Разработка урока по обновлённой программе по предмету «Музыка» 5 класс, 1 четверть 1 урок.
29.12.2019
Столяренко Ольга Александровна
учитель музыки ГУ «Физико-математический лицей отдела образования города Костаная»
1 четверть 1 урок | «Музыкальное наследие казахского народа» Школа: ФМЛ | |
Тема урока | Мелодичность казахской народной песни. Лирическая песня. | |
Дата: 6.09 | Имя учителя: Столяренко О.А. | |
Класс: 5а | Количество присутствующих: 30 | Отсутствующих:0 |
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке | 5.1.1.1 – анализировать прослушанные музыкальные произведения, определять вид, стиль, жанр и средства музыкальной выразительности; 5.1.3.1 – передавать характер и художественный образ музыки в ходе исполнения песни: 5.2.2.2 – редактировать и интерпретировать музыку с использованием компьютерных программ (Audaciti, Saundation, Киностудия ) | |
Цели урока | Все учащиеся: – слушают народную песню «Бiр бала», анализируют средства музыкальной выразительности, исполняют её; – демонстрируют музыкальную грамотность. Большинство учащихся: – слушают народную песню «Бiр бала», анализируют средства музыкальной выразительности; – определяют мелодию народных песен, выразительно исполняют песню; Некоторые учащиеся: – определяют мелодию народных песен, чувствуют их интонацию; – свободно определяют музыкальный жанр и выразительные средства; – передают художественный образ песни и активны в ее преобразовании. | |
Критерий оценивания | Учащийся может преобразовать фрагмент песни. Презентация и оценивание своей работы. | |
Языковые цели | Учащиеся: Используют соответствующую терминологию в процессе анализа и обсуждения музыки, могут дать разъяснения по своей работе и предложения по ее улучшению. Ключевые слова и фразы: жанр, песня, оленши, кара олен, лирическая песня. Полезная лексика и терминология для диалога/письма: Вопросы для обсуждения: Когда я слушал музыку…Мелодия этой песни… | |
Привитие ценностей | Научить слушать народную музыку, прививать культурные ценности через народную музыку. | |
Межпредметные связи | Музыка, литература, история. | |
Использование ИКТ | Использовать авторский электронный помощник для учителя и учащихся «Электронное пособие по музыке для учащихся 5 класса» (автор-составитель Столяренко О.А.) | |
Предварительные знания | Знания, полученные в начальных классах, выразительные средства музыки: темп, регистр, динамика, тембр, штрихи. | |
Ход урока | ||
Этапы урока | Запланированная деятельность на уроке | Ресурсы |
Начало урока | Музыкальное приветствие «Привет! Hallo! Салем!». Музыкальные упражнения для голоса (по методике Стрельниковой дыхательная гимнастика). Повторить Гимн РК. Тема урока: «Мелодичность казахской народной песни. Лирическая песня». Вспомните , что такое жанр? Жанр – вид. Все музыкальное искусство можно разделить на 2 вида: вокальная музыка и инструментальная. Учащиеся объясняют понятия о вокальной и инструментальной музыке. | Электронное пособие по музыке для учащихся 5 класса. |
Середина урока | А какие жанры относятся к вокальной музыке? (песня, романс, оратория, кантата) Как вы понимаете, из чего состоит песня? (мелодия, текст, ритм). Песня – жанр вокальной музыки, объединяющий текст, мелодию и ритм. Энши (эн -песня) – вокалист-исполнитель. Оленши (олен – песня) – сочинитель и текста и музыки, а так же сам исполнитель (бард). Среди известных оленшi – Ахан-серэ, Биржан -сал, Мухит, Балуан-Шолак, Естай. Песенное искусство – неиссякаемая сокровищница казахского народа. Песня передает настроение человека, его радость и печаль. (П) Обсуждение в парах. Творческое задание: Предложить учащимся пофантазировать на тему – как композитор сочиняет песню. Видеоролик из м/ф «Три богатыря». Какие песенные жанры вы знаете? (школьные, военные, исторические, детские, спортивные) Гимн РК к какому жанру относится? А когда человек поет или говорит о чувствах или о своем настроении – это какой жанр? Лирика – жанр искусства, воспроизводящий субъективное личное чувство (отношение к чему-либо) или настроение автора. Кара олен (простая песня)- жанр лирической песни, в основе лежит 11-слоговая песня, «белый стих». (Д,К)Слушание и анализ: казахская народная песня «Бiр бала» – поётся о том, что с юных лет нужно стремиться к знаниям. Человек должен с детства «охотиться за знаниями, как беркут за добычей». (Ф)Определить: танец звуков (легато, стаккато, акцент), темп, регистр, динамику, тембр (в исполнении Розы Рымбаевой – сопрано), характер песни (лирическая, плавная, нежная и т.д.). (Д,К) Исполнение песни: исполнить 1 куплет, текст песни в учебнике на странице 7. Обратить внимание , что каждая строка состоит из 11 слогов. Исполнить 1 строку песни по нотам (стр. 8), а затем на два голоса. Необычное исполнение. Исполнить песню всем вместе. (Г)Предложить самым смелым исполнить данную песню под рэп. Задайте вопрос: Что изменилось в исполнении? (К)Предложить всем ученикам попробовать исполнить К.Н.П. в стиле рэп. Попросите учащихся чередовать пение и рэп исполнение. (К) Физминутка. – «Чику рика» (Ф)Интерпретация (Э) Разделить учащихся на группы. Интерпретировать песню, использую программу Audaciti. Дать задание: несколько раз выразительно прочитать текст песнипопробуйте пропеть мелодиюдобавьте к тексту музыкальное сопровождение, используя Audaciti.сделайте презентацию, защита. Разучивание песни: «Всюду найдется друг» Слова и музыка Ю. Верижникова 1.Ты посмотри вокруг, что нам для счастья нужно? Сделаем общий круг, станем в него все дружно. Мир для тебя открыт, в каждом конце планеты. Смело иди по свету – всюду найдётся друг. Припев: Я подставлю ладони солнцу, И оно мне тепло подарит, Я пошлю то тепло всем людям, И растают невзгоды все. Я подставлю ладони солнцу И друзьям то тепло отправлю И увижу, что вся планета. Улыбнётся солнечно мне. 2. Радуги красота в небе для нас сияет, Под перестук дождя, красками в такт играет, И если стая туч, солнце закроет снова, Дождик пройдёт и скоро солнечный вспыхнет луч. Припев (тот же) | https://www.youtube.com/watch?v=iiWTpcFwjDQ https://www.youtube.com/watch?v=5D2nSRZcrUE «Бiр бала» – Роза Рымбаева https://www.youtube.com/watch?v=ICuvAMk33pQ Чику рика https://www.youtube.com/watch?v=92aQD_WRl0A «Всюду найдется друг» Слова и музыка Ю. Верижникова |
Конец урока | (Д,К,Э) Презентуй свою работу и оцени. Каждый желающий учащийся с помощью учителя может внести мелодию в компьютерную программу , записать в своем исполнении и представить в двухголосой обработке. Самооценивание: После задания определяется, выполнили ли учащиеся цель, и оценивают по критериям сами себя. 1. Применяет в речи академическую терминологию; 2.Сравнивает сходства и различия певческих школ; 3. Оценивает свою работу и работу других; 4. Исполняет выразительно отрывок из песни. Рефлексия: – Что я узнал? – Чему я сегодня научился? – Какое задание для меня было трудным? – какое задание выполнил легко? | |
Дифференцирование результатов в творческой задаче | – Ученик может быть ведущим. – Наблюдение, слушание, вопросы ученикам для размышления. – Понимают ли учащиеся что такое жанр, жанры вокальной музыки, песенные жанры. – Используя критерии оценки и дескрипторы, учащиеся сами оценивают друг друга. | Связь с литературой. Умение работать в паре, группе. Здоровьесберегающие технологии. Связи с ИКТ. Физминутка. |
Рефлексия по уроку | Беседа с детьми о том, что было интересного на уроке, что они расскажут дома, о чём новом узнали на уроке. Атмосфера на уроке преобладала доброжелательная. Все этапы урока соблюдены. Изменения в плане внесу при раскрытии нового материала. | Начало урока – «Мозговой штурм» – Середина урока Обсуждение – Взаимооценивание Итоги урока – Рефлексия |
Общая оценка | ||
Какие два аспекта урока прошли очень хорошо (с учётом преподавания и учения?) Какие две вещи могли бы улучшить урок (с учётом преподавания и обучения) Что я узнала за время проведения урока о классе, что поможет мне подготовиться к следующему уроку? | 1. Хорошо, что были предложены дифференцированные задания: охватили больший круг вопросов, уровень сложности усилил интерес к теме. 2. Повторение изученного материала по вопросам и заданиям для повторения. 1. развивать умение учащихся сотрудничать, работая в группах; 2. специально обучать умению строить устные высказывания, работать с текстом; 3.стараться только направлять учащихся, а не давать «готовые» знания. Класс дисциплинированный, организован 1 сентября, поэтому говорить как о коллективе рано. |