Звуки [й’э], [э]. Буква Ее


Пруняну Елена Ивановна

учитель начальных классов КГУ «Карагугинская средняя школа» Район Магжана Жумабаева Северо-Казахстанская область

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу):
1.1.9.1 Выделять звуки в словах и различать их признаки (гласные ударные/безударные;

согласные твердые/мягкие, глухие/звонкие).

1.1.9.3 Понимать смыслоразличительную роль звука и ударения.

1.2.1.1 Читать схемы слов/предложений.

•                Распознавать образ буквы и сопоставлять его со звуком.

•                 Понимать, какую работу выполняет буква в слове в зависимости от ее позиции (гласный как показатель мягкости/твердости согласных).

1.3.8.1 Писать элементы букв, прописные (заглавные) и строчные буквы и их соедине­ния; писать разборчиво в соответствии с нормами каллиграфии; обозначать звуки силь­ных позиций буквами на письме.

1.3.9.1 Списывать/писать слова, написание которых расходится с произношением (вода, снег, пенал и т.д.), соблюдать правила переноса (с помощью учителя).
Развитие

навы­ков:
1.9 Ориентирование в звуковой форме слова.

2.1 Использование видов чтения.

2.9 Ориентирование в графической форме слов.

•         Соблюдение каллиграфических и графических норм.

Соблюдение орфографических норм.
Критерии успеха
Все учащиеся смогут:

Познакомиться с гласной двузвучной буквой Е, е. Узнать, что в начале слова она обозначает два звука [й э].

Закрепить деление слов на слоги, выделение ударного слога и ударной гласной. Сделать вывод о том, что путешествовать можно по-разному, в зависимости от места расположения.

Большинство учащихся смогут:

Давать качественную характеристику звукам. Закреплять изученные правила. Развивать фонематический слух, внимание, память. Рассказать о видах путешествия в зависимости от транспорта.

Некоторые учащиеся смогут:

Вспомнить и рассказать о путешествии в деревню. Поделиться наблюдениями после путешествия.
Привитие

ценностей
Ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»: казахстанский патриотизм и гражданская ответственность; уважение; сотрудничество; труд и творчество; открытость; образование в течение всей жизни.
Межпредметные

связи
• Взаимосвязь с предметами:  познание мира -изобразительное искусство

• казахский язык

• английский язык
Навыки

использования

ИКТ
На данном уроке учащиеся не используют ИКТ. Возможный уровень: создание и использование флеш-презентацию, которую можно загрузить на планшет или мобильный телефон через QR-код.
Предварительные

знания
Речь устная и письменная, предложение, знаки препинания в предложении, схема пред­ложения, слово, слоги, ударение, схема слов, звуки речи, гласные и согласные звуки, ударные и безударные гласные, согласные звонкие и глухие, твердые и мягкие, звуко­вые схемы, гласные буквы и гласные звуки, буквы: а, у, и,о, ы, м, т, н, л, с, р, ш, к, п, б, б-п, г, г-к, д, д-т, з, з-с, ж, сочетание жи-ши.
Ход урока
Этапы урока
Запланированная деятельность на уроке

Ресурсы
Начало урока
Создание положительного эмоционального настроя.

Учитель настраивает детей на работу с помощью интерактивной иллюстра­ции о природе Казахстана с музыкальным сопровождением (музыка Урала Идельбаева – «Ветер»)

Актуализация жизненного опыта. Целеполагание.

Педагог организует беседу о красоте окружающей природы. Акцент ставится на то, что путешествовать можно пешком, на любом транспорте в зависимо­сти от расстояния и средств, но прекрасное можно увидеть и рядом. Прием из технологии развития критического мышления «Покопаемся в памяти».

•     Какая тема? (назовите ее).

•     Что вы уже знаете об этом?

•    Чего вы ожидали или испытывали потребность узнать?

•     Почему вам это нужно знать?

Ставится проблемный вопрос: «Какое средство вы бы изобрели сами для пу­тешествий?»

(К, И) Учитель предлагает угадать персонажа сказки, который перемещался на необычном транспорте.

Уплетая калачи,

Едет парень на печи.

Прокатился по деревне

И женился на царевне.

Едет прямо во дворец,

Кто же этот молодец? (Емеля)

http://www.

peremeny.ru/books/

osminog/category/

Казахстан

http://muzbaron.

com/dll/музыка

 

Картинка с

изображением

Емели
Критерии успеха
Дети вспоминают русскую народную сказку, называют имя героя. Учитель просит произнести имя, догадаться о новой букве, с которой позна­комятся на уроке дети, и сформулировать тему, цели урока.

 

Середина урока

Поехали, поехали,

По узкой колее

И наконец, приехали

К вокзалу с буквой … «Е».

(К, И) Работа по учебнику.

Учитель предлагает привести примеры слов с новой буквой на основе иллю­страций в учебнике (ежи, ерши, енот, белка).

•     Разгадывается ребус- енот.

Особое внимание уделяется вопросу обозначения буквы Е – двух или одного звука на основе схем слов енот и белка.

•     Предлагается прочитать слоги в рамке и слова. Обращается внимание на написание заглавной буквы в именах людей.

(И, К) Артикуляционная гимнастика.

(Д, К) Физминутка.

Любимым занятием Емели было лежание на печи, но после больших угово­ров он оттуда слезал. Давайте поиграем и изобразим, как он это делал. Если я произнесу слово, в котором есть буква е, вы изображаете, как Емеля слезал с печки. Если в слове нет буквы е, то вы, сидя на месте, потягиваетесь, поднимая вверх руки.

(Собака, едят, единица, сани, ест, шуба, если, шапка, синие, яркие.)

Емеля шел – шел – шел, (шагаем на месте.)

Белый гриб нашел. (хлопки в ладоши.)

Раз-грибок, (наклоны вперед.)

Два – грибок, (наклоны вперед.)

Три – грибок, (наклоны вперед.)

Положил их в кузовок. (Шагаем на месте. Декламируя стихотворение, дети имитируют движения грибника: идут, нагибаются и кладут грибы в кузовок. Движения должны быть неторопливыми, ритмичными.)

Работа в прописи №3.

Рассматривание элементов буквы на основе анимированного слайда, пропи­сывание образца буквы в воздухе.

Запись слогов и слов.

Беседа о том, где можно встретить енота, на кого он похож, (у реки, в дерев­не)

(Д, К) Пальчиковая гимнастика.

В алфавите, в букваре, (Хлопки в ладоши.)

Проживала буква Е.

Как-то раз она шагала (Ходьба на месте.)

По тетрадке не спеша, Замечталась и упала, (Приседания.) Превратилась в букву Ш…

Школьник был, конечно, рад: (Наклоны туловища влево-вправо.) Вот так буква-акробат! (Хлопки в ладоши.)

(К) Работа по учебнику. (И) 4. Чтение предложений.

Учитель задает вопросы по содержанию.

Обращается внимание на значение слов в зависимости от ударения (сети, сети, реки, у реки).

(И) Нахождение и чтение предложений, соответствующих схеме.

Ермек мыл руки мылом. Над ними синее небо. (К) Заучивание правила.

(И)Работа в прописи №3.

1 .Запись предложений с письменного и печатного текста.

2.Раскрашивание       картинки с изображением енота.

3.Составление           схем слов.

Учебник

Презентация «Буквы Е, е»

Фишки

http://

dompolnaja-

chasa.at.ua/publ/

fizkultminutka_

zarjadka_s_

emelej/ 57-1-0-

2459

 

Пропись

Анимированная

пропись

http://nsportal. ru/nachalnaya- s hkola/raznoe /2011/11/13/fiz- minutki

Учебник

Пропись

С. Маршак Веселое путеше­ствие от А до Я

Критерии успеха
Сделать вывод о том, что путешествовать можно по-разному, в зависимости от места расположения.

Конец урока

Итог урока. Рефлексия.

Емеля весь урок проспал на печи, он не запомнил правила сегодняшнего уро­ка.

Учитель предлагает детям объяснить Емеле хитрость буквы Е.

Схожесть буквы с предметами и ранее изученными буквами.

На основе строк из стихотворения

Буква «Е» – она же «п» –

Вроде этажерки.

(Полка средняя ее

Не совсем по мерке.)