Технология управления качеством профессионального образования


Орынбаев Бахтияр Комекович
преподаватель математики и экономики
Екибастузский колледж инженерно-технического института имени академика Сатпаева

Принципиально новые политические и социально-экономические условия выдвигают иные требования к подготовке специалистов на всех уровнях технического и профессионального образования. Предстоит снять ключевое противоречие между ожиданиями общества – заказчиков и потребителей образовательных услуг – и реальными результатами.
Это не оценка результатов и достижения на разных уровнях. Главное в другом – в повышении конкурентоспособности наших выпускников на рынке труда, безболезненная их социализация, способность обеспечить достойный уровень жизни себе и своей семье. Именно этими показателями оценивается сегодня профессиональное образование.
Установлено, что, даже имея квалифицированные кадры, современную материально-техническую базу, хорошо отлаженную организацию работ, нельзя рассчитывать на выпуск конкурентоспособных специалистов без внедрения технологии управления качеством.
Возникла проблема управления качеством образования. Это обусловлено рядом сопутствующих факторов, а именно:

  • необходимостью соотнесения целевых установок развития образовательного учреждения с государственной образовательной политикой, одной из доминант которой стал курс на создание государственной системы качества образования и уровень государственной оценки качества образования.
  • высоким уровнем разработанности категорий «качество», «управление качеством» во многих отраслях научного знания и принципиальной возможностью их перенесения в педагогическую теорию и практику в целях уточнения дефиниций, употребляющихся в разрезе частных подходов и традиционных парадигм образовательных исследований;
  • интеграцией наук о человеке, социальных системах, возможностью применения в педагогике достижений теории управления, системологии и других наук в целях углубления процесса познания;
  • соотнесения целевых установок развития образовательного учреждения с государственной образовательной политикой, одной из доминант которой стал курс на создание государственной системы качества образования и уровень государственной оценки качества образования;
  • диагностическим, достоверным подходом в оценке качества образования с учетом конечных результатов.

Основу концепции развития колледжа составляют четыре основных положения, которые, на наш взгляд, и влияют на качество профессиональной подготовки.
Первое концептуальное положение связано с формирующейся в современной философии методологией многомерного подхода, означающей переход к принципиально новой парадигме мышления – многомерности.

Систему управления качеством образования в колледже можно охарактеризовать следующим образом:

  • во-первых, управление качеством осуществляется через реализацию совокупности целевых программ и подпрограмм, затрагивающих все сферы деятельности колледжа;
  • во-вторых, эволюционный путь развития колледжа и методы управления  качеством вписаны в действующую систему управления;
  • в-третьих, система управления выступает как функциональное, систематическое слежение за изменяющимися показателями качества образования.

Основные цели системы управления качеством:

  • повышение качества подготовки профессионально и социально компетентного специалиста с учетом социально-экономических условий региона, потребностей рынка труда и самой личности;
  • обеспечение высокой степени гибкости и вариативности образовательных программ;
  • создание системы подбора, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров, способных решать задачи повышения качества образования;
  • внедрение новых образовательных технологий.

Все структурные подразделения взаимосвязаны, органично соподчинены. Данная структурная модель целостная, каждый из ее компонентов реализует определенную функцию:
– информационно-аналитическую;

– мотивационно-целевую;

  • планово-прогностическую;
  • организационно-исполнительскую;
  • контрольно-диагностическую;

регулятивно-коррекционную.
При выполнении управленческих функций происходит зарождение новых качеств в управлении деятельности (самообследование, самоаттестация, самоконтроль и т.д.).
Поскольку качество формируется в процессе обучения студентов, то технологию управления можно представить как систему взаимодействующих процессов на различных управленческих уровнях: руководитель – педагогический коллектив, руководитель – студенческий коллектив, руководитель – педагог, педагог – педагог, педагог – студент.
В основе управления процессами лежит «качество образования».

Управление качеством связано прежде всего с маркетингом образовательных услуг (анализ потребности в специалистах, организация и проведение профориентационной работы, работа подготовительных курсов и т.д.). Управление качеством связано также со стандартизацией, поскольку основной его нормативной базой являются стандарты.
Управление качеством не может осуществляться без соответственного материально-технического и информационного обеспечения образовательного процесса, поэтому много внимания уделено оснащению кабинетов, но у нас это дело движется медленно.
Процесс обучения и воспитания, или образовательный процесс, включает в себя проведение учебных, лабораторных и самостоятельных работ по разработанным программам и технологиям. Контроль качества как процесс осуществляется с помощью конкретных методов контроля знаний обучающихся. Под контролем качества понимается управление качеством ресурсов (качество входа) – управление качеством технологии – управление качеством результатов (качество выхода). Внедрение технологии управления качеством образования способствует повышению эффективности и жизнеспособности образовательного учреждения посредством планируемых изменений в процессы, протекающие в нем. Можно выделить следующие положительные моменты технологии:

– образовательное учреждение приспосабливается (становится адекватным) к новым целям, планируемым результатам, как этого требуют быстрые изменения условий окружения;
– руководство и педагогический коллектив образовательного учреждения осуществляют сотрудничество и управляют изменениями, предотвращая их разрушительные воздействия на самообразовательное учреждение;

– происходит конструктивное разрешение противоречий на фоне самоусовершенствования образовательного учреждения;

– осуществляется планирование и управление изменениями;

– обеспечивается устойчивость, целостность, динамичность, гибкость, открытость образовательной системы;

– оценивается качество работы и контроля, выявляются слабые моменты деятельности колледжа;
– вырабатываются объективные критерии оценки работы и отслеживания динамики развития учебного заведения.

Прагматическим моментом внедрения технологии управления выступает постоянная готовность образовательного учреждения к оперативному предоставлению самой разнообразной информации, а также к аттестации и государственной аккредитации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *