Опыт работы учителя начальных классов Гусаровой Галины Петровны


Шортандинская средняя школа №2

п.Шортанды Акмолинской области

учитель начальных классов

Гусарова Галина Петровна

 

Традиционные методы обучения потеряли свою остроту на современной ступени развития общества, на первый план выдвигаются активные формы обучения. Основная задача внедрения активных и интерактивных форм – воспитание личности готовой к конкуренции, самостоятельной в решении жизненных вопросов, творческой личности. Необходимо совершенствовать не только систему методов сообщения новых знаний, но и методики формирования у детей различных умений и навыков. В процессе реализации активных форм на уроках ставятся следующие задачи:

  • повышение интереса ученика к уроку;
    • взаимодействие учителя и ученика;
    • создание учителем наилучших условий для развития мотивации творческой, эмоциональной, экспериментальной деятельности обучаемых;
    • создание благоприятного эмоционального поля.

В последнее время все чаще учителя прибегают к использованию интерактивных методов обучения. Интерактивный подход — это определенный тип деятельности учащихся, связанный с изучением учебного материала в ходе интерактивного урока. Приоритет среди интерактивных методов принадлежит играм, упражнениям и заданиям, цель которых – стимулировать познавательный процесс. Основное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что они направлены не только на закрепление уже изученного материала, но и на изучение нового.

Интерактивные  формы  и  методы  обучения  показывают  новые

возможности,  связанные,  прежде  всего с  налаживанием  межличностного  взаимодействия  путём  внешнего  диалога  в  процессе  усвоения  учебного  материала.  Между  учащимися  в  группе  возникают  определённые  межличностные  взаимоотношения;  и  от  того,  какими  они  будут,  во  многом  зависит  успешность  их  учебной  деятельности.  Умелая  организация  взаимодействия  учащихся  на  основе  учебного  материала  может  стать  мощным  фактором  повышения  эффективности  учебной  деятельности  в  целом.

Технологии интерактивного обучения – на сегодняшний день достаточно разнообразны и обширны. Благодаря современным мультимедийным технологиям, такие методы могут использоваться в рамках интерактивных компьютерных обучающих программ. Это позволяют сделать обучения более понятным и интересным, что в свою очередь даёт очень положительный результат.

Работая учителем начальных классов, Гусарова Галина Петровна руководствуется, прежде всего, теми программными основами знаний, умений и навыков учащихся, которыми они должны овладеть к четвертому году обучения. Основные правила и принципы её работы – это:

  • знание и совершенствование методики преподавания изучаемого предмета;
  • любовь и уважение к детям;
  • креативный подход к делу обучения и воспитания младших школьников;
  • постоянное самосовершенствование, использование в работе нового передового педагогического опыта.

При подготовке к урокам учительница тщательно продумывает ход урока и его основные задачи: образовательную, развивающую и воспитательную, подбирает необходимую наглядность, дидактический и раздаточный материал, разнообразие форм и методов работы, видов различных заданий. Отбирает такие активные формы работы, которые бы, прежде всего, пробуждали у учащихся интерес к знаниям, формировали определенный уровень общей эрудиции, развивали активно мыслительные процессы: внимание, память, речь.

Начальная ступень – это наиболее благоприятный период для интенсивного формирования учебной деятельности, являющейся фундаментом развития интеллекта ученика. При подготовке к урокам Галина Петровна использует следующую методическую литературу: журналы «Начальная школа» (казахстанское и российское издательство), «Современные педагогические технологии в начальной школе», «Я иду на урок в начальную школу (книга для учителя)», различные сборники диктантов и задач, книгу Л.И.Гайдина «Учим русский с увлечением», «Секреты орфографии», «Грамматика русского языка в иллюстрациях», все методички из серии «Популярное пособие для родителей и педагогов» (по всем предметам), «Занимательное азбуковедение», «Педагогический поиск», журналы «Воспитание школьников», «Первое сентября», «Последний звонок», учебники математики Людмилы Георгиевны Петерсон, «Информатика в играх и задачах» (под ред. Горячева А.В.), а также периодическую печать: газеты и журналы: «Лидер», «Акмолинская правда», «Вести» и др. Но в последнее время огромную помощь в работе ей оказывает, конечно, Интернет.  В совершенстве владея компьютером, она свободно конструирует уроки – презентации, создает флипчарты, используя возможности интерактивного оборудования. На уроках у нее можно увидеть  электронные видеофизминутки, видеофильмы и обучающие программы.

Осуществляя реализацию своей методической проблемы, она продумывает ход каждого урока таким  образом, чтобы его содержание строилось в развивающей форме. Это вырабатывает у учащихся дисциплину ума, движение мысли в заданном направлении, в системе. При этом формируются такие свойства мышления, как произвольное внимание, рефлексия, самоконтроль, план «внутреннего действия». Ученики овладевают общими способами самостоятельного решения различных учебных задач, самоконтроля и самооценки собственных действий. В этом плане ей помогает методика А.Гина и некоторые ее приемы на отдельных этапах урока.

Начало урока у учителя всегда организовано. Это, чаще всего, психологический настрой или небольшое стихотворение: «Давайте посмотрим друг на друга, улыбнемся, пожелаем хорошей работы на уроке», «Сегодня у нас необычный урок, выяснить надо, кто в классе знаток». «Прозвенел звонок, начинается урок. Сядем дружно, скажем вместе: «Пусть нам будет интересно!» В арсенале средств учителя накоплен свой материал по организации начала урока, ею создана брошюра, в которой систематизирован весь этот материал, в том числе и авторский.

Внедряя элементы работы Гина на разных этапах  урока, учитель на первом его этапе  (в начале) использует следующие  приемы:

Идеальный опрос

  • «Да-нетка»
  • «Светофор»
  • Щадящий опрос
  • Взаимоопрос УМШ
  • (учебный мозговой штурм)
  • Игра в случай-ность
  • Театрализация
  • Обсуждение д/з
  • Отсроченная отгадка
  • Фантастическая добавка
  • Удивляй!

Вот пример использования игры «Да-нетки» на уроках литературного чтения и познания мира в 3 классе:

«Да-нетка»

Учитель загадывает нечто (число, предмет, литературного или исторического героя и др.). Ученики пытаются найти ответ, задавая вопросы. На эти вопросы учитель отвечает только словами: «да», «нет», «и да и нет».

При проверке домашнего задания используется прием «Опрос по цепочке»,  а при объяснении и закреплении нового  материала прием «Лови ошибку».

Работая в 1 классе, учитель ведет уроки русской грамоты и познания мира.

На уроках русской грамоты в 1 классе руководствуется, прежде всего, ведущим принципом интегративности обучения, помня, что логическое мышление ребенка младшего школьного возраста развивается более эффективно, если на высоком уровне развития находятся имперические формы мышления (наглядно-образное и наглядно-действенное). Поэтому на уроках в 1 классе Гусарова Г.П. часто использует игровой, наглядный, занимательный материал. В игре формируются не только определенные знания умения и навыки, но и осуществляется нравственное воспитание детей.

Говорят, «Каков ребенок в игре, таков он во многом будет в работе, когда вырастет». Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре. Именно в начальных классах закладываются у учащихся основы учебной деятельности. Но так как этот процесс осложняется возрастными особенностями младших школьников – неустойчивостью внимания, непроизвольностью памяти и мышления, слабой переключаемостью внимания, именно поэтому учебная деятельность школьника должна быть пронизана игровыми моментами. Содержание игр учитель в основном, определяет, исходя из основных функций на уроке, и направляет на решение не одной, а целого круга задач, и все ее действия направляются на активизацию мыслительной деятельности учащихся.

Часто на урок в гости к ребятам приходят сказочные герои, они учатся с ними, вместе решают какие-то проблемы, приносят интересные задания; дидактические игры с буквами и словами; ролевые игры; часто ввожу элемент соревнования: «Кто больше знает?» «Кто лучше ответит?» «Чей ряд быстрее?» «Кто лучше – мальчики  или девочки?» и др. Помогает в этом методическая копилка, куда учитель записывает и систематизирует все интересные виды заданий, игр, конкурсов, используемых на уроках. Введение элемента занимательности на уроках – это главное орудие, которым можно действовать как на умственное, так и на нравственное развитие учащихся, развивать их мысль и любознательность.

На каждом этапе урока учитель прибегает к таким формам и методам обучения, которые развивают, заставляют мыслить, рассуждать.

Иногда, к примеру, даже   физминутки  проводит  с  дидактическим  заданием  по  теме  урока,  с  небольшой  мыслительной  нагрузкой.  Такие  физминутки  насыщены  положительными  эмоциями,  снимают  у  детей  напряжение,  обеспечивают  разрядку,  физическую  нагрузку,  не  отвлекая  при  этом  от  темы  урока. Например: На  доске  слова:

– делать,  сделать, написать, списать, писать, подписать, вёз,  отвёз,  вывез,  привёз.  «Внимательно  посмотрите  на  слова,  которые  я  буду  показывать.  Если  покажу  на  слова,  которые  имеют  приставку,  вы  поворачиваетесь  лицом  друг  к  другу  и  обмениваетесь  хлопками.  Если  покажу  на  слово,  в  котором  нет  приставки,  приседаете».

Вносятся также изменения  в  структуру и методику проведения  чистописания. Например:  На  доске  слова:  нос,  лак,  лён. Детям предлагаются  выполнить  следующее  задание:  прочитайте  слова,  определите  букву,  которую  мы  будем  писать  во  время  минутки  чистописания.  Она  обозначает  непарный  звонкий  мягкий  согласный  звук.  Какая  это  буква?  В  каком  слове  она  находится?  Учащиеся  должны  дать  полный  ответ  на  2  поставленных  вопроса,  не  нарушая  их  последовательности.

Или  на  доске пишется  цепочка  букв  (на  каждом  уроке она составляется  по  новому  принципу)  и  предлагается  детям  определить  порядок  написания  букв  в  данном  ряду. Постепенно  задания  усложняются. Например, на  доске  слова:  лампа,  ветка,  отлетел. Задание.  Определите  букву,  которую  будем  писать.  Она  находится  в  корне  глагола  и  обозначает  в  нём  непарный  звонкий  мягкий  согласный  звук.  Какая  это  буква?  В  каком  слове  она  находится?

Используются и приемы, воздействующие на интеллект также во  время  проведения  словарно-орфографической  работы.

– Внимательно  посмотрите  на  данную  запись  и  определите  2  слова,  с  которыми  мы  познакомимся  на  уроке:

       .    .          .     .         .    .          .

О   З   А   Б   В   Т   Е   Р   А   Д   К

 .               .               .               .

Какие  это  слова?  (обед, завтрак).  Как  вы  их  определили? Найдите  смысловое  сходство,  различие.

Таким образом,  задания  логического содержания несут  в  себе  заряд  занимательности,  воспитывают  у  детей  интерес  к  русскому  языку.    Возрастает  роль  самих  учащихся  в  организации  учебной  деятельности.  Используются  такие приёмы  и  формы  деятельности,   которые заинтересовывают детей своей необычностью, новизной, нетрадиционными подходами. Это, в свою очередь, возбуждает внимание детей, активизирует их интеллектуальные процессы и выводит учащихся на новый уровень мышления.

С целью развития речевых способностей детей учитель использует рифмованные упражнения, учит детей сочинять небольшие стишки (по 2-4 строчки), это в основном чистоговорки в добукварный период. Составляются рассказы по картинкам, разучиваются наизусть пословицы и поговорки.

Основное внимание на уроках русской грамоты, конечно же, уделяется развитию навыков беглого, осознанного и выразительного чтения. В этом учителю помогают таблицы скоростного чтения по В.Зайцеву, которые она раздает каждому и на дом, и в классе. Печатаются индивидуальные карточки с мини-текстами для детей, у кого еще низкая скорость чтения. Детям, читающим более бегло, рекомендуется приносить детские книжки.

Развитие техники чтения часто тормозится из-за слаборазвитой оперативной памяти. Что это значит? Например, ребенок, читает предложение, состоящее из 6-8 слов. Дочитав до третьего-четвертого слова, забыл первое слово. Поэтому он никак не может увязать все слова воедино. Необходимо в этих случаях поработать над оперативной памятью. Эффективны для развития оперативной памяти зрительные диктанты. Опираясь на методику И.Т. Федоренко, Гусарова Г.П. подготавливает зрительные диктанты с использованием краеведческого материала, основанного на материалах своего края. В каждом из 18 наборов имеется 6 предложений. Особенность этих предложений такова: если первое предложение содержит всего 8 букв, то последнее предложение восемнадцатого набора содержит уже 48 букв. Наращивание длины предложений происходит постепенно, по одной – две буквы. Время работы со всеми наборами составляет примерно 2 месяца. Таким образом, за два месяца оперативная память развивается настолько, что ребенок уже может запомнить предложение, состоящее из 48 букв, то есть из 8-9 слов. Теперь он легко улавливает смысл предложения, читать ему становится интересно, а поэтому процесс обучения чтению идет гораздо быстрее.

Как надо писать зрительные диктанты:

         Каждое предложение демонстрируется определенное количество времени. После истечения необходимого времени по методике предложение уходит с экрана. Надо успеть прочитать это предложение и запомнить. Далее ученики пишут это предложение. После написания щелчком мыши вызывается следующее предложение и т.д.

         После записи всех предложений появляется слайд с набором 6 предложений. Мы рекомендуем проверить диктант: читая слова орфографически, и, снизу делая карандашом дуги, разделяя слова на слоги.

         Если не справились с данным набором, надо писать это же на следующий день. (В среднем на каждый набор уходит по 3 дня)

         Зрительные диктанты надо писать ежедневно.

Вот пример зрительного диктанта,  набор №1:

Количество букв Время демонстрации
Набор № 1.   Деревья края.
1 Вот клёны. 8 4
2 Растёт дуб. 9 4
3 Зелёная ель. 10 5
4 Стоит берёза. 11 5
5 Цветёт сирень. 12 6
6 Душистая липа. 12 6

Чтобы удержать внимание первоклассников, у которых оно на первых порах обучения очень неустойчивое, учитель использует такие активные игровые приемы, которые как стимулируют интерес к учению, так и развивают ребенка.

Вот примеры некоторых игр, используемых на уроках русской грамматики в 1 классе:

  1. Игры с буквами и слогами. «Дополни»: Учитель показывает карточку со слогом, дети дополняют слог до полного слова. «Четвертый лишний»: Какая из букв не подходит к остальным и почему?
  2. А У П И 3. Л Г Н Т
  3. Ш Щ Е Ц 4. Ж Щ М Ш

«Добавь букву» (чтобы получилось слово), составь с новым словом предложение: рад(г), рубка(т), жабы(р), дар(у), кошма(р), лапа(м), рот(с), усы(б), улан(к).

«Исключи букву» (чтобы получилось слово), в новом слове поставь ударение, раздели его на слоги; Клуб, голубь, дочки, крот, друг, тепло, толк, смех, окно, Коля, забор, краски, олень, снаряд.

«Отгадай слово»: _ и _ а,    _ и _ а,     _ и _ а.

(модели слов)       зима        лиса          пила

_ о _ _а _,     _ а _ и _ а,    и _ _ а,     _ е _ _ _ и _ а,    _ у _.

«Перевертыши»:  мабуга (бумага), традеть (тетрадь), беникуч (учебник) (школьные принадлежности). (Аналогично: по другим темам: животные, птицы, деревья и т.д.).

«Анаграммы»: лето – тело, липа – пила, маяк – ямка, шлюпка – плюшка, шпала – лапша и др.

«Слова – матрешки»: (слово в слово, его нужно найти): ПОБЕДА (еда, беда); БУСЫ (усы); ТАПОЧКИ (почки, очки); УДОЧКА (дочка), РЫБАК (рыба, бак), ОСАДКИ (сад), РЕЗИНА (Зина, Рина) и др.

Игра «Все о еде». Вы случайно не проголодались? Хотите поесть? Пожалуйста. Посмотрите,  сколько тут еды! Найдите ее: среда, торпеда, победа, беседа, медаль, педаль.

«Типография». Из одного слова составьте несколько.

АПЕЛЬСИН (ель, тень, липа, пила, лиса, пан, сан, лес).

ЛЕКАРСТВО (рак, …)

ГАСТРОНОМ – …

МЯСОРУБКА – ….

ЛЕСТНИЦА – ….

«Словесная мозаика». Составь из двух формочек слово:

мышь             як              сад        овод

кол              чан               док        лад

след             опыт

ох         рана

Слог за слогом:

Ди – ван        ван-на       натура      ракета      тарелка        каша

Составь слова: (ча-ща, чу-щу):         и другие

При обучении учащихся русскому языку большое внимание Гусарова Г.п. уделяет формированию навыка орфографической зоркости, помня об этом  на всех этапах урока: будь то чистописание или словарная работа, объяснение нового или закрепление пройденного. С первых дней учит комментированному письму, используя элемент комментируемого управления из опыта С.Н.Лысенковой  и Липецкого педагога Москаленко. Это позволяет активизировать учение ребят, включив каждого в работу, развивает речь. В 3-4 классах комментированное управление переходит в доказательное комментирование-рассуждение (при работе над текстом, при выполнении каких-либо грамматических заданий, при решении задач).

Конструируя уроки русского языка, планирует так все этапы, чтобы они были взаимосвязаны одной нитью (а именно основной темой урока) и при этом отражать в них повторение пройденного материала. К примеру, тема «Имена прилагательные, правописание безударных окончаний имен прилагательных». На минутке чистописания просит ребят найти и написать в тетради только те сочетания, которые являются окончаниями имен прилагательных. Затем идет подбор слов с такими окончаниями по теме: «Слова с непроверяемыми безударными гласными в корне, однокоренные слова». Тут же включаются логические задания: найди «лишнее» слово, составь рассказ по цепочке, используются ребусы, фразеологизмы, народные пословицы и поговорки, кроссворды, задания, развивающие мыслительную деятельность учащихся. Часто практикуются блицтурниры, тесты, знаковые диктанты, неоконченные предложения, где повторяется теоретический материал, например:

  • имя существительное – это…
  • чтобы найти безударную гласную …
  • корень – это… (и т.д.).

Иногда чистописание учитель на уроке начинает с логического канона, дети отгадывают, какую они будут писать букву или слог. Затем дается характеристика этой буквы:

ДО М
? ПА
МИ РАЖ

Иногда на минутке чистописания учащиеся

записывают только первую или только последнюю букву в слове (или с карточки – пропущенные).

В 3-4 классах часто учитель проводит знаковые диктанты, когда нужно обозначить знаком «+», если, например, согласен ли ты, что в слове ель 3 звука, а в слове промолчал приставка про… ( и др.). При этом требует всегда от детей четких доказательств, почему такая орфограмма, а не другая.

Введение учащихся в ситуацию творческой деятельности является одним из основных моментов в методике развивающего обучения. Этому способствуют также и некоторые стратегии критического мышления, которые использую в своей деятельности из новинок ППО  (Это кластеры, ассоциации, синквейны).

Большое значение Гусарова Г.П. придает на уроках русского языка развитию связной речи учащихся (как устной, так и письменной). «Дети – необыкновенные фантазеры и выдумщики. Придумывать и сочинять они очень любят. Важно правильно обучить их составлять связное высказывание, формировать коммуникативные умения, определять тему, подбирать материал для сочинения», – считает учитель.  Дети должны понимать, что в разных случаях мы говорим и пишем по-разному, что, говоря о чем-то, можно повествовать, описывать, оценивать. Поэтому, готовя детей к сочинению, она всегда определяет с детьми на уроке, какого типа текст будут они создавать.

Кроме того, работу над развитием речи проводит, дополняя ее видами работ над словом, предложением, текстом (устные рассказы, сочинения-миниатюры). Часто на уроках дети составляют рассказы цепочкой, отбирают лучшие тексты. Развитие речи происходит на всех уроках: на уроках литературного чтения, познания мира, русского языка. Дети знакомятся с лексическим значением и назначением слов, с фразеологизмами, пословицами и поговорками, учу правильно детей  выражать свои мысли в процессе говорения. В работе над развитием речи, над обучением учащихся написанию сочинений учителю  помогает опыт Т.А.Ладыженской.

Вот примеры некоторых активных видов деятельности и форм работы, связанных с формированием развитой речи и активизирующих мыслительные процессы детей:

  1. «Закончи предложения»:
  • лимоны кислые, а ….(сахар сладкий);
  • собака …, а … (лает, а кошка…)
  • ночью темно, а днем…
  • трава зеленая, а … (небо)Щ
  • зимой …
  • ты ешь ртом, а …(слушаешь ушами)
  • утром мы …, а (завтракаем, а вечером)
  • у человека две ноги, а у …
  • дрова пилят, а … (гвозди)
  • певец поет, а …

Такие задания формируют понятийное мышление.

С первого класса учитель вводит в урок задания, которые называются: «Разминка для ума».

Это:

«Подбери нужное слово»:

КРОВАТЬ – ЛЕЖАТЬ, СТУЛ – …

МАЛИНА – ЯГОДА, ДЕВЯТЬ – …

ЧЕЛОВЕК – РЕБЕНОК, СОБАКА – …

ОВЦА – СТАДО, БУКВА – …

«Укажи целое, частью которого являются»:

КАРМАН – …, (ПАЛЬТО, БРЮКИ),  КРЫЛО – … (ПТИЦА), ПЛАВНИК – … (РАЫБА), ВЕТКА – …, ОКНО – ….,КАБИНА – …, ЛЕПЕСТОК – …

«Подбери родовое понятие к словам»:

ЩУКА – …, ЛИПА – …, РОМАШКА – …, КАРТОФЕЛЬ – …, ОСА – …, ВИЛКА – …

  1. «Жил-был»… Например, жил-был кот. Каждый называет определение к слову кот и повторяет все названные до него. Можно добавлять целые предложения. Это развивает и память.

3.«Хор». 1 человек выходит из класса, остальным раздаю карточки со словами одного предложения. По сигналу дети одновременно произносят свое слово. А отгадчик должен понять и произнести предложение целиком, затем записать его в тетрадь или на доске.

Предложения:

  • Шел по улице отряд.
  • Пошла коза за орехами.
  • Вот два петуха.
  • Летела сорока высоко.
  • Муха денежку нашла.
  • Повар готовил обед.
  • На болоте стоит пень.

Затем можно дать индивидуальные и групповые задания: разобрать предложение по членам, сделать фонетический разбор или разбор некоторых слов по составу. Такие задания одновременно служат развитию фонематического слуха и внимания. Умело и разнообразно Гусарова Г.П. проводит систематическую работу на словами с непроверяемыми безударными гласными в корне слова.. Это и работа по карточкам, и по сюжетным картинкам, и по темам, это и выборочные диктанты, и систематизация слов по группам однокоренных слов, ведение словарей с записью в них не только слов, но и скороговорок, стихов, наклеиванием картинок, прописыванием слов по слогам и т.д. Работая с трудными словами, учитель учит детей искать помощь в самом слове, в его лексическом значении, либо искать ассоциации или слово в слове. Например, в каких словах живет рак? (завтрак, ракета).

  • В каких словах есть числа? (сорока, стол, стог, столица, родина).
  • Где спрятались ежи и ужи? (дежурный, ужин).
  • Любимые слова Каркуши (карандаш, карнавал, картофель, картон, карман, карниз.
  • Любимые слова квакуши (квартира, квартет, Москва, квадрат).
  • В каких словах растет ель? (учитель, картофель, метель).

Проводя словарную работу, она использует  различные виды диктантов: орфографический, обратный, самодиктант, выборочный, «дырявый», «диктант – молчанка» (по карточкам), свободный диктант и др.

Для более быстрого запоминания некоторых орфограмм использует на уроках русского языка стишки – запоминалки. Вот примеры:

  1. Однородные члены предложения.

Если стоят однородные члены,

Их запятой раздели непременно.

Дети рисуют, играют, сидят,

Спорят, смеются, поют, говорят.

  1. Слово шел.

В русском языке нашел я такое слово – шел – шел и дождик, шел и снег, шел и просто человек. Утром шел десятый час, шел мультфильм – он шел для нас. Слово – шел – нам надо знать: посредине – Ё – писать.

  1. Непроизносимые согласные.

Не чудесно, не прекрасно, а ужасно и опасно. Букву – Т – писать напрасно. Интересно!

  1. Глаголы, которые без «не» не употребляются:

Побывал я однажды в стране,

Где исчезла частица НЕ.

Посмотрел  я вокруг с доуменьем:

Что за лепое положенье?!

Но кругом было тихо – тихо,

И во всем была разбериха,

И на взрачной клумбе у будки

Голубые росли забудки.

И погода стояла настная,

И гуляла собака счастная,

И виляя хвостом уклюже,

Пробегала пролазные лужи.

Мне навстречу без всякого страха,

Шел умытый, причесанный РЯХА.

А за Ряхой по травке свежей

Шли: суразный Тепа и Вежа.

А из школы, взявшись за ручки,

Чинным шагом вышли доучки.

И навстречу всем утром рано

Улыбалась Царевна Смеяна.

Очень жаль, что только во сне

Есть страна без частички НЕ.

  1. Глухие и звонкие парные согласные:

Звук согласный проверяй,

Рядом гласный подставляй:

Зуб – на зубы, лед – на льды,

Будешь грамотным и ты.    (И многие другие).

Основной целью изучения литературы в начальных классах является знакомство учащихся с русской и переводной литературой, помогающей осваивать, познавать мир, обеспечивающей развитие их творческого воображения, поэтического вкуса, эстетического восприятия действительности, формирование гражданской и нравственной позиции. Решая эту задачу, основной акцент Гусарова Г.П. делает на совершенствование навыков правильного, сознательного, беглого и выразительного чтения. В этом плане ей помогают элементы новых педагогических технологий, такие как «Метод Инсерт», «Чтение с пометами», «Жужжащее чтение» и «Скоростное чтение». Эти стратегии сочетаются на уроках с играми, в ходе которых формируется правильная речь, проводится элементарный анализ художественного произведения, его идейных и композиционных особенностей. Это игры соревновательного характера по рядам: «Вопрос. Ответ. Оценка». Дети по рядам задают по очереди вопросы о прочитанном произведении, отвечают на них, анализируют ответы друг друга, ставят оценки. Таким образом, развивается самоконтроль, взаимоконтроль, идет формирование основ литературного анализа произведения, его жанра, стиля, композиции и др. понятий теории литературы. Часто на уроках литературного чтения используется стратегия критического мышления – кластер, – и при составлении характеристик героев, и при обобщении каких-либо тем, и при знакомстве с биографией писателя. На доске вывешивается портрет писателя, или пишется название образа, характеристики дети составляют все возможные. Затем, в конце урока, – один ученик делает обобщение (в 1-2 классе это делает учитель) и дает полную характеристику героя  или автора или какой – либо темы.

При обучении детей грамоте учитель также использует технологию Игнатовой Л.М., –  это дыхательная гимнастика, способствующая  подготовке голоса: «задуйте свечу», «задуйте 3 свечи» (выдох 3 раза), «именинный пирог» (погашаем все свечи), «Побрызгивание белья водой» (в 1, в 3. 5 приемов), «Вдох и выдох» (по счету). В эти же упражнения входят скороговорки (на вдохе и выдохе): «Как на горке, на пригорке стоят 33 Егорки» (на вдохе),  «Раз Егорка, два Егорка, три…) (на выдохе). Или: покажите, ртом, как цокают лошадки, как это делают большие лошадки, как они это делают медленно и быстро.

По методике В.Н.Зайцева даются не только пятиминутки «жужжащего» чтения, но и распевные упражнения:

  1. «Медвежата»: Представьте, что вы медвежата и просите кушать. Дети распевают: Мам-м-м, меду бы нам-м-м-м, мам-м-м-м, меду бы нам-м-м-м.
  2. «В лифте». Находимся без дыхания 1,2,3, 4,5 сек. И более.
  3. «Ручка в зубах». Ручкой в воздухе пишем свое имя или другое слово.

Задания другого содержания по данной методике таковы:

  1. Отработка логического ударения:

Га-га-га        га-га-га,      га-га-га

(аналогично да-да-да, на-на-на и др.).

  1. Чтение трехбуквенных сочетаний и слов (полезно использовать прием наращивания) (га, – ага, – используется материал логопедич. словаря).
  2. Чтение двусложных слов (2 слога)
  3. Чтение слов с разделительным ъ, ь, твердым и мягким согласным (Мы взгрустнули, видя семью…).
  4. Отработка дикции, звука, который изучается, – чтение скороговорок, использование песенок – скороговорок:
  5. Шли из Африки в Саратов

Семь отчаянных  пиратов,

Не дошли до Душанбе,

Видят надпись на столбе.

  1. «Плечо»:

«Чё-чё-чё и чё-чё-чё

У меня болит плечо 2 раза

Чу-чу-чу, чу-чу-чу

Нет к врачу я не хочу    2 раза

Ча-ча-ча, ча-ча-ча

Будут плакать у врача   2 раза

Чи-чи-чи, чи-чи-чи

Помогают нам врачи.

Чу-чу-чу, чу-чу-чу

Ну, тогда пойду к врачу.

Все это можно разыграть по ролям.

  1. Чтение с наращиванием, так называемые «Пирамидки». На альбомных листах буквы:

А                         Щ

АЛ                      ЩЕ             и другие

АЛД                    ЩЕЦ

АЛДИ                 ЩЕЦК

При обучении учащихся литературному чтению большое значение учитель уделяет следующим моментам:

  1. Пропедевтика теории литературы. На этом этапе происходит формирование элементарных литературоведческих понятий, таких как тема и идея художественного произведения, жанры (сказка, стихотворение, басня, легенда, миф, эпос, притча, загадка, пословица), пейзаж в литературном произведении, портрет, характер героя, монолог, диалог, присказка, зачин и концовка сказки; эпитеты, сравнение, гипербола, олицетворение.
  2. Восприятие литературного произведения, его анализ. Осуществляя данную цель, учитель обучает детей обосновывать собственную оценку. Данный этап урока называется рефлексия и проводится всегда в конце, в завершении темы, когда подводится итог. Рефлексия – это оценка собственной деятельности. Здесь иногда раздаются детям анкеты, где они подчеркивают подходящий вариант ответа для оценки своей работы на уроке:

АНКЕТА:

Своей работой на уроке Я:

А) доволен (довольна);

Б) не совсем доволен (довольна);

В) не доволен (недовольна).

Можно раздать шкалу оценок в баллах, на которой ученики отмечают уровень своей работы на уроке:

-40     -30    -20     -10      0       10      20      30    40

_____________________________________________ (в баллах)

 

или                         0    +1     +2      +3    +4   +5

-5   -4     -3      -2       -1

____________________________________________

Для выставления оценок по каллиграфии вводится в практику ведение тетради – журнала, где регулярно ставятся детям оценки, а затем за месяц выставляются общие в журнал (либо за ведение тетради).

При анализе литературного произведения учитель требует от учащихся развернутых ответов на вопросы по содержанию произведения, анализа поступков героев, выявляем свое отношение к героям и отношение автора.

  1. Продуктивно-творческая деятельность. На этом этапе учителем осуществляется воспитательная и развивающая задачи урока чтения. Ребята коллективно и индивидуально учатся сочинять стихи, потешки, загадки, небылицы, продумывают различные концовки к известным сказкам, свои варианты развития сюжета. Часто инсценируют на уроках рассказы и сказки, проводят литературные игры и конкурсы, используя также произведения изобразительного искусства и музыки, словесное рисование картин по прочитанному тексту.

При обучении учащихся математике Гусарова Г.П. руководствуется, прежде всего, тем правилом, что  в наш век, век  компьютеров и электронно-вычислительной техники все-таки одной из важнейших задач обучения математике является формирование у школьников прочных умений выполнять устные и письменные вычисления. Это она считает основой математического образования.

В силу того, что не все дети имеют математический склад ума, учитель старается больше внимания уделять на уроках развитию логического мышления и воображения, заставляя каждого хоть немного, но мыслить, думать, рассуждать на уроках математики. Для этого включаются в урок различные виды заданий логического содержания на разных его этапах, используются задания репродуктивного уровня (обычные), алгоритмического (на внимание, на развитие познавательной активности – кроссворды, ребусы, логические задачи), задания эвристического уровня, требующие поисковой деятельности и задания творческого уровня (на развитие воображения активного движения).

Такие задания часто даются в начале урока, на минутках чистописания, когда дети  должны не написать цифру по готовому образцу учителя, а угадать ее. Для этого использую логические каноны. Дети пишут эту цифру, затем рассказывают о ней все, что знают. Логические каноны учитель составляет сама, иногда связывая их содержание с предстоящими праздниками, каникулами, какими – то датами, например:

сентябрь 1
март 8
январь ?

МАРТ – 22

ДЕКАБРЬ – ?

АВГУСТ – 30

 

(ответ: 1, т.к. Новый год)         (ответ: 16, День Независимости РК)

Дети  пишут числа: 1 16 1 16 (до конца строки), затем рассказывают о них: это числа двузначные, четные (или нечетные),  сколько в них десятков и единиц, сумма цифр не делится на 3, значит и все число не делится на 3. Затем следует игра «Оттолкнись» (как математический диктант), когда отправным пунктом является число 1 (или 16). Даются различные задания: 16 увеличить в 3 раза, затем 48 делим на 2 (и т.д.). Сравнивают эти числа, составляют равенства: верные или неверные, выражения и др.

Проводится и в другой форме «Чистописание». Дается ряд чисел, дети должны найти «лишнее» число, его и пишут затем во время минутки чистописания.

Устный счет рассчитан на протяжение всего урока, каждому ученику в качестве индивидуального задания даются задания у доски, в виде устных вопросов на смекалку, заданий по карточкам и др. На это отводится, как правило, 10-12 минут урока. В устный счет включаются элементы соревнований, это активизирует деятельность учащихся, мобилизует их внимание, память, облегчает восприятие поставленной задачи.

Используются такие варианты заданий:

Кто больше составит примеров? Даются схемы – карточки типа: *  . 3,  * + 12, * + * = 9, * – * = 7, * : 2 , * : 9 и др. (* . 0, 1 . *), дети составляют по ним за отведенное учителем время примеры.

  1. «Эстафета». Решают различные виды примеров (варианты: по рядам, по вариантам. Девочки и мальчики, самые сильные), включая и выражения, и уравнения, и неравенства, и задания с именованными числами.
  2. Решение «цепочки» примеров т другие.

Гусарова Г.П. считает: «Честность, доброта, справедливость благородство, умение бескорыстно помочь другому – это не просто красивые и правильные слова, это то, чем я живу и чем дорожу.

Помогая ученику быть успешным, сам учитель не может быть при этом неуспешным. Оценивая ответ ученика, я  часто мысленно обращаюсь к нему с вопросом: «А какую отметку за урок поставишь мне ты, мой ученик?» Конечно, очень хотелось бы получить максимальный балл. В этом мне помогают известные педагогические правила, которым я стараюсь следовать:

  • ПРИНИМАЙ ученика со всеми его достоинствами и недостатками;
  • ПОНИМАЙ в любых школьных и жизненных ситуациях;
  • ПОМОГАЙ на уроке всегда, когда нужна твоя помощь;
  • ПООЩРЯЙ даже за небольшой успех в собственном развитии;
  • ПРОЩАЙ его – обиды осложняют жизнь, сильные умеют прощать.

И я люблю моих учеников, несмотря на то, что некоторые из них очень неусидчивые, а некоторые порой бывают не очень терпимы по отношению к окружающим нас людям, другие же   не стремятся к знаниям».

 

 

 

 

Метки:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *