Методическое пособие «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста при работе с загадками через речевой тренажер «Волшебные кубы»


Волошанина Валентина Михайловна
Воспитатель ГККП «Ясли – сад №27 города Павлодара»

Пояснительная записка

           Дошкольное детство – особый период в жизни человека: продуктивный и насыщенный, закладываются основы всего последующего развития личности, формирования его интеллекта. И как важно, именно в этот период, помочь развить свои способности, чтобы реализоваться в будущем.

        Способность мыслить – дана каждому человеку. А вот качественный уровень мышления – это процесс формирующийся. Недостаточное развитие уровня мышления дошкольников, и как следствие, речевой активности, приводит, в будущем, к появлению затруднений в овладении школьной программой.

          Методологическими основами теории развития речи дошкольников и общетеоретическими вопросами занимались такие ученые, как: К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, А.П. Усова, М.М. Алексеева, Д.Б. Эльконин, А.Н. Гвоздева, Л.С. Выготский и др. В своих работах, они поднимали проблему развития познавательного интереса дошкольника к получению новых знаний, искали пути не простой передачи ребенку уже готовых знаний, а создание таких ситуаций, методов и приемов, которые помогут ребенку самостоятельно добывать знания,  открывать новое в уже знакомом и получать радость от своей исследовательской деятельности.

         Вопрос интеллектуально-речевого развития детей дошкольного возраста очень актуален сегодня. Ребенок – дошкольник может с легкостью пользоваться компьютером, сложной техникой, а вот проявить свою речевую инициативу – нет. Словесные высказывания однотипные, связная речь однообразная.

        Одним из  средств, всестороннего развития ребенка, можно назвать обыкновенные загадки. Они становятся таковыми, когда  предстают перед детьми не просто как забава, а как веселое, но вполне серьезное занятие.

        К.Д.Ушинский писал, что загадка доставляет уму ребенка полезное упражнение, а для воспитателя дает возможность сделать занятие занимательным, интересным, а что может быть интереснее, чем самому найти ответ-отгадку или придумать новую, свою собственную?

         Загадки учат детей умению наблюдать, подмечая что-то особенное, умению увидеть сущность предмета, его назначение. Загадка всегда заключает в себе вопрос, требующий мыслительной деятельности, сосредоточенности, работы воображения и, конечно, дает ребенку новые знания об окружающем мире. Это знания о новых предметах,  о природе и ее явлениях, о животных и их повадках, об отношения между людьми. Загадки в концентрированной, символической форме, доступной детям, отражают детский опыт познания действительности.

         Главная особенность загадки в том, что она представляет собой логическую задачу.  Отгадать загадку – значит найти решение задачи, ответить на вопрос, т.е. совершить довольно сложную мыслительную операцию.

         Особое значение имеет загадка для развития речи дошкольника. Интенсивно идущее именно в дошкольном возрасте усвоение родного языка, заключающееся в усвоении всей его морфологической системы, связанное с чрезвычайной активностью ребенка по отношению к языку, выражающееся в, частности, в многообразных словообразованиях и словоизменениях, совершаемых ребенком по аналогии с уже усвоенными формами.   

         Употребление различных средств выразительности (приема олицетворения, различных определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста. Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.

         Загадка, возбуждая мыслительную активность ребенка, всегда ставит его на путь решения определенной проблемы.  Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения. Загадка учит четко выделять наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления,  ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей поэтический взгляд на действительность.

         И, вместе с тем, загадка не просто «скользит» в речевой сфере – она привлекает к себе внимание ребенка, заставляется его сосредоточиться на языковой форме, вдумываться в нее. Загадка непреднамеренно заставляет ребенка анализировать ее языковую структуру, учит открывать «секреты»  этой структуры, позволяет запомнить слова и формы слов, словосочетания, устойчивые обороты, осваивать лексическую сочетаемость.

          Главное условие для интеллектуально – речевого развития, как и любой деятельности – это создание мотивации, а, значит, работа должна быть интересной, насыщенной и  доступной уровню понимания детей данного возраста.

        Методическое пособие «Волшебные кубы» – это речевой тренажер, который  дает возможность заложить в каждом ребенке  потребность в овладении приемами логического мышления.

[embeddoc url=”http://oqu-zaman.kz/wp-content/uploads/2020/11/Волошанина-В.М.-на-рецензию.pdf” download=”all” viewer=”google”]