Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Свойства бумаги»


Вайн Лариса Сергеевна

воспитатель ГККП «Специальный детский сад №26 г. Павлодара для детей с нарушениями речи»

Ересек/старшая «Б» Ортаңғы/средняя «Б»
Ұйымдастырушылық оқу әрекетінің картасы/карта организованной учебной деятельности. Күні/дата: Топ/группа:Старшая «Б» Кескін тақырыбы/Сквозная тема: «Почемучка». Білім беру/Образовательная область: Социум. Бөлімдері/Раздел: Ознакомление с окружающим миром. Оқу іс-әрекетінің тақырыбы/Тема учебного занятия: Свойства бумаги. Оқу іс-әрекетінің мақсаты/ Цель учебного занятия: Формировать представление детей о свойствах бумаги опытно-экспериментальным путем.  Міндеттері/Задачи: 1.Білімділік/Образовательная: Формировать представление детей о свойствах бумаги: гладкая, мнется, непрочная, водопроницаемая, горит.
Формировать и поддерживать интерес детей к окружающему миру, удовлетворять детскую любознательность;
Обобщить знания детей о значении бумаги в нашей жизни, учить определять свойства бумаги разных видов. 2.Дамытушылық/Развивающая: Развивать речь, словесно-логическое мышление и воображение.
Развивать логическое мышление, память, внимание, наблюдательность, мелкую моторику, умение делать умозаключения. 3.Тәрбиелік/Воспитательная:Воспитывать интерес к окружающиму миру. Билингвалді компонент/ Билингвальный компонент: Тілдік қабілеттері/ Сөздік жұмыс/Языковые навыки/Словарная работа: картон,бумага-қағаз,салфетка-майлық. Құрал-жабдықтар/Оборудование:4листа бумаги, картона и салфеток одинакового размера, мисочка с водой, емкости с водой. Күтілетін нәтиже/Ожидаемый результат: Біледі/Воспроизводят: представление о бумаге. Түсінеді/Понимают: понимают значение бумаги в жизни. Қолданады/Применяют:определяют свойства бумаги разных видов.
Ұйымдастырушылық оқу әрекетінің картасы/карта организованной учебной деятельности. Күні/дата: Топ/группа:Средняя «Б» Кескін тақырыбы/Сквозная тема:«Почемучка». Білім беру/Образовательная область: Социум. Бөлімдері/Раздел: Ознакомление с окружающим миром. Оқу іс-әрекетінің тақырыбы/Тема учебного занятия: Свойства бумаги. Оқу іс-әрекетінің мақсаты/ Цель учебного занятия: Формировать представление детей о свойствах бумаги опытно-экспериментальным путем..   Міндеттері/Задачи: 1.Білімділік/Образовательная: Формировать представление детей о свойствах бумаги: гладкая, мнется, непрочная, водопроницаемая, горит.
Формировать и поддерживать интерес детей к окружающему миру, удовлетворять детскую любознательность;
Обобщить знания детей о значении бумаги в нашей жизни, учить определять свойства бумаги разных видов. 2.Дамытушылық/Развивающая: Развивать речь, словесно-логическое мышление и воображение. Развивать логическое мышление, память, внимание, наблюдательность, мелкую моторику, умение делать умозаключения. 3.Тәрбиелік/Воспитательная: Воспитывать интерес к окружающиму миру.  Билингвалді компонент/ Билингвальный компонент: Тілдік қабілеттері/ Сөздік жұмыс/Языковые навыки/Словарная работа: картон,бумага-қағаз,салфетка-майлық. Құрал-жабдықтар/Оборудование: 4 листа бумаги, картона и салфеток одинакового размера, мисочка с водой, емкости с водой/ Күтілетін нәтиже/Ожидаемый результат: Біледі/Воспроизводят:: представление о бумаге. Түсінеді/Понимают:понимают значение бумаги в жизни. Қолданады/Применяют: определяют свойства бумаги разных видов.  
Қызметтің кезеңдері/Этапы деятельности: Тәрбиешінің іс-әрекеті//Действия педагога Баланың іс-әрекеті/Деятельность детей Есеп/Учет Тәрбиешінің  іс-әрекеті/Действия педагога Баланың  іс-әрекеті/Деятельность детей Есеп/Учет
+     +
Кіріспе бөлім/Вводная часть Ребята, посмотрите, кто к нам сегодня пришел. ребята. Меня зовут Почемучка. 
-Здравствуй, Почемучка. Какое интересное у тебя имя. Ребята, как вы думаете, почему так назвали Почемучку?
П.-А почему вы здесь сидите? А почему надо заниматься? А почему
-Стой-стой-стой. Опять ты заладил «Почему?» да «Почему?». Лучше скажи ты к нам по делу или в гости?
П.-Конечно, по делу! Мне дали задание, с которым я без вас ну никак не справлюсь!
-Ну что поможем, ребята Почемучке? П.-Э нет, не так быстро! Отгадайте сначала загадки. Сложные-пресложные! И тогда узнаете, что я принес с собой.
-Ну что ж загадывай нам свои загадки.
        Все время спрашивает почему, не знает ничего.                                   Дети: Да     Ребята, посмотрите, кто к нам сегодня пришел. ребята. Меня зовут Почемучка. 
-Здравствуй, Почемучка. Какое интересное у тебя имя. Ребята, как вы думаете, почему так назвали Почемучку?
П.-А почему вы здесь сидите? А почему надо заниматься? А почему
-Стой-стой-стой. Опять ты заладил «Почему?» да «Почему?». Лучше скажи ты к нам по делу или в гости?
П.-Конечно, по делу! Мне дали задание, с которым я без вас ну никак не справлюсь!
-Ну что поможем, ребята Почемучке? П.-Э нет, не так быстро! Отгадайте сначала загадки. Сложные-пресложные! И тогда узнаете, что я принес с собой.
-Ну что ж загадывай нам свои загадки.
        Все время спрашивает почему, не знает ничего.                                   Дети: Да    
Негізгібөлім/Основная часть. Загадки: 1.Всех листов плотнее он,
Белый и цветной
2.Разноцветные листы,
Вырезай и клей их ты.
Аппликации, картинки, 
Серебристые снежинки.
Можешь сотворить и флаги
Из листов любой
3. Знают взрослые и дети
Вытираем рот….  Почемучка, мы отгадали все твои загадки. Теперь ты объяснишь, что за задание связано с этими видами бумаги? П.-Потому что бумага – это бумага, на ней пишут. А салфеткой вытирают рот, а значит она – не бумага – вот. А из картона вообще коробки делают, а значит и он – не бумага!
-Ребята, а вы как думаете: салфетка и картон – это бумага или нет?
Ну что ж, Почемучка, придется нам проверить, кто прав, а кто ошибается.
П.-Ну и как вы это узнаете?
-Очень просто. Мы посмотрим одинаковые или разные свойства у тех материалов, что ты принес.
П.-А как вы узнаете, какие у них свойства?
-Ребята, а как можно узнать какие свойства у этих материалов? (Можно провести опыты)
    Дети: Картон.                     Дети: бумаги.   Дети:салфеткой.                                       Дети рассуждают.     Загадки: 1.Всех листов плотнее он,
Белый и цветной
2.Разноцветные листы,
Вырезай и клей их ты.
Аппликации, картинки, 
Серебристые снежинки.
Можешь сотворить и флаги
Из листов любой
3. Знают взрослые и дети
Вытираем рот….  Почемучка, мы отгадали все твои загадки. Теперь ты объяснишь, что за задание связано с этими видами бумаги? П.-Потому что бумага – это бумага, на ней пишут. А салфеткой вытирают рот, а значит она – не бумага – вот. А из картона вообще коробки делают, а значит и он – не бумага!
-Ребята, а вы как думаете: салфетка и картон – это бумага или нет?  Ну что ж, Почемучка, Почемучка, придется нам проверить, кто прав, а кто




    Дети: Картон.                     Дети: бумаги.   Дети:салфеткой.                                       Дети рассуждают.    
                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          Қорытынды бөлім/Заключительная часть будем рассматривать свойства бумаги? П.-Конечно! Физминутка
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке
До доски мы добежим 
Стоп. Немножко отдохнем
Дальше мы пешком пойдем. А теперь приступим к опытам.  Возьмите в руки бумагу, рассмотрите ее, погладьте, ощупайте. Что вы можете сказать о бумаге? Какая она?
Свойство №1- мягкость.
-У вас на столах лежат несколько листов бумаги, картона и салфеток. Попробуем согнуть бумагу. Что происходит с бумагой?
– Согните бумагу пополам и проведите по ней пальцем, чтобы получилась четкая линия сгиба. 
-А теперь разогните бумагу и постарайтесь убрать линию сгиба. 
-Получится у нас сделать это?
-Почему не получилось убрать линию?
– Какой вывод мы можем сделать по, первому проведенному опыту?
– А теперь попробуйте смять бумагу. Что получилось?
-Какой вывод сделаем?
-Предлагаю вам проделать те же действия с картоном и с салфеткой, что и с бумагой..
-Что вы скажете? Что случилось с картоном и салфеткой?
-А как вы думаете почему? Свойство №2 – прочность.
-Возьмите любой кусочек бумаги и начните ее рвать. Рвется бумага? Как она рвется?
-Какой вывод сделаем?
-Если бумага легко рвется, значит она какая? 
-Бумага легко рвется. Значит она непрочная.  А теперь попробуйте выполнить те же действия с салфеткой и картоном.
-Что скажете? Какой вывод сделаете?
-Что легче рвется: картон или салфетка?
Какую бумагу легче порвать тонкую или толстую, картон?
-А как вы думаете, почему?
Свойство №3 – водопроницаемость.
А сейчас мы опустим бумагу в воду. Обратите внимание, ребята, у вас на столе стоят мисочки с водой. Опустите бумагу в эту мисочку. Понаблюдайте. Что случилось с бумагой.
Какой сделаем вывод?
-Сделаем то же самое и с салфеткой и с картоном. 
Дети самостоятельно выполняют действия с салфеткой и картоном.
Что вы заметили, когда опускали в воду салфетки?
-А картон?
-Как вы думаете почему? Вот мы свами и провели опыты о свойстве бумаги. Одинаковые или разные свойства имеют картон, бумага и салфетка?
Какой вывод мы с вами сделаем? Расскажите Почемучке почему по-разному называются бумага, картон, салфетка.
П.-А для чего их сделали такими разными: салфетка тонкая и мягкая, а картон – плотный?
Дети: Потому что у них разное назначение: салфетки служат для гигиены, бумага для аппликаций, рисования и письма, а картон – для более прочных изделий.
-Ура! Теперь я все знаю. Ребята, какие вы молодцы. Мне пора возвращаться в свою страну Почемучек. Я обязательно всем расскажу о том, что я узнал сегодня.
Прощаются с Почемучкой.
Ребята, чем мы сегодня с вами занимались на занятии?
Что нового узнали?
Помогли ли мы Почемучке?
                                              Дети: Гладкая, тонкая, белого цвета.   Дети: Мы ее можем согнуть, свернуть.     Дети: Нет.     Дети: Потому что на бумаге остается след. Дети:Что бумага гнется и в месте сгиба остается след.Дети: Бумажный комок, бумага смялась. Бумага мнется. Дети самостоятельно выполняют работу. Они тоже смялись, но салфетку легче смять, и комок получается меньше, а картон – труднее и комок получился больше. Салфетка мягче, картон- тверже. Дети: Бумага легко рвется. Дети самостоятельно выполняют действия.  Дети:Салфетка рвется легче, картон – труднее. Салфетка тоньше картона, картон плоДети: По мере намокания она тоне. Дети бумага впитывает воду.  Дети: Салфетка быстро намокла, впитала воду. Картон впитал воду медленней. Картон – плотней, салфетка – тоньше. Дети: Одинаковые. Дети: (Что это все бумаг. Дети: Потому что свойства хоть и одинаковые, но проявляются по-разному: салфетка быстрее всех промокает, очень легко мнется и рвется, а картон – наоборот, проявляет все эти свойства медленнее и требует больших усилий для сминания и разрывания. Дети: Потому что у них разное назначение: салфетки служат для гигиены, бумага для аппликаций, рисования и письма, а картон – для более прочных изделий.     Ответы детей.       будем рассматривать свойства бумаги? П.-Конечно! Физминутка
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке
До доски мы добежим 
Стоп. Немножко отдохнем
Дальше мы пешком пойдем. А теперь приступим к опытам.  Возьмите в руки бумагу, рассмотрите ее, погладьте, ощупайте. Что вы можете сказать о бумаге? Какая она?
