Урок русского языка 5 класс “Двойная роль букв е, ё, ю, я”
Скрипова Галина Николаевна, ЗДВР КГУ “Школа гимназия №35” г.Экибастуз
Цель деятельности учителя: Актуализировать и восстановить знания о двойной роли букв е, ё, ю, я; развивать навыки определения фонетических позиций, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают один или два звука.
Планируемые образовательные результаты: знать звуковое значение букв е, ё, ю, я в разных фонетических позициях; уметь различать звуковое значение букв е, ё, ю, я в разных фонетических позициях, объяснять, почему в русском языке 6 гласных звуков и 10 букв, их обозначающих.
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: проблемно-исследовательский.
Ресурсы: Раздаточные карточки с заданиями, теоретическая тетрадь, листы оценивания, учебник маркеры, стикеры.
План урока.
- I. Разминка. Создание коллаборативной среды. «Дерево понятий»
- II. Ориентировочно-мотивированный этап. Актуализация знаний учащихся, определение целей и задач урока. Мотивация.
III. Проблемно-поисковый этап:
Определение темы и цели исследования.
Выдвижение рабочей гипотезы. Подтверждение гипотезы. Работа в группах по выполнению практической работы «Двойная роль букв е, ё, ю, я»
- IV. Презентация полученных результатов. Устный монологический рассказ представителей каждой группы – отчет о выполнении заданий с использованием материалов практической работы, демонстрационных таблиц.
- V. Выполнение тестовых заданий, самоконтроль.
V I. Подведение итогов урока учителем. Домашнее задание.
Ход урока
- Разминка. Создание коллаборативной среды. Упражнение «Я дарю тебе свою улыбку».
Учитель: Ребята, напишите на стикерах, что вы ожидаете от урока сегодня и наклейте на «Дерево понятий».
- II. Ориентировочно-мотивированный этап. Актуализация знаний учащихся, определение целей и задач урока. Мотивация.
1.«Мозговой штурм». Работа в парах.
Учитель: Вспомните и расскажите друг другу все, что вы изучили по теме «Фонетика».
2.Цифровой диктант. Да-1. Нет-0.
1.Фонетика – это наука о словарном составе языка. 0
- Гласные звуки – это звуки полностью, состоящие из голоса. 1
3.Органами речи являются сердце, желудок. 0 - Звонкие согласные – это звуки, состоящие из голоса и шума. 1
- Согласные звуки могут быть ударными и безударными. 0
6.Алфавит – это буквы, расположенные в определенном порядке. 1
- В русском алфавите 33 звука. 0
- Сильная позиция, когда гласные звуки в ударном слоге произносятся отчетливо. 1
- Гласные звуки могут твердыми и мягкими. 0
- Буква-это графические знаки для обозначения звуков на письме. 1
Ключ. 0101010101
Критерии.
9-10 – «5» , 6-8 – «4», 5-4 –«3», ниже 5 –«2»
Учитель: Оцените результаты друг друга. Занесите ответы в оценочный лист.
- Проблемно – поисковый этап.
Учитель: Итак, мы продолжаем с вами изучать удивительный мир фонетики русского языка, мир звуков.
Сегодня мы будем работать с необычными, удивительными буквами в русском языке: е, ё, ю, я.
Как вы думаете, в чем заключается необычность этих букв?
Оригинальность их в том, что они могут выполнять двойную роль: обозначать один или два звука. Запишите тему урока. Двойная роль букв е, ё, ю, я.
(Падают, землю; блестящим, инеем; тени; я, мягким).
Учитель: Нам сейчас необходимо решить важную задачу. Подумайте и сформулируйте, какую задачу мы будем решать на уроке? Всегда ли эти буквы обозначают два звука? В каких случаях один?
В ходе обсуждения учитель записывает на доске, а учащиеся – в тетрадях.
Задача:
Определить фонетические позиции, при которых буквы е, ё, ю, я будут обозначать один звук или два.
Учитель организует работу групп учащихся. Группы получают задания составить постер, используя материалы учебника «Двойная роль букв е, ё, ю, я».
Один звук [Э, О, У, А] | Два звука [Й] + [Э, О, У, А] |
После согласных
мЁд [м’От] лЮк [л’^к] нЯнЯ [н’Ан’А] лЕс [л’Эс] |
1. В начале слова
Ёж [Й’Ош] Ель [Й’Эл’] Юг [Й’Ук] Яд [Й’Ат] 2. После разделительных Ь и Ь шьЮ [шЙ’У] льЁт [л’Й’От] объ ЯтьЯ [обЙ’Ат’Й’А] 3. После гласного маЯк [маЙ’Ак] твоЁ [тваЙ’О] каЮта
[каЙ’Ута] |
Прием «Карусель». Учащиеся передают постеры по часовой стрелке. Каждая группа оценивает работу предыдущей группы (ставит звезду) и вносит свои дополнения.
III. Этап рефлексии.
Учащиеся озвучивают результаты, представляют свои постеры.
Физминутка
Проверка усвоения материала.
Тест.
1.Указать слово, в котором буква Ё дает два звука.
а) мёл; б) ёжик; в) щётка
2.Указать слово, в котором буква Я дает 1 звук.
а) якорь; б) светлая; в) мята
3.Укажите, в каком слове звуков больше, чем букв.
а) съёмка; б) тёрка; в) приём
4.Укажите, в каком слове звуков больше, чем букв.
а) ель; б) если; в) въезд
5.В каком слове звуков меньше, чем букв?
а) город; б) скользкий; в) трое
6.Сколько звуков в слове разъяснить?
а) 8 б) 9 в) 10
7.В каком слове стоят рядом 2 гласных звука?
а) проехать; б) фиолетовый; в) лает
В каком слове есть звук [й]?
а) позёмка; б) каёмка; в) осина
Правильные ответы |
1. б) ёжик |
2. в) мята |
3. в) терка |
4. б) скользкий |
5. б) 9 |
6. б) фиолетовый |
7. б) каёмка |
“5” – 7 баллов.
“4” – 5 – 6 баллов. “3” – 4 балла. |
Лидеры групп работают над составлением ключа к тестам и после выполнения теста учащимися возвращаются в группы и оценивают работы членов группы.
Заключительная беседа. Подведение итогов. Учащиеся заполняют оценочные листы. Выводят итоговую оценку.
Учитель. Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился – смайлик с улыбающимся лицом, нет – смайлик с грустным лицом.
Домашнее задание:
А) упражнение в учебнике №
В) Сочините сказку о буквах-артистках е, ё, ю, я «Эти удивительные буквы…..»
Оценочный лист
Ф.И. ученика | Цифровой
диктант |
Составление постера | Тест | Кол-во баллов | J -5 K – 4 L -3 |