Урок русского языка 5 класс “Двойная роль букв е, ё, ю, я”


Скрипова Галина Николаевна, ЗДВР КГУ “Школа гимназия №35” г.Экибастуз

Цель деятельности учителя: Актуализировать и восстановить знания о двойной роли букв е, ё, ю, я; развивать навыки определения фонетических позиций, в кото­рых буквы е, ё, ю, я обозначают один или два звука.

Планируемые образова­тельные результаты: знать звуковое значение букв е, ё, ю, я в разных фонетических по­зициях; уметь различать звуковое значение букв е, ё, ю, я в разных фонетических позициях, объяснять, почему в русском языке 6 гласных звуков и 10 букв, их обозначающих.

 

 

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: проблемно-исследовательский.

 

Ресурсы:  Раздаточные карточки с  заданиями, теоретическая тетрадь, листы оценивания, учебник маркеры,  стикеры.

 

План урока.

 

  1. I. Разминка. Создание коллаборативной среды. «Дерево понятий»

 

  1. II. Ориентировочно-мотивированный этап. Актуализация знаний учащихся, определение целей и задач урока. Мотивация.

III. Проблемно-поисковый этап:

Определение темы и цели исследования.

Выдвижение рабочей гипотезы. Подтверждение гипотезы. Работа в группах по выполнению практической работы  «Двойная роль букв е, ё, ю, я»

 

  1. IV. Презентация полученных результатов. Устный монологический рассказ представителей каждой группы – отчет о выполнении заданий с использованием материалов практической работы, демонстрационных таблиц.

 

  1. V. Выполнение тестовых заданий, самоконтроль.

 

V I. Подведение итогов урока учителем. Домашнее задание.

 

Ход урока

 

  1. Разминка. Создание коллаборативной среды. Упражнение «Я дарю тебе свою улыбку».

 Учитель:  Ребята,  напишите на стикерах, что вы ожидаете от урока сегодня и наклейте на «Дерево понятий».

 

  1. II. Ориентировочно-мотивированный этап. Актуализация знаний учащихся, определение целей и задач урока. Мотивация.

 

1.«Мозговой штурм». Работа в парах.

Учитель: Вспомните и расскажите друг другу все, что вы изучили по теме «Фонетика».

2.Цифровой диктант. Да-1. Нет-0.

1.Фонетика – это наука о словарном составе языка. 0

  1. Гласные звуки  – это звуки полностью, состоящие из голоса. 1
    3.Органами речи являются сердце, желудок.  0
  2. Звонкие согласные –  это звуки, состоящие из голоса и шума. 1
  3. Согласные звуки могут быть ударными и безударными. 0

6.Алфавит – это буквы, расположенные в определенном порядке. 1

  1. В русском алфавите 33 звука. 0
  2. Сильная позиция, когда гласные звуки в ударном слоге произносятся отчетливо. 1
  3. Гласные звуки могут твердыми и мягкими.  0
  4. Буква-это графические знаки для обозначения звуков на письме. 1

Ключ. 0101010101

Критерии.

9-10 –  «5»  ,  6-8  –  «4»,  5-4 –«3»,  ниже 5 –«2»

 

Учитель: Оцените результаты друг друга. Занесите ответы в оценочный  лист.

 

 

 

  1. Проблемно – поисковый этап.

 

Учитель: Итак, мы продолжаем с вами изучать удивительный мир фонетики русского языка, мир звуков.

Сегодня мы будем работать с необычными, удивительными  буквами в русском языке: е, ё, ю, я.

Как вы думаете,  в чем заключается необычность этих букв?

Оригинальность их в том, что они могут выполнять  двойную роль: обозначать один или два звука. Запишите тему урока. Двойная роль букв е, ё, ю, я.

(Пада­ют,  землю;  блестящим, инеем;  тени;  я,  мягким).

Учитель: Нам сейчас необ­ходимо решить важную задачу. Подумайте и сформулируйте,  какую задачу мы будем решать на уроке? Всегда ли эти буквы обозначают два звука? В каких случаях один?

В ходе обсуждения учитель записывает на доске, а учащиеся – в тетрадях.

Задача:

Определить фонетические пози­ции, при которых буквы е, ё, ю, я будут обозначать один звук или два.

 

Учитель организует работу групп учащихся. Группы получают задания составить постер, используя материалы учебника  «Двойная роль букв е, ё, ю, я».

 

Один звук [Э, О, У, А] Два звука [Й] + [Э, О, У, А]
После согласных

мЁд [м’От] лЮк [л’^к] нЯнЯ [н’Ан’А] лЕс [л’Эс]

1. В начале слова

Ёж [Й’Ош] Ель [Й’Эл’] Юг [Й’Ук] Яд [Й’Ат]

2. После разделительных Ь и Ь

шьЮ [шЙ’У] льЁт [л’Й’От] объ ЯтьЯ [обЙ’Ат’Й’А]

3. После гласного

маЯк [маЙ’Ак] твоЁ [тваЙ’О] каЮта

 

 

[каЙ’Ута]

 

Прием «Карусель». Учащиеся передают постеры по часовой стрелке. Каждая группа оценивает работу предыдущей группы (ставит звезду) и вносит  свои дополнения.

III. Этап рефлексии.

Учащиеся озвучивают результаты, представляют свои постеры.

Физминутка

Проверка усвоения материала.

Тест.

1.Указать слово, в котором буква Ё дает два звука.

а) мёл; б) ёжик; в) щётка

2.Указать слово, в котором буква Я дает 1 звук.

а) якорь; б) светлая; в) мята

3.Укажите, в каком слове звуков больше, чем букв.

а) съёмка; б) тёрка; в) приём

4.Укажите, в каком слове звуков больше, чем букв.

а) ель; б) если; в) въезд

5.В каком слове звуков меньше, чем букв?

а) город; б) скользкий; в) трое

6.Сколько звуков в слове разъяснить?

а) 8 б) 9 в) 10

7.В каком слове стоят рядом 2 гласных звука?

а) проехать; б) фиолетовый; в) лает

В каком слове есть звук [й]?

а) позёмка; б) каёмка; в) осина

Правильные ответы
1. б) ёжик
2. в) мята
3. в) терка
4. б) скользкий
5. б) 9
6. б) фиолетовый
7. б) каёмка
“5” – 7 баллов.

“4” – 5 – 6 баллов.

“3” – 4 балла.

 

Лидеры групп работают над составлением ключа к тестам и  после выполнения теста учащимися возвращаются в группы и оценивают  работы членов группы.

Заключительная беседа. Подведение итогов. Учащиеся заполняют оценочные листы. Выводят итоговую оценку.

Учитель. Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился – смайлик с улыбающимся лицом, нет – смайлик с грустным лицом.

Домашнее задание:

А) упражнение    в учебнике №

В) Сочините сказку о буквах-артистках е, ё, ю, я  «Эти удивительные буквы…..»

 

 

Оценочный лист

Ф.И. ученика Цифровой

диктант

Составление постера Тест Кол-во баллов J -5  K – 4  L -3
           
           
           
           
           
           

                                                                                                 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *