Доклад “ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ – ФУНДАМЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ”


                                                                           СКО.   г. Петропавловск

                                                                           КГУ «Средняя школа № 42»

                                                                           Елеусизова Майра Ашимовна

                                                                           учитель начальных классов

                                                                           Директор:  Шалахаев Бекайдар Жылкайдарович

Бұл баяндамада мен мұғалімнің дайындығын оның кәсіби дамуының қалануы ретінде саралап, дәлелдедім. Менің ойымша, педагогтің кәсіби дамуының қалануы ұстаздың педагогикалық қызметінің ең жоғары дәрежеде тиімді орындалуы жатады, ал нақтырақ айтсақ, оқыту, дамытушылық, тәрбиелік, диагностикалық, түзетулік, өзіндік білімін көтеру және  тағы басқалары.

Басты сөздер: кәсібилік, өздігінен білім алу, өзін-өзі жетілдіру, өзін-өзі дамыту, кәсіптік білім беру, кәсіби дағдылар, рефлексиялық қабілеттілік.

Have alysed and based that teacher’s training is the foundation of professional development. To my mind the foundation of teacher’s professional development uncludes the realization of pedagogical activity with high results namely educational, creative, diagnostic, corrective and self-educational.

Keywords: professionalism, self-education, self-perfection, self-development, professional education, professional skills, ability to reflexion.

 

Изменения в социально-экономической и культурной сферах жизни общества предъявляют сегодня серьезные требования к личности педагога. Согласно прогнозам футурологов, для решения актуальных проблем школьного образования в XXI веке нужен учитель-мастер педагогического труда, высококвалифицированный, высококомпетентный в психолого-педагогической и собственно предметной области, способный к творческому продуктивному труду.

А.С. Макаренко утверждал, что педагогическое мастерство не является свойством лишь талантливых людей. Педагог достигает мастерства через несколько лет работы. Ускорить процесс достижения педагогического мастерства возможно лишь при правильном выборе будущего педагога своей профессии, научно обоснованный отбор претендентов на педагогическую работу, а также овладение системой необходимых знаний, навыков, умений, формирование профессионально важных качеств, способностей и готовности к  педагогической деятельности.

Концепция Непрерывного Педагогического Образования Республики Казахстан обращает внимание на педагога новой формации: духовно развитую, творческую личность, обладающую способностью к рефлексии, профессиональными навыками, педагогическим даром и стремлением к новому, мотивацией к дальнейшему росту и развитию своей личности.

Главной отличительной чертой современного мира являются высокие темпы обновления научных знаний, технологий и технологических систем, применяемые не только на производстве,  в быту, сфере досуга человека, но и в образовании. Поэтому перед современными педагогами стоят, не простые  задачи – учить личность, начиная со ступеней начального общего образования, постоянно самостоятельно обновлять те знания и навыки, которые обеспечивают ее успешную учебную и внеучебную деятельность, совершать в будущем обоснованный выбор своего жизненного пути, добиваться успеха.

О профессионализме можно говорить с точки зрения стандарта его составляющих, обязательных компонентов профессионализма, в сущностном плане, характеризующих понятие «профессионализм учителя». Приоритетов между отдельными компонентами профессионализма можно выявить великое множество. При этом исходными позициями в оценке профессионализма могут стать разные подходы. Опыт показывает, что на практике многие педагоги руководствуются достаточно субъективными мерками в оценке профессионализма. Понятно, что в условиях разворачивающейся в нашем образовании вариативности разного уровня систем обучения, программ и учебников, технологий подобный механизм определения качества урока не уместен. Ведь порой один и тот же прием, очень полезный в одной технологии, может принести вред в системе другого обучения…

Профессионализм педагога включает в себя эффективное с высокой результативностью выполнение педагогической деятельности, а именно, обучающей, развивающей воспитательной, диагностической, коррекционной, самообразовательной и др. Самообразование учителя является неотъемлемой частью современного образования и образовательного общества, необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Это естественный путь профессионального совершенствования.

Понятие «самообразование» учителя профессиональное в педагогической литературе определяется как многокомпонентная личностно и профессионально значимая самостоятельная познавательная деятельность учителя, включающая в себя общеобразовательное, предметное, психолого-педагогическое и методическое самообразование. Самообразование способствует формированию индивидуального стиля профессиональной деятельности, помогает осмыслению педагогического опыта и собственной самостоятельной деятельности, является средством самопознания и самосовершенствования.

Все, что у нас есть Сегодня и чего мы добьемся Завтра, зависит от нас самих, от умения каждого человека работать творчески, от высокой сознательности, профессионального мастерства, чувства ответственности, дисциплины и общественного долга. Сегодня многим учителям и окружению учителя стало ясно, что быть профессиональным педагогом, – значит быть постоянно начинающим педагогом.

Труд учителя отличается высокой мобильностью, исключительной сложностью и многогранностью, требует от него глубоких и разносторонних научных и профессиональных знаний, умений и навыков. Если педагог не работает над собой, усвоенные им теоретические знания быстро забываются, а личные суждения становятся поверхностными и не отражают объективных свойств, явлений и фактов сложной педагогической действительности. Специфика педагогической деятельности такова, что для ее эффективности учитель должен владеть знанием собственного предмета, методиками его преподавания, психологией и педагогикой, иметь общий высокий уровень культуры, знать приемы риторики, основы мониторинга, обладать большой эрудицией и т.д. Без перечисленных навыков учитель не может эффективно учить и воспитывать.

Учительская профессия требует постоянного самосовершенствования, саморазвития как профессиональных, так и личностных качеств. Исследования ученых-педагогов показывают, что для овладения педагогической профессией одних ЗУН недостаточно, нужны еще и профессиональные способности, наличие которых ускоряет процесс профессиональной подготовки и служит надежным фундаментом педагогического мастерства.

Особое значение для профессионального развития имеет способность педагога к рефлексии. Педагогическая рефлексия в деятельности – это процесс последовательных действий от затруднения (сомнения) к его обсуждению с самим собой и к поиску выхода из него. Рефлексия — комплексная мыслительная способность к постоянному анализу и оценке каждого шага профессиональной деятельности. С помощью рефлексивных способностей, которые включают в себя ряд основных интеллектуальных умений, можно управлять собственной профессиональной деятельностью в условиях неопределенности. Взятые вместе эти «ключевые умения» составляют своеобразную рефлексивную технологию, при помощи которой и совершенствуется профессиональный опыт учителя.

Совершенствование качества обучения и воспитания в средней школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования учителя. В нынешних социально-экономических условиях самообразование оказывается одним из наиболее эффективных путей включения в общественную жизнь самых различных групп общества. Самообразование является, чуть ли не единственным способом компенсации недостаточных возможностей профессионального роста. Ключевой становится идея, что образование важно не только как средство индивидуального развития, но и как фактор качественного изменения общественной жизни.

Целью самообразовательной деятельности учителя является профессионализм. Существует множество трактовок понятия профессионализма. И от того, как мы понимаем профессионализм, в зависимости от определения профессионализма, принятого нами, его структуры, главных составляющих строятся пути его формирования, а, следовательно, и направления, содержание самообразования учителя. Остановлюсь на определении, предлагаемом Рябовой Е.В.

Профессионализм – это интегральная личностная характеристика человека, который на высоком уровне овладел нормами профессиональной деятельности и профессионального общения, следует профессиональным ценностным ориентациям, соблюдает профессиональную этику, развивает свою личность средствами профессии, стремится вызвать интерес общества к результатам своей профессии, гибко учитывает новые запросы общества к профессии.

В целом в основу профессионального образования педагога должны быть положены системный, личностно-ориентированный, деятельностный, индивидуально-творческий подходы, позволяющие преодолеть ограниченность традиционной массовой репродуктивно-обезличенной подготовки.

Основой профессионализма учителя (особенно учителя начальных классов) на современном этапе является, на наш взгляд, его умение и готовность принятия других людей, в частности, учеников такими, каковы они есть, с их индивидуальными особенностями, умение обучать их, не давая категоричных оценок этим особенностям. Данное требование к личности учителя необходимо, прежде всего, для реализации и развития провозглашенной в отечественной системе образования идеи гуманизации. Это требование должно быть дополнено дифференцированным подходом, а также выбором соответствующего стиля взаимодействия педагогов с учащимися. Неслучайно, целый ряд исследований и психолого-педагогических публикаций последних лет посвящено личным качествам учителя. Например, книга Е.И. Рогова «Личность учителя: теория и практика» раскрывает профессиональные особенности мышления учителя, природные предпосылки, необходимые учителю, межличностные отношения учителя, его общительность, самоотношение, самооценку, способность к эмпатии, уровень конфликтности, привлекательность работы для учителя и др. Все это, действительно, необходимо. Но для профессионализма современного учителя, особенно учителя начальных классов, помимо перечисленных качеств (дополненных, к примеру, толерантностью) необходимы еще многие и многие другие. Все многообразие профессионально значимых характеристик учителя начальных классов мы условно объединим в два крупных блока: надпредметная компетентность и компетентность предметная.

Кратко раскроем их содержание:

  1. Надпредметная или внепредметная подготовка, то есть, в основном, психолого-педагогическая компетентность. Она включает в себя: психолого-педагогическую культуру учителя, знание и учет возрастных особенностей, владение разными педагогическими технологиями, знание нормативно-правовой базы;
  2. Предметная компетентность включает в себя: знания и умения, связанные с преподаваемыми предметами, владение методическими средствами структурного разложения конкретной темы с учетом ее специфики.

В вопросе о приоритетах между компонентами профессионализма ключевым на сегодняшний день является мнение В.С. Выготского: «… учитель должен быть научно образованным профессионалом и истинным учителем раньше, чем математиком или словесником». Постановка проблемы первичности отнюдь не праздная, так как, например, в преподавании математики младшим школьникам есть немало ситуаций, где дают о себе знать противоречия между ценностью математики и ценностью развития ребенка. В этом случае взрослому необходимо сделать ответственный выбор в чью пользу разрешить это противоречие. Педагог-гуманист всегда решит в пользу ребенка, а технократ – скорее в пользу науки. Чем младше ребенок и абстрактнее учебный предмет, тем более выявлены такого рода противоречия.

Как происходит становление профессионала? Например, Т.Л. Чепель, применяя оригинальное сравнение, находит аналогию между «детскими ступеньками развития» и «педагогическими возрастами». Первый – педагогическая беспомощность (младенчество, субъект деятельности не задается вопросами «зачем» или «почему»). Второй – бесстрашное экспериментирование (раннее детство). Есть здесь и «педагогическая юность» с ее поисками мировоззренческих оснований педагогической деятельности. Как связано это становление с опытом практической деятельности учителя, со стажем работы? Е.И. Рогов, например, в книге «Учитель как объект психологического исследования» резонно задает вопрос: «Хорошо или плохо долго работать в образовании (какова оптимальность стажа 5 лет, 10, 30)?». В сегодняшних непростых условиях примерный ответ на этот вопрос может звучать так. «Опыт – сын ошибок трудных» является необходимым звеном в процессе становления профессионала (неслучайно, как говорится, «за одного битого двух небитых дают»), поэтому до определенного стажа, всякий раз индивидуального, уровень профессионализма растет. Но до какого? Как его измерить? Ведь хорошо известно, что далеко не все учителя готовы не останавливаться на достигнутых положительных результатах, а продолжать наращивать свой профессионализм в высшем смысле этого слова. Так же хорошо известны случаи высокого уровня профессионализма у достаточно молодых учителей. На чем он основывается? Все эти проблемы ждут своего научного решения.

Система образования и воспитания – главный источник умножения интеллектуального потенциала общества. Ключевое положение в этой системе занимает учитель, поскольку именно он определяет прогресс общеобразовательной школы. Успех образования впрямую зависит от личности учителя, его творческого потенциала, общекультурной подготовки и профессиональной компетентности.

Анализ собственного педагогического опыта показал, что  учитель – это основная фигура при реализации на практике основных нововведений. И для успешного введения в практику различных инноваций, для реализации в новых условиях,  поставленных перед ним задач педагог должен обладать необходимым уровнем  профессиональной компетентности, желанием добиваться успеха в своей деятельности.

Профессиональный успех педагога, прежде всего, зависит от личных качеств учителя. Как он преподносит себя детям, так они и будут его воспринимать. Умение заинтересовывать ребёнка и излагать материал так, чтобы он был понятен и интересен – эти качества присущи не каждому, но нужно пытаться их развивать. Это залог успеха.

Более того, каждый учитель должен помнить, что каждый ученик это уникальная индивидуальность и одинаковый подход ко всем не даст положительных результатов. Век живи – век учись. Это нужно взять за основу в педагогической практике. Обучая, учитель развивается сам, его опыт становится богаче и таким образом он становится на путь профессионального успеха. Педагогическое мастерство требует огромного труда души, постоянного поиска, напряжения духовных и физических сил, активной работы над собой. Личность учителя представляет собой не простую совокупность свойств и характеристик, а целостное динамическое образование.

И главное – мотивация. Вот тот фундамент, на котором стоит успешная деятельность любого человека, учитель, в свою очередь, не является исключением! Если вы осознанно подходите к своей работе, отдаете себе отчет в том, что именно от вас зависит будущее многих ребят, вы знаете то, ради чего трудитесь на протяжении многих лет-то вы находитесь на пути к успеху. Не всегда, обладая достаточным багажом знаний, педагогу удается добиться успеха в педагогической деятельности. А все лишь потому, что только любовь к детям способна растопить все льды и преграды, которые лежат между учителем и учеником. Взаимопонимание – вот то, чего должен добиться каждый педагог! Известное выражение “Человеком рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают”, лишний раз убеждает меня в том, что педагог должен быть индивидуален в своем труде. Учитель-творец и то, насколько он развит творчески, то, на сколько у него есть что-то свое, что он может донести до ребенка, зависит его личностный успех не только как педагога, но и как человека.

 

Литература:

  1. Закон Республики Казахстан «Об Образовании», 2007 .
  2. Концепция развития образования в Республике Казахстан до 2015 года // Вестник образования и науки.- Алматы, 2004, № 1.-34 с.
  3. История педагогики” ч.2 – с XVII в. до сер. XX в. /под ред. ак. Пискунова А.И. – М.: Т.Ц. “Сфера”, 2007. – 350 с.
  4. Подласый И.П. Педагогика начальной школы: Учеб. пособие для студ. пед. колледжей. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2007. -400с.
  5. Рогов Е.М. Личность учителя: теория и практика. – 2006. – 512 с.
  6. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. В 2-х кн. Кн.1. Система работы с детьми разного возраста. – М.: Владос-Пресс, 2006. – 383 с.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *