Кураторский час «Доброта-солнце, согревающее сердце человека»
Габидуллина Ирина Вячеславовна
преподаватель русского языка и литературы
КГУ «Карагандинский технико-строительный колледж»
Цель: расширить знания подростков о доброте, милосердии; развивать умение оценивать поведение окружающих и собственные поступки, воспитать навыки культуры речи и поведения.
Задачи:
- формировать у подростков такие нравственные качества как милосердие, доброта; выявить представление о добрых словах и поступках;
- развивать умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать, развивать толерантное отношение друг к другу;
- способствовать процессу самопознания через создание условий для самовыражения.
Оборудование: плакаты с высказываниями русских писателей о доброте: “Думай хорошо, и мысли созреют в добрые поступки” (Л.Н. Толстой); “Если бы ты всегда и везде, всю свою жизнь оставлял для людей только хорошее – цветы, мысли, славные воспоминания о себе – легка и приятна была бы твоя жизнь” (М. Горький); музыкальные видео ролики и презентации «Инклюзив» и «Доброта».
Аудитория: студенты колледжа групп 9ТД-14, 9ТС-14, преподаватели и администрация колледжа.
План мероприятия:
- Разминка «Собери пазлы».
- Блок №1. «Погружение». Цели и задачи мероприятия.
- Блок №2 «Осмысление». Беседа. Дискуссия.
- Блок №3 «Рефлексия». Работа в творческой мастерской.
Ход мероприятия:
Разминка «Собери пазлы».
Для разминки каждому из присутствующих на кураторском часе предлагается «половинка» пословицы. За 2-3 минуты необходимо «найти и собрать» всю пословицу.
“Доброе слово лечит, | злое калечит” |
“Злой не верит, | что есть добрый” |
“Добрая слава лежит, | а худая бежит” |
“Доброго чтут, | а злого жалуют” |
Добрые вести | прибавят чести. |
Доброта без разума | пуста. |
Кто любит добрые дела, | тому и жизнь мила. |
Делай другим добро – | будешь сам без беды. |
Доброе дело питает | и душу и тело. |
Добрый человек в добре | живет век. |
Худо тому, | кто добра не творит никому. |
Чего не сделаешь силком, | того добьешься добром. |
Красота до вечера, | а доброта навеки. |
Доброе братство лучше | богатства. |
Живи добрее, | будешь всем милее. |
Правильные ответы:
“Доброе слово лечит, злое калечит”
“Злой не верит, что есть добрый”
“Добрая слава лежит, а худая бежит”
“Доброго чтут, а злого жалуют”
Добрые вести прибавят чести.
Доброта без разума пуста.
Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.
Делай другим добро – будешь сам без беды.
Доброе дело питает и душу и тело.
Добрый человек в добре живет век.
Худо тому, кто добра не творит никому.
Чего не сделаешь силком, того добьешься добром.
Красота до вечера, а доброта навеки.
Доброе братство лучше богатства.
Живи добрее, будешь всем милее.
Блок №1«Погружение». Цели и задачи мероприятия.
1.Ведущий 1. Уважаемые гости и студенты, сегодня мы поговорим о таких человеческих качествах как доброта, милосердие, вежливость. Ведь они не разделимы. Целью нашего мероприятия является расширение знаний о нравственных качествах; развитие умений оценивать поведение окружающих и собственные поступки, воспитание навыков культуры речи и поведения.
- Ведущий 2. А эпиграфом к нашему кураторскому часу станут слова А. Чепурова.
Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте:
Вся в голубой и звездной красоте,
Земля добра. Она дарит нас хлебом,
Живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом
Давайте воевать за доброту!
У нас сегодня в гостях администрация, преподаватели и студенты колледжа. И первый вопрос я адресую студентам: «Ребята, как вы думаете, что такое доброта и милосердие?» (подростки говорят то, что они думают о доброте). Добрый человек всегда вежливо говорит со своим собеседником. Если у друга удача, добрый человек поздравит его, а если беда – добрые слова помогут утешить и успокоить. Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу. Добрый человек всегда правдой живет, и др.
Ведущий 1: Помните, что доброта, милосердие вырабатывались человечеством в течение столетий для того, чтобы всем было легче жить, общаться друг с другом, чтобы это общение приносило радость. Надо так жить каждому из нас. А вот вопрос, который я адресую нашим гостям: «Какие нравственные критерии включает в себя это понятие – милосердие и доброта?» Ответы: добро, жалость, сопереживание, терпимость, сочувствие, человечность, чуткость, уважение, память… «А какие нравственные понятия не относятся к милосердию?» Ответы: равнодушие, жестокость, эгоизм, необдуманно произнесенное слово…
Сейчас к вашему вниманию сценка “Цветы для бабушки”.
Сабина. А сейчас, ребята, вы увидите…
Входит Даша с букетом цветов.
Сабина. Вы увидите чудачку, который среди белого дня ходит с цветочками. (Даше) Тебе не стыдно?
Даша. Почему мне должно быть стыдно?
Акбота. Что это за лютики-цветочки? Ты бы еще бантик прицепила.
Даша. А! Ну… У бабушки моей – день рождения. Я и решила подарить ей цветы.
Акбота. Вот уж не знала, что ты так любишь цветы!
Даша. Причем тут я? Бабушка цветы очень любит. У нее праздник, и я хочу ее порадовать!
Жумакуль. А ты, оказывается, эгоистка! “Вот тебе, бабуля, цветочки – и радуйся”! Вот я, например, всегда делю радость и с папой, и с мамой, и с дедушкой, и с бабушкой. Их праздник – это мой праздник.
Даша. Прекрасно! Я тоже стараюсь делить радость…
Сабина. Да кто же так делит? Цветочки! У моего деда был день рождения, я ему, знаешь, что подарила? Хоккейную клюшку!
Даша. Ну, что ж, хороший подарок. Дедушкам тоже надо спортом заниматься.
Сабина. Причем тут спорт? Мой дедушка с палочкой ходит – не до хоккея ему. Но ты знаешь – не важен подарок, важно внимание.
Жумакуль. А что ты маме подарила? (обращается к Акботе)
Акбота. Маме – щенка.
Жумакуль. Твоя мама, наверное, любит животных?
Акбота. Терпеть не может! У нее аллергия даже…. И мне не разрешала щенка заводить. А раз подарок – выкинуть нельзя, обидишь человека, то есть меня. Вот щенок и живет у нас.
Жумакуль: Вот скоро у папы день рождения, а я все не могу придумать, что бы ему подарить…
Ведущий 2. Как можно охарактеризовать этих детей? Ответы: у каждого из детей своя позиция. К тому же, неосторожное грубое слово, насмешка могут уничтожить в маленьком человеке замечательные качества: любовь и внимание к близким.
Ведущий 1. Очень часто мы забываем, как слово может ранить человека. Помните, как сказал поэт:
Словом можно убить,
Словом можно спасти.
Словом можно полки
За собой повести.
Ведущий 2. Доброта, милосердие, радость и переживание за других создают основу человеческого счастья. Вот еще одна ситуация, которую мы не можем обойти стороной.
На фоне музыки, проектируются слайды с изображением детей- инвалидов на тему «Инклюзив». (приложение 1)
Звучит стихотворение.
Звенит звонок, спешат ребята в школу,
Учитель начинает свой рассказ…
А у окна напротив
Мальчишка чуть смущенно
Не может оторвать от школы глаз.
Он тоже знает звуки, буквы, слоги,
Он может стих любой вам рассказать.
Ведь Марь Иванна, что к нему приходит,
Для Славки стала как вторая мать.
С ней хорошо, и знает она много
Но вновь манит проклятое окно
А за окном учитель спорта строго
Построил школьный класс уже давно.
А Славка тоже может заниматься-
Есть мячик, есть ракетки у него.
Есть тренажер, где можно отжиматься
И даже есть про карате кино.
Опять звонок прервал мальчишки мысли,
Опять ребячий смех и беготня.
И Марь Ивановна уже смогла привыкнуть:
-В минуты эти заниматься зря.
Минут 15 Славки здесь не будет,
Он мыслями умчится в школьный двор.
Его катать по очереди дети будут,
Но дольше всех тот двоечник Егор.
Он прибегает очень часто к Славке,
Он даже обещал поговорить
С учительницей из второго класса,
Чтоб разрешила Славке приходить.
Хоть Славка сам прийти не сможет- ну и что же,
Коляску мальчики помогут занести.
Егорка дальше тоже путь покажет
В какой класс нужно Славку отвезти.
А там учительница дверь ему поддержит,
Ребята улыбнутся, а затем
Победу Славка над собой одержит,
Что он такой как все – докажет всем.
Ну а коляска – это не помеха,
Она ведь только ноги тормозит.
Общенью не мешает, песням, смеху
Сказаться на учебе не грозит.
Эх, было б так, что все на свете дети
Учиться в школе вместе все могли…
Звонок прервал у Славки мысли эти,
Словно твердя: «Учись отдельно, инвалид» (автор С.Левашова)
Ведущий 2. Как вы думаете в чем сила и слабость таких детей с ограниченными возможностями? Что вы думаете о поведении здоровых детей, оказавшихся рядом с детьми –инвалидами?
Заглянув через глаза Славки в души всех детей с ограниченными возможностями, государство сделало вывод о необходимости введения инклюзивного образования.
Это означает, что любой человек (другой расы, вероисповедания, культуры, человек с ограниченными возможностями развития) должен быть включен в общественные отношения.
Музыкальная заставка: песня в исполнении студента «Одноклассники»
Блок №2«Осмысление». Беседа. Дискуссия.
Ведущий 1. Уже в IV веке до н.э. древнегреческий философ Платон утверждал: “Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье”. Эту мысль продолжал уже в I веке н.э. римский философ Сенека: “Человек, который думает только о себе и ищет во всем своей выгоды, не может быть счастлив. Хочешь жить для себя, живи для других”
Просмотр и обсуждение ролика «Доброта». (приложение 2)
Ведущий 1. Поступать по законам доброты – это красиво, почетно, потому что добрые дела и поступки живут в веках. Ребята, я надеюсь, что вы вырастите добрыми, вежливыми, гуманными людьми. Вечные нравственные понятия человечность, доброта, порядочность милосердие всегда будут востребованными. Не забывайте об этом!
Музыкальная заставка: песня в исполнении Левашова И.С.
Блок №3 Рефлексия. Работа в творческой мастерской.
Ведущий 1. Человек живет среди людей. Вольно или невольно ему приходится ошибаться. В этом общении он и познается окружающими: добрый или злой, чуткий или равнодушный, умеет ли прощать промахи тех, кто рядом с ним. Для завершения нашего мероприятия мы подготовили для вас задания в воздушных шарах. Выбирайте и приступайте к творчеству!
Задания:1.Сделай сердечки и напиши свое пожелание другу.
- Создай стаю голубей и напиши свое пожелание близким.
- Создай букет из цветов и напиши свое пожелание окружающим.
Создаем картину «Доброта-солнце, согревающее сердце человека» и крепим наши творения на маркерную доску, на которой предварительно изображено солнце, трава, деревья.
Ведущий 2. Ведь недаром говорят: «Жизнь дана на добрые дела». Все молодцы! Спасибо за работу.
Метки: Кураторский час «Доброта-солнце, согревающее сердце человека»