Статья «Как научить студента слушать»


Копбаева Гульнара Куатовна

преподаватель специальных дисциплин Высший колледж новых технологий им.М.Утебаева

Много лет работая со студентами, я поняла, что важно, чтобы студент слушал, а не слышал.

Слышать и слушать — не одно и то же. Мы многое слышим, не слушая, и часто осознаем, что услышали тог или иной звук только после того, как он прекратился. Например, в тихой комнате мы можем слышать гиканье часов, однако мы редко слушаем его, иногда мы вспоминаем о часах только в тот мо­мент, когда они вдруг остановились. Умение слушать подразумевает гораздо более утонченный мыслительный процесс, чем просто умение слышать. Чтобы научиться слушать эффективно, требуются затраты времени и сил, но это — самый простой и доступный способ получения полезной информации. Он тре­бует определенной дисциплины и затрат энергии. Причем умение слушать эффективно — не врожденное, данное нам от природы, оно является при­обретаемым и его необходимо постоянно развивать.

Эффективность познавательной деятельности студента в процессе слуша­ния лекций всецело зависит от направленности его внимания. Известный рус­ский педагог Константин Дмитриевич Ушинский (1824—1870/71) назвал внимание той дверью, через которую проходит все, что входит в душу челове­ка из внешнего мира.

Чтобы прочитанная лекция осталась в душе у студента, необходимо, чтобы студент умел слушать. Работа студента на лекции — сложный процесс, сочетающий в себе три вида деятельности:

слушание, осмысливание и собственно конспектирование (запись).

Причем умение слушать один из самых важных методов. Студент, который слушал лекцию, а не слышал, запомнит данный материал.

Так, что же надо делать, чтобы студент научился слушать?

  Психологи установили, что время, которое мы посвящаем разным ви­дам коммуникации, в среднем распределяется следующим образом:

около 40% времени мы тратим на слушание,

до 35% — на разговоры,

до 16% — на чтение,

до 9% — на письмо.

  Я считаю, чтобы студент вас слушал надо начать с самого себя:

1. Это безупречный внешний вид, ведь в течении всей лекции внимание приковано именно к лектору.

2.Когда преподаватель входит в аудиторию это должна быть прямая осанка и уверенный вид.

3.Проявляйте заинтересованность, увлеченность предметом речи. Если слушатели чувствуют, что лектору проблема неинтересна, то они едва ли смогут увлечься ею. Следуйте элементарному правилу: не говорить о том, что вам совершенно безразлично. Если же обстоятельства требуют иного, то постарайтесь найти в проблеме ту «изюминку», которая сделает тему важной для вас и для слушателей

4.Следите за своей дикцией. Лекцию необходимо читать четко, ясно, выговаривая каждое слово, применяя интонацию. Если чувствуете, что аудитория заскучала, можно пошутить или сделать какой-то хлопок.

5.Демонстрируйте уверенность в сказанном вами. С первой фразы своего выступления говорите самым уверенным тоном. Если слушатели 

замечают,что лектор сам сомневается в сказанном, то они перестают прислушиваться к его мнению. Если нет полной уверенности в своих предложениях, то лучше промолчать.

6.Демонстрируйте свою образованность, информированность, эрудицию. Можно упомянуть о какой-т принципиально новой книге, идее, теории. Соблюдая чувство меры, используйте иногда иностранные термины, афоризмы,

7.Как говорил Марк Твен, если бы человек был больше приспособлен к разговору, чем к слушанию. у него было бы два языка и одно ухо. Умейте делать паузы в словах, не утомляйте студентов непрерывными монологами.

8.Необходимо усвоить науку невербальных коммуникаций.

Когда речь заходит о невербальных средствах общения, то в первую очередь вспоминают о жестах. Психологами установлено, что в процессе взаимодействия людей от 60 до 80% коммуникации осуществляется за счет невербальных средств выражения, и только 20 – 40% информации передается с помощью вербальных.

При чтении лекции необходимо помогать себе при помощи жестов. Это не означает, что необходимо резко жестикулировать, наоборот жесты должны помогать усвоению материала, а не отвлекать

  Невербальными средствами речи принято считать дыхание (речевое), голос и его модуляции, дикцию и артикулирование звуков, их сочетаний, интонации, которые   подразделяются на смысловые, связанные   со структурой предложения, и эмоциональные; тон, мелодику речи, тембр голоса, темп речи, громкость; особо рассматриваются паузы — смысловые и фразовые, психологические, артистические; наконец, средства, связанные с телодвижениями, – позы, жесты, мимика.

      Природа всех этих средств общения, как и их внешние характеристики, позволяют ранжировать их по степени произвольности и осознанности. В жизни человека, даже в интеллектуальной, сознательное и бессознательное, разум и чувство постоянно взаимодействуют.

      Положение и движения рук, особенно ладоней, пальцев, выражение лица, доброжелательное или злобное, глаза, которые выдают то, что человек подчас предпочел бы скрыть, – все это языки телодвижений.

      Интуитивные телодвижения: защитные движения и   положение рук, позы отдыха, напряжение тела в момент опасности, поза прислушивания, повышенного внимания – не лишены знаковой функции, но непроизвольны.

      Телодвижения условные, но входящие в привычку и становящиеся также интуитивными: пожимание правой руки (а не левой), кивок головой при утверждении и покачивание при отрицании, указание пальцем на что – либо, приветственное помахивание рукой и т.п.

      Невербальные паралингвистические средства не только дополняют и украшают речь, но и существенно повышают ее результативность: понимание содержания высказываний, эффективность общения, воздействие на слушателей.

  Говорящий стоит свободно, прямо; одна нога несколько выдвинута (не сильно), центр тяжести перенесен на другую ногу. О положении рук мы уже говорили. В процессе речи не обязательно и не нужно сохранять неподвижность – можно сделать шаг – другой в сторону, в другую, подойти ближе к аудитории, не рекомендуется только метаться из стороны в сторону, как маятник.

     Если вы говорите сидя, сядьте прямо, не облокачиваясь на спинку стула и не нависая над столом. Руки свободно лежат на столе или на коленях – они готовы к жесту. Одна нога немного впереди, другая отодвинута несколько назад – это позволит вам легко и красиво встать, если понадобится.

     Еще раз повторим, что не нужно вцепляться в кафедру, стол или спинку стула. Это нарушит всю область пантомимического вощения.

     Общие требования: чувствовать себя, (а следовательно, в выглядеть) нужно свободно, естественно, бодро. Но никакой расслабленности, когда голова бессильно повисает на шее, а рука вдоль тела, как у Пьеро: это пантомимика   вялости или отчаяния.

     Переходя к описанию формы и значения основных жестов, заметим, что заучивать жесты ни в коем случае нельзя: они должны быть ваши, собственные. Выявить ваши индивидуальные движения можно, если за вами кто -нибудь понаблюдает, когда вы говорите, а потом вы вместе обсудите результаты наблюдений, что полезно сделать на классном занятии. Наблюдая за поведением людей во время речи, за теми, кто выступает по телевизору (непрофессионалами), обратите особое внимание на «маньеризмы» – непроизвольные движения, мешающие слушать. Назовем самые распространенные, чтобы помочь вам обнаружить свои собственные и избавиться от них.

1) Почесывание; человек трогает себя за нос или за уши. 2) Поправляет волосы или одежду; откидывает назад голову резким движением, отбрасывает волосы со лба. 3) Подергивает плечом. 4) Комкает платок или что –нибудь, находящееся у него в руках. 5) Покачивается вперед-назад или из стороны в сторону. 6) Нервно смеется или все время улыбается. 7) Морщит нос, лоб, таращит глаза, хмурится.

     Осталось добавить, что, выходя на трибуну, внешне выигрывает тот, кто одет и причесан скромно, но не серо – желательна одна яркая, заметная деталь – она поможет привлечь внимание к говорящему, но не отвлечет от его речи.

Итак, слышать и слушать — не одно и то же. Отождествление этих двух разных умений может сформировать неверное представление о том, что умение эффективно слушать является врожденным, данным нам от природы и, следовательно, не нужно предпринимать никаких усилий по его развитию. Это опасное заблуждение может привести к пренебрежительному отношению к этому интеллектуальному умению, а в результате к искаженному пониманию и даже потере важной и необходимой информации, к сужению своих возможностей в получении образования и самообразования.

Умение слушать требует от студента владения целым набором приемов умственной деятельности, а также определенной дисциплины, затрат воли и энергии, причем важно знать, что умение слушать является приобретаемым, усваиваемым и развиваемым.

При выполнении любой деятельности, и в первую очередь учебной, человек, умеющий эффективно слушать, имеет существенные преимущества перед теми людьми, которые данными навыками не обладают.