Статья “Развитие творческой самореализации личности на основе коммуникативно-ориентированного обучения в процессе преподавания общественных дисциплин”


Смирнов Игорь Анатольевич-преподаватель истории

Есильского сельскохозяйственного колледжа им.Ж.Кизатова

 

«Страна, не умеющая развивать знания

в 21 веке, обречена на провал»

Н.А.Назарбаев

Социальный заказ современного образования вытекает из последнего Послания Н.А.Назарбаева. Он ориентирует его приоритеты, связанные не только с качественным обучением, но и с воспитанием, развитием и социализацией учащихся.

Нашему развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозировать их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, конструктивностью и чувством ответственности за судьбу страны.

На сегодня дидакты выделяют пять педагогических моделей современного образования (или пять «голов воздушного змея» – см. приложение 1):

 

  1. Отборочно – поточно – сегментная модель.

Ее важнейшая черта – высокий уровень автономности преподавателя, который сам преподает, сам оценивает (в результатах экзаменов), минимально связан с другими преподавателями.

Его методы – традиционны, формальны, прямолинейны. Данная модель предусматривает ограниченный набор образовательных целей, ориентированных только на государственный стандарт.

 

  1. Линейно – постановочная модель.

Направлена на учет различных способностей учащихся при освоении различных предметов. Здесь предполагается дифференциация обучения в рамках 1-2-х ведущих дисциплин.

Отличительной чертой является жесткое администрирование – указание педагогу, «что и как делать». Иными словами, инновационный потенциал, как заметный плюс, по сравнению с первой моделью, идет за счет административной власти.

 

  1. Смешанно – коллегиальная модель.

Во – первых, предполагает в процессе обучения наличие малых групп, гетерогенных по уровню развития познавательных способностей. Во – вторых, преподаватель решает более сложные задачи распределения баланса индивидуальной и групповой форм работы.

 

  1. Интегративно – матричная модель.

Предполагает широкую направленность содержания образовательного процесса на эмоциональное, нормативно – поведенческое и социальное развитие личности.

Переход к такой модели возможен при наличии сильной межпредметной интеграции, создание структурной сети (матрицы), обеспечивающей кооперацию между всеми педагогами.

Конечно же, эта очень перспективная для развития учебного заведения в инновационном режиме модель предполагает создание, наряду с традиционными курсами, элективных, способствующих самореализации личности.

 

  1. Инновационно – модульная модель.

Модель будущего. Вбирая цели и задачи предыдущей, отличается большей социализацией учащихся и иной структурной организацией, при которой, учитывая строго индивидуальный путь обучения, создаются модули – объединения педагогов и учащихся.

 

Если говорить о том, какая модель присуща нашему учебному заведению, то мы находимся между линейно – постановочной и смешанно – коллегиальной.

Нашей главной методической темой является: «Моделирование в

учебном процессе конкурентоспособного специалиста на основе педагогического сотрудничества»

При этом мы стараемся решить следующую проблему: «Подход к методам обучения как к открытым саморегулирующимся макросистемам с учетом психологической диагностики учащихся».

И в практике работы я пришел к выводу, что на сегодняшний день наряду с традиционными методами обучения, рациональным подходом в преподавании общественных дисциплин является интерактивный метод обучения, а именно его разновидность – решение разноуровневых заданий методом малых групп, который естественно вписывается в параметры процесса обучения

Если представить логическую структуру классификации уровней усвоения. (см. приложение 2). Перед нами стоит задача достичь первого и второго уровней.

Если ступени уровней усвоения представить графически, в виде лестницы мастерства (см.приложение 3), где вертикальная ось – уровень усвоения деятельности, а горизонтальная – время, то при восхождении по ступеням соответствие количества времени, необходимого для достижения различных уровней, выражается пропорцией квадратов номеров уровней усвоения, т.е.

Т1 : Т2 :Т3 :Т4 = 1: 4 : 9 : 16.

Это означает, что для подъема на второй уровень по линии мастерства потребуется в четыре раза больше времени, чем для достижения первого уровня и т.д.

Характер кривой восхождения на каждый уровень зависит от организации процесса обучения и индивидуально – психологических особенностей личности.

По линии мастерства мы идем всю жизнь, каждый в своей области и каждый со своим успехом, иногда надолго останавливаясь на отдельных ступенях. Поэтому конечной целью разрабатываемой методики является сокращение времени продвижения по уровням усвоения знаний.

Опыт работы с малыми группами привел к необходимости ответить на вопрос: что нам мешает понимать друг друга? Может быть, причины непонимания кроются в устройстве нашего сознания, а может быть, в несоответствии сознания. Так появилась осознанная необходимость психологической диагностики в процессе формирования малых групп.

Методы проведения такой диагностики следующие (см. приложение 4). Они помогают выстроить различные факторы, определяющие успешность групповой работы (см. приложение 5).

Каковы же практические пути повышения эффективности групповой деятельности?

Состав группы – 4-6 человек, она разнородна по уровню развития познавательных способностей. При этом важно учесть золотое правило «В малой группе каждый должен знать то, чего не знает другой». Практика показывает, что группы со значительными индивидуально – психологическими различиями быстрее, чем однородные, справляются со сложными проблемами и задачами. Благодаря различию в опыте, подходах к решению задач, точках зрения, мышления, особенностях восприятия, памяти и т.п., их участники с разных сторон подходят к решению задач. В результате увеличивается число идей, вариантов решений и вероятность быстрого и эффективного выполнения задачи.

Разрабатываемая концепция предполагает накопление знаний как путь развития познавательных способностей учащихся. В качестве методической основы оценки знаний можно предложить систему Блума (см. приложение 6).

Если выделить различные ступени познавательной деятельности: знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка, то разнородная по своему составу малая группа будет с ненавязчивой помощью друг друга и под руководством преподавателя продвигаться по ступеням познавательной деятельности от простого накопления знаний до их оценки.

Технология группового взаимодействия может быть различной, не исключая применения принципа коммуникативно – ориентированного обучения (см. приложение 7), технологии творчества ТРИЗ (теории решения изобретательских задач), компьютерной обработки полученных знаний.

Такой подход к организации учебно – методического процесса требует самоподготовки, самоанализа урока и выхода на мониторинг процесса обучения, который позволяет оценить время усвоения материала на различных уровнях познавательных способностей.

Для этого мы ввели понятие «коэффициент временных затрат», определяемый как отношение фактического времени на выполнение задания к нормативному.

Что же нам дает предлагаемая методика? (см. приложение 8)

Прежде всего учащийся из пассивного объекта обучения, занимающего конформистскую позицию, не осознающего ответственность за результат обучения, становится субъектом учебной деятельности, включается в активный мыслительный процесс, в котором самореализуется и самоутверждается как личность, что в конечном итоге отражается в темпах прохождения по уровням усвоения знаний.

Таким образом, поскольку уровни усвоения учебного материала учащихся диагностируются по каждой микроцели, с учетом индивидуально – психологических особенностей личности, можно говорить о системе мониторинга качества и темпов образования, т.к. создана совокупность непрерывных саморегулирующихся микросистем, позволяющих наблюдать и корректировать, по мере необходимости, продвижение каждого учащегося от незнания к знанию, достигая гармоничного развития всех уровней познавательных способностей.

Предполагаемое послесреднее образование, наверное, сделает сформулированную выше проблему особенно актуальной в ближайшее время.

В заключение хочу сказать, что педагогическая работа не имеет своих границ, но педагогическая свобода – это не «вседозволенность» – это высокая личная ответственность, и ни в коем случае не отрицание «старой» методики, а мозаичная работа, т.е. создание новой системы из тех камешков, которые собирали и обрабатывали наши предшественники.

 Скачать приложения

Метки:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *