Статья «Реализация модуля кембриджской программы «новые подходы в преподавании и обучении» на уроках в начальной школе»


Жарасбекова Динара Танаткановна
учитель начальных классов ГУ «Средняя школа № 4 отдела образования акимата города Костанай»

АННОТАЦИЯ

 

Бұл мақалада сабақтағы дәрежелік модульдік бағдарламаның түйінді ой-пікірлерін жүзеге асыру тәжірибесі және теориялық негіздері қарастырылады. Пікірдің негізі, «Сабақ берудің және оқытудың жаңа тәсілдері» атты модулін біріктіру кіші жастағы оқушылардың сабақтағы қызметіне жақсы әсер ететіндігін көрсетеді. Диалогтық оқытуды пайдаланудың нәтижесінде оқушылардың тән ерекшеліктері суреттенеді.

Түйінді сөздер: модуль, диалог, оқыту, өзара оқыту, өзін-өзі бағалау.

АННОТАЦИЯ

В данной статье рассматриваются теоретические основы и опыт реализации ключевых идей уровневых модульных программ на уроке.  Обосновывается идея о том, что интеграция модуля «Новые подходы в преподавании и обучении» положительно влияет на деятельность младших школьников на уроках. Выделяются и описываются характерные особенности учащихся, которые проявляются  в результате применения диалогического обучения.

Ключевые слова: модуль, диалог, обучение, взаимообучение, самооценка.

АBSTRACT

The present article reviews the theoretical basis and experiment of level modular program realization at the lesson. It provides realization for primary school pupils’ positive influence in integration of the module “New approaches in teaching and training”; allocates and describes outstanding characteristics of learners, which develop in result of using the form of dialogic training

Key words: module, dialogue, training, peer teaching, self assessment

Традиционная система обучения основана на передаче готовых знаний, что не всегда способствует успешному их усвоению, развитию глубокого  понимания, взаимодействию с уже имеющимися.

Задачи, стоящие перед нами сегодня, предполагают   развитие способностей человека, стремление его к самообразованию, установление связей сотрудничества учителя и ученика с целью создания благоприятного эмоционального фона для решения воспитательных, образовательных задач. Народная мудрость гласит: «Если тебе дали одну рыбку, ты будешь сыт один день, если две, то два дня, а если тебя научат ловить рыбку, ты будешь сыт всю жизнь».

На сегодняшний день я осознала, что интеграция идеи семи модулей в процесс обучения даст положительный результат, т.к. предложенные идеи взаимосвязаны, «будут способствовать формированию у учащихся  навыков обучения тому как обучаться, и как следствие становление их независимыми, самомотивированными, увлеченными, уверенными, ответственными  личностями с развитым критическим мышлением, проявляющими компетентность в цифровых технологиях». [2, с. 110].

Опираясь на Руководство для педагогов, можно сказать, что изучая модуль «Новые подходы в преподавании и обучении», а именно, рассматривая важность диалога в классе, можно сделать вывод, что диалог дает возможность ученику развиваться как личности. Ведь через диалог ребенок развивается, берет много информации, взаимодействует с окружающей средой и познает мир. Модель обучения Выготского предполагает, что знания приобретаются в результате вовлечения ученика в диалог, «роль учителя в поддержке социальной вовлеченности в процессе обучения является решающей для развития обучения ученика» [1, с.61].

Узнавать и открывать может сам школьник, наблюдая, сравнивая, строя цепочку рассуждений, проводя исследовательскую работу, в которой дети не только частично получают подтверждение уже известному, но и приобретают новые знания, устанавливают связи между явлениями, видят причину и следствие, испытывают эмоциональный всплеск от своих открытий. Ребята высказывают друг другу свои мнения, рассуждают, оказывают взаимную помощь, это помогает  им успешно справиться с заданием, способствует  развитию любознательности и стимулирует к дальнейшим исследованиям.

При работе в парах у слабых детей появляется возможность говорить, отстаивать свое видение, нет необходимости высказываться перед всем классом, чего не любят ученики с повышенной тревожностью, дети, имеющие барьеры: боязнь выступать на публику. Ребята имеют возможность помочь друг другу, у них укрепляется чувство товарищества, взаимопомощи. Совместная беседа позволяет ученикам выражать свое понимание идеи, аргументировать, воспринимать идеи других, помогает понять, где находятся ученики в процессе обучения. Работа в парах стимулирует детей к деятельности, развивает их диалогическую речь, развивает критическое мышление.

Диалоговое обучение можно применять на всех уроках и на всех этапах занятия, главное правильно задать вопрос, чтобы мотивировать и заинтересовать учащихся и чтобы они могли рассуждать, наблюдать, использовать жизненный опыт, который играет огромную роль в развитии процесса. Дети прислушиваются друг к другу. В ходе диалога стараются доказать, что правильно, а что нет, это и есть речевая активность, которая способна заставить учеников думать, размышлять, делать выводы. В процессе диалога открываются разные характеры детей, с разным складом ума, уровнем речевого и психологического развития. Я думаю, применение диалогового преподавания на занятиях покажет очень хорошие результаты, так как речь и мышление неразрывно связаны. У учащихся развиваются коммуникативные свойства, умение слушать учителя, товарища по группе, формируется желание быть активным, проявлять инициативу, воспитываются лидерские качества и вместе с тем уважение друг другу. Когда ученики работают, их обоснование становится явным следствием диалога.

Любой процесс предполагает наличие конечного результата. Ребенок должен видеть свою перспективу, знать общие планы и программы своего учения. В начале каждого урока он ставит перед собой вопросы, на которые должен сам найти ответы к концу урока. Это тот минимум, который должен быть обязательно освоен всеми учащимися. Сюда включаются наиболее существенные вопросы, без знания которых невозможно последующее изучение учебной программы, и при том такие, овладение которыми лично поддаются учету и контролю. Это помогает самому ребенку определять границы знания и незнания.
Информация о ходе и результатах научения, получаемая учеником, сопоставляется с заранее известной нормативной, и результаты этого сопоставления служат для ученика основанием для самооценки и самокоррекции своей учебной деятельности. Четкое функционирование обратной связи в заданном временном режиме является непременным условием эффективного управления процессом обучения и самообучения.

Для развития у своих учеников навыка самооценки и самоконтроля, на своих уроках я использую следующие формы работы:

– взаимное рецензирование работ;

– групповая оценка;

– оценочная деятельность школьника в роли учителя;

– различные виды само- и взаимопроверки.

Включение детей в оценку достигаемого ими результата играет важнейшую роль в формировании у них критического отношения к получаемому результату, составлению верного представления об уровне своих возможностей в учении.

Обратная связь от каждого учащегося ориентирует педагога на оказание своевременной помощи всем учащимся нуждающемся в ней, и позволяет полностью исключить пробелы в знаниях и умениях учащихся. В связи с чем, я применяю различные стратегии формативного и суммативного оценивания, для возможности получать от каждого ученика непрерывную информацию о состоянии его познавательного процесса, понимания им того, что объясняется. На основе получаемой информации я произвожу корректирование познавательного процесса до полного понимания всеми учащимися сути объясняемого учебного материала.

Влияние новых подходов в преподавании и обучении несомненно ведет к развитию беседы и общению на уроке. Участники процесса знают,  что они хотят получить от этого общения и взаимодействия. Конечно, я и мои ученики еще только учимся делать первые шаги. Что-то получается сразу, что-то получится на других уроках главное, чтобы данная работа велась систематически.

 

Список литературы:

1.      Программа. Третий (базовый) уровень. Третье издание. АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012

2.      Руководство для учителя. Третий (базовый) уровень. Третье издание. АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012