ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА И ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН


Можанина Наталья Евгеньевна

Преподаватель спец.дисциплин,

магистр технических наук

Абайский многопрофильный колледж,

Карагандинская обл., с. Агрогородок

Директор колледжа

Егишев Бекежан Кабиденович.

Аннотация

Одним из приоритетных направлений  процесса  информатизации  современного  общества является информатизация образования.  Повсеместное использование информационных ресурсов, являющихся  продуктом интеллектуальной    деятельности    наиболее     квалифицированной     части трудоспособного населения общества, определяет  необходимость  подготовки  в подрастающем  поколении  творчески  активного  резерва.  По   этой   причине становится  актуальной   написание данной статьи.

 

Известно, что образование  –  один  из  главных  институтов  социализации личности. Главная цель образования – формирование свободной, ответственной, гуманной  личности,  способной  к  дальнейшему  саморазвитию.   Образованный человек, легко ориентирующийся в изменяющемся обществе,  быстро  осваивающий новые  сферы  деятельности,  обладающий   высоким   уровнем   толерантности, способный  проанализировать   любую   ситуацию,   оценить   ее   и   принять соответствующее решение – это гражданин открытого общества.

Использование новых  информационных  технологий  в  учебно-воспитательном процессе  позволяет   педагогам   реализовать   свои   педагогические   идеи, представить их вниманию коллег и получить  оперативный  отклик,  а  учащимся дает  возможность  самостоятельно  выбирать  образовательную  траекторию   – последовательность и темп изучения  тем,  систему  тренировочных  заданий  и задач,  способы  контроля  знаний. Так  реализуется  важнейшее   требование современного образования – выработка у субъектов  образовательного  процесса индивидуального стиля деятельности, культуры самоопределения, происходит  их личностное развитие. Современный  период  развития  цивилизованного   общества   характеризует процесс информатизации.

Информатизация общества — это глобальный социальный процесс,  особенность которого  состоит  в  том,  что  доминирующим  видом  деятельности  в  сфере общественного производства является сбор, накопление,  обработка,  хранение, передача и использование информации, осуществляемые  на  основе  современных средств вычислительной  техники,  а  также  на  базе  разнообразных  средств информационного обмена.

Информатизация общества обеспечивает:

– активное  использование  постоянно  расширяющегося  интеллектуального потенциала общества, сконцентрированного в печатном фонде, и  научной,производственной и других видах деятельности его членов,

– интеграцию информационных технологий  с  научными,  производственными,инициирующую   развитие   всех   сфер   общественного    производства,интеллектуализацию трудовой деятельности;

-высокий уровень информационного обслуживания, доступность любого члена общества   к   источникам   достоверной    информации,    визуализацию представляемой информации, существенность используемых данных.

Одним из приоритетных направлений  процесса  информатизации  современного  общества является информатизация образования.

Повсеместное использование информационных ресурсов, являющихся  продуктом интеллектуальной    деятельности    наиболее     квалифицированной     части трудоспособного населения общества, определяет  необходимость  подготовки  в подрастающем  поколении  творчески  активного  резерва.  По   этой   причине становится  актуальной  разработка  определенных  методических  подходов   к использованию средств новых информационных технологий (СНИТ) для  реализации идей развивающего обучения, развития личности обучаемого. В  частности,  для развития творческого потенциала индивида, формирования у  обучаемого  умения осуществлять прогнозирование результатов своей  деятельности,  разрабатывать стратегию поиска путей  и  методов  решения  задач  —  как  учебных,  так  и практических.

Особого  внимания  заслуживает  описание  уникальных  возможностей  СНИТ, реализация которых создает предпосылки для небывалой  в  истории  педагогики интенсификации  образовательного  процесса,  а   также   создания методик, ориентированных на развитие личности обучаемого. Вот эти возможности:

– незамедлительная обратная связь между пользователем и СНИТ;

–  компьютерная  визуализация  учебной  информации   об   объектах   или закономерностях процессов, явлений, как  реально  протекающих,  так  и “виртуальных”;

– архивное хранение достаточно больших объемов информации с возможностью ее передачи, а  также  легкого  доступа  и  обращения  пользователя  к центральному банку данных;

–   автоматизация   процессов   вычислительной   информационно—поисковой деятельности, а также обработки результатов  учебного  эксперимента  с возможностью   многократного   повторения   фрагмента    или    самого эксперимента;

– автоматизация  процессов   информационно-методического   обеспечения,организационного  управления  учебной  деятельностью  и  контроля   за результатами усвоения.

Из  всего  многообразия  педагогических  применений  СНИТ  особо  следует выделить использование  программных  средств  (ПС)  в  связи  с  их  широкой популярностью в практике образовательного процесса. Несмотря на  многолетний опыт использования разнообразных типов ПС в учебных целях, их  потенциальные возможности  остаются  неисчерпанными.

Причиной  этого  является   как   не разработанность теоретических основ, раскрывающих целесообразность  создания и применения ПС в целях обучения, так и отсутствие четкой классификации  или типологии, комплекса требований, предъявляемых к ним.

Использование возможностей компьютерного моделирования, включение средств наглядности, разнообразных  средств  ведения  диалога  намного  повысило  бы эффективность  использования   ПС,   предназначенных   для   организации   и проведения лабораторных  или  практических  работ,  расширило  бы  сферу  их применения за счет возможности осуществления с их помощью  экспериментально- исследовательской деятельности.

Переход современного общества  к  информационной  эпохе  своего  развития выдвигает в  качестве  одной  из  основных  задач,  стоящих  перед  системой  образования, задачу  формирования  основ  информационной  культуры  будущего  специалиста.

В  современных  условиях  требуется  подготовить  учащегося  к   быстрому восприятию и обработке  поступающей  информации,  успешно  ее  отображать  и использовать. Конечным результатом  внедрения  информационных  технологий  в процесс  образования.

Педагогическая  целесообразность  использования  компьютера   в   учебном процессе определяется педагогическими целями,  достижение  которых  возможно только с помощью компьютера, т.е. благодаря его возможностям.

 

Выводы:

Современные информационные технологии в образовании использование  данных педагогических программных средств в обучении дает возможность:

1)  индивидуализировать  и  дифференцировать  процесс  обучения  за  счет возможности изучения с индивидуальной скоростью усвоения материала;

2) осуществлять контроль с  обратной  связью,  с  диагностикой  ошибок  и оценкой результатов учебной деятельности;

3) осуществлять самоконтроль и самокоррекцию;

4) осуществлять тренировку  в  процессе  усвоения  учебного  материала  и самоподготовку учащихся;

5) визуализировать учебную информацию с помощью наглядного  представления на экране ЭВМ данного процесса, в том числе скрытого в реальном мире;

6) формировать культуру учебной деятельности обучаемого и обучающего

Перечисленные выше возможности  меняют  структуру  традиционной  субъект- объектной  педагогики,  в  которой  учащемуся   как   к   субъекту   учебной деятельности,  как  к  личности,  стремящейся  к   самореализации .   А виртуализация  некоторых  процессов   с   использованием   анимации   служит формированию у учащегося наглядно-образного мышления  и  более  эффективному усвоению учебного материала.

 

Литература:

  1. Концепция использования новых информационных технологий в организационно-методическом обеспечении учебного заведения / Российский Центр информатизации образования – М., 1992.
  2. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании. – М.:Школа-Пресс, 1994.
  3. Куприенко В.Д., Мещерин И.В. Педагогические программные средства: Методические рекомендации для разработчиков ППС. / Омский ГПИ им. А.М. Горького. – Омск, 1991.

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *