Тренинг для родителей «Влияние семейного воспитания на психическое развитие ребенка»


Звукова Ирина Владимировна

педагог-психолог КГКП Центр развития я/с № 1 «Ромашка»

                                        Тренинг для родителей

«Влияние семейного воспитания на психическое развитие ребенка».

Цель: повышение уровня психолого-педагогических знаний у родителей:

– о воспитании, развитии, дисциплине;

– о психологической безопасности детей.

Материалы для проведения тренинга:

(листы бумаги А4,карандаши или ручки, бинт, шаблоны колеса(24шт.),шаблоны цветов(24шт.) и три вазы (красная, зеленая, синяя),тесты на каждого родителя (24шт.),грецкие орехи (24шт.),воздушные шары (24шт.),сумочка и зеркальце).

Ход мероприятия

  1. Приветствие.

Добрый день, уважаемые родители! Наша встреча сегодня посвящена  вопросам  воспитания и о том как оно влияет на психическое развитие детей. И пройдет она в виде тренинга. Тренинг это- тренировка души, разума и тела.

Человек усваивает 10% того, что слышит, 50% того, что видит, 70% того, что сам проговаривает, 90% того, что сам делает. И вот по этому участники тренинга все делают сами. Мы не будем давать друг другу оценок, не будем никого обсуждать. Мы создадим атмосферу безопасности,  доверия, открытости.

2. Упражнение «Мои ожидания».

На столах у вас лежат цветы-ромашки, на ее лепестках напишите ваши ожидания от сегодняшней встречи и уберите их пока в сторону.

3. Упражнение «Кто Я?».

Инструкция: написать 10 ответов на вопрос «Кто Я?», не задумываясь и в том порядке, в каком они пришли на ум.

-Что нового вы узнали о себе благодаря этому упражнению?

– На каком месте в списке находится ваша родительская роль?

– Какую роль вы чаще всего выполняете?

Психолог: Почему я акцентирую ваше внимание на вопросе «Кто Я?». Без четкого представления о самом себе невозможен успех в любом деле. Здесь и сейчас для всех нас главным является то, что мы РОДИТЕЛИ.

4. Упражнение «Супермаркет».

Теперь я предлагаю вам обратиться к своему житей­скому опыту. Представьте, что вы сейчас находитесь перед большим современным супермаркетом. В нем три этажа:

на 1-м этаже   продаются товары с Заведомым бра­ ком, низкого качества;

на 2-м этаже — обычные товары средней цены и качества;

на 3-м этаже продаются самые лучшие,  каче­ственные, добротные, шикарные вещи.

– На каком этаже вы бы хотели приобретать товар? (Родители отвечают по очереди.)

Когда у нас появляется ребенок, мы всегда хотим, чтобы он соответствовал «третьему этажу»  — был умный, добрый, посещал музыкальную школу или школу с углубленным изучением иностранного язы­ка. Может быть, воплотил наши несбывшиеся меч­ты…

Но, к сожалению, в жизни так не бывает. Каждый ребенок уникален. В неместь что-то от 1-го, 2-го и 3-го этажа.

И ваш ребенок не исключение, вы убедились в этом. В нем есть то, что вам нравится, и то, что вы бы хотели изменить.

5. Психодиагностика «Колесо возможностей ребенка».

Для того, чтобы определить, какие возможности и способности имеются у Вашего ребенка, мы проведем одну маленькую психологическую методику, которая называется «Колесо возможностей ребенка».

Для составления колеса возможностей ребёнка потребуется простой лист бумаги. На нем изображена окружность  разделенная  на 8 равных частей. Эти части – это возможности и способности ваших детей  Стоит задуматься и определить максимально насколько развиты способности и возможности вашего ребенка с вашей точки зрения. Затем необходимо оценить сформированности и развитость каждой из частей жизни. Для этого используйте 10-бальную шкалу. 0 будет означать полную не сформированность и не развитость, а 10 – максимальную сформированность и развитость. Причем следовать нужно не каким-то стандартным требованиям, а личным ощущениям. Мнение остальных не должно влиять на колесо возможностей ребенка.

  1. 1. Физическое развитие, активность;
  2. 2. Речевое развитие;
  3. 3.Интеллектуальное развитие;

4.Коммуникабельность (общительность, инициативность);

5.Знание и владение нравственными основами и культурой поведения;

6.Память (запоминание, воспроизведение);

7.Внимание (сосредоточенность, устойчивость внимания)

8.Творческое воображение;

В итоге, можно сделать вывод, какие возможности и способности у вашего ребенка хорошо развиты, где недостаточно, где нужно поработать над этим.

– Посмотрите, поедет ли ваше «Колесо» на данный момент времени?

6. Упражнение «Диктат»

Психолог: «Для этого упражнения нужен «доброволец».

Психолог обращается к «добровольцу»: «Вы сейчас будете играть роль ребенка».

Затем психолог говорит родителям: «А мы все вместе вспомним, как общаемся со своими детьми.

Уважаемые родители, что вы обычно говорите своим детям, когда они капризничают? («Не плачь, прекрати» и т. д.) Значит мы не позволяем ему свободно проявлять свои чувства. Психолог обвязывает добровольцу область сердца.

Что мы говорим ребенку, если он без разрешения берет вещи, которые ему не положено брать? («Не трогай! ») Психолог связывает бинтом руки.

Если ребенок разбегался, мешает вам, мы говорим? («Не бегай! ») Психолог связывает ноги.

Если взрослые разговаривают, а ребенок слушает их разговор, мы реагируем. («Не слушай! ») Психолог завязывает уши.

Если ребенок кричит, оглушая нас, мы говорим ему.? («Не кричи! ») Психолог завязывает рот.

Психолог: «Как вы думаете, ему хорошо? А сейчас спросим нашего ребенка, как он себя чувствует. Как вы думаете, что нужно освободить в первую очередь? Как вы думаете, может ли ребенок развиваться в таком состоянии? Что же делать? »                          

 «Вот в такое состояние мы вгоняем своего родного мальчика или девочку и при этом преследуем благородные цели воспитания. Ребенку невыносимо слышать такие слова от родных папы и мамы, но ведь бывает и так, что такие слова он слышит и не от родных, а от чужих людей: от прохожих, от друзей, от педагогов. Что тогда делать? Как себя вести?»

Для любой сложившейся ситуации можно найти компромисс.(например, не затыкать ребенку рот ,а ……выслушать его, не затыкать ему уши, а….отложить разговор и т.д.)

7.   Упражнение на снятие напряжения «Воздушный шарик»

Очень часто получается так, что с работы мы – родители, часто приходим с плохим настроением, раздражёнными, озлобленными. И заложниками этого плохого настроения становятся наши дети.

Участникам тренинга выдаются воздушные шарики.

– Я буду называть ситуации, в которых возможно возникновение раздражения у взрослых.

– Если названная ситуация имеет место в вашем общении с ребенком, вдыхаете воздух в шарик и крепко держите, чтобы не выходил воздух.

Ситуации

– Хотите позвонить, но ребенок постоянно вас отвлекает.

– Когда ребенок без удержу у вас что-то просит.

– С кем-то разговариваете, а ребенок постоянно вмешивается в вашу беседу.

– Общаетесь с ребенком и не чувствуете в ответ адекватной реакции.

– Разговариваете с ребенком, а он начинает у вас что-то требовать, переходя на крик.

После того, как шарики наполнились воздухом, участникам предлагается высказать мнения, относительно того, как преодолеть раздражение в общении с собственным ребенком. По мере поступлений предложений по преодолению раздражения участники выпускают воздух из шарика, тем самым условно уничтожая раздражение и стресс.

От негативных эмоций все освободились и теперь с хорошим настроением продолжаем

  • Упражнение «Грецкий орех»

Вед.: Сейчас  перед вами из мешочка будут высыпаны  грецкие орехи,  каждый возьмет себе по одному. Вам дается 1 мин, чтобы вы его рассмотрели, обратили внимание на его размер, форму, цвет, рисунок, прожилок, дефекты, т.е. запомнили свой орех, чтобы затем его найти.

  Вед: Теперь я пройду по кругу и соберу в мешочек орехи. Перемешаю. Высыплю их на пол. Найдите, пожалуйста, каждый свой орех.

  Вед.: Ответьте, пожалуйста, на вопросы:

– По какому принципу вы нашли свой орех? (цвет, форма, размер, дефекты и т. д.)

– Какой тактикой, стратегией вы пользовались, чтобы потом отыскать свой орех?

( запомнил признаки своего ореха или ждал, пока все разберут свои орехи, и т.д.)

– На первый взгляд все орехи похожи, но если приглядеться – одинаковых нет, все очень разные и индивидуальные. Так и люди, и в частности дети: очень разные, запоминающиеся, у каждого свои неповторимые «черточки». Нужно их только почувствовать и понять. Каждый из нас выбирает свою стратегию, тактику поведения, которые он применяет во всех сферах своей жизни  (семья, работа, отношение в обществе, воспитание детей), например:

 – Стратегия «лидера». Те из вас, кто проявили большую активность в поисках своего ореха, т.е. первыми приступили к выполнению задания, скорее всего смело, настойчиво идут по жизни, активно участвуют в воспитании своих детей.

Стратегия «пассивного поведения». К этому типу людей, скорее всего, относятся те, кто ждал, пока все разберут свои орехи и останется только его. Такие люди часто пассивные, не инициативные на работе, в воспитании детей.

Научно доказано, что дети  копируют поведение, следовательно, и стратегию родителей. Другими словами, если вам больше свойственна стратегия «лидера»,

То и ваш ребенок, скорее всего, будет придерживаться ее.

  • Тест для родителей «Мой стиль воспитания ребенка в семье»
Из трех ответов по каждому вопросу выберите тот, который более соответствует вашему привычному родительскому поведению. 1. Ребенок капризничает за столом, отказывается есть то, что всегда ел. Вы: А) Дадите ребенку другое блюдо; Б) Разрешите выйти из-за стола; В) Не выпустите из-за стола до тех пор, пока все не съест. 2. Ваш ребенок, вернувшись с прогулки,  расплакался, обнаружив, что потерял во дворе свою старую любимую игрушку – плюшевого медведя. Вы: А) Идете во двор  и ищете игрушку ребенка; Б) Погрустите вместе с ребенком о его утрате; В) Успокоите ребенка словами: «не стоит  расстраиваться из-за пустяков». 3. Ваш ребенок смотрит телевизор вместо того, чтобы выполнять полученное им в детском саду задание. Вы: А) Без слов выключите телевизор; Б) Спросите, что необходимо ребенку, чтобы начать делать задание; В) Пристыдите ребенка за несобранность. 4. Ваш ребенок оставил все игрушки на полу, не пожелав их убрать. Вы: А) Уберете часть игрушек в недоступное место: «пусть поскучает без них»; Б) предложите свою помощь в уборке или ободрите ребенка словами, типа: «я вижу, что тебе скучно делать это одному…», «я не сомневаюсь, что твои игрушки не слушаются тебя…»; В) Накажите ребенка лишением игрушек. 5. Вы пришли за ребенком в детский сад, ожидая, что он быстро оденется и Вы успеете зайти на почту, в аптеку. Но он под разными предлогами отвлекается от сборов домой, «тянет» время. Вы: А) отчитываете ребенка, показывая свое недовольство его поведением; Б) Говорите ребенку, что, когда он так себя ведет, вы чувствуете раздражение и досаду, воспринимая это равнодушие с его стороны к вашим заботам; В) Пытаетесь сами побыстрей одеть ребенка, отвлекая как-то от шалостей, не забывая при этом постыдить, чтобы пробуждалась совесть. Подсчитайте, каких ответов больше – А, Б, В. Под каждой буквой зачитывается  резюме. «А» – тип авторитарного стиля воспитания, мало доверия к ребенку и учета его потребностей. «Б» – стиль воспитания, при котором признается право ребенка на личный опыт и ошибки, акцент – научить его отвечать за себя и свои поступки. «В» – стиль воспитания без особых попыток понять ребенка, основные методы – порицание и наказание.

10. Упражнение «Посмотри на хорошего родителя»

Инструкция: для этого упражнения понадобится сумочка и зеркальце. Зеркальце крепится так, чтобы при открытии сумочки взгляд падал именно на него.

Психолог: У меня в сумочке находится портрет самого хорошего, удачливого, симпатичного, любимого и любящего человека на свете. Постарайтесь отгадать, чей это портрет?

После того, как все предположения иссякнут, участникам предлагается по очереди заглянуть в сумочку и посмотреть на портрет. При этом комментировать увиденное нельзя, чтобы остальные участники раньше времени не догадались, чей портрет там изображен. Получится, что каждый из участников увидит собственное отражение в зеркале, а значит самого себя.

– Кто не согласен с увиденным?

11. В заключение хочется напомнить древнюю притчу: 

«Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусочек.

– Что еще тебе слепить? – спросил Бог.

– Слепи мне счастье, – попросил человек.

Ничего не ответил Бог, и только положил  человеку в ладонь оставшийся кусочек глины».

– Всё в наших руках. И счастье наших детей тоже в наших руках.

12. Оценка семинара-практикума

Участникам предлагается взять цветок и вернуться к целям и ожиданиям . 

Предложите посмотреть на итоги нашей работы следующим образом:

-Каждый поместите  свою  ромашку в ту вазу цвет, которой соответствует вашим ожиданиям.

Красный –  ваши ожидания сбылись

Зеленый-  ожидания исполнились на половину.

Синий – цели и ожидания не воплотились.

14. Упражнение «Аплодисменты»

Мы с вами хорошо поработали. И  я предлагаю представить на одной ладони улыбку, на другой- радость. А чтобы они  не ушли от нас, их надо крепко-накрепко соединить в аплодисменты.

До новых встреч!