«Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр»


Вайн Лариса Сергеевна

воспитатель ГККП «Специальный детский сад №26 г. Павлодара для детей с нарушениями речи»

Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр

Вайн Лариса Сергеевна, воспитатель

ГККП «Специальный детский сад №26 города Павлодара для детей с нарушениями речи»

Понятие «математические способности» – сложно и многогранно. Под ним понимается целый комплекс навыков, умений и способностей, благодаря которым ребенок учится воспринимать мир не только на чувственно-эмоциональном уровне, а еще с помощью логики, дедукции, анализа.

Для любого педагога очень сложно нарабатывать у детей эти самые навыки, так как дети дошкольного возраста имеют непостоянный и лишь внезапный интерес к математическим категориям: количества, вес, величина, пространство, время. А ведь именно с этих категорий начинается погружение ребенка не только в математику, как царицу наук, а в целом в жизнь.  Так как именно эти математические категории помогают ориентироваться в вещах и ситуациях, а еще упорядочивать их  друг с другом, связывать воедино, и способствуют формированию более глубоких представлений о том, что ребенка окружает. Поэтому, чтобы сконцентрировать и удержать внимание и интерес ребенка, необходим особый подход для развития у него математических способностей. Игровые формы как нельзя лучше способствуют тому, чтобы ребенок мог с головой уйти в этот сложный мир и понять, что такого интересного скрывают вещи вокруг него, каким математическим категориям отвечают. Здесь важна сама суть игровой формы, которая должна лишь способствовать развитию математических навыков, но не отвлекать. Ведь любой ребенок, иногда заигравшись, может и не усвоить, пропустить мимо информацию. Но дошкольное детство – период игры, поэтому, как если не через игру надо помогать ребенку, развивать в себе эти способности. И вспоминаются слова Сухомлинского:  «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». [1]. 

Замечу, что довольно много людей считают – математические способности заключаются лишь  в способности к быстрому и точному вычислению, и для многих необходимость в математических способностях заканчивается чуть ли не простейшей арифметикой: посчитать сдачу на кассе, сориентироваться во времени. Но это – лишь ступень. И на самом деле вычислительные способности далеко не всегда связаны с формированием математических способностей, они открывают пространство для творческого развития в том числе. К тому же, многие думают, что способные к математике отличаются хорошей памятью на формулы, цифры, числа. Однако, как указывает академик А. Н. Колмогоров, успех в математике меньше всего основан на способности быстро и прочно запоминать большое количество фактов, цифр, формул. Наконец, считают, что одним из показателей математических способностей является быстрота мыслительных процессов. Особенно быстрый темп работы сам по себе не имеет отношения к математических способностям. Ребенок может работать медленно и не торопливо, но в то же время вдумчиво, творчески, успешно продвигаясь в усвоении математики. [2].

Купецкий В.А. в книге «Психология математических способностей дошкольников» различает девять способностей (компонентов математических способностей):

1). Способность к формализации математического материала, к отделению формы от содержания, абстрагированию от конкретных количественных отношений и пространственных форм оперированию формальными структурами, структурами отношений и связей.

2). Способность обобщать математический материал, вычленять главное, отвлекаясь от несущественного, видеть общее во внешне различном.

3). Способность к оперированию числовой и знаковой символикой.

4). Способность к «последовательному, правильно расчлененному логическому рассуждению», связанному с потребностью в доказательствах, обосновании, выводах.

5). Способность сокращать процесс рассуждения, свернутыми структурами.

6). Способность к обратимости мыслительного процесса (к переходу с прямого на обратный ход мысли).

7). Гибкость мышления, способность к переключению от одной умственной операции к другой, свобода от сковывающего влияния шаблонов и трафаретов.

8). Математическая память. Можно предложить, что ее характерные особенности также вытекают из особенностей математической науки, что это память на обобщения, формализованные структуры, логические схемы.

9). Способность к пространственным представлениям, которая прямым образом связана с наличием такой отрасли математики как геометрия.

Дети четырех лет активно осваивают счет, пользуются числами, осуществляют элементарные вычисления по наглядной основе и устно, осваивают простейшие временные и пространственные отношения, преобразуют предметы различных форм и величин. Ребенок, не осознавая того, практически включается в простую математическую деятельность, осваивая при этом свойства, отношения, связи и зависимость на предметах и числовом уровне. [3].

Объем представлений следует рассматривать в качестве основы познавательного развития. Познавательные и речевые умения составляют как бы технологию процесса познания, минимум умений, без освоения которых дальнейшее познание мира и развитие ребенка будет затруднительно. Активность ребенка, направленное на познание, реализуется в содержательной самостоятельной игровой и практической деятельности, в организуемых воспитателем познавательных развивающих играх.

Взрослый создает условия и обстановку, благоприятные для вовлечения ребенка в деятельность сравнения, сосчитывайся, воссоздания, группировки, перегруппировки и т.д. При этом инициатива в развертывании игры, действия принадлежит ребенку. Воспитатель вычленяет, анализирует ситуацию, направляет процесс ее развития, способствует получению результата. [4].

Ребенка окружают игры, развивающие его мысль и приобщающие его к умственному труду. Например, игры из серии: «Логические кубики», «Уголки», «Составь куб» и другие;

Нельзя обойтись и без дидактических пособий. Они помогают ребенку вычленить анализируемый объект, увидеть его во всем многообразии свойств, установить связи и зависимости, определить элементарные отношения, сходства и отличия. К дидактическим пособиям, выполняющим аналогичные функции, относятся логические блоки Дьенеша, цветные счетные палочки, модели и другие.

Играя и занимаясь детьми, воспитатель способствует развитию у них умений и способностей:

– оперировать свойствами, отношениями объектов, числами, выявлять простейшие изменения и зависимости объектов по форме, величине;

– сравнивать, обобщать группы предметов, соотносить вычленять закономерности чередования и следования, оперировать в плане представлений, стремиться к творчеству;

– проявлять инициативу в деятельности, самостоятельность в уточнении или выдвижении цели, в ходе рассуждений, в выполнении и достижении результата;

– рассказывать о выполняемом или выполненном действии, разговаривать со взрослыми, сверстниками по поводу содержания игрового (практического) действия.

Основные представления, познавательные и речевые умения, которые осваиваются детьми 4-5 лет в процессе овладения математическими представлениями.

Регулярное использование на занятиях по математике системы специальных игровых заданий и упражнений, компьютерные игры, направленные на развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет кругозор дошкольников, способствует математическому развитию, повышает качество подготовленности к школе, позволяет детям более уверенно, ориентироваться в простейших закономерностях окружающих их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.

Взяв за основу приоритетные направления, разработала перспективно-тематический план дидактических игр для дошкольников 4-7 лет. В него включены игры и упражнения:

1. Игры с цифрами и числами

2. Игры путешествия во времени

3. Игры на ориентировку в пространстве

4. Игры с геометрическими фигурами

5. Игры на логическое мышление.

Семья играет в воспитании ребенка основную, долговременную и важную роль. Были использованы формы работы с родителями:

• Круглый стол для родителей (консультации): «Как привить интерес к математике?»,

• Папка – передвижка в родительский уголок «Математика вокруг нас», «Учим математику дома»,

• День открытых дверей для родителей – показ образовательной ситуации «Путешествие в царство Математики».

• Изготовление дидактической игры совместно с родителями.

Так же были подобраны методические рекомендации для педагогов для среднего и старшего дошкольного возраста.

Для определения эффективности своей работы проводила педагогическую диагностику по ФЭМП посредствам дидактических игр, начиная со среднего дошкольного возраста.

Некоторые дети не справлялись с задачей, возможно, они еще не научились концентрировать внимание и запоминать условие. Вполне вероятно, что, читая или слушая второе условие, они забывали предыдущее. В этом случае можно помочь им сделать определенные выводы уже из условия задачи. Прочитав первое предложение, спросить детей, что они узнали, что поняли из него. Затем прочитать второе предложение и задать тот же вопрос. И так далее. Вполне возможно, что к концу условия дети уже догадаются, какой здесь должен быть ответ.

 Промежуточная диагностика показывала, что регулярное использование в образовательной деятельности по ФЭМП специальных игровых заданий и упражнений, направленных на развитие познавательных возможностей, расширяет математический кругозор, способствует развитию дошкольников. [5].

Благодаря использованию продуманной системе дидактических игр в регламентированных и нерегламентированных формах работы, дети усвоили математические знания и умения без перегрузок и утомления.

Вывод: Изучив данную тему, я поняла, что дидактическая игра в сочетании с занятиями по математике являются важным эффективным средством, способствующим овладению элементарными математическими знаниями и умениями, дальнейшему умственному развитию детей. [6].

ЛИТЕРАТУРА

КНИГИ, УЧЕБНИКИ:

С.Н. Николаева. Любовь к природе. – Москва 2002.

З.А. Михайлова. Игровые задачи для дошкольников.  2002. – 345 с.

Ш. А. Амонашвили. В школу – с шести лет. – М.: 2002. – 125 с.

Ф.Н. Блехер Счёт и число в детском саду. Методическое письмо. – М.: 1945. 6-8 с.

З.М. Богуславская. Развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста в условиях сюжетной дидактической игры. М.: 1955. – 206 с.

А.К. Бондаренко. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение. 1991. – 160 с.

Ю.П. Вавилов. Игры для внимательных и сообразительных. – Ярославль 2000. – 122 с