечем питаться — они улетают в теплые края.

Воспитатель: Почему эти изменения произошли?

Воспитатель: Ребята, что можно взять из осеннего парка, чтобы показать другим детям и родителям о тех изменениях, которые произошли в природе с уходом лета и наступлением осени?

Ответы детей.

Дети собирают желтые и красные листья. На обратном пути следуем согласно маршруту, проговаривая направления своего движения.

Воспитатель: Ребята, не забудьте рассказать родителям и всем знакомым о том, что вы увидели в осеннем парке.

Предлагаю изобразить все осенние признаки, составить портрет осеннего дерева, нарисовать осенний парк, сделать из листьев аппликацию.