Методическая разработка открытого урока производственного обучения Тема урока: Составление инструкционно – технологических карт «Оштукатуривание фасадов декоративными покрытиями».


Копбаева Гульнара Куатовна

преподаватель специальных дисциплин Высший колледж новых технологий им.М.Утебаева

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА ШЫМКЕНТ

ГККП    ВЫСШИЙ КОЛЛЕДЖ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИМЕНИ М. УТЕБАЕВА

Методическая разработка открытого урока

производственного обучения

Тема урока: Составление инструкционно – технологических карт

 «Оштукатуривание фасадов декоративными покрытиями».

Специальность: 1401000 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»

Квалификация 140104 2 «Штукатур»

                      Преподаватель специальных дисциплин:

                                       Копбаева Гульнара Куатовна

г. Шымкент

2020-2021 учебный год

Содержание:

  • Аннотация
  • Введение
  • План урока
  • Ход урока
  • Заключение
  • Используемая литература

Аннотация

Данная разработка урока производственного обучения направлена на изучение области применения и технологии выполнения декоративной штукатурки содействует воспитанию интереса к своей профессии, активности, развитие познавательного интереса и мотивационного компонента на уроках производственного обучения через использование информационных технологий.

Введение


       Необходимость постоянного совершенствования системы и практики образования обусловлена социальными переменами, происходящими в обществе. Вопросы повышения качества обучения и уровня воспитанности личности обучающегося были и остаются приоритетными в современной методике преподавания уроков производственного обучения. Реформирование образования и внедрение новых педагогических технологий в практику обучения следует рассматривать как важнейшее условие интеллектуального, творческого и нравственного развития, обучающегося. Именно развитие становится ключевым словом педагогического процесса, сущностным, глубинным понятием обучения.

Социальный заказ общества в области профессиональной подготовки выдвигает задачу развития личности обучающихся, усиления гуманистического содержания обучения, более полной реализации воспитательного, образовательного и развивающего потенциала учебного предмета применительно к индивидуальности каждого обучающегося.

Урок – гибкая форма организации обучения. Он включает разнообразное содержание, в соответствии с которым используются необходимые методы и приемы обучения. 
       На уроке организуются различные формы проведения урока, которые не только разнообразят учебный процесс, но и вызывают у обучающихся удовлетворение от самого процесса труда. 
         Нетрадиционный урок – одна из таких форм организации обучения и воспитания обучающихся. Эффективность нетрадиционных форм обучения и развития хорошо известна. Подростки охотно включаются в такие занятия, ибо нужно проявить не только свои знания, но и смекалку, творчество. 
     С помощью нетрадиционных уроков можно решить проблему дифференциации обучения, организации самостоятельной познавательной деятельности обучающихся.
         Снижение уровня знаний, обучающихся в большей степени объясняется качеством уроков: шаблоном, однообразием, формализмом, скукой. Избирая разные способы «оживления» урока производственного обучения, привлечения, обучающихся к активной работе, разнообразию форм объяснения нового материала. Разумеется, ни в коем случае нельзя отказываться от традиционного урока, как основной формы обучения и воспитания. Но придать уроку нестандартные, оригинальные приемы, необходимо для активизации мыслительной деятельности обучающихся. Это не замена старых уроков, а их дополнения и переработка, внесение оживления, разнообразия, которым повышают интерес, способствуя совершенствованию учебного процесса. На таких уроках подростки увлечены, их работоспособность повышается, результативность урока возрастает.
           Но надо заметить, что в выборе нестандартных уроков нужна мера. Обучающиеся привыкают к необычным способам работы, теряют интерес, успеваемость заметно понижается. Место нетрадиционных уроков в общей системе должно определяться самим мастером производственного обучения в зависимости от конкретной ситуации, условий содержания материала. Отмечая важность развития у учащихся интереса к избранной профессии, следует иметь в виду, что роль преподавателя специальных дисциплин не только в том, чтобы пробудить этот интерес, а в том, чтобы постоянно расширять его. Для этого необходимо:

  • систематически привлекать внимание обучающихся к возможностям изучаемой профессии;
  • поддерживать это внимание, пока оно не разовьется в интерес к профессии;
  • закреплять интерес до тех пор, пока он не проявится в деятельности учащегося;
  • направлять эту деятельность на успешное овладение профессией.

ПЛАН

проведения открытого урока

производственного обучения

  Тема: Составление инструкционно – технологических карт

 «Оштукатуривание фасадов декоративными покрытиями».

Цели урока:

Образовательная цель: области применения и технологии выполнения декоративного покрытия, применяя передовые формы организации труда в составе ученических бригад с использованием новейших технологий.

Развивающая цель:развитие познавательного интереса и мотивационного компонента на уроке, через использование информационных технологий

 Воспитательная цель: содействовать воспитанию интереса к своей профессии, активности, внимательности, самостоятельности, профессиональной компетентности и мобильности.

Тип урока: Комбинированный

Методы обучения:

СЛОВЕСНЫЙ: рассказ с элементами беседы, фронтальный   опрос, инструктаж.

НАГЛЯДНЫЙ: демонстрация слайдов, раздаточный материал.

Составление инструкционно – технологических карт

«Оштукатуривание фасадов декоративными покрытиями».

ВИДЕОМЕТОД: просмотр фильма «Декоративные покрытия – мастер класс»

Межпредметные связи: «Материаловедение», «Специальная технология»

Материально-техническое оснащение урока:

1. Наглядные пособия: презентация, учебник А.А.Ивлиев «Отделочные строительные работы», макеты, рефераты, таблица «Критерии оценок»

2. Индивидуальный раздаточный материал: информационные карты, правила техники безопасности, карточки рефлексии, карточки-задания, таблица «Технологическая последовательность выполнения операций по подготовке поверхности, набор инструментов штукатура

3.  Оборудование: ноутбук и мультимедийный проектор.

Ход урока:

1.ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ: (3минуты)

 1. Проверка явки учащихся к уроку;

   2. Осмотр внешнего вида учащихся, наличие спец. одежды

   3. Психологическая подготовка к восприятию урока

– Здравствуйте ребята! Добро пожаловать в нашу творческую мастерскую…

   4. Объяснение хода и последовательности проведения урока

Преподаватель:

– В нашей стране идет большое строительство, все больше уделяется внимание отделке и комфортности квартир, офисов и наружности фасадов. Появляются новые строительные материалы и новые технологии. Особое внимание уделяется декорированию и дизайну фасадов, его красоте.

В условиях рыночной экономики возрастает значение профессионального мастерства штукатуров.

Дорогие ребята, сегодня на уроке мы окунемся в мир декоративных решений современной отделки фасадов, используя наши знания.

И не забывайте правила нашего урока: Работать так, чтобы не мешать другим. Отвечать быстро и четко. Быть находчивым.

2. Актуализация опорных знаний: (20 минут)

2.1. Сообщение эпиграфа, темы и цели урока;

2.2. Актуализация знаний и опыта работы обучающихсяпо декоративной штукатурке.

2.3. Фронтальный опрос учащихся по изученному материалу

1. Что такое штукатурка?

2. Каково её назначение?

3. Назовите виды штукатурки. Чем они отличаются?

3.  Какие требования предъявляют к поверхностям, предназначенные для оштукатуривания?

4. Какова цель штукатурных работ?

Ответы ребят….

3. Формирование знаний, умений, навыков учащихся: 10 мин

  3.1.Раскрытие сущности формируемых на уроке профессиональных умений и их значение в предстоящей практической деятельности.

Беседа с обучающимися о способах оштукатуривание фасадов декоративными покрытиями».

-А как появилась декоративная штукатурка, откуда она родом, нам расскажет (имя докладчика).

История Декоративной штукатурки:

В мире штукатурка из гипса стала применяться около трёх тысяч лет до н. э., э. Разноцветная или, как сейчас называют, «декоративная» штукатурка использовалась для зданий и храмов, построенных на Таманском полуострове.

Вероятно, декоративная штукатурка возникла в Древней Греции. Отчасти, примерами первого использования материала допустимо считать некоторые образцы наскальной росписи. Не все рисунки пещерных людей выполнены непосредственно на камне, основа некоторых — слой раствора глины и песка, выравнивавшая поверхность и обеспечивавшая удобное наложение краски. Этот приём использовался и позже, например, для создания фресок, позже трансформировался в один из способов декорирования.

В Древнем Египте расписываемое фактурное покрытие применялось при оформлении внутреннего пространства гробниц. Швы между блоками заполнялись меловым составом с добавлением органического клея, шлифовались, декорировались рисунками, росписями или контррельефом (прорезной рельеф). В МесопотамииДревних Индии и Китае широко применялись известковые, глиняные и гипсовые растворы для придания большей декоративности грубым кирпичным и каменным стенам. Древние мастера экспериментировали с ингредиентами: добавляли вулканическую пыльвино, природные красители. В Индии существовал «Розовый город», стены зданий которого были покрыты штукатуркой с кровью в качестве пигмента.

Древнегреческий философ Теофраст первым описывает рецепты и технологию нанесения декоративной штукатурки. В состав добавлялась мраморная пыль, а поверхность после нанесения имитировала срез натурального камня, при этом, за счёт каменной муки имела большую прочность. Новый материал помог ощутимо снизить нагрузку на конструкции зданий, так как был легче облицовки из натурального камня.

Искусство Древнего Рима было эклектичным, а эклектика любит имитацию одного материала другим. Пришедшая из Греции мраморная штукатурка активно использовалась в украшении фасадовинтерьеровпатио. Отделка воспроизводила рисунок не только мраморной поверхности, но и других отделочных материалов. В отличие от каменных плит она не боялось землетрясений — частого явления в том регионе. С появлением бетона, штукатурка приобрела новый рисунок: добавлялись уже более крупные частицы, что позволило создавать выразительный рельеф. В наши дни покрытие трансформировалось в травертин и другие структурные штукатурки.

После падения Римской империи исчезает и ее культура, а вместе с ней, тяга к «украшательству» и декоративности. Интерьеры европейского Средневековья аскетичные, минималистичные, мрачные. Штукатурка становится техническим материалом: идёт на замазку щели в кладке и срубах, покрытие заполнения фахверковых стен. Максимально декоративное использование аналогично египетскому: подложка под роспись. Переработанная технология фрески (роспись темперными красками по сырой штукатурке), нашла применение в современной отделке стен и фасадов.

Во времена Возрождения искусство получает новый расцвет, становятся доступны образцы древнегреческого и древнеримского искусства, в том числе архитектуры, интерес к ним растёт. В XV веке появляется и распространяется техника сграффито. Цветная штукатурка наносятся тонкими (2-5 мм) слоями, при этом колер послойно может отличаться как незначительно, так и иметь резкий контраст. Далее рисунок процарапывается, удаляются фрагменты покрытия на нужную глубину, таким образом создаётся цветной рельефный рисунок. В период Позднего Возрождения (XIV век) архитектор Андреа Палладио занимается изучением древнеримской декоративной штукатурки, экспериментирует с рецептурой, и позже разрабатывает технологию имитации натурального камня, которая получила широкое распространение в Венеции и стала известна как «венецианская штукатурка».

Оттуда техника нанесения, постоянно развиваясь, попадает в Европу, где активно применяется в отделке дворцов и особняков в стилях бароккорокококлассицизм. По сей день можно увидеть интерьеры того времени, украшенные качественной имитацией отделки натуральным камнем (мраморяшмамалахитониксянтарь), облицовку деревянными панелями.

Современная декоративная штукатурка вобрала в себя всевозможные исторические, национальные методы нанесения и способы декорирования. Это целый класс материалов, позволяющий создать различные по внешнему виду, эксплуатационным характеристикам финишные покрытия.

2-Что такое?

Декоративная штукатурка — разновидность штукатурки, отделочный материал на основе синтетического или минерального связующего с добавлением различных наполнителей и добавок, а также само покрытие, получаемое в результате его нанесения. Декоративная штукатурка давно стала самостоятельным видом отделки стен помещений и в отличие от обычной штукатурки помимо слоёв обрызга и грунта также имеет декоративный накрывочный слой.

