«Развитие коммуникативных, познавательных и интеллектуальных навыков через бумагопластику», обобщение опыта работы


Савина Светлана Викторовна
Воспитатель
ГККП Детский сад №4 «Арман»

Актуальность

Целью дошкольного воспитания и обучения во все времена было воспитание всесторонне развитого ребёнка и конечно он должен быть готов к дальнейшему обучению. Но подходы к дошкольному образованию и содержание его сейчас меняются. Та система фронтального обучения, когда 20-25 детей сидят в тишине и выполняют одно задание по образцу воспитателя, устарела. В современном мире нужны не коллективы, а личности, способные принимать самостоятельные решения и изменяться вместе с миром.

Известный деятель казахской культуры, педагог и учёный Жусупбек Аймауытов в своих трудах говорил об ответственности воспитателя за воспитание ребёнка, ведь ребёнок подражает тому, что он видит, в том числе и в детском саду.

В инструктивно-методическом письме по организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольных организациях РК в 2023-2024 учебном году говорится о результате исследований: было обнаружено, что в большинстве случаев организованная деятельность детям не интересна. Если говорить о изобразительной деятельности, ребёнок, выполнив задание по образцу, приобретает только технические навыки (закрашивания, владения ножницами, раскатывания пластилина), но не творческие, не может придумать что-то своё, исправить ошибку и т.п. К тому же мы знаем, что ведущий вид детской деятельности в 2-6 лет – это конечно игра. Нам надо обучать через игру.

Ещё один принцип, на который должен ориентироваться современный воспитатель, это интеграция разных видов деятельности. Не только нарисовать, но и посчитать, исследовать, поиграть. Не только узнать про цифру «5», но и вылепить её, придумать про неё историю, поработать в команде.

Конечно совсем без образца не обойтись, мы учим детей рисовать круг (как я), вырезать треугольник (как я), прыгать на двух ногах (как я). Но всегда надо дать творческие возможности, разные варианты, чтобы готовая поделка (рисунок) приобрела свой индивидуальный вид, чтобы ребёнок легко нашёл свою работу среди двух десятков подобных и радостно закричал: «Мама, смотри, вот как я сделал!»

Все неравнодушные родители и педагоги знают о связи мелкой моторики пальцев с интеллектуальным развитием детей, в том числе и с развитием их речи. Пока не станут свободными движения пальцев, полноценного развития речи и мышления невозможно добиться. Таким образом, формирование и совершенствование мелкой моторики рук у ребёнка – это стимул развития всех психических процессов, мышления и речи.

Теоретическое обоснование опыта

В своей работе мне всегда была ближе продуктивная деятельность. Именно создавая что-то новое, ребёнок осваивает окружающий мир, реализует свои творческие способности, формирует социальные качества. Важность такой работы отмечали  А.В. Бакушинский, Л.А. Парамонова, В.С. Кузин, Б.П. Юсов, В.Б. Хозиев, Н.М. Конышева, и другие.

Именно в процессе продуктивной деятельности легко и незаметно формируются такие ценные качества личности, как самостоятельность, креативность, инициатива. Ну и конечно навыки совместной работы, взаимопомощь. Дети учатся ставить цель, реализовывать её, пользуясь доступными материалами и инструментами, обращаться за помощью к педагогу и помогать друг другу.

Но какой же продукт может создать ребёнок в 4, 5, 6 лет?  И какой материал – самый простой, доступный и разнообразный? Конечно это бумага. Тут открываются безграничные возможности для развития и творчества. В своей педагогической практике я стараюсь оптимально сочетать мыслительную и ручную работу.

Много лет я занимаюсь с детьми оригами и бумажным моделированием. Эта тема, на мой взгляд, остаётся актуальной. Моделирование из бумаги – один из видов деятельности, которые очень интересны детям, развивают точность и координацию движений и воздействуют на интеллектуальное развитие. Если посмотреть на этот вид деятельности с позиции обучения через игру и интеграции разных областей, то это просто находка.

Если говорить о том, кто же первый начал применять оригами для обучения детей, то можно вспомнить о немецком гуманисте Фридрихе Вильгельме Августе Фребеле (1792-1852). В начале 19 века он начал строить детские сады, а затем школы. Фребель очень ценил и любил природу и был против того, чтобы дети в школе заучивали всё наизусть. Его теория подхода к воспитанию и развитию личности включает в себя 4 основных компонента: свободная деятельность; творчество; участие детей в жизни общества; достаточная мышечная активность.

Фребель предлагал с ранних лет изучать с детьми основы геометрии. Но пользоваться при этом не циркулем и линейкой, как всегда было принято, а обычным листом бумаги. Он добивался внедрения оригами в программы обучения школ и детских садов. Его идеи и сейчас не утратили актуальности.  Бумагопластика, и в частности оригами, очень полезна для развития детей потому, что эти занятия заставляют активно работать одновременно правое и левое полушария головного мозга, так как требуют контроля за  движения обеих рук.

Многие считают, что бумага – это пустое времяпровождение, собирание интересных поделок, но оригами, как наука, способна на гораздо большее, чем кажется со стороны.

В процессе конструирования из бумаги мы неосознанно знакомимся с различными геометрическими фигурами: треугольником, прямоугольником, квадратом, трапецией и т. д, мы легко учимся действовать разными способами с обычным листом бумаги, делим целое на части и объединяем обратно, развиваем терпение и целеустремлённость, контролируем свои эмоции, учимся математике и геометрии.

Такая работа планируется с учётом возраста и интересов детей, уровня их навыков в данный момент, умения работать вместе. Всегда можно изменять, индивидуализировать учебный процесс: старшим и сильным детям дать работу сложнее или предложить помочь другим; тем, кому трудно, предложить работу проще. Даже неудачную поделку можно обыграть, предложить какой-то выход (у твоей птички крылышки короткие, может быть это маленький птенчик…). Таким образом ребёнок избавится от страха перед трудностями в будущем и сохранит веру в себя.