Особенности педагогического анализа урока


 Степанова Татьяна Николаевна
 учитель начальных классов КГУ «Октябрьская средняя школа»  района Магжана Жумабаева Северо –Казахстанской области

                   Педагогическая деятельность, как известно, может осуществляться в разных формах, среди которых особое место занимает урок (занятие) — основная организационная единица процесса обучения, где проходит совместная деятельность учителя и учащихся. Анализ урока является одним из важных способов осознания, объективации этой деятельности ее участниками, и, прежде всего учителем. Анализу урока посвящено достаточно много собственно психологических, педагогических и методических работ. Исследователи подчеркивают многообъектность анализа урока, важность учета учителем (преподавателем) всех сторон пе­дагогического взаимодействия, особенностей его субъектов и их деятельности [2].                                                                                               П.И. Пидкасистый определяя сущность и назначение урока, выделяет в нем две составляющие: 1) коллективно-индивидуальное взаимодействие учителя и учащихся, в результате которого происходит усвоение учащимися знаний, умений и навыков, развитие их способностей, опыта деятельности, общения и отношений, 2) совершенствование педагогического мастерства учителя в процессе деятельности [5].                                                          Имеются определенные попытки теоретического обоснования требований к уроку и схемы его анализа. Одни авторы подчеркивают значение структуры урока и умение учителя экономно использовать время (Г.Д. Кириллова, М.Л. Портнов, Н.Н. Шацкий и др.), другие большее внимание уделяют организации урока, его ходу и завершению (М.Н. Скаткин, Н.А. Шубин и др.). Выделяя вопросы методики обучения на уроке, некоторые исследователи оставляют без внимания воспитательные функции урока. Исследования В.П. Симонова показали, что не менее половины учителей не используют воспитательные возможности урока и учебного материала. Эти факты говорят о необходимости разработки методики обеспечения единства наблюдения и анализа обучения и воспитания на любом типе урока. Очень немногие авторы указывают на необходимость анализа учебно-познавательной деятельности учащихся на уроке (Н.Н. Шацкий, В.П. Симонов) [3].                                                          Педагогическим анализом называется функция управления школой, направленная на изучение состояния, тенденций развития, объективную оценку результатов педагогического процесса и выработку на этой основе рекомендаций по упорядочению системы или переводу её в более высокое качественное состояние [1].                                                                   Функция педагогического анализа в ее современном понимании разработана Ю.А. Конаржевским. Педагогический анализ в структуре управленческого цикла занимает особое место: с него начинается и им заканчи­вается любой управленческий цикл, состоящий из последовательно взаимосвязанных функций. Исключение педагогического ана­лиза из общей цепи управленческой деятельности приводит к ее распаду, когда функции планирования, организации, контроля, регулирования не получают в своем развитии логического обос­нования и завершения [6].                                       По мнению С. Кульневича, полный  анализ урока – это система аспектных анализов, включающих оценку реализации задач урока, содержание и виды учебной деятельности учащихся по таким характеристикам, как уровни усвоения учащимися знаний и способов умственной деятельности, развитие учащихся, реализация дидактических принципов и результативности урока [4].                                                       Вся работа над анализом урока должна быть подчинена общему ходу научного познания, которому свойственно, как пишет академик Б.М. Кедров, наличие «трехфазового ритма». Руководитель, присутствуя на уроке, вначале выделяет то, что характеризует его внешние стороны. Следующая фаза педагогического анализа заключается в том, что руководитель стремится проникнуть в сущность урока, расчленяя его на отдельные части, стороны, признаки. Для того чтобы получить более полные данные об уроке, необходимо осуществить третью фазу анализа – синтез. Опираясь на полученные данные, необходимо соотнести, связать расчлененные анализом компоненты, этапы урока, как между собой, так и между уроком и каждым из них с целью определить их место и роль, характер связей между ними [6].                   В теории и практике внутришкольного управления определены основные виды педагогического анализа. Существуют различные его классификации в зависимости от объекта анализа (что анализируется), субъекта (кем анализируется), цели анализа (для чего анализируется), содержания (каков характер анализа), повторяемости (как часто осуществляется анализ). В принятой классификации выделяется три вида анализа: параметрический, тематический (локальный) и итоговый (комплексный) [7].                                                                        Параметрический анализ направлен на изучение ежедневной информации о ходе и результатах образовательного процесса, выявление причин, нарушающих его. Как правило, по итогам параметрического анализа вносятся поправки и изменения в ход регулирования целостного педагогического процесса. Предметом параметрического анализа является изучение текущей успеваемости, дисциплины в классах и в школе за день и за неделю, посе­щаемости уроков и внеклассных занятий, санитарного состояния школы, соблюдения расписания занятий и др. Основное содержание параметрического анализа, проводимого директором школы и его заместителями, составляет посещение уроков и внеклассных занятий. Фиксирование результатов параметрического анализа, их систематизация и осмысление подготавливают тематический педагогический анализ. Параметрический анализ – это не просто констатация фактов, а их сравнение, обобщение, поиск причин их возникновения и прогнозирование возможных последствий. Результаты такого анализа и принятые на их основе решения требуют оперативного выполнения [6].                                       Тематический анализ направлен на изучение более устойчи­вых, повторяющихся зависимостей, тенденций в ходе и резуль­татах педагогического процесса. В содержании тематического анализа в большей мере проявляется системный подход к изуче­нию урочной и внеурочной деятельности. Если предметом параметрического анализа может выступать отдельный урок или внеклассное занятие, то предметом тематического анализа выступает уже система уроков, система внеклассной работы и т.д. Директор школы или завуч могут получить наиболее полное представление о работе учителя, лишь проанализировав ряд уроков, занятий, получив, таким образом, представление о системе работы учителя. Содержание тематического анализа составляют такие комплексные проблемы, как оптимальное сочетание методов обучения; система работы учителей, классных руководителей по воспитанию нравственной, эстетической, физической, интеллектуальной культуры и др; система работы учителя по повышению уровня педагогической культуры; деятельность педагогического коллектива по формированию инновационной среды в школе и др. Этот вид педагогического анализа позволяет директору школы сосредоточиться на изучении и выявлении особенностей проявления тех или иных сторон педагогического процесса, определить их взаимодействие с другими сторонами, компонентами и системой в целом. Опираясь на данные параметрического анализа, руководители школы в ходе тематического анализа подготавливают и обосновывают содержание и технологию итогового анализа [6].                                                                                 Итоговый анализ охватывает более значительные временные, пространственные или содержательные рамки. Он проводится по завершении учебной четверти, полугодия, учебного года и направлен на изучение основных результатов, предпосылок и условий достижения этих результатов. Итоговый анализ является базой для реализации последующих функций управленческого цикла. Информация для итогового анализа складывается из данных параметрического и тематического анализов, четвертных и полугодовых контрольных работ, данных официальных отчетов, справок, представляемых учителями, классными руководителями, представителями администрации школы, общественных организаций [6].                   Лизинский В.М. дает другую классификацию видов педагогического анализа:          1.Проблемно‐рефлексивный анализ (выстраивание предметно‐проблемного поля на каждом данном уровне).                                    2.Проблемно‐деятельностный  анализ  (выстраивание  проблем,  поиск  возможных  решений,  организация  необходимой  деятельности).

3.Проблемно – целевой анализ (на основании изучения проблемы, определения целей, задач и планирование результата деятельности) [6].       Гребенкина Л. К., Анциперова Н. С. в книге «Технология управленческой деятельности заместителя директора школы» выделяют следующие виды педагогического анализа:                                                          1.оперативный (ежедневный); 2.тематический (система внеучебных занятий, вариативных технологий, система деятельности педагога и совокупность необходимых документов);  3. итоговый  анализ  (по  результатам  четверти,  полугодия,  учебного  года с целью оценки деятельности образовательного  учреждения в целом) [6].                                                                                                           Основными объектами педагогического анализа, концентрирующими в себе все многообразие целей, задач, содержания, форм и методов обучения и воспитания детей, являются организованные формы обучения, и прежде всего урок, внеклассные мероприятия и итоги работы школы за учебный год. Общей, объединяющей педагогический анализ указанных объектов, является методология системного подхода. Методология и логика системного подхода к педагогическому анализу как функции управления школой определяются последовательностью следующих действий:                                                                – рассмотрения урока, воспитательного мероприятия или учебного года как части более общей системы, т.е. определение их роли в системе уроков, воспитательных мероприятий и места в данном учебном году в сравнении с предшествующими и последующими;                                                                    – выявления совокупности факторов, определяющих эффективность данного (или данных) урока, мероприятия, учебного года (педагогический коллектив, уровень его педагогической культуры, учебные возможности детей, уровень их воспитанности, учебно-материальное обеспечение педагогического процесса, состояние морально-психологического климата в школе и др.);

– определения целесообразности и обоснованности целей деятельности, содержания и форм проведения занятий и реализации основных направлений плана работы в учебном году;                                                – анализа результатов проведения уроков, воспитательных мероприятий, работы в течение учебного года;                                                                – установления основных причин недостатков, положительных сторон в их организации и проведении;                                                                                 – формулирования замечаний, выводов и предложений по дальнейшему совершенствованию урока, воспитательного мероприятия, комплексной работы в течение нового учебного года [7].                                Таким образом, педагогический анализ урока есть процесс его распознавания, направленный на раскрытие сущности и механизма осуществления урока, выяснения путей и причин формирования именно такого конечного результата урока и соответствия последнего его триединой цели.                                                                                                                     Без осуществления педагогического анализа невозможно определить основные задачи нового урока.                                                              Педагогический анализ урока есть не только способ познания, но и средство преобразования урока и практического совершенствования деятельности учителя.

 

 

Библиографический список литературы

1. Ерофеева, Н.Ю. Анализ урока и профессиональной деятельности учителя /      Н.Ю.Ерофеева //Завуч – 2000. – № 1 – С.96 -100.

2. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов / И.А. Зимняя – М.: Логос, 2001. – 384 с.

3. Конаржевский, Ю. А. Анализ урока / Ю. А. Конаржевский – М.: Центр «Педагогический поиск», 2003. – 336 с.

4. Кульневич, С. В., Лакоценина, Т. П. Анализ современного урока: практ. пособие для учителей и кл. руков., студентов пед. учеб. Заведений, слушателей ИПК / С.В. Кульневич – Ростов – на  – Дону: Учитель, 2003. – С. – 3

5. Подласый, И. П. Педагогика начальной школы / И. П. Подласый – М.: Владос, 2003. – 205 – 221 с.

6. Садвокасова, З. М. Педагогический менеджмент: учеб. пособие 2 – е изд. доп. / З.М.Садвокасова – Алматы.: 2012. – 187 с.

7. Шамова, Т. И. Управление образовательными системами: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т. И. Шамова, И. Л. Третьяков, Н. П. Капустин / под ред. Т. И. Шамовой. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. – 320 с.