Урок путешествие «Путешествие в страну Глаголию»
Болгарина Айман Мубаракзяновна,
2 категория
учитель русского языка и литературы
Буденовской средней школы
района им. Г.Муспепова СКО.
Цель урока:
обобщение знаний учащихся о глаголе;
формирование умения находить глагол и определять его грамматические признаки, находить и правильно писать орфограммы в глаголе.
Задачи урока:
обобщить и закрепить знания о глаголе, как части речи;
развивать лексическую и орфографическую зоркость;
умение проверять безударные окончания глаголов;
развивать мышление, речь, внимание, память;
воспитывать любовь к русскому языку.
Ход урока.
- – – Здравствуйте, ребята!
Сегодня у нас необычный урок. У нас гости.
– Повернитесь, поприветствуйте гостей.
– Садитесь.
– Давайте настроимся на работу.
– Откройте тетради, запишите число.
Интересная часть речи
В русском языке живет.
Кто что делает расскажет:
Чертит, пишет иль поет.
Вышивает или пашет, или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит –
Все расскажет нам ГЛАГОЛ.
– Действительно, глагол удивительная часть речи. И, чтобы в этом еще раз убедиться, мы отправимся в путешествие по стране Глаголия!
- Итак, мы отправляемся. С нами путешествуют наши друзья Речевичок и Слушок.(красочно нарисованы 2 героя и прикреплены к классной доске).
– Вместе с ними мы вспомним все о глаголе и узнаем много нового и интересного.
Станция ГЛАГОЛ (чуть позже звучит песня)
Мы находимся на станции «Глагол», но контролеры нас не запускают в вагон и вместо билетов просят предъявить знания о глаголе. ВНИМАНИЕ! Сейчас прозвучит песня композитора Шаинского и поэта Пляцковского «Чему учат в школе». Ваша задача услышать и записать эти глаголы.
(Учащиеся самостоятельно записывают слова в тетрадь, но они предварительно уже записаны учителем на доске (писать, вычитать, умножать, прибавить, читать, любить, находить, рисовать, не путать, дружить, дорожить, не обижать)
– Почему вы выписали именно эти слова?
Итак, какую часть речи мы называем глаголом?
Контролеры довольны вашими ответами, и мы отправляемся в путь. Интересно, к какой станции мы приближаемся сейчас? О чем же спорят Речевичок и Слушок? Ребята, они не могут разобраться, как пишутся эти слова. Посмотрите и назовите, сколько слов спряталось в этих схемах?
МОЛОДИ + ЦА + ТСЯ + ТЬСЯ
БРА + ТЦА + ТЬСЯ
-Слушок говорит, что слова как слышатся, так и пишутся, а Речевичок доказывает ему, что это не так, нужно знать правила и быть очень и очень внимательным.
– Подскажите, кто прав? (ответы учащихся).
– А сейчас запишем слова и обозначим части речи. (Молодица – сущ., молодится – гл., молодиться – гл., братца – сущ.. Р.п., браться – гл.).
Вот это предложение еще раз поможет разобраться в данной ситуации.
Два братца не хотят за дело браться.
Убедились, что слова произносятся одинаково, а обозначают разные части речи, поэтому пишутся по – разному.
– Ребята, но контролеры нам дадут зеленый свет только после того, как убедятся, что вы умеете отличать существительное на – ЦА от глагола на – ТСЯ и – ТЬСЯ.
– Поиграем в игру «глагол – существительное »
Правдой мир держиТСЯ. Честный правды не боиТСЯ. Хороша чистая студеная водиЦА. Хорошо трудиТЬСЯ – хлеб уродиТСЯ. Теперь я учениЦА, чернилами пишу. А за нею каракатиЦА, так и пятиТСЯ, так и пятиТСЯ.
– Вот мы и побывали еще на одной станции.
А называется она – ТСЯ -, – ТЬСЯ – не – ЦА!
– А от чего зависит написание – ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах? (ответы уч-ся)
Садоводу не годит..ся
Горькой грушею гордит..ся.
Но тогда садовник горд,
Если груша высший сорт.
Солнце садит..ся, струит..ся водица,
Птица – синица в воду глядит..ся.
Чистой водицы синица напьет..ся –
Славно сегодня звенит..ся- поёт..ся.
-Речевичок предлагает нам сделать упражнение по учебнику № 926 (Спишите. Объясните от чего зависит написание –тся, -ться в глаголах. Поставь вопрос к глаголу.)
Солнце поднимае..ся из-за леса. Надо поднима..ся раньше.
– Наше путешествие продолжается, мы приближаемся к станции Спряжение
– Ребята, вот перед вами отрывок стихотворения Н. Некрасова. Ваша задача: выписать и объяснить правописание гласных в окончании глаголов, выделить окончания и указать спряжение этих слов.
Заунывный ветер гон…т
Стаю туч на край небес
Ель, надломленная стон…т,
Глухо шепч…т темный лес.
Проверка ГонИт – гнать (искл., 2 спр.); стонЕт – стонать (1 спр.); шепчЕт – шептать(1 спр).
Определи спряжение
Казнят, дышать, шалить, занозить, торчат, берете, смотрит, ткут, верчу, несём, побрить, живете, терпит.
Проверим (слайд)
А теперь мы должны доказать контролерам этой станции, что мы знаем правописание личных окончаний глаголов. Поиграем в игру «Эстафета»( от ученика к ученику по вариантам передается карточка, победитель тот, кто быстрее и без ошибок выполнит задание)
1 вар. Дыш…т, дума…т, слыш…т, ед…т, руб…т; 2 вар. Тащ…т, пиш…т, кол…т, терп…т, корм…т.
Мы побывали на станции правописания личных окончаний глаголов
Е – lспр., И – ll спр.
– Путешествие продолжается. Угадайте, к какой станции мы приближаемся.
Завести велели мне
Новые привычки
Никогда девчонок НЕ
дергать за косички!
Никогда с братишкой НЕ
драться за обедом!
На уроках больше НЕ
говорить с соседом!
Я согласен даже НЕ
рисовать на карте!
Я согласен даже НЕ
танцевать на парте!
Но не делайте вы мне
Никаких упреков,
Если даже я и НЕ
выучу уроков!
(беседа с учащимися о правописании НЕ с глаголами)
Станция НЕ
Пока мы ехали, устали немного. Выйдем на перрон и отдохнем.
Словарная работа.
ПЕРРОН (фр.) – площадка у железнодорожных путей для посадки и высадки пассажиров.
На перроне мы немного поиграем .Игра «Рубим дрова», но рубить будем по – особенному. Вы занимаете исходную позицию (руки соединить вместе и поднять над головой). И если только глагол, названный мной, пишется с НЕ раздельно, вы рубите дрова, а если слитно – вы этого не делаете.
НЕ уехал, Ненавидеть, НЕ мог, НЕ здоровается НЕ уходит, Невзлюбить, НЕ теряю, Недомогает, НЕ разговаривает, Негодует, НЕ пишет,НЕ говорит, НЕ болею .
– Пора в путь, отправляемся к новой станции «Я – ЕМ, ВСЕ – КУШАЮТ». Нам сейчас могут предложить ПОЕСТЬ, а мы уже ПООБЕДАЛИ. Что мы ответим? Я уже покушал(а) или уже поел(а).
– А по нормам литературного языка правильно нужно говорить так. При подлежащем Я нужно использовать формы глагола: ЕМ, ПОЕМ, ЕЛ, БУДУ ЕСТЬ. А с местоимением ТЫ, ВЫ, ОН, ОНА, ОНИ – КУШАТЬ И ПОКУШАТЬ.
– Вот на какой интересной станции побывали мы. Теперь будем следить за речью и говорить правильно.
А станция носит названия Я – ЕМ, ВСЕ – КУШАЮТ.
– Наше путешествие заканчивается, но прежде мы должны побывать еще на одной станции, и именно на ней подвести итог нашего путешествия. А станция называется КОРРЕКТОР, а вы юные корректоры.
КОРРЕКТОР(лат.). Работник типографии или издательства, занимающийся исправлением ошибок в оттиске типографского набора
– Сейчас вы будете работать в группах. Этот текст пытался корректировать Слушок, но он мог допустить ошибки. Проверьте! Найдите их, исправьте карандашом
ТЕКСТ для работы в группах . (Имеется на парте у каждого ученика).
Глазастые охотники.
Взглените в глаза стрекозе, сидящей на веточки. Если сможите асторожно приблизица к ней, то взглянете в глаза и удевитесь. Глаза не просто большие. Глаза огромные, круглые и гладкие, как бака глобуса. Сверкают глаза на сонце, отражают весь мир.
Потом она взлитит. И вы услышете шелест ее сильных крыльев. Или неуслышете , но увидете, как крылья в движении засветяться, заиграют в солнечных лучах.
Стрикозы – прожорливые хищники, охотяться с мая до осени.
Исправленный текст. Взгляните в глаза стрекозе, сидящей на веточке. Если сможете осторожно приблизиться к ней, то взглянете в глаза и удивитесь. Глаза не просто большие. Они огромные, круглые и гладкие, как бока глобуса. Сверкают на солнце, отражают весь мир.
Потом она взлетит. И вы услышите шелест ее сильных крыльев. Или не услышите, но увидите, как крылья в движении засветятся, заиграют в солнечных лучах.
Стрекозы – прожорливые хищники, охотятся с мая до осени.
– На следующем уроке вы узнаете результаты.
lll. – Итак, путешествие закончилось! Кому понравилось путешествие? А в доказательство тому, что вам понравилось путешествовать, дома нарисуйте страну Глаголию со всеми станциями, на которых вы побывали. И по желанию расскажите о новой станции, на перроне которой хотелось бы вам выйти.
Подведение итогов урока
Закончи предложение:
«Сегодня я убедился, что ….»
«Теперь, я умею….»
«Я знаю, что глагол…..»
– Вы все молодцы! Спасибо за урок!
Метки: Урок путешествие «Путешествие в страну Глаголию»