Кураторский час «Доброта-солнце, согревающее сердце человека»


            Габидуллина Ирина  Вячеславовна

преподаватель русского языка и литературы

КГУ «Карагандинский технико-строительный колледж»

Цель:   расширить знания  подростков о  доброте, милосердии; развивать умение оценивать поведение окружающих и собственные поступки, воспитать навыки культуры речи и поведения.

Задачи:

  1. формировать у подростков такие нравственные качества как милосердие, доброта; выявить представление о добрых словах и поступках;
  2. развивать умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать, развивать толерантное отношение друг к другу;
  3. способствовать процессу самопознания через создание условий для самовыражения.

 

Оборудование: плакаты с высказываниями русских писателей о доброте: “Думай хорошо, и мысли созреют в добрые поступки” (Л.Н. Толстой); “Если бы ты всегда и везде, всю свою жизнь оставлял для людей только хорошее – цветы, мысли, славные воспоминания о себе – легка и приятна была бы твоя жизнь” (М. Горький); музыкальные видео ролики и презентации «Инклюзив» и «Доброта».

Аудитория: студенты колледжа групп 9ТД-14, 9ТС-14, преподаватели и администрация колледжа.

План мероприятия:

  1. Разминка «Собери пазлы».
  2. Блок №1. «Погружение». Цели и задачи мероприятия.
  3. Блок №2 «Осмысление». Беседа. Дискуссия.
  4. Блок №3 «Рефлексия». Работа в творческой мастерской.

Ход мероприятия:

Разминка «Собери пазлы».

Для разминки каждому из присутствующих на кураторском часе предлагается «половинка» пословицы. За 2-3 минуты необходимо «найти и собрать» всю пословицу.

 

“Доброе слово лечит, злое калечит”
“Злой не верит, что есть добрый”
“Добрая слава лежит, а худая бежит”
“Доброго чтут, а злого жалуют”
Добрые вести прибавят чести.
Доброта без разума пуста.
Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.
Делай другим добро – будешь сам без беды.
Доброе дело питает и душу и тело.
Добрый человек в добре живет век.
Худо тому, кто добра не творит никому.
Чего не сделаешь силком, того добьешься добром.
Красота до вечера, а доброта навеки.
Доброе братство лучше богатства.
Живи добрее, будешь всем милее.

Правильные ответы:

“Доброе слово лечит, злое калечит”

“Злой не верит, что есть добрый”

“Добрая слава лежит, а худая бежит”

“Доброго чтут, а злого жалуют”

Добрые вести прибавят чести.

Доброта без разума пуста.

Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.

Делай другим добро – будешь сам без беды.

Доброе дело питает и душу и тело.

Добрый человек в добре живет век.

Худо тому, кто добра не творит никому.

Чего не сделаешь силком, того добьешься добром.

Красота до вечера, а доброта навеки.

Доброе братство лучше богатства.

Живи добрее, будешь всем милее.

 

                     Блок №1«Погружение». Цели и задачи мероприятия.

1.Ведущий 1. Уважаемые гости и студенты, сегодня мы поговорим о таких человеческих качествах как доброта, милосердие, вежливость. Ведь они не разделимы.  Целью нашего мероприятия является расширение знаний  о  нравственных качествах; развитие умений оценивать поведение окружающих и собственные поступки, воспитание навыков культуры речи и поведения.

  1. Ведущий 2. А эпиграфом к нашему кураторскому часу станут слова А. Чепурова.

Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте:
Вся в голубой и звездной красоте,
Земля добра. Она дарит нас хлебом,
Живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом
Давайте воевать за доброту!

У нас  сегодня в гостях администрация, преподаватели и студенты колледжа. И первый вопрос я адресую студентам: «Ребята, как вы думаете, что такое доброта и милосердие?» (подростки говорят то, что они думают о доброте). Добрый человек всегда вежливо говорит со своим собеседником. Если у друга удача, добрый человек поздравит его, а если беда – добрые слова помогут утешить и успокоить. Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу. Добрый человек всегда правдой живет, и др.

Ведущий 1: Помните, что доброта, милосердие вырабатывались человечеством в течение столетий для того, чтобы всем было легче жить, общаться друг с другом, чтобы это общение приносило радость. Надо так жить каждому из нас. А вот вопрос, который  я адресую нашим гостям: «Какие нравственные критерии включает в себя это понятие – милосердие и доброта?»  Ответы: добро, жалость, сопереживание, терпимость, сочувствие, человечность, чуткость, уважение, память… «А какие нравственные понятия не относятся к милосердию?» Ответы: равнодушие, жестокость, эгоизм, необдуманно произнесенное слово…

Сейчас к вашему вниманию сценка “Цветы для бабушки”.

Сабина. А сейчас, ребята, вы увидите…

Входит Даша с букетом цветов.

Сабина. Вы увидите чудачку, который среди белого дня ходит с цветочками. (Даше) Тебе не стыдно?

Даша. Почему мне должно быть стыдно?

Акбота. Что это за лютики-цветочки? Ты бы еще бантик прицепила.

Даша. А! Ну… У бабушки моей – день рождения. Я и решила подарить ей цветы.

Акбота. Вот уж не знала, что ты так любишь цветы!

Даша. Причем тут я? Бабушка цветы очень любит. У нее праздник, и я хочу ее порадовать!

Жумакуль. А ты, оказывается, эгоистка! “Вот тебе, бабуля, цветочки – и радуйся”! Вот я, например, всегда делю радость и с папой, и с мамой, и с дедушкой, и с бабушкой. Их праздник – это мой праздник.

Даша. Прекрасно! Я тоже стараюсь делить радость…

Сабина. Да кто же так делит? Цветочки! У моего деда был день рождения, я ему, знаешь, что подарила? Хоккейную клюшку!

Даша. Ну, что ж, хороший подарок. Дедушкам тоже надо спортом заниматься.

Сабина. Причем тут спорт? Мой дедушка с палочкой ходит – не до хоккея ему. Но ты знаешь – не важен подарок, важно внимание.

Жумакуль. А что ты маме подарила? (обращается к Акботе)

Акбота. Маме – щенка.

Жумакуль. Твоя мама, наверное, любит животных?

Акбота. Терпеть не может! У нее аллергия даже…. И мне не разрешала щенка заводить. А раз подарок – выкинуть нельзя, обидишь человека, то есть меня. Вот щенок и живет у нас.

Жумакуль: Вот скоро у папы день рождения, а я все не могу придумать, что бы ему подарить…

Ведущий 2. Как можно охарактеризовать этих детей? Ответы: у каждого из детей своя позиция. К тому же, неосторожное грубое слово, насмешка могут уничтожить в маленьком человеке замечательные качества: любовь и внимание к близким.

Ведущий 1. Очень часто мы забываем, как слово может ранить человека. Помните, как сказал поэт:

Словом можно убить,
Словом можно спасти.
Словом можно полки
За собой повести.

Ведущий 2. Доброта, милосердие, радость и переживание за других создают основу человеческого счастья. Вот еще одна ситуация, которую мы не можем обойти стороной.

На фоне музыки, проектируются слайды  с изображением  детей- инвалидов на тему «Инклюзив». (приложение 1)

Звучит стихотворение.

Звенит звонок, спешат ребята в школу,

Учитель начинает свой рассказ…

А у окна напротив

Мальчишка чуть смущенно

Не может оторвать от школы глаз.

Он тоже знает звуки, буквы, слоги,

Он может стих любой вам рассказать.

Ведь Марь Иванна, что к нему приходит,

Для Славки стала как вторая мать.

С ней хорошо, и знает она много

Но вновь манит проклятое окно

А за окном учитель спорта строго

Построил школьный класс уже давно.

А Славка тоже может заниматься-

Есть мячик, есть ракетки у него.

Есть тренажер, где можно отжиматься

И даже есть про карате кино.

Опять звонок прервал мальчишки мысли,

Опять ребячий смех и беготня.

И Марь Ивановна уже смогла привыкнуть:

-В минуты эти заниматься зря.

Минут 15 Славки здесь не будет,

Он мыслями умчится в школьный двор.

Его катать по очереди дети будут,

Но дольше всех тот двоечник Егор.

Он прибегает очень часто к Славке,

Он даже обещал поговорить

С учительницей из второго класса,

Чтоб разрешила Славке приходить.

Хоть Славка сам прийти не сможет- ну и что же,

Коляску мальчики помогут занести.

Егорка дальше тоже путь покажет

В какой класс  нужно Славку отвезти.

А там учительница дверь ему поддержит,

Ребята улыбнутся, а затем

Победу Славка над собой одержит,

Что он такой как все – докажет всем.

Ну а коляска – это не помеха,

Она ведь только ноги тормозит.

Общенью не мешает, песням, смеху

Сказаться на учебе не грозит.

Эх, было б так, что все на свете дети

Учиться в школе вместе все могли…

Звонок прервал у Славки мысли эти,

Словно твердя: «Учись отдельно, инвалид» (автор С.Левашова)

 

Ведущий 2. Как вы думаете в чем сила и слабость таких детей с ограниченными возможностями? Что вы думаете о поведении здоровых детей, оказавшихся рядом с детьми –инвалидами?

Заглянув через глаза Славки в души всех детей с ограниченными возможностями, государство сделало вывод о необходимости введения инклюзивного образования.

Это означает, что любой человек (другой расы, вероисповедания, культуры, человек с ограниченными возможностями развития) должен быть включен в общественные отношения.

 

Музыкальная заставка: песня в исполнении студента «Одноклассники»

                               Блок №2«Осмысление». Беседа. Дискуссия.

 

Ведущий 1. Уже в IV веке до н.э. древнегреческий философ Платон утверждал: “Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье”. Эту мысль продолжал уже в I веке н.э. римский философ Сенека: “Человек, который думает только о себе и ищет во всем своей выгоды, не может быть счастлив. Хочешь жить для себя, живи для других”

Просмотр и обсуждение ролика «Доброта». (приложение 2)

Ведущий 1. Поступать по законам доброты – это красиво, почетно, потому что добрые дела и поступки живут в веках. Ребята, я надеюсь, что вы вырастите добрыми, вежливыми, гуманными людьми. Вечные нравственные понятия человечность, доброта, порядочность милосердие всегда будут востребованными. Не забывайте об этом!

Музыкальная заставка: песня в исполнении Левашова И.С.

                       Блок №3  Рефлексия. Работа в творческой мастерской.

Ведущий 1. Человек живет среди людей. Вольно или невольно ему приходится ошибаться. В этом общении он и познается окружающими: добрый или злой, чуткий или равнодушный, умеет ли прощать промахи тех, кто рядом с ним. Для завершения нашего мероприятия мы подготовили для вас задания в воздушных шарах. Выбирайте и приступайте к творчеству!

Задания:1.Сделай сердечки и напиши свое пожелание другу.

  1. Создай стаю голубей и напиши свое пожелание близким.
  2. Создай букет из цветов и напиши свое пожелание окружающим.

Создаем картину «Доброта-солнце, согревающее сердце человека» и крепим наши творения на маркерную доску, на которой предварительно изображено солнце, трава, деревья.

Ведущий 2. Ведь недаром говорят: «Жизнь дана на добрые дела». Все молодцы! Спасибо за работу.

 

 

 

Метки: ,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *