«Музыкальное искусство и его роль в патриотическом воспитании учащихся»


Огородникова Светлана Григорьевна

директор КГУ «Детская школа искусств» ГУ «Отдел образования акимата Житикаринского района»

Андапта

        Мақалада оқушылардың отаншылдық  сезімін  дамыту туралы айтылады. Тез өзгеріп жатқан ақпараттық әлем жағдайларында халықпен ғасыр бойы жинақталған осы рухани құндылықтарын сақтап қалу маңызды. Музыкалық өнерге жүгіну жан қадір-қасиетін, адамгершілік идеалын қалыптастырады, еліміздің дамуына және гүлденуіне байланысты оны жеке тұлға ретінде, азамат ретінде, адам ретінде қалыптастырады. Тарихи мұраны, қазақ халық музыка жанрларын, патриоттық сипат туындыларын зерттеу арқылы танысып оның ішкі құндылықтарын байытады.

                                                         Аннотация

В статье говорится о развитии чувства патриотизма у школьников. В условиях быстро меняющегося информационного мира, важно сохранить те духовные ценности, которые веками накапливались народом. Обращение к музыкальному искусству формирует душевные качества, нравственные идеалы, определяющие его как личность, как гражданина, как человека, от которого зависит развитие и процветание страны. Обогащение его внутренних ценностей происходит  через знакомство с историческим наследием,  жанрами казахской народной музыки, изучение произведений патриотического характера.

Annotation

   The article speaks of the development of a sense of patriotism in schoolchildren. In a rapidly changing information world, it is important to preserve the spiritual values that the people have accumulated over the centuries. An appeal to musical art forms spiritual qualities, moral ideals that define him as a person, as a citizen, as a person on whom the development and prosperity of a country depends. Enrichment of its internal values occurs through familiarity with the historical heritage, the genres of Kazakh folk music, the study of works of a patriotic nature.

Негізгі сөздер: музыкалық өнер, қазақ музыкадағы адамгершілік идеалы, отаншылдық сипаты, жеке тұлғаның рухани қалыптасуы, эстетикалық талғам, интеллектуалдық дамуы, маңғаздану, вокалдық орындаушылық.

Ключевые слова: музыкальное искусство, нравственные идеалы в казахской музыке, патриотический характер, формирование духовности личности, эстетический вкус, интеллектуальное развитие, самоактуализация, вокальное исполнительство.

Keywords:

musical art, moral ideals in Kazakh music, patriotic character, the formation of personal spirituality, aesthetic taste, intellectual development, self-actualization, vocal performance.

      XXI век – время глубоких и стремительных изменений: технологических, экономических и социальных. В погоне за новизной очень важно сохранить те духовные ценности, которые веками накапливались народом. Сберечь и передать следующим поколениям молодых дух народного искусства для того, чтобы они знали о своих корнях, а среди обилия  звуков и красок могли узнать родные напевы и услышать голоса народных инструментов – одна из главных задач музыкального и художественного образования.

      В «Послании Президента народу Казахстана»[1], особое внимание уделяется человеческому капиталу, как  основе модернизации  и повышения качества образования,  сформулирована необходимость формирования национальной модели, в которой важное место отводится дополнительному образованию, призванному играть важную роль в деле воспитания, творческого развития и профессионального становления личности,  формирования чувства патриотизма у подрастающего поколения, ведь «…патриотизм начинается с любви к своей земле, к своему аулу, городу, региону, с любви к малой родине»[2]

      Образование нового поколения происходит в условиях быстро меняющегося мира, информационной эпохи высоких технологий. Но развитие и процветание страны, как и прежде, зависит от силы и эффективности патриотического воспитания, от того, насколько глубоко идея Родины овладевает личностью, насколько ярко видит человек мир и самого себя глазами патриота. Н.А. Назарбаев сказал: «Быть патриотом своей Родины — это носить Казахстан в своем сердце»[2].

    В настоящее время подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, агрессивности, в  недостаточном уровне сформированности гражданской позиции, чувства патриотизма, национального достоинства. Жизненный успех, достижение высокого социального статуса не связываются с умением упорно и результативно трудиться, последовательно добиваться поставленных целей.

       Согласно официальной статистике, число детских школ искусств и музыкальных в Казахстане заметно сократилось. Их 188 по Республике. Таким образом, сокращается число школ, обучающих игре на музыкальных инструментах, в общеобразовательных школах сократились часы Музыки и ИЗО. К сожалению, эта тенденция  может иметь плачевный результат.

      Сегодня дети  не такие, какими были вчера. И чтобы их действительно воспитывать и развивать эстетически, мы должны  узнать и понять их сегодняшних – новых, неожиданных. Ведь современный мир для них  –  источник сильного воздействия на только формирующуюся сферу нравственности личности, как позитива, так и негатива. Поэтому, им нужен добрый, умный провожатый в сложный и многогранный мир искусства, нужен, несмотря на всю их внешнюю колючесть и независимость в суждениях, симпатиях и антипатиях.

      Поэтому, очень важно помочь каждому ребенку в формировании его личной духовности, придающей человеческой жизни высшее измерение, значение и смысл. Безусловно, нелегко убеждать и  родителей, и будущих учеников в необходимости обучения искусству на протяжении 8 (9) лет.     

      При всех разрушительных тенденциях современного времени, следуя  курсу духовного обновления, сохранения национальных традиций и обычаев, языка,  музыки и  литературы – части нашей духовной культуры, развития эстетического вкуса, формирования  менталитета, именно школа искусств сохраняет возможность воспитания юного поколения в духе социальной ответственности, творчески мыслящей личности. Обновляя, совершенствуя, свою деятельность, школа сохраняет, приумножает и транслирует духовные, и материальные культурные ценности общенационального значения,

       «Чтобы воспитать  человека думающим и чувствующим, его следует воспитать,  прежде всего, эстетически»[3], – отмечал Фридрих Шиллер.

       Однажды Лев Толстой сделал такую запись в своём дневнике: «Я не огорчусь, если этот мир полетит в тартарары. Вот только музыку жалко»[4]. «Без музыки жизнь была бы ошибкой»[5], – говорил Ницше.             

        Музыка приходит к нам на помощь в минуты отчаяния и горя, помогает увидеть жизнь в новых тонах и красках, помогает найти в себе новые, неведомые нам прежде силы, вновь поверить в себя и обрести надежду. Она успокоит и расслабит, либо, наоборот, взбодрит и наполнит энергией. В ней есть всё. Надо лишь суметь услышать.

         Музыкант – это собиратель звуков,  паромщик, переправляющий человека на другие берега, где за границами нашего телесного мира существует иная действительность, интерьер которой и составляют вызволенные им на свободу мелодии, где в силе иные законы, где невозможное возможно, где трепет одной души ощущает другая душа.Музыка – это сам мир, но воссоздаваемый индивидуальностью человеческого гения.

       Музыкальное искусство облагораживает эмоционально, обогащает умственно, способствует развитию социально ценностных качеств человека.

Существует огромное число выдающихся и просто успешных людей, которые не стали  музыкантами, но любят музыку и просто музицируют. Среди них короли и президенты, видные политики и бизнесмены, известные художники и артисты. Многие авторитетные фирмы и компании, среди которых Microsoft и крупные западные банки, предпочитают сотрудников с музыкальным образованием. Они правы: музыка расширяет и усиливает все духовные и интеллектуальные возможности человека. 

Музыка настолько многогранна и требовательна ко всем человеческим качествам, что не может быть музыканта, который бы не преуспел в любой сфере деятельности. Музыкант означает лучший во всем и всегда: самый дисциплинированный, самый быстрый, самый четкий, самый мыслящий. Именно такие «молодые профессионалы должны найти свое место в происходящих в стране процессах, принять самое активное участие в строительстве будущего»[6].

        Следует с малых лет приучать усваивать красоту звука. Музыкальность нуждается в образовании…Без осознания значения музыки, невозможно понять и звучание Природы. Песня водопада, или реки, или океана будет лишь рёвом. Ветер не принесет мелодии и не зазвенит в лесах торжественным гимном. Лучшие гармонии пропадают для уха не открытого. В послании Президента страны сказано, что «будущие казахстанцы станут гражданами мира, а для этого надо развивать их способности и таланты»

Музыка  – мощнейший рычаг духовного развития. Как же  приобщить к ней обыкновенного человека, того, кому она просто безразлична с позиции  высокого искусства, чтобы он понял, что такое Музыка?

          Значение занятий искусством, музыкой,  а точнее, пением   затрагивает три важнейших для жизни человека сферы:   

Здоровье.  В процессе пения  происходит  естественная  реабилитация состояния   человека,   восстановление   его   работоспособности,  что научно доказано  и   обосновано.
Интеллектуальное развитие.  Благодаря    воздействию    на    процесс формирования    мышления    стимулируется      мыслительная   деятельность, развивается и укрепляется память.
Самоактуализация. Формируются такие потребности, которые организуют жизнь и вносят в ее течение смысл, упорядоченность и духовную свободу.
Может ли народ совершать свое восхождение без песни?

Пение — важнейшее проявление человеческой натуры, потому что оно представляет собой выражение чувств, страстей, работы воображения, мыслей, тесно связанное с духовной структурой человека. 

          Казахстан – страна безграничных степных просторов и звенящих песен, льющихся то в нежной печали, то в жизнерадостном  ликовании. Поэтому, музыкальное искусство Казахстана просто  невозможно  представить без песенного материала, наиболее близкого по духу каждому человеку, ведь в них отражается горе и радость, торжество и печаль народа. В разные эпохи существовали разные песни. Провожая на войну или собирая урожай, встречая  праздник или оплакивая умерших сыновей,  песни помогали поднимать дух людей, не смотря на тяготы и лишения. Поколение XX века выросло на патриотических песнях, звучавших в годы Великой Отечественной войны. Вокальное искусство – один из наиболее популярных видов музыкального исполнительства – является важнейшей сферой духовного бытия человека.

Каждая эпоха, каждая историческая ситуация по-своему отражается на патриотическом  мировоспитании  учащихся. Сегодня это чувство каждого из нас подвергается серьезным испытаниям. Изменилось Отечество, пересматривается его прошлое, тревожит настоящее и серьезно настораживает своей неопределенностью будущее. Произошла потеря общественного идеала. Некоторые средства массовой информации распространяют тотальную пошлость, вседозволенность, культ силы и жестокости, отказ от ценностей образования, познания, отечественной культуры.

      Назрела необходимость остановиться и пересмотреть, как, с помощью каких средств, методов и приемов привить современному ребенку чувство патриотизма. Единственной собирательной идеей может и должно стать чувство любви к своему Отечеству, гордости за свою Родину, а также за так называемую малую Родину (то место, где он родился, живет, учится). Нравственная сфера, являясь синонимом внутреннего мира человека, объединяет его чувства, сознание и волю, в зависимости от уровня их развития, дает ту или иную окраску духовности личности, ее направленности к “светлому” или “темному” началу в ней. Степень казахстанской эдентичности достигается в процессе развития личности, её духовно- нравственного, гражданского, патриотического воспитания, осваивающей  и принимающей культурные богатства народа Казахстана и традиций народов, в среде которых он родился и продолжает жить, осознавая  их значимость 

     Наша задача – научить детей понимать истинную красоту, которая не всегда может быть яркой, громкой, а может быть тихой и спокойной, скромной и неброской. По-новому взглянуть на осенний лист, маленький затерявшийся цветок в траве, крылышки ночной бабочки, дать при этом ребенку почувствовать особое очарование красоты природы. Постараться подвести детей к тому, чтобы они были деятельны в своей жизни, т.е. могли не только любоваться красотой, но и беречь её, а на доброту не только откликались, а сами творили добро

Как быть нынешнему школьнику, будущему самостоятельному члену общества?!

Очень часто ребенок не может соотнести сухие факты истории, о которых сообщается ему в общеобразовательном учреждении, со своими внутренними потребностями, потребностями в личном подвиге, в сознании своей личности и своей роли в развитии государства.

В нынешних непростых условиях, именно обращение к музыкальному искусству может вызвать в ребенке те душевные качества, которые определяют его как личность, как гражданина, как человека, формируют нравственные идеалы, воплощенные в духовном облике человека.

Нравственно-эстетическое воспитание ребенка – одна из ведущих задач современного образования. «Начало эстетическое – начало нравственное», -утверждал К.Станиславский.[7] Просто научить патриотизму нельзя, его необходимо воспитывать кропотливо и целеустремленно. Глубокие эмоциональные переживания во время слушания, исполнения музыки, способны воздействовать на душу ребенка, приобщать к сокровищам духовной культуры народа.

Важной гранью воспитания и развития личности является воспитание патриотизма через эмоционально-чувственное восприятие школьников. Чувства и переживания, которые вызывают музыкальные произведения, а также, песенный репертуар, отношение к ним ребенка являются основой приобретения таких качеств как: благородство, порядочность, уважение к старшим. Они раскрывают способность личности в любви – к матери, к родному Отечеству, к труду; приобщают к великим ценностям, к сохранению народных традиций, духовности.

Проводя исследования и опрос учащихся по данной теме, мы пришли к выводу о том, что способствует обогащению внутренних ценностей человека:   

– постижение основных пластов мирового музыкального искусства: национального искусства, произведений композиторов-классиков;

– введение учащихся в мир музыки посредством интонаций, образов казахской музыкальной культуры;

– знакомство с казахской народной музыкой, историей народа, его традициями и обычаями;

– знакомство с историей Отечества, символикой, историческим наследием;

– изучение основных жанров казахской народной музыки;

В развитии чувства патриотизма у школьников огромную роль играет хоровое искусство, которое способно осмысливать музыку сквозь призму общечеловеческих ценностей. Соединение европейских традиций с казахскими музыкальными традициями приводит к  художественно – ярким образцам хоровых музыкальных произведений. Хоровое пение как исполнительское искусство наиболее доступный и любимый вид детского творчества. Оно не требует каких-либо дополнительных затрат, так как человеческий голос универсален и общедоступен.   

Чувство патриотизма нельзя привить в принудительном порядке. Здесь мастерство педагога  заключается в тонком искусстве преподавания. Для этого он сам должен быть творческой личностью, за которой пойдет любой ученик. В изучении произведений патриотического характера существует 2 способа:

Словесные пояснения, беседы с учителем, направлены на то, чтобы заинтересовать учащихся произведением, историческими событиями периода,  которые отражены в произведении, тем самым, прививая любовь к Отечеству.

Сам процесс восприятия развивает эмоциональную  отзывчивость учащихся на исполняемое произведение. Только собственным исполнением, “горением души”, проявляя уважение к людям и к родной земле, можно приобщить личность ребенка к общечеловеческим, морально-нравственным ценностям. «Творить – жить дважды», писал А.Камю.[8]

        Вокальное искусство в XXI столетии отличается характерным для музыкальной культуры, как и для культуры вообще, необычайным ускорением, находящим свое отражение в новых ритмах, новых звучаниях, новом образе музыкального мышления. В новой школе звучат и новые песни казахстанских композиторов, которые   могут рассказать все. Происходит общение чувств – разговор сердец. Изучая песенный репертуар, ребята могут «окунуться» в прекрасный мир, тот, в котором музыка окрыляет слово, делает его более взволнованным, а слово придает музыке большую определенность; когда ваша душа поет и не петь  не может! «Массовое музыкальное образование – это не узкоспециальный вопрос музыкальной    педагогики, а вопрос будущего нации.». [9]

В заключение хочется вспомнить слова Жамбыла:

«Кочуй, моя песня! Будь гостьей желанной в просторных ковыльных степях Казахстана…» [10]   С каждой   исполненной  песней  у детей вырабатывается стремление творить что-то своё, новое, лучшее, способствующее духовному оздоровлению нашего общества.

Литература:

1. Послания Президента Казахстана об основных приоритетах развития системы образования 06.02.2018.

2. Статья Главы государства «Взгляд в будущее: Модернизация общественного сознания» Акорда, 12 .04. 2017.

3. Фридрих  Шиллер  «Письма об эстетическом воспитании человека»  

Рипол – Классик, 2017.  – 242с

4. https://www.obovsyom.ru/25 самых ярких цитат Льва Толстого

5. https://stixi-poeti.ru/blogs/Высказывания Ницше

6.  Газета «Казахстанская правда» 08.07.2009

7. К.С.Станиславский «Из записных книжек», [В 2-х т.] / Сост. и авт. Предисл. В. Н. Прокофьев; ред. и авт. Коммент. И. Н. Соловьева. — М.: Всерос. театр. о-во, т. 1. 1986. 608 с.,

8. Камю А. Творчество и свобода. Сборник. Пер. с франц. / Составление и предисловие К. Долгова. Комментарий С. Зенкина. — М.: Радуга, 1990. — 608 с

9.  Сборник материалов международной научной конференции «Современный человек в поисках души» Алматы, 2006

10. «Жамбыл – певец земли казахской» Справочник классного руководителя 2017. №5