Свойство №1- мягкость.
-У вас на столах лежат несколько листов бумаги, картона и салфеток. Попробуем согнуть бумагу. Что происходит с бумагой?
– Согните бумагу пополам и проведите по ней пальцем, чтобы получилась четкая линия сгиба. 
-А теперь разогните бумагу и постарайтесь убрать линию сгиба. 
-Получится у нас сделать это?
-Почему не получилось убрать линию?
– Какой вывод мы можем сделать по, первому проведенному опыту?
– А теперь попробуйте смять бумагу. Что получилось?
-Какой вывод сделаем?
-Предлагаю вам проделать те же действия с картоном и с салфеткой, что и с бумагой..
-Что вы скажете? Что случилось с картоном и салфеткой?
-А как вы думаете почему? Свойство №2 – прочность.
-Возьмите любой кусочек бумаги и начните ее рвать. Рвется бумага? Как она рвется?
-Какой вывод сделаем?
-Если бумага легко рвется, значит она какая? 
-Бумага легко рвется. Значит она непрочная.  А теперь попробуйте выполнить те же действия с салфеткой и картоном.
-Что скажете? Какой вывод сделаете?
-Что легче рвется: картон или салфетка?
Какую бумагу легче порвать тонкую или толстую, картон?
-А как вы думаете, почему?
Свойство №3 – водопроницаемость.
А сейчас мы опустим бумагу в воду. Обратите внимание, ребята, у вас на столе стоят мисочки с водой. Опустите бумагу в эту мисочку. Понаблюдайте. Что случилось с бумагой.
Какой сделаем вывод?
-Сделаем то же самое и с салфеткой и с картоном. 
Дети самостоятельно выполняют действия с салфеткой и картоном.
Что вы заметили, когда опускали в воду салфетки?
-А картон?
-Как вы думаете почему? Вот мы свами и провели опыты о свойстве бумаги. Одинаковые или разные свойства имеют картон, бумага и салфетка?
Какой вывод мы с вами сделаем? Расскажите Почемучке почему по-разному называются бумага, картон, салфетка.
П.-А для чего их сделали такими разными: салфетка тонкая и мягкая, а картон – плотный?
Дети: Потому что у них разное назначение: салфетки служат для гигиены, бумага для аппликаций, рисования и письма, а картон – для более прочных изделий.
-Ура! Теперь я все знаю. Ребята, какие вы молодцы. Мне пора возвращаться в свою страну Почемучек. Я обязательно всем расскажу о том, что я узнал сегодня.
Прощаются с Почемучкой.
Ребята, чем мы сегодня с вами занимались на занятии?
Что нового узнали?
Помогли ли мы Почемучке?
                                              Дети: Гладкая, тонкая, белого цвета.   Дети: Мы ее можем согнуть, свернуть.     Дети: Нет.     Дети: Потому что на бумаге остается след. Дети:Что бумага гнется и в месте сгиба остается след.Дети: Бумажный комок, бумага смялась. Бумага мнется. Дети самостоятельно выполняют работу. Они тоже смялись, но салфетку легче смять, и комок получается меньше, а картон – труднее и комок получился больше. Салфетка мягче, картон- тверже. Дети: Бумага легко рвется. Дети самостоятельно выполняют действия.  Дети:Салфетка рвется легче, картон – труднее. Салфетка тоньше картона, картон плоДети: По мере намокания она тоне. Дети бумага впитывает воду.  Дети: Салфетка быстро намокла, впитала воду. Картон впитал воду медленней. Картон – плотней, салфетка – тоньше. Дети: Одинаковые. Дети: (Что это все бумаг. Дети: Потому что свойства хоть и одинаковые, но проявляются по-разному: салфетка быстрее всех промокает, очень легко мнется и рвется, а картон – наоборот, проявляет все эти свойства медленнее и требует больших усилий для сминания и разрывания. Дети: Потому что у них разное назначение: салфетки служат для гигиены, бумага для аппликаций, рисования и письма, а картон – для более прочных изделий.     Ответы детей.