4. Сообщение и усвоение новых знаний: (35 мин)

4.1.Рассмотрим теперь самые популярные виды декоративной штукатурки,

Декоративные штукатурки подразделяются на следующие виды:

  • Цветная штукатурка — идеально подходит для отделки внутренних стен, дверных и оконных проёмов.
Описание: http://ntpo.com/uploads/posts/2014-03/1395315695_www.ntpo.com_2.png
Описание: http://myshtukaturka.ru/wp-content/uploads/2016/01/683363053.jpg
Описание: http://strport.ru/sites/default/files/otdelka_kirpichnogo_doma.jpg
  • Венецианская штукатурка — по своему внешнему виду напоминает настоящий мрамор.
Описание: http://diva.ua/uploads/posts/thumbs/1332573138_00003353.jpg
Описание: https://myberghoff.ru/wp-content/uploads/dekorativnaya-shtukaturka-na-kuhnyu-foto_63.jpg
  • Сграффито — вид штукатурки, получивший такое название благодаря особенностям нанесения.
Описание: http://cel-remonta.ru/wp-content/uploads/2014/12/sgraffito-xudozhestvennaya-shtukaturka.jpg
Описание: https://i2.wp.com/artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000050/pic/000124.jpg
  • Терразитовая штукатурка — подходит для отделки внутренних стен и фасадов.
Описание: https://smart-cons.ru/wp-content/uploads/2017/05/%D0%A2%D0%B5%D1%80%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B8%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F-%D1%88%D1%82%D1%83%D0%BA%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%BA%D0%B0.jpg
Описание: http://dekor-okno.ru/wp-content/uploads/2012/02/dekorativnaja-mineralnaja-shtukaturka-dlja-fasadov_8_1.jpg
Описание: http://vash-artdom.ru/files/images/vash4.jpg
Описание: http://i.ytimg.com/vi/99y9NrXqLfc/maxresdefault.jpg
Описание: http://resant.ru/images/shelkovaya-shtukaturka-kakoj-ona-bivaet-i-kak-ee-ispolzovat.jpg

Материал состоит из натуральных или синтетических волокон, минеральных наполнителей и различных декоративных добавок. Наносится пластиковым шпателем на оштукатуренные и покрытые грунтовкой или масляной краской поверхности. Имеет различные цветовые и фактурные решения, не имеет запаха, при нанесении получается бесшовное покрытие, материал эластичный и не трескается при «усадке» стен. Основной недостаток — слабая влагоустойчивость, но при обработке влагозащитным лаком можно использовать и в помещениях с повышенной влажностью (кухняванная комната и т. д.).

Преподаватель:

4.2 Сейчас мы посмотрим фильм «Декоративные покрытия – мастер класс» https://vk.com/video-144717345_456239097 (просмотр фильма)

4.3.  Преподаватель: Ребята, давайте вспомним технологическую последовательность выполнения декоративной штукатурки.

Обучающиеся называют последовательность выполнения штукатурки.

1.Подготовка поверхности (очистка от пыли и наплывов раствора)

2.Смочить поверхность

3.Нанести раствор на поверхность

4.Разравнивание и разглаживание раствора

5.Нанесение декоративного узора               

4.5. Правила безопасной работы:

-Ребята, давайте повторим правила техники безопасности при выполнении штукатурных работ: обучающиеся по одному объясняют правила ТБ.

-Работать только в спецодежде и перчатках.

-Ручки инструментов должны быть гладкими, без сколов.

-Леса и подмости устанавливают на очищенные выровненные поверхности.

-Инструменты, инвентарь и материалы располагают так, чтобы они не  

 мешали проходу рабочих.

-Не бросать инструмент под ногами, не махать, обращаться осторожно, чтобы не ранить себя и товарищей.

После окончания работ вымыть руки с мылом.

4.4 Составление инструкционно – технологических карт

 «Оштукатуривание фасадов декоративными покрытиями». (15 минут)

  Выполнив практическую работу, Вы освоите основные этапы выполнения декоративной штукатурки.

Цель работы:

научиться составлять технологическую последовательность выполнения оштукатуривания фасадов декоративными покрытиями.

Задание:

По своему усмотрению подберите тип декоративной штукатурки (декоративного покрытия) для отделки фасада здания и составьте   инструкционно — технологические карты для выполнения этой штукатурки.

Принадлежности:

бланк отчета, плакаты «Декоративные штукатурки» из серии Технология штукатурных работ, методическое пособие по выполнению практической работы, учебные пособия, компьютер, сканер и др. электронно-вычислительная техника.

Рекомендуемые информационные материалы:

модуль «Современные отделочные материалы фирмы «CAPAROL», «Современные отделочные материалы фирмы «SOFRAMAR».

Указания к работе:

1.Проанализируйте задание.

2.Обобщив полученные знания, в строгой технологической последовательности составьте простейшие инструкционно – технологические карты в виде таблиц, слайд – шоу на выполнение декоративной штукатурки.

3.Ответьте на контрольные вопросы.

4. Подготовка и предоставление отчета по практической работе (работа может быть сдана в электроном виде, как в таблице, так и в программе «Презентации Microsoft Power Point» (слайд – шоу)).

ХОД РАБОТЫ

Инструкционно — технологическая карта

«Оштукатуривание фасадов декоративными покрытиями».

Последовательность операций Инструменты, приспособления, инвентарь Технология выполнения
1 2 3
     

Контрольные вопросы

  1. Определите расход подобранного Вами декоративного материала на оштукатуривание фасада площадью (Sф) 1000 м2, 2500 м2.
  2. В чем преимущество техники нанесения подобранного Вами декоративного покрытия над классическими декоративными штукатурками?

5. Подведение итогов урока, и оценка деятельности учащихся на уроке: (5 минут)

Подведение итогов урока: выполнение учебных задач урока

1.Анализ результатов работы, вовлечь обучающихся в активное обсуждение итогов прошедшего урока

2.Объявление оценок  

3.Отметить активность и работоспособность обучающихся.

4.Предостеречь от типичных ошибок.

5. Сообщить учащимся критерии оценок

Критерии оценки результатов ответов на вопросы

1. Ответ на вопрос несет значимую информацию;

2. Ответ на вопрос четко и понятно сформулирован;

3. Ответ поддается оцениванию;

4. Ответ ориентирован на получение конкретного результата;

5. Ответ на вопрос задает уровень качества знаний;

6. Ответ на вопрос соответствует полному результату ответа на  

    поставленный вопрос и в полном объеме.

Результаты ответов должны быть:

  • понятными;
  • четко и ясно изложены;
  • оцениваемы.

Примечание:

Критерии оценки практической работы:

Задания Баллы Примечание
ИТК «Оштукатуривание фасадов декоративными покрытиями». 70  
Вопрос № 1 15  
Вопрос № 2 15  
Процент результативности (правильных ответов) Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений
балл (отметка) вербальный аналог
90 ÷ 100 5 отлично
80 ÷ 89 4 хорошо
70 ÷ 79 3 удовлетворительно
менее 70 2 не удовлетворительно

6. Подведение итогов

1. Какая работа была для тебя особенно интересной и почему?

2. Доволен ли ты своей работой?

3. Что нового ты узнал на уроке? В чем его польза?

4. Где в дальнейшем сможешь применить полученные знания?

Спасибо за активную работу на уроке.

6. Выдача домашнего задания. (1минута)

Выдать задание на дом:  

       Повторить конспект по теме, составить кроссворд «Виды декоративной штукатурки».

7.Уборка рабочих мест. (1минута)

Литература, использованная при подготовке занятия:

1. «Отделочные строительные работы» Ивлиев А.А.из-во 3. 

2. «Отделочные работы» Н.Н.Завражин, из-во «Академия» М-2011,

 3. Дылевская Т. И., Семененко С. И. Штукатурные работы (учебное пособие). – Минск: РИПО, 2010г.

 4.СНиП «Техника безопасности в строительстве»,

6.Интернет ресурсы

Литература, рекомендуемая обучающимся:

«Отделочные строительные работы» Ивлиев А.А.из-во «Академия»

Н.Н.Завражин «Отделочные работы» изд-во «Академия» 2009